Понятие о мировом хозяйстве
Понятие о мировом хозяйстве
РЕФЕРАТ
ПО ГЕОГРАФИИ
на тему:
“Понятие о
мировом хозяйстве”
Ученика 10 класа “А”
СУНЦ’а МГУ
Ющенко Александра.
Май 1998 года.
Содержание.
Содержание. 2
Понятие мирового хозяйства. 2
Первичный сектор мирового хозяйства. 3
Сельское хозяйство. 3
Лесное хозяйство. 4
Рыболовство. 4
Вторичный сектор мирового хозяйства. 5
Промышленность. 5
Третичный сектор мирового хозяйства. 6
Транспорт. 6
Сухопутный транспорт: три основных вида. 7
Водный транспорт: особая роль морского транспорта. 8
Воздушный транспорт. 10
Торговля. 10
Приложение. 11
Пример описания хозяйства отдельно взятой страны. 11
Место регионов и стран в мировом хозяйстве в 1995 г. 13
Список использованной литературы. 14
Понятие мирового хозяйства.
Мировое хозяйство - это исторически сложившаяся совокупность
национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными
экономическими отношениями.
Мировое хозяйство условно подразделяется на три сектора (смотри
таблицу):
|Мировое хозяйство |
|первичный сектор |вторичный сектор |третичный сектор (сектор услуг)|
|Сельское хоз-во и|Промышленность* и|Транспорт, торговля, |
|лесное хоз-во, |строительство |финансово-кредитная |
|рыболовство | |деятельность, наука, культура, |
| | |здравоохранение и др. |
*Иногда добывающую промышленность относят к первичному сектору.
Некоторые исследователи выделяют также четвертичный сектор,
объединяющий науку, управление и информационное обслуживание.
Для описания мирового хозяйства как целого рассмотрим детально
некоторые подсектора этих секторов, которые представляют наибольший
интерес.
Первичный сектор мирового хозяйства.
Сельское хозяйство.
Сельское хозяйство не только древнейшая, но и наиболее
распространенная отрасль материального производства. Действительно, в мире
нет ни одной страны, жители которой не занимались бы сельским хозяйством и
смежными отраслями - растениеводством, охотой, рыболовством. Во всем мире в
них занято около 1,1 млрд. человек.
Зерновое хозяйство мира.
|Страна |Сбор зерновых по странам мира в 1994 г., млн. т. |
| |пшеница |рис |кукуруза |
|Австралия |8,8 |1,0 |0,3 |
|Аргентина |10,7 |0,6 |10,2 |
|Великобритания |13,1 |- |- |
|Германия |16,4 |- |2,4 |
|Египет |4,4 |4,6 |4,9 |
|Индия |59,1 |118,4 |10,5 |
|Иран |11,5 |2,7 |0,2 |
|Италия |7,8 |1,3 |7,7 |
|Казахстан |9,1 |0,3 |0,2 |
|Канада |23,3 |- |7.0 |
|Китай |101,2 |178,3 |103,6 |
|Мексика |3,6 |0,4 |19,2 |
|Мьянма |0,1 |19,1 |0,3 |
|Пакистан |15,1 |5,3 |1,3 |
|Россия |32,1 |0,4 |0,9 |
|Румыния |6,0 |0,6 |9,3 |
|США |63,1 |9,0 |256,6 |
|Турция |17,5 |0,2 |1,9 |
|Украина |13,9 |- |1,5 |
|Филиппины |- |10,1 |5,4 |
|Франция |30,6 |0,1 |13,0 |
|Япония |0,5 |15,0 |- |
|Мир в целом |528,0 |534,7 |569,6 |
Повсеместность сельского хозяйства сочетается с большим разнообразием:
ученые выделяют примерно 50 различных его видов. Но все их можно объединить
в две большие группы. Во-первых, это развитое товарное сельское хозяйсто,
которое в свою очередь включает как интенсивное земледелие с плодосменными
севооборотами, интенсивное животноводство с заготовкой кормов, садоводство
и огородничество, так и экстенсивное земледелие парового и залежного типа и
пастбищное животноводство. Во-вторых,это традиционное потребительское
сельское хозяйство, включающее более отсталое плужное и мотыжное
земледелие, пастбищное животноводство, кочевое и полукочевое скотоводство,
а также еще более примитивное собирательство, охоту и рыболовство.
“Зеленая революция” - это преобразование сельского хозяйства на основе
современной агротехники. Она представляет собой одну из форм проявления
НТР. Широкое распространение это понятие получило в 60-х годах, когда вслед
за экономически развитыми странами “зеленая революция” началась и в
развивающихся странах.
“Зеленая революция включает три основных компонента. Это - выведение
новых скороспелых сортов зерновых культур, которые способствуют резкому
повышению урожайности и открывают возможность использования вторых, третьих
и даже четвертых посевов. Это - расширение ирригации[1], поскольку новые
сорта могут проявить все свои лучшие качества лишь при условии
искусственного орошения. Это, наконец, более широкое применение современной
техники, удобрений и других химикатов.
Лесное хозяйство.
География лесной и деревообрабатывающей промышленности мира во многом
определяется размещением лесных ресурсов.
В пределах северного лесного пояса заготавливается в основном хвойная
древесина, которая затем перерабатывается в пиловочник, древесные плиты,
целлюлозу, бумагу, картон. Для России, Канады, Швеции и Финляндии - важные
отрасли международной специализации. Первое место по экспорту лесной
продукции занимает Канада.
В пределах южного лесного пояса заготавливается лиственная древесина.
Здесь сложились три главных ареала лесной промышленности: Бразилия,
тропическая Африка, Юго-Восточная Азия. Заготавливаемая в них древесина
морским путем вывозится в Японию, Западную Европу, а остальная
преимущественно идет на дрова. Для изготовления бумаги в странах южного
пояса зачастую используется недревесное сырье: бамбук (Индия), багасса
(Перу), сизаль (Бразилия, Танзания), джут (Бангладеш). И тем не менее по ее
производству, особенно из расчета на душу населения, эти страны отстают
особенно сильно.
Рыболовство.
Рыболовство - один из древнейших промыслов человечества. В наши дни
это важная отрасль мирового хозяйства, обеспечивающая существование не
менее 15 млн. человек. Мировая добыча рыбы и морепродуктов уже достигла 100
млн. тонн в год.
Примерно 9/10 ее обеспечивает рыболовство в морях и океанах, воды
которых бороздят 20 - 25 тысяч рыболовных судов, 1/10 - рыболовство в
пресных водах. Значение рыбы и других “даров моря” обусловлено прежде всего
тем, что по содержанию животного белка они не уступают мясу скота и птицы,
удовлетворяя до 1/4 всех потребностей человечества в таком белке. В
развивающихся странах небольшая порция вяленой рыбы в блюде из риса нередко
служит единственным источником животного белка.
Мировой улов рыбы, 1993 год.
|Страна |Улов рыбы*, млн |Страна |Улов рыбы*, млн т.|
| |т. | | |
|Китай |17,6 |Индия |4,3 |
|Перу |8,5 |Индонезия |3,6 |
|Япония |8,1 |Таиланд |3,3 |
|Чили |6,0 |Республика Корея |2,6 |
|США |6,0 |Всего по миру |101,4 |
|Россия |4,4 | |
* Включая добычу других морепродуктов.
Хотя рыболовство распространено почти повсеместно, более половины всех
мировых уловов приходятся всего на шесть стран: Японию, Китай, Россию, США,
Чили и Перу. При этом почти вся рыба добывается в “ближних водах” -
акваториях континентального шельфа как главных рыбных пастбищах и
нерестилищах. До второй мировой войны основной район мирового рыболовства
находился в Северной Атлантике, затем его опередил район, расположенный в
северной части Тихого океана. Но после оскуднения популяций таких ценных
рыб, как атлантическая сельдь и треска, или королевских крабов Аляски
мировое рыболовство начало перемещаться из северной в тропическую и южную
зоны мирового океана.
Из общемировой добычи рыбы и морепродуктов около 15 млн. тонн
приходятся на искусственное рыборазведение, или аквакультуру, в том числе
больше половины - на разведение рыбы и других живых организмов в морской
среде (марикультуру). Аквакультура зародилась в Китае еще 4 тысячи лет
назад, и до сих пор эта страна не уступает мирового первенства. Да и в
целом более 4/5 всей продукции аквакультуры дают страны Азии.
Вторичный сектор мирового хозяйства.
Промышленность.
Промышленность - первая ведущая отрасль материального производства. В
мировой промышленности занято примерно 350 млн. человек. За последнее
столетие промышленное производство выросло в 50 раз, причем 3/4 этого
прироста приходится на вторую половину XX века. В зависимости от времени
возникновения все отрасли промышленности обычно делятся на три группы.
В первую группу входят так называемые старые отрасли -
каменноугольная, железнорудная, металлургическая, производство подвижного
состава железных дорог, судостроение, текстильная. Как правило, в наши дни
эти отрасли растут замедленными темпами. Но их воздействие на географию
мировой промышленности по-прежнему остается значительным.
Во вторую группу входят так называемые новые отрасли -
автомобилестроение, выплавка алюминия, производство пластмасс, химического
волокна. Как правило, они растут более быстрыми темпами (ежегодно с
конвейеров во всем мире сходит примерно 100 тысяч автомобилей), хотя в
последнее время и не столь быстрыми, как прежде. Будучи сосредоточены в
основном в экономически развитых, но уже довольно широко распространившихся
и в развивающихся странах, они продолжают оказывать большое воздействие на
географию мировой промышленности.
Выпыск легковых автомобилей по странам, млн штук.
|Страна или регион |1950 год |1980 год |1994 год |
|США |8,0 |8,0 |12,3 |
|Канада |0,4 |1,3 |2,3 |
|Западная Европа |2,0 |15,4 |16,0 |
|Япония |0,03 |11,0 |10,6 |
|Прочие страны |0,2 |2,7 |8,5 |
|Мир в целом |10,6 |38,5 |49,7 |
По данным “World Almanac”.
Наконец, третью группу образуют новейшие отрасли, большей частью
относящиеся к наукоемким отраслям или, как их часто называют, отраслям
“высокой технологии”. Это микроэлектроника, Вычислительная техника,
роботостроение, индустрия информатики, атомное и аэрокосмическое
производства, химия органического синтеза, микробиологическая
проиышленность - подлинные “катализаторы” НТР. Как правило, в наши дни они
растут наиболее быстрыми и устойчивыми темпами. В США, ФРГ, Великобритании,
Франции, Италии на эти отрасли приходится 35 - 40% всей валовой продукции
обрабатывающей промышленности. Воздействие их на географию мировой
промышленности все время возрастает, хотя пока ограничивается в основном
экономически развитыми и “новыми индустриальными” странами.
Третичный сектор мирового хозяйства.
Транспорт.
Транспорт является основой географического разделения труда. Объем и
структура транспортных перевозок, как правило, отражают уровень и структуру
экономики, а география транспортной сети и грузопотоков - размещение
производительных сил. Транспорт и сам активно воздействует на это
размещение, способствуя специализации и кооперированию предприятий,
отраслей, районов и стран. Без него было бы невозможно преодоление
территориального разрыва между производством и потреблением товаров и
услуг, да и общение людей.
Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в
совокупности образуют мировую транспортную сеть. Масштабы ее очень велики.
Мировая транспортная сеть.
|Виды путей сообщения |Длина, тысяч километров |
| |1950 год |1970 год |1980 год |1990 год |
|Железные дороги |1320 |1340 |1248 |1210 |
| в т.ч. |60 |125 |164 |193 |
|электрофицированные | | | | |
|Автодороги |15540 |19700 |22300 |23600 |
| в т.ч. с твердым |7645 |12150 |16000 |20000 |
|покрытием | | | | |
|Судоходные реки и каналы |560 |525 |540 |544 |
|Нефте- и продуктопроводы |175 |395 |520 |600 |
|Магистральные газопроводы |186 |545 |760 |900 |
|Воздушные пути |3300 |5510 |6900 |7900 |
По расчетам С. Б. Шлихтера (1995 год).
Все виды транспорта группируются не только по значению и уровню
развития, но и по географическим сферам их применения. В этом случае
выделяют сухопутный (наземный), водный и воздушный транспорт.
Структура перевозок мировой транспортной системы.
|Вид транспорта |Грузооборот, % |Пассажирооборот, % |
| |1950 год |1990 год |1950 год |1990 год |
|Железнодорожный |30,8 |16,0 |25,6 |11,2 |
|Автомобильный |7,5 |8,3 |74,1 |79,9 |
| в т.ч. легковой |- |- |56,8 |60,1 |
|Внутренний водный |5,6 |2,7 |0,6 |0,4 |
|Морской |51,9 |62,1 |0,8 |0,3 |
|Нефтяной трубопроводный |3,1 |7,2 |- |- |
|Газопроводный |1,1 |3,6 |- |- |
|Воздушный |0,1 |0,1 |1,2 |8,2 |
|Всего |6,88 трлн|45,7 трлн|2,5 трлн |16,1 трлн|
| |т(км |т(км |пасс(км |пасс(км |
По расчетам С. Б. Шлихтера (1995 год).
Сухопутный транспорт: три основных вида.
Автомобильный транспорт по праву можно назвать транспортом XX века. Он
зародился в начале века, а в наши дни автомобиль поистине стал одним из
неотъемлимых элементов цивилизации. Протяженность автомобильных дорог все
время растет, и уже достигла 24 млн. км; примерно половина ее приходиться
на пять стран - США, Индию, Россию, Японию и Китай. Самого высокого уровня
автоматизации достигли США, где на 1000 жителей в среднем приходится 600
автомобилей. Во многих странах Западной Европы он тоже очень высок (300 -
400 и более).
Железнодорожный транспорт, несмотря на снижение его доли в перевозках,
остается важным видом сухопутного транспорта. Мировая железнодорожная сеть
в основном сложилась еще в начале XX века. Общая протяженность ее уже в
течение длительного времени довольно стабильна (1,2 - 1,3 млн. км), но
размещение отличается очень большой неравномерностью. Хотя железные дороги
имеются в 140 странах, более 1/2 их общей длины приходится на “первую
десятку” стран: США, Россию, Канаду, Индию, Китай, Австралию, Аргентину,
Францию, ФРГ и Бразилию. По густоте сети выделяются страны Европы. Наряду с
этим имеются огромные пространства, где железнодорожная сеть очень редка
или вообще отсутствует.
Трубопроводный транспорт получил развитие прежде всего благодаря
быстрому росту добычи нефти и природного газа и тому территориальному
разрыву, который существует между главными районами их добычи и
потребления. Самые длинные трубопроводы, достигающие иногда 4 - 5 тысяч км,
построены в странах СНГ, Канаде, США, странах Ближнего Востока.
Водный транспорт: особая роль морского транспорта.
Морской транспорт - очень важная составная часть мировой транспортной
системы. Благодаря развитию морского транспорта Мировой океан уже не
столько разделяет, сколько соединяет страны и континенты. Он обслуживает
4/5 всей международной торговли.
Общая протяженность морских трасс измеряется миллионами километров.
Морские суда транспортируют главным образом массовые грузы - наливные
(нефть, нефтепродукты), навалочные и насыпные (уголь, руда, зерно,
фосфориты и др.), причем обычно на расстояние 8 - 10 тысяч км. Но
Страницы: 1, 2
|