рефераты бесплатно

МЕНЮ


Сирия

преимущественно на богаре, урожаи на котором в большой мере зависят от

погодных условий, а потому отличаются нестабильностью, Тем не менее

прослеживается тенденция к медленному росту урожайности в связи с принятием

более передовых технологий, улучшения обработки почвы, использования

сортовых семян, внедрения новых социальных форм организации производства.

Следующий по важности в зерновом балансе страны культурой является

ячмень, основные районы возделывания которого формируются вокруг Халеба,

Хомса, Хамы, Хасеке, Дейр-эз-Зора на угодьях, несколько даже превосходящих

площади под пшеницей.

Третье место в производстве зерновых, хотя и в значительно меньших

размерах по сравнению с указанными выше культурами, занимает кукуруза,

площади под которой имеют тенденцию к росту.

Издавна в зерновом балансе страны известное место занимало сорго. На

протяжении десятилетий оно было одной из наиболее распространенных культур,

возделывавшихся в районе предгорий на богарных участках. Ее популярность

определялась высокой степенью утилизации злаков, устойчивостью к погодным

условиям.

Однако в связи с повышением уровня жизни и изменением стандартов

питания это растение начинает постепенно вытесняться с крестьянских полей.

Начиная с 70-х годов в Сирии осуществляются настойчивые попытки

возделывания риса. Основные эксперименты с этой культурой проводятся на

обильно орошаемых землях в долине Евфрата в специально созданных хозяйствах

в рамках пилот-проекта. Внедряются преимущественно скороспелые формы,

обладающие хорошими вкусовыми качествами. Включение в состав местного

злакового ассортимента риса вызвано его высокой товарностью, необходимостью

сократить импорт и разнообразить рацион питания населения.

Однако пока, несмотря на благоприятные прогнозы, в Сирии нет сколько-

нибудь заметных свидетельств о завершении экспериментов и перехода к

производству риса на расширенной основе.

Зернобобовые культуры возделываются в относительно небольших

количествах в основном для внутреннего потребления. Самая популярная

культура – неприхотливая к условиям выращивания чечевица, пищевые и

кормовые сорта которой постоянно пользуются высоким спросом на рынке.

Главный район ее производства – мухафаза Халеб, хотя очаговые посевы

встречаются и в других районах. Большое место в посевах зернобобовых

отводится гороху, который в отдельные годы по такому показателю, как

посевные угодья, превосходит чечевицу.

Для пищевых целей культивируются и другие виды зернобобовых, в

частности фасоль, бобы, некоторые местные сорта стручковых.

В структуру сельскохозяйственного производства составной частью входит

производство трав, формирующих определенную долю кормового фонда. Основная

травяная культура – вика, заготовляемая на зерно и сено. Районы ее

выращивания протянулись с севера на юг по линии Халеб – Дерьа. Помимо вики

имеет распространение арабский люпин. В меньших размерах практикуется

производство люцерны и клевера, посевы которых занимают преимущественно

междурядья в садовых хозяйствах. В целом под посевами кормовых трав в Сирии

ежегодно находятся 40 – 60 тыс. га.

В Сирии производятся 12 видов технических культур. Среди них ведущая

роль принадлежит хлопчатнику. В течение последних 10 лет площади под

хлопчатником составляют 140 – 180 тыс. га, хотя прежде были значительно

небольшими. Наиболее крупные массивы посевов расположены в долине Евфрата,

примерно четверть валового сбора хлопка приходится на зону предгорий между

Халебом и Хомсом, относительно небольшую часть урожая снимают с плантаций в

мухафазе Латакия. С начала 80-х годов прослеживается последовательное

нарастание урожаев, которые не опускаются ниже отметки 400 тыс. тонн.

Вторая по величине засеваемых угодий культура – кунжут, возделываемый

главным образом в долине Евфрата, между Раккой и Абу-Кемалем и отчасти в

мухафазах Хомс, Хама, Латакия.

Сирия известна как крупный производитель всемирно известных сортов

табака, а табаководство – важная отрасль сельского хозяйства. Под посевами

табака занято примерно 14 тыс. га, а производство его составляет в среднем

20 тыс. тонн и сконцентрировано в основном в мухафазе Латакия. Табаки

«латакийской» группы особенно ценятся на европейских рынках, а

разновидность местного табака – тумбак – используется курильщиками наргиле

во многих странах Востока.

Свекловодство также представляет собою перспективную отрасль сельского

хозяйства. В стране остро стоит проблема увеличения производства сахара, в

связи с чем расширение посевов и повышение урожайности – актуальная задача.

В середине 70-х годов возобладало требование увеличивать посевы свеклы за

счет сокращения площадей под другими культурами, в частности хлопком.

Ныне свекла выращивается в западной части страны – Хомсе, Эль-Габе,

Телль-Сальхабе, а также на востоке, в долине Евфрата, на площадях в 30 – 33

тыс. га. На сопоставимых по размерам угодьях возделывается и сахарный

тростник.

Выращиваются и другие технические культуры, в частности подсолнечник,

арахис, индийское сорго, используемое для вязания циновок и веников, тмин,

анис, некоторые другие на незначительных площадях.

Сирия – крупный производитель овощных и бахчевых культур, из них

перечень только основных насчитывает до 25 видов. Выращиваемые формы

различаются по срокам созревания, в связи с чем поступают на рынок

равномерно в течение значительной части года. Занятая под ними площадь

стабильна и составляет в среднем за ряд лет 260 тыс. га. По размерам

отведенного клина (около 70%) резко выделяются арбузы, томаты, картофель,

дыни, огурцы, капуста, бамья. Урожай их реализуется в основном на

внутреннем рынке.

Сирия еще и традиционный центр садоводства, в котором культивируется

20 видов плодовых культур на площади, превышающей 600 тыс. га. Наиболее

древней и распространенной является культура олив, необычайно разнообразных

по качеству и внешнему виду, посадки которой систематически растут и ныне

достигают 400 тыс. га. Районы ее производства протянулись вдоль побережья,

расположены в предгорьях, частично на горных склонах.

Сирия – один из крупнейших очагов виноградарства. Основные плантации

этой культуры (67 тыс. га) сосредоточены в мухафазах Халеб, Идлиб, Эс-

Сувейда, Хомс. Наиболее популярны местные сорта с крупными светлыми

ягодами, отличающиеся высокими вкусовыми качествами. В стране насчитывается

более 50 млн. лоз.

Из других садовых культур в наибольшей степени распространены

фисташки, яблоки, миндаль, финики, вишня. Растущее внимание уделяется

абрикосу – перспективной экспортной культуре, продукты переработки которой

– урюк, курага – обладают лечебными свойствами.

Из цитрусовых, под которые отводится до 20 тыс. га, выделяются

апельсины.

Животноводство – вторая по значению отрасль сельского хозяйства Сирии,

развивающаяся, однако, преимущественно на экстенсивной основе. Молочное

стадо страны насчитывает около 500 тыс. голов, из которых 60% - дойные

коровы. В целом поголовье крупного скота, включая верблюдов, колеблется в

пределах 700 – 800 тыс. голов.

Мелкий рогатый скот представлен в основном козами, численность которых

составляет 1 – 1 .2 млн., и овцами, поголовье которых крайне нестабильно и

в разные годы варьируется в пределах от 10 до 12 млн. голов. Имеются и

другие виды скота, используемого для перевозки грузов или в качестве тягла,

в частности лошади и мулы, стадо которых сокращается и ныне составляет

соответственно 30 и 20 тыс. голов, а также ослы, поголовье которых

поддерживается на уровне 190 – 200 тысяч.

Птицеводство как высокодоходная отрасль получила толчок к развитию в

70-е годы, когда стали интенсивно складываться птицеводческие хозяйства

капиталистического типа, относящиеся в своей массе к категории пригородных

хозяйств. Общая численность поголовья ныне достигает 19 млн. В малых

количествах разводятся гуси, утки, в относительно больших – индейки и

голуби.

Сохраняется и база для развития пчеловодства в виде 120 – 150 тыс.

ульев, отдельные хозяйства также не отказываются от традиционного для Сирии

и в прежние времена занятия, связанного с разведением тутового шелкопряда.

Рыболовство занимает по-прежнему скромное место в структуре

сельскохозяйственного производства, хотя в течение последних лет

наблюдается рост улова, превышающий ныне 11 тыс. тонн в год. При этом

морское рыболовство сдает позиции речному, которое обеспечивает более 75%

совокупной продукции рыболовецких хозяйств.

9. Транспорт

Транспорт в Сирии развит слабо. Важнейшую роль в перевозке грузов и

пассажиров внутри страны играет автомобильный транспорт. Перемещение

пассажиро- и грузопотоков осуществляется ныне по единой сети автодорог,

которая продолжает совершенствоваться. Исторически сложившаяся система

автодорог в основном концентрировалась в западной части страны вдоль

средиземноморского побережья и по оси север-юг, что отвечало экономическим

потребностям и определялось уровнем хозяйственного развития расположенных

здесь территорий.

Главные транспортные артерии страны протянулись от турецкой границы до

иорданской по линии Баб–эль-Хауа – Хама – Хомс – Дамаск – Деръа (470 км),

от турецкой границы до ливанской - Кассаб – Латакия – Банияс – Тартус

(170 км) и далее на Триполи, Бейрут, Сайду, от ливанской границы до

иракской – Дамаск – Абу-Шамат (300 км) до Багдада.

В 70 – 80-е годы значительно увеличилась протяженность дорог с

усовершенствованным покрытием. Ныне длина асфальтобетонных шоссе достигает

почти 40 тыс. км. Развитие дорожной сети сопровождалось наращиванием

автомобильного парка. Во второй половине 90-х годов в стране насчитывалось

до 490 тыс. транспортных единиц всех видов. По сравнению с 1980 годом к

концу десятилетия заметно возросло число пикапов, микроавтобусов, грузовых

машин.

В Дамаске и в столичной мухафазе сосредоточено 35% транспортных

средств и около 50% легковых автомашин. Автопарк страны разнотипен. В нем

велик удельный вес японских автомобилей, имеется определенное число машин

западноевропейских марок.

Железнодорожный транспорт в национальной транспортной системе занимает

второе место после автомобильного, хотя в Сирии он появился значительно

раньше: первая железная дорожная линия Дамаск – Бейрут была открыта в 1885

году. Исторически в Сирии сложились 2 центра железнодорожного

строительства: в южной части, связанной с Ливаном, прокладывалась узкая

колея, на севере использовалась стандартная. В результате сеть дорог

оказывалась искусственно разорванной. В 1995 году сирийское правительство

выкупило все имевшиеся к тому времени железные дороги, находившиеся в руках

иностранного капитала, и приступило позднее к сооружению сети дорог,

отвечавших международному стандарту.

В настоящее время ведется сооружение линии Тартус – Латакия,

намечается прокладка железных дорог Дамаск – Деръа и Дейр-эз-Зор – Абу-

Кемаль. Общая протяженность железных дорог страны составляет ныне около 3

тыс. км.

Авиационный транспорт начал развиваться развиваться в Сирии со второй

половины 60-х годов. Ограниченность национальной территории и относительно

небольшие потребности в перевозке людей и груза по воздуху – фактор,

существенно сдерживающий применение воздушного транспорта на внутренних

линиях. Тем не менее местные авиатрассы связывают не только Дамаск, Халеб,

Эль-Камышлы, Латакию, Дейр-эз-Зор, Тадмор, Хомс, где имеются

соответствующие аэродромы и службы обеспечения полетов, но и некоторые

другие населенные пункты, в которых сооружены взлетно-посадочные площадки.

При этом все полеты осуществляются из центра на периферию и обратно по

линейным маршрутам, и между собой провинциальные города не связаны.

Гражданская авиация, изначально создававшаяся усилиями государства,

находится в ведении государственной организации «Эль-хутут эль-джавийя эс-

сурийя» - «Сириэнэар». В середине 90-х годов национальный самолетный парк

насчитывал 12 самолетов, обслуживаемых сирийскими экипажами.

К началу 80-х годов полностью вступил в строй международный аэропорт

Дамаска (примерно 30 км от столицы), оснащенный по последнему слову техники

и способный принимать самые современные авиалайнеры, в том числе аэробусы,

и перерабатывать большие количества грузов. Аэродром располагает двумя

взлетно-посадочными полосами длиной 2,6 и 2,7 км, шириной 60 м. Пропускная

способность аэропорта – 2 млн. пассажиров в год.

Водный транспорт не получил распространения в Сирии. Несмотря на

наличие внутренних водоемов и рек, в стране практически отсутствует речное

водоходство из-за нерегулярности стока и бурного нрава рек. Даже на

наиболее полноводном Евфрате речные перевозки осуществляются, в основном,

на коротких маршрутах.

Собственный морской транспорт, хотя Сирия имеет выход к морю,

находится в зачаточном состоянии и состоит, главным образом, из нескольких

сухогрузов среднего тоннажа, перемещающихся в пределах средиземноморского

бассейна. Функции маломерного флота ограничиваются каботажными перевозками

на морском участке от Турции до Ливана.

Основной объем торговых экспортно-импортных операций осуществляется

через Латакию и Тартус – крупные национальные порты, а также Банияс,

используемый как нефтеналивной терминал.

Трубопроводный транспорт представлен в первую очередь нефтепроводами

для транзитной перекачки сырой нефти из Ирака и Саудовской Аравии к

средиземноморскому побережью. Три трассы на маршруте Киркук – Триполи были

построены в разное время в 30-е, 40-е и 60-е годы. В 50-е годы проложены

нитки Киркук – Банияс и Абкайк – Сайда. Дублирование нефтепроводов было

вызвано малой пропускной способностью первых линий, недостаток, который

устранен путем увеличения диаметров последующих.

В стране создана сеть внутренних нефтепроводов для транспортировки

жидких углеводов от мест добычи к местам переработки в Хомсе и Баниясе и

для доставки на нефтеналивной терминал в порт Банияс. В 1968 году была

проложена главная линия Карачук – Хомс – Тартус протяженностью 650 км и

пропускной способностью 8 млн. т в год.

10. Внешнеэкономические связи

Внешняя торговля играет большую роль в экономической жизни Сирии.

Слабое развитие промышленности обусловливает крайнюю зависимость страны от

импорта промышленных товаров широкой номенклатуры. Сирия полностью

покрывает за счет импорта свои потребности в машинах и оборудовании,

средствах транспорта, черных металлах и многих других видах промышленной

продукции.

С другой стороны, в силу однобокого развития сельского хозяйства Сирия

зависит от вывоза многих видов сельскохозяйственной продукции.

Общие итоги торговли,

млн. сир. ф., текущие цены

|Год |Экспорт |Импорт |Оборот |Сальдо |% покрытия |

| | | | | |импорта |

| | | | | |экспортом |

|1970 |775 |1365 |2140 |-590 |56,8 |

|1975 |3440 |6236 |9676 |-2796 |55,2 |

|1980 |8273 |16188 |24461 |-7915 |51,1 |

|1985 |6427 |15570 |21997 |-9143 |41,3 |

|1990 |47282 |26936 |74218 |+20346 |175,5 |

|1995 |44562 |52856 |97418 |-8294 |84,3 |

Основными экспортными статьями были и остаются продовольствие, сырье и

топливо, на которые в 70-е – 90-е годы приходилось в среднем свыше 75%

общей стоимости экспорта. Все более заметную роль в экспорте Сирии играет

вывоз химических товаров, оборудования и готовых промышленных изделий. В

экспорте страны появились такие изделия, как красители, пластик, моющие

средства, парфюмерия, оборудование для рытья колодцев, лебедки,

электрооборудование и бытовые приборы, металлические изделия и др.

Но в товарной структуре промышленного экспорта основное место занимали

хлопчатобумажная пряжа, обувь, различные текстильные товары, продукция

пищевой промышленности, цемент и т.д., то есть несложные в технологическом

отношении товары.

Несмотря на то, что вывоз топлива занял основное место в экспорте

страны, Сирия по-прежнему вынуждена импортировать нефть и нефтепродукты во

все возрастающих количествах. Это объясняется тем, что страна в течение

долгого времени получала нефть легких фракций из Ирака и Саудовской Аравии,

и поэтому ее завод были построены с расчетом на переработку именно

привозной легкой нефти, а не собственной нефти тяжелых фракций.

Еще одна важная импортная статья – готовые промышленные изделия, ввоз

которых составляет в среднем 20 – 22% общей стоимости импорта. Основное

место в нем занимает прокат черных и цветных металлов, металлоконструкции,

научные приборы и инструменты.

Развитые капиталистические государства в 70 – 90-е годы занимали

ведущее место во внешней торговли Сирии. На них приходилось свыше 50% всей

стоимости сирийской торговли. Сирия поставляет этим странам нефть,

некоторые сельскохозяйственные товары (сушеный лук, бобовые, табак, хлопок)

и готовые промышленные изделия (хлопчатобумажные ткани и пряжу, одежду,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.