рефераты бесплатно

МЕНЮ


Понятие о мировом хозяйстве

Понятие о мировом хозяйстве

РЕФЕРАТ

ПО ГЕОГРАФИИ

на тему:

“Понятие о

мировом хозяйстве”

Ученика 10 класа “А”

СУНЦ’а МГУ

Ющенко Александра.

Май 1998 года.

Содержание.

Содержание. 2

Понятие мирового хозяйства. 2

Первичный сектор мирового хозяйства. 3

Сельское хозяйство. 3

Лесное хозяйство. 4

Рыболовство. 4

Вторичный сектор мирового хозяйства. 5

Промышленность. 5

Третичный сектор мирового хозяйства. 6

Транспорт. 6

Сухопутный транспорт: три основных вида. 7

Водный транспорт: особая роль морского транспорта. 8

Воздушный транспорт. 10

Торговля. 10

Приложение. 11

Пример описания хозяйства отдельно взятой страны. 11

Место регионов и стран в мировом хозяйстве в 1995 г. 13

Список использованной литературы. 14

Понятие мирового хозяйства.

Мировое хозяйство - это исторически сложившаяся совокупность

национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными

экономическими отношениями.

Мировое хозяйство условно подразделяется на три сектора (смотри

таблицу):

|Мировое хозяйство |

|первичный сектор |вторичный сектор |третичный сектор (сектор услуг)|

|Сельское хоз-во и|Промышленность* и|Транспорт, торговля, |

|лесное хоз-во, |строительство |финансово-кредитная |

|рыболовство | |деятельность, наука, культура, |

| | |здравоохранение и др. |

*Иногда добывающую промышленность относят к первичному сектору.

Некоторые исследователи выделяют также четвертичный сектор,

объединяющий науку, управление и информационное обслуживание.

Для описания мирового хозяйства как целого рассмотрим детально

некоторые подсектора этих секторов, которые представляют наибольший

интерес.

Первичный сектор мирового хозяйства.

Сельское хозяйство.

Сельское хозяйство не только древнейшая, но и наиболее

распространенная отрасль материального производства. Действительно, в мире

нет ни одной страны, жители которой не занимались бы сельским хозяйством и

смежными отраслями - растениеводством, охотой, рыболовством. Во всем мире в

них занято около 1,1 млрд. человек.

Зерновое хозяйство мира.

|Страна |Сбор зерновых по странам мира в 1994 г., млн. т. |

| |пшеница |рис |кукуруза |

|Австралия |8,8 |1,0 |0,3 |

|Аргентина |10,7 |0,6 |10,2 |

|Великобритания |13,1 |- |- |

|Германия |16,4 |- |2,4 |

|Египет |4,4 |4,6 |4,9 |

|Индия |59,1 |118,4 |10,5 |

|Иран |11,5 |2,7 |0,2 |

|Италия |7,8 |1,3 |7,7 |

|Казахстан |9,1 |0,3 |0,2 |

|Канада |23,3 |- |7.0 |

|Китай |101,2 |178,3 |103,6 |

|Мексика |3,6 |0,4 |19,2 |

|Мьянма |0,1 |19,1 |0,3 |

|Пакистан |15,1 |5,3 |1,3 |

|Россия |32,1 |0,4 |0,9 |

|Румыния |6,0 |0,6 |9,3 |

|США |63,1 |9,0 |256,6 |

|Турция |17,5 |0,2 |1,9 |

|Украина |13,9 |- |1,5 |

|Филиппины |- |10,1 |5,4 |

|Франция |30,6 |0,1 |13,0 |

|Япония |0,5 |15,0 |- |

|Мир в целом |528,0 |534,7 |569,6 |

Повсеместность сельского хозяйства сочетается с большим разнообразием:

ученые выделяют примерно 50 различных его видов. Но все их можно объединить

в две большие группы. Во-первых, это развитое товарное сельское хозяйсто,

которое в свою очередь включает как интенсивное земледелие с плодосменными

севооборотами, интенсивное животноводство с заготовкой кормов, садоводство

и огородничество, так и экстенсивное земледелие парового и залежного типа и

пастбищное животноводство. Во-вторых,это традиционное потребительское

сельское хозяйство, включающее более отсталое плужное и мотыжное

земледелие, пастбищное животноводство, кочевое и полукочевое скотоводство,

а также еще более примитивное собирательство, охоту и рыболовство.

“Зеленая революция” - это преобразование сельского хозяйства на основе

современной агротехники. Она представляет собой одну из форм проявления

НТР. Широкое распространение это понятие получило в 60-х годах, когда вслед

за экономически развитыми странами “зеленая революция” началась и в

развивающихся странах.

“Зеленая революция включает три основных компонента. Это - выведение

новых скороспелых сортов зерновых культур, которые способствуют резкому

повышению урожайности и открывают возможность использования вторых, третьих

и даже четвертых посевов. Это - расширение ирригации[1], поскольку новые

сорта могут проявить все свои лучшие качества лишь при условии

искусственного орошения. Это, наконец, более широкое применение современной

техники, удобрений и других химикатов.

Лесное хозяйство.

География лесной и деревообрабатывающей промышленности мира во многом

определяется размещением лесных ресурсов.

В пределах северного лесного пояса заготавливается в основном хвойная

древесина, которая затем перерабатывается в пиловочник, древесные плиты,

целлюлозу, бумагу, картон. Для России, Канады, Швеции и Финляндии - важные

отрасли международной специализации. Первое место по экспорту лесной

продукции занимает Канада.

В пределах южного лесного пояса заготавливается лиственная древесина.

Здесь сложились три главных ареала лесной промышленности: Бразилия,

тропическая Африка, Юго-Восточная Азия. Заготавливаемая в них древесина

морским путем вывозится в Японию, Западную Европу, а остальная

преимущественно идет на дрова. Для изготовления бумаги в странах южного

пояса зачастую используется недревесное сырье: бамбук (Индия), багасса

(Перу), сизаль (Бразилия, Танзания), джут (Бангладеш). И тем не менее по ее

производству, особенно из расчета на душу населения, эти страны отстают

особенно сильно.

Рыболовство.

Рыболовство - один из древнейших промыслов человечества. В наши дни

это важная отрасль мирового хозяйства, обеспечивающая существование не

менее 15 млн. человек. Мировая добыча рыбы и морепродуктов уже достигла 100

млн. тонн в год.

Примерно 9/10 ее обеспечивает рыболовство в морях и океанах, воды

которых бороздят 20 - 25 тысяч рыболовных судов, 1/10 - рыболовство в

пресных водах. Значение рыбы и других “даров моря” обусловлено прежде всего

тем, что по содержанию животного белка они не уступают мясу скота и птицы,

удовлетворяя до 1/4 всех потребностей человечества в таком белке. В

развивающихся странах небольшая порция вяленой рыбы в блюде из риса нередко

служит единственным источником животного белка.

Мировой улов рыбы, 1993 год.

|Страна |Улов рыбы*, млн |Страна |Улов рыбы*, млн т.|

| |т. | | |

|Китай |17,6 |Индия |4,3 |

|Перу |8,5 |Индонезия |3,6 |

|Япония |8,1 |Таиланд |3,3 |

|Чили |6,0 |Республика Корея |2,6 |

|США |6,0 |Всего по миру |101,4 |

|Россия |4,4 | |

* Включая добычу других морепродуктов.

Хотя рыболовство распространено почти повсеместно, более половины всех

мировых уловов приходятся всего на шесть стран: Японию, Китай, Россию, США,

Чили и Перу. При этом почти вся рыба добывается в “ближних водах” -

акваториях континентального шельфа как главных рыбных пастбищах и

нерестилищах. До второй мировой войны основной район мирового рыболовства

находился в Северной Атлантике, затем его опередил район, расположенный в

северной части Тихого океана. Но после оскуднения популяций таких ценных

рыб, как атлантическая сельдь и треска, или королевских крабов Аляски

мировое рыболовство начало перемещаться из северной в тропическую и южную

зоны мирового океана.

Из общемировой добычи рыбы и морепродуктов около 15 млн. тонн

приходятся на искусственное рыборазведение, или аквакультуру, в том числе

больше половины - на разведение рыбы и других живых организмов в морской

среде (марикультуру). Аквакультура зародилась в Китае еще 4 тысячи лет

назад, и до сих пор эта страна не уступает мирового первенства. Да и в

целом более 4/5 всей продукции аквакультуры дают страны Азии.

Вторичный сектор мирового хозяйства.

Промышленность.

Промышленность - первая ведущая отрасль материального производства. В

мировой промышленности занято примерно 350 млн. человек. За последнее

столетие промышленное производство выросло в 50 раз, причем 3/4 этого

прироста приходится на вторую половину XX века. В зависимости от времени

возникновения все отрасли промышленности обычно делятся на три группы.

В первую группу входят так называемые старые отрасли -

каменноугольная, железнорудная, металлургическая, производство подвижного

состава железных дорог, судостроение, текстильная. Как правило, в наши дни

эти отрасли растут замедленными темпами. Но их воздействие на географию

мировой промышленности по-прежнему остается значительным.

Во вторую группу входят так называемые новые отрасли -

автомобилестроение, выплавка алюминия, производство пластмасс, химического

волокна. Как правило, они растут более быстрыми темпами (ежегодно с

конвейеров во всем мире сходит примерно 100 тысяч автомобилей), хотя в

последнее время и не столь быстрыми, как прежде. Будучи сосредоточены в

основном в экономически развитых, но уже довольно широко распространившихся

и в развивающихся странах, они продолжают оказывать большое воздействие на

географию мировой промышленности.

Выпыск легковых автомобилей по странам, млн штук.

|Страна или регион |1950 год |1980 год |1994 год |

|США |8,0 |8,0 |12,3 |

|Канада |0,4 |1,3 |2,3 |

|Западная Европа |2,0 |15,4 |16,0 |

|Япония |0,03 |11,0 |10,6 |

|Прочие страны |0,2 |2,7 |8,5 |

|Мир в целом |10,6 |38,5 |49,7 |

По данным “World Almanac”.

Наконец, третью группу образуют новейшие отрасли, большей частью

относящиеся к наукоемким отраслям или, как их часто называют, отраслям

“высокой технологии”. Это микроэлектроника, Вычислительная техника,

роботостроение, индустрия информатики, атомное и аэрокосмическое

производства, химия органического синтеза, микробиологическая

проиышленность - подлинные “катализаторы” НТР. Как правило, в наши дни они

растут наиболее быстрыми и устойчивыми темпами. В США, ФРГ, Великобритании,

Франции, Италии на эти отрасли приходится 35 - 40% всей валовой продукции

обрабатывающей промышленности. Воздействие их на географию мировой

промышленности все время возрастает, хотя пока ограничивается в основном

экономически развитыми и “новыми индустриальными” странами.

Третичный сектор мирового хозяйства.

Транспорт.

Транспорт является основой географического разделения труда. Объем и

структура транспортных перевозок, как правило, отражают уровень и структуру

экономики, а география транспортной сети и грузопотоков - размещение

производительных сил. Транспорт и сам активно воздействует на это

размещение, способствуя специализации и кооперированию предприятий,

отраслей, районов и стран. Без него было бы невозможно преодоление

территориального разрыва между производством и потреблением товаров и

услуг, да и общение людей.

Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в

совокупности образуют мировую транспортную сеть. Масштабы ее очень велики.

Мировая транспортная сеть.

|Виды путей сообщения |Длина, тысяч километров |

| |1950 год |1970 год |1980 год |1990 год |

|Железные дороги |1320 |1340 |1248 |1210 |

| в т.ч. |60 |125 |164 |193 |

|электрофицированные | | | | |

|Автодороги |15540 |19700 |22300 |23600 |

| в т.ч. с твердым |7645 |12150 |16000 |20000 |

|покрытием | | | | |

|Судоходные реки и каналы |560 |525 |540 |544 |

|Нефте- и продуктопроводы |175 |395 |520 |600 |

|Магистральные газопроводы |186 |545 |760 |900 |

|Воздушные пути |3300 |5510 |6900 |7900 |

По расчетам С. Б. Шлихтера (1995 год).

Все виды транспорта группируются не только по значению и уровню

развития, но и по географическим сферам их применения. В этом случае

выделяют сухопутный (наземный), водный и воздушный транспорт.

Структура перевозок мировой транспортной системы.

|Вид транспорта |Грузооборот, % |Пассажирооборот, % |

| |1950 год |1990 год |1950 год |1990 год |

|Железнодорожный |30,8 |16,0 |25,6 |11,2 |

|Автомобильный |7,5 |8,3 |74,1 |79,9 |

| в т.ч. легковой |- |- |56,8 |60,1 |

|Внутренний водный |5,6 |2,7 |0,6 |0,4 |

|Морской |51,9 |62,1 |0,8 |0,3 |

|Нефтяной трубопроводный |3,1 |7,2 |- |- |

|Газопроводный |1,1 |3,6 |- |- |

|Воздушный |0,1 |0,1 |1,2 |8,2 |

|Всего |6,88 трлн|45,7 трлн|2,5 трлн |16,1 трлн|

| |т(км |т(км |пасс(км |пасс(км |

По расчетам С. Б. Шлихтера (1995 год).

Сухопутный транспорт: три основных вида.

Автомобильный транспорт по праву можно назвать транспортом XX века. Он

зародился в начале века, а в наши дни автомобиль поистине стал одним из

неотъемлимых элементов цивилизации. Протяженность автомобильных дорог все

время растет, и уже достигла 24 млн. км; примерно половина ее приходиться

на пять стран - США, Индию, Россию, Японию и Китай. Самого высокого уровня

автоматизации достигли США, где на 1000 жителей в среднем приходится 600

автомобилей. Во многих странах Западной Европы он тоже очень высок (300 -

400 и более).

Железнодорожный транспорт, несмотря на снижение его доли в перевозках,

остается важным видом сухопутного транспорта. Мировая железнодорожная сеть

в основном сложилась еще в начале XX века. Общая протяженность ее уже в

течение длительного времени довольно стабильна (1,2 - 1,3 млн. км), но

размещение отличается очень большой неравномерностью. Хотя железные дороги

имеются в 140 странах, более 1/2 их общей длины приходится на “первую

десятку” стран: США, Россию, Канаду, Индию, Китай, Австралию, Аргентину,

Францию, ФРГ и Бразилию. По густоте сети выделяются страны Европы. Наряду с

этим имеются огромные пространства, где железнодорожная сеть очень редка

или вообще отсутствует.

Трубопроводный транспорт получил развитие прежде всего благодаря

быстрому росту добычи нефти и природного газа и тому территориальному

разрыву, который существует между главными районами их добычи и

потребления. Самые длинные трубопроводы, достигающие иногда 4 - 5 тысяч км,

построены в странах СНГ, Канаде, США, странах Ближнего Востока.

Водный транспорт: особая роль морского транспорта.

Морской транспорт - очень важная составная часть мировой транспортной

системы. Благодаря развитию морского транспорта Мировой океан уже не

столько разделяет, сколько соединяет страны и континенты. Он обслуживает

4/5 всей международной торговли.

Общая протяженность морских трасс измеряется миллионами километров.

Морские суда транспортируют главным образом массовые грузы - наливные

(нефть, нефтепродукты), навалочные и насыпные (уголь, руда, зерно,

фосфориты и др.), причем обычно на расстояние 8 - 10 тысяч км. Но

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.