Сирия
преимущественно на богаре, урожаи на котором в большой мере зависят от
погодных условий, а потому отличаются нестабильностью, Тем не менее
прослеживается тенденция к медленному росту урожайности в связи с принятием
более передовых технологий, улучшения обработки почвы, использования
сортовых семян, внедрения новых социальных форм организации производства.
Следующий по важности в зерновом балансе страны культурой является
ячмень, основные районы возделывания которого формируются вокруг Халеба,
Хомса, Хамы, Хасеке, Дейр-эз-Зора на угодьях, несколько даже превосходящих
площади под пшеницей.
Третье место в производстве зерновых, хотя и в значительно меньших
размерах по сравнению с указанными выше культурами, занимает кукуруза,
площади под которой имеют тенденцию к росту.
Издавна в зерновом балансе страны известное место занимало сорго. На
протяжении десятилетий оно было одной из наиболее распространенных культур,
возделывавшихся в районе предгорий на богарных участках. Ее популярность
определялась высокой степенью утилизации злаков, устойчивостью к погодным
условиям.
Однако в связи с повышением уровня жизни и изменением стандартов
питания это растение начинает постепенно вытесняться с крестьянских полей.
Начиная с 70-х годов в Сирии осуществляются настойчивые попытки
возделывания риса. Основные эксперименты с этой культурой проводятся на
обильно орошаемых землях в долине Евфрата в специально созданных хозяйствах
в рамках пилот-проекта. Внедряются преимущественно скороспелые формы,
обладающие хорошими вкусовыми качествами. Включение в состав местного
злакового ассортимента риса вызвано его высокой товарностью, необходимостью
сократить импорт и разнообразить рацион питания населения.
Однако пока, несмотря на благоприятные прогнозы, в Сирии нет сколько-
нибудь заметных свидетельств о завершении экспериментов и перехода к
производству риса на расширенной основе.
Зернобобовые культуры возделываются в относительно небольших
количествах в основном для внутреннего потребления. Самая популярная
культура – неприхотливая к условиям выращивания чечевица, пищевые и
кормовые сорта которой постоянно пользуются высоким спросом на рынке.
Главный район ее производства – мухафаза Халеб, хотя очаговые посевы
встречаются и в других районах. Большое место в посевах зернобобовых
отводится гороху, который в отдельные годы по такому показателю, как
посевные угодья, превосходит чечевицу.
Для пищевых целей культивируются и другие виды зернобобовых, в
частности фасоль, бобы, некоторые местные сорта стручковых.
В структуру сельскохозяйственного производства составной частью входит
производство трав, формирующих определенную долю кормового фонда. Основная
травяная культура – вика, заготовляемая на зерно и сено. Районы ее
выращивания протянулись с севера на юг по линии Халеб – Дерьа. Помимо вики
имеет распространение арабский люпин. В меньших размерах практикуется
производство люцерны и клевера, посевы которых занимают преимущественно
междурядья в садовых хозяйствах. В целом под посевами кормовых трав в Сирии
ежегодно находятся 40 – 60 тыс. га.
В Сирии производятся 12 видов технических культур. Среди них ведущая
роль принадлежит хлопчатнику. В течение последних 10 лет площади под
хлопчатником составляют 140 – 180 тыс. га, хотя прежде были значительно
небольшими. Наиболее крупные массивы посевов расположены в долине Евфрата,
примерно четверть валового сбора хлопка приходится на зону предгорий между
Халебом и Хомсом, относительно небольшую часть урожая снимают с плантаций в
мухафазе Латакия. С начала 80-х годов прослеживается последовательное
нарастание урожаев, которые не опускаются ниже отметки 400 тыс. тонн.
Вторая по величине засеваемых угодий культура – кунжут, возделываемый
главным образом в долине Евфрата, между Раккой и Абу-Кемалем и отчасти в
мухафазах Хомс, Хама, Латакия.
Сирия известна как крупный производитель всемирно известных сортов
табака, а табаководство – важная отрасль сельского хозяйства. Под посевами
табака занято примерно 14 тыс. га, а производство его составляет в среднем
20 тыс. тонн и сконцентрировано в основном в мухафазе Латакия. Табаки
«латакийской» группы особенно ценятся на европейских рынках, а
разновидность местного табака – тумбак – используется курильщиками наргиле
во многих странах Востока.
Свекловодство также представляет собою перспективную отрасль сельского
хозяйства. В стране остро стоит проблема увеличения производства сахара, в
связи с чем расширение посевов и повышение урожайности – актуальная задача.
В середине 70-х годов возобладало требование увеличивать посевы свеклы за
счет сокращения площадей под другими культурами, в частности хлопком.
Ныне свекла выращивается в западной части страны – Хомсе, Эль-Габе,
Телль-Сальхабе, а также на востоке, в долине Евфрата, на площадях в 30 – 33
тыс. га. На сопоставимых по размерам угодьях возделывается и сахарный
тростник.
Выращиваются и другие технические культуры, в частности подсолнечник,
арахис, индийское сорго, используемое для вязания циновок и веников, тмин,
анис, некоторые другие на незначительных площадях.
Сирия – крупный производитель овощных и бахчевых культур, из них
перечень только основных насчитывает до 25 видов. Выращиваемые формы
различаются по срокам созревания, в связи с чем поступают на рынок
равномерно в течение значительной части года. Занятая под ними площадь
стабильна и составляет в среднем за ряд лет 260 тыс. га. По размерам
отведенного клина (около 70%) резко выделяются арбузы, томаты, картофель,
дыни, огурцы, капуста, бамья. Урожай их реализуется в основном на
внутреннем рынке.
Сирия еще и традиционный центр садоводства, в котором культивируется
20 видов плодовых культур на площади, превышающей 600 тыс. га. Наиболее
древней и распространенной является культура олив, необычайно разнообразных
по качеству и внешнему виду, посадки которой систематически растут и ныне
достигают 400 тыс. га. Районы ее производства протянулись вдоль побережья,
расположены в предгорьях, частично на горных склонах.
Сирия – один из крупнейших очагов виноградарства. Основные плантации
этой культуры (67 тыс. га) сосредоточены в мухафазах Халеб, Идлиб, Эс-
Сувейда, Хомс. Наиболее популярны местные сорта с крупными светлыми
ягодами, отличающиеся высокими вкусовыми качествами. В стране насчитывается
более 50 млн. лоз.
Из других садовых культур в наибольшей степени распространены
фисташки, яблоки, миндаль, финики, вишня. Растущее внимание уделяется
абрикосу – перспективной экспортной культуре, продукты переработки которой
– урюк, курага – обладают лечебными свойствами.
Из цитрусовых, под которые отводится до 20 тыс. га, выделяются
апельсины.
Животноводство – вторая по значению отрасль сельского хозяйства Сирии,
развивающаяся, однако, преимущественно на экстенсивной основе. Молочное
стадо страны насчитывает около 500 тыс. голов, из которых 60% - дойные
коровы. В целом поголовье крупного скота, включая верблюдов, колеблется в
пределах 700 – 800 тыс. голов.
Мелкий рогатый скот представлен в основном козами, численность которых
составляет 1 – 1 .2 млн., и овцами, поголовье которых крайне нестабильно и
в разные годы варьируется в пределах от 10 до 12 млн. голов. Имеются и
другие виды скота, используемого для перевозки грузов или в качестве тягла,
в частности лошади и мулы, стадо которых сокращается и ныне составляет
соответственно 30 и 20 тыс. голов, а также ослы, поголовье которых
поддерживается на уровне 190 – 200 тысяч.
Птицеводство как высокодоходная отрасль получила толчок к развитию в
70-е годы, когда стали интенсивно складываться птицеводческие хозяйства
капиталистического типа, относящиеся в своей массе к категории пригородных
хозяйств. Общая численность поголовья ныне достигает 19 млн. В малых
количествах разводятся гуси, утки, в относительно больших – индейки и
голуби.
Сохраняется и база для развития пчеловодства в виде 120 – 150 тыс.
ульев, отдельные хозяйства также не отказываются от традиционного для Сирии
и в прежние времена занятия, связанного с разведением тутового шелкопряда.
Рыболовство занимает по-прежнему скромное место в структуре
сельскохозяйственного производства, хотя в течение последних лет
наблюдается рост улова, превышающий ныне 11 тыс. тонн в год. При этом
морское рыболовство сдает позиции речному, которое обеспечивает более 75%
совокупной продукции рыболовецких хозяйств.
9. Транспорт
Транспорт в Сирии развит слабо. Важнейшую роль в перевозке грузов и
пассажиров внутри страны играет автомобильный транспорт. Перемещение
пассажиро- и грузопотоков осуществляется ныне по единой сети автодорог,
которая продолжает совершенствоваться. Исторически сложившаяся система
автодорог в основном концентрировалась в западной части страны вдоль
средиземноморского побережья и по оси север-юг, что отвечало экономическим
потребностям и определялось уровнем хозяйственного развития расположенных
здесь территорий.
Главные транспортные артерии страны протянулись от турецкой границы до
иорданской по линии Баб–эль-Хауа – Хама – Хомс – Дамаск – Деръа (470 км),
от турецкой границы до ливанской - Кассаб – Латакия – Банияс – Тартус
(170 км) и далее на Триполи, Бейрут, Сайду, от ливанской границы до
иракской – Дамаск – Абу-Шамат (300 км) до Багдада.
В 70 – 80-е годы значительно увеличилась протяженность дорог с
усовершенствованным покрытием. Ныне длина асфальтобетонных шоссе достигает
почти 40 тыс. км. Развитие дорожной сети сопровождалось наращиванием
автомобильного парка. Во второй половине 90-х годов в стране насчитывалось
до 490 тыс. транспортных единиц всех видов. По сравнению с 1980 годом к
концу десятилетия заметно возросло число пикапов, микроавтобусов, грузовых
машин.
В Дамаске и в столичной мухафазе сосредоточено 35% транспортных
средств и около 50% легковых автомашин. Автопарк страны разнотипен. В нем
велик удельный вес японских автомобилей, имеется определенное число машин
западноевропейских марок.
Железнодорожный транспорт в национальной транспортной системе занимает
второе место после автомобильного, хотя в Сирии он появился значительно
раньше: первая железная дорожная линия Дамаск – Бейрут была открыта в 1885
году. Исторически в Сирии сложились 2 центра железнодорожного
строительства: в южной части, связанной с Ливаном, прокладывалась узкая
колея, на севере использовалась стандартная. В результате сеть дорог
оказывалась искусственно разорванной. В 1995 году сирийское правительство
выкупило все имевшиеся к тому времени железные дороги, находившиеся в руках
иностранного капитала, и приступило позднее к сооружению сети дорог,
отвечавших международному стандарту.
В настоящее время ведется сооружение линии Тартус – Латакия,
намечается прокладка железных дорог Дамаск – Деръа и Дейр-эз-Зор – Абу-
Кемаль. Общая протяженность железных дорог страны составляет ныне около 3
тыс. км.
Авиационный транспорт начал развиваться развиваться в Сирии со второй
половины 60-х годов. Ограниченность национальной территории и относительно
небольшие потребности в перевозке людей и груза по воздуху – фактор,
существенно сдерживающий применение воздушного транспорта на внутренних
линиях. Тем не менее местные авиатрассы связывают не только Дамаск, Халеб,
Эль-Камышлы, Латакию, Дейр-эз-Зор, Тадмор, Хомс, где имеются
соответствующие аэродромы и службы обеспечения полетов, но и некоторые
другие населенные пункты, в которых сооружены взлетно-посадочные площадки.
При этом все полеты осуществляются из центра на периферию и обратно по
линейным маршрутам, и между собой провинциальные города не связаны.
Гражданская авиация, изначально создававшаяся усилиями государства,
находится в ведении государственной организации «Эль-хутут эль-джавийя эс-
сурийя» - «Сириэнэар». В середине 90-х годов национальный самолетный парк
насчитывал 12 самолетов, обслуживаемых сирийскими экипажами.
К началу 80-х годов полностью вступил в строй международный аэропорт
Дамаска (примерно 30 км от столицы), оснащенный по последнему слову техники
и способный принимать самые современные авиалайнеры, в том числе аэробусы,
и перерабатывать большие количества грузов. Аэродром располагает двумя
взлетно-посадочными полосами длиной 2,6 и 2,7 км, шириной 60 м. Пропускная
способность аэропорта – 2 млн. пассажиров в год.
Водный транспорт не получил распространения в Сирии. Несмотря на
наличие внутренних водоемов и рек, в стране практически отсутствует речное
водоходство из-за нерегулярности стока и бурного нрава рек. Даже на
наиболее полноводном Евфрате речные перевозки осуществляются, в основном,
на коротких маршрутах.
Собственный морской транспорт, хотя Сирия имеет выход к морю,
находится в зачаточном состоянии и состоит, главным образом, из нескольких
сухогрузов среднего тоннажа, перемещающихся в пределах средиземноморского
бассейна. Функции маломерного флота ограничиваются каботажными перевозками
на морском участке от Турции до Ливана.
Основной объем торговых экспортно-импортных операций осуществляется
через Латакию и Тартус – крупные национальные порты, а также Банияс,
используемый как нефтеналивной терминал.
Трубопроводный транспорт представлен в первую очередь нефтепроводами
для транзитной перекачки сырой нефти из Ирака и Саудовской Аравии к
средиземноморскому побережью. Три трассы на маршруте Киркук – Триполи были
построены в разное время в 30-е, 40-е и 60-е годы. В 50-е годы проложены
нитки Киркук – Банияс и Абкайк – Сайда. Дублирование нефтепроводов было
вызвано малой пропускной способностью первых линий, недостаток, который
устранен путем увеличения диаметров последующих.
В стране создана сеть внутренних нефтепроводов для транспортировки
жидких углеводов от мест добычи к местам переработки в Хомсе и Баниясе и
для доставки на нефтеналивной терминал в порт Банияс. В 1968 году была
проложена главная линия Карачук – Хомс – Тартус протяженностью 650 км и
пропускной способностью 8 млн. т в год.
10. Внешнеэкономические связи
Внешняя торговля играет большую роль в экономической жизни Сирии.
Слабое развитие промышленности обусловливает крайнюю зависимость страны от
импорта промышленных товаров широкой номенклатуры. Сирия полностью
покрывает за счет импорта свои потребности в машинах и оборудовании,
средствах транспорта, черных металлах и многих других видах промышленной
продукции.
С другой стороны, в силу однобокого развития сельского хозяйства Сирия
зависит от вывоза многих видов сельскохозяйственной продукции.
Общие итоги торговли,
млн. сир. ф., текущие цены
|Год |Экспорт |Импорт |Оборот |Сальдо |% покрытия |
| | | | | |импорта |
| | | | | |экспортом |
|1970 |775 |1365 |2140 |-590 |56,8 |
|1975 |3440 |6236 |9676 |-2796 |55,2 |
|1980 |8273 |16188 |24461 |-7915 |51,1 |
|1985 |6427 |15570 |21997 |-9143 |41,3 |
|1990 |47282 |26936 |74218 |+20346 |175,5 |
|1995 |44562 |52856 |97418 |-8294 |84,3 |
Основными экспортными статьями были и остаются продовольствие, сырье и
топливо, на которые в 70-е – 90-е годы приходилось в среднем свыше 75%
общей стоимости экспорта. Все более заметную роль в экспорте Сирии играет
вывоз химических товаров, оборудования и готовых промышленных изделий. В
экспорте страны появились такие изделия, как красители, пластик, моющие
средства, парфюмерия, оборудование для рытья колодцев, лебедки,
электрооборудование и бытовые приборы, металлические изделия и др.
Но в товарной структуре промышленного экспорта основное место занимали
хлопчатобумажная пряжа, обувь, различные текстильные товары, продукция
пищевой промышленности, цемент и т.д., то есть несложные в технологическом
отношении товары.
Несмотря на то, что вывоз топлива занял основное место в экспорте
страны, Сирия по-прежнему вынуждена импортировать нефть и нефтепродукты во
все возрастающих количествах. Это объясняется тем, что страна в течение
долгого времени получала нефть легких фракций из Ирака и Саудовской Аравии,
и поэтому ее завод были построены с расчетом на переработку именно
привозной легкой нефти, а не собственной нефти тяжелых фракций.
Еще одна важная импортная статья – готовые промышленные изделия, ввоз
которых составляет в среднем 20 – 22% общей стоимости импорта. Основное
место в нем занимает прокат черных и цветных металлов, металлоконструкции,
научные приборы и инструменты.
Развитые капиталистические государства в 70 – 90-е годы занимали
ведущее место во внешней торговли Сирии. На них приходилось свыше 50% всей
стоимости сирийской торговли. Сирия поставляет этим странам нефть,
некоторые сельскохозяйственные товары (сушеный лук, бобовые, табак, хлопок)
и готовые промышленные изделия (хлопчатобумажные ткани и пряжу, одежду,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|