Социально-экономические проблемы угольной промышленности
действующих шахтах. Это обстоятельство способствовало смягчению социальной
ситуации в угольных регионах. Повышению субъективных оценок материального
положения шахтерских семей.
Содействие Занятости
Программой реструктуризации угольной промышленности предусмотрен
широкий комплекс мер, которые должны содействовать занятости высвобождаемых
и высвобожденных работников угольной отрасли, а также жителей шахтерских
городов и поселков в ходе реструктуризации - программы местного развития и
обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
Предоставление высвобождаемым работникам предувольнительных
консультационных услуг.
Согласно результатам третей фазы Мониторинга в Кемеровской области,
наличие возможности получения предувольнительных консультаций отмечено 47%
респондентов, в Ростовской – 58% и в Тульской – 69%. В ходе первой фазы
Мониторинга ситуация складывалась иным образом: 60,38 и 47% соответственно.
Эти данные свидетельствуют, скорее всего, о снижении потребности в
получении консультационных услуг со стороны увольняемых работников в
Кемеровской области. Действительно, в Кемеровской области консультациями
воспользовались 17% опрошенных (в первой фазе – 27%).
Социологические исследования поведения людей на рынке труда выявили,
что люди чаще обращаются к посредникам и нуждаются в консультациях, когда
сталкиваются с трудностями при поиске работы, в противном случае они больше
полагаются на самостоятельное трудоустройство. Эти выводы подтверждают
данные Мониторинга, о которых пойдет речь при рассмотрении вопроса о
доступности рабочих мест на действующих и новых предприятиях. Они
свидетельствуют об улучшении ситуации на рынке труда в Кемеровской области,
о снижении уровня тревожности людей в отношении получения новой работы
после увольнения. К тому же рынок труда в Кемеровской области более
динамичен по сравнению с Тульской и Ростовской областями.
Ответы на вопрос о том, кем организованы консультации, различаются по
регионам. В Тульской области стала более заметной роль службы занятости, в
Кемеровской – профсоюзов. Роль работодателей в качестве организаторов
предувольнительных консультаций осталась сравнительно высокой во всех трех
регионах. Администрацию шахты в качестве основного источника информации о
полагающихся выплатах отметили 46% респондентов в Кемеровской области и по
68% в Ростовской и Тульской областях.
Наличие возможностей для профессиональной переподготовки.
На момент опроса лишь единицы опрошенных из числа уволенных шахтеров,
не имеющих работы и ищущих ее, уже прошли профессиональную переподготовку и
немногим меньше половины этой категории респондентов хотели бы ее пройти.
Желающие пойти на переобучение по большей части такую возможность имеют (от
45 до 55% общего числа желающих в зависимости от региона).
Анализ ответов тех уволенных шахтеров, которые на момент опроса уже
устроились на работу, показывает, что профессиональная переподготовка
довольно распространена среди вновь поступивших на работу: от 17% нашедших
работу шахтеров в Тульской области и 19% - в Ростовской до 31% - в
Кемеровской проходили переподготовку на новом месте работы. В то же время
лишь один-два устроившихся на работу респондента в каждом регионе отмечали,
что они прошли переподготовку с помощь службы занятости.
Наличие временных рабочих мест в рамках программ общественных работ.
Исследования показали, что информация об общественных работах, которые
организуются местной администрацией постепенно распространяется среди
населения. Однако осведомленность о них по-прежнему низка: информированы об
общественных работах не более 10% опрошенных. Менее всего знают об этой
форме временной занятости уволенные по ликвидации или сокращению
численности (штатов) в Кемеровской области (1%), более всего (10%) – среди
уволенных по сокращению в Ростовской области. Исследование, проведенное
качественными методами, выявило тенденцию повышения уровня оплаты и
расширения возможности участия в общественных работах (Ростовская и
Кемеровская области).
Доступность рабочих мест на действующих и новых предприятиях.
Проблема получения работы особенно актуальна для тех высвобожденных
шахтеров, которые спустя несколько месяцев после увольнения ищут новое
место работы. На момент опроса доля неработающих и ищущих работу среди
уволенных по ликвидации или сокращению существенно различалась от региона к
региону. Лучше дела обстоят в Кемеровской области, хуже – в Тульской и
Ростовской областях. При этом доля неработающих среди уволенных шахтеров по
иным причинам практически одинаковая для исследованных регионов и
составляет около четверти опрошенных.
Сравнение полученных данных с результатами первой фазы Мониторинга
показывает, что ситуация на рынке труда для уволенных шахтеров в
Кемеровской и Тульской областях значительно улучшилась, а в Ростовской
области не изменилась. О том, что ситуация на рынке труда анализируемых
регионов несколько улучшилась, говорят не только объективные показатели (с
точки зрения доли ищущих работу), но и субъективные: у людей снизились
опасения потерять работу. Судя по субъективным оценкам опрошенных, ситуация
на рынке труда в Ростовской области хуже, чем в других областях, где
увольняющиеся преимущественно по собственному желанию (более мобильные)
шахтеры обладают существенно меньшим уровнем тревожности.
Расширение возможностей для занятости путем поддержки малого
предпринимательства и микро кредитования.
Исследования, проведенные в рамках третьей фазы Мониторинга, показали,
что в процессе создания новых рабочих мест путем развития самозанятости и
поддержки малого предпринимательства, существуют проблемы. Это малый объем
субсидий и кредитов, отсутствие рынков сбыта, маркетингового анализа,
нехватка навыков ведения бизнеса у тех, кто начал свое дело на субсидии или
кредиты в рамках программ поддержки малого предпринимательства.
Вместе с тем в Тульской области есть примеры успешного развития
бизнеса, открытого на средства господдержки угольной промышленности в
рамках программ местного развития. Так, были выделены кредиты на
строительство электроремонтного предприятия, цеха по разливу газированных
напитков, станции техобслуживания. Эти предприятия успешно функционируют и
планируют расширяться.
Все они созданы представителями руководящего состава закрывающихся шахт
– энергетиками, инженерами. Они имели доступ к информации о
реструктуризации отрасли и о возможностях помощи новым предприятиям.
Большинство работающих на этих предприятиях – высвобожденные угольщики.
Практически во всех регионах участники программ местного развития
подчеркивали еще одно обстоятельство – низкую привлекательность
предоставляемых кредитов. По словам всех, кто пользовался кредитами или
получал субсидии на создание бизнеса, решающего значения эти деньги не
имели. Во-первых, речь идет о небольших суммах. С их помощью ускоряется
решение второстепенных задач, но важнейшим фактором успеха они не
становятся. Во-вторых, короткий срок кредита. Не оказывая существенного
влияния на организацию бизнеса, кредит, не успевая окупиться, уже должен
быть возвращен.
В целом в рассматриваемых угольных регионах положение на рынках труда
улучшилось. Программы создания новых рабочих мест, содействия занятости
путем поддержки самозанятости и малого предпринимательства, осуществляемые
в рамках смягчения социальных последствий реструктуризации угольной
отрасли, по-прежнему не в состоянии эффективно противостоять безработице.
Предпринимаемые усилия по созданию новых рабочих мест недостаточны для
обеспечения работой всех высвобождаемых работников угольной отрасли,
способных и желающих работать.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ
ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ ШАХТЕРСКИХ ГОРОДОВ И ПОСЕЛКОВ
Изменения в структуре доходов и занятости жителей шахтерских городов и
поселков по сравнению с базовыми данными. Изменения в структуре доходов и
занятости жителей шахтерских городов и поселков исследованных регионов
происходили на фоне общей положительной динамики социально-экономического
развития страны в целом, начиная с января 1999 г., когда проводились
исследования в рамках первой фазы Мониторинга.
Особенно заметно существенное повышение субъективных оценок изменения
материального положения семей жителей шахтерских регионов и их текущего
материального положения.
Сравнение данных количественных исследований, проведенных на первой и
третьей фазах Мониторинга, свидетельствует о росте денежных доходов семей и
улучшении их имущественного обеспечения (т.е. увеличении в среднем
количества товаров длительного пользования, имеющихся в распоряжении
семей).
Во всех обследованных регионах за последние полтора года возросла доля
работающего населения, особенно это заметно в Тульской области. Как минимум
осталась неизменной или даже сократилась доля граждан, не имеющих работу и
ищущих ее. При этом заметно уменьшилась доля населения, занятого в угольной
промышленности: в Ростовской и Кемеровской областях почти на треть. Доля
занятых в угольной промышленности Тульской области низка (4-6% занятого
населения), поэтому делать выводы о динамике занятых в этой отрасли
затруднительно.
Так же, как и уволенные шахтеры, опрошенное население своими ответами
подтверждает вывод об улучшении положения на рынках труда шахтерских
городов и поселков анализируемых областей России. В полтора-два раза
снизилась доля работающего населения, опасающегося потерять свою работу.
Улучшилось положение дел в части полноты и своевременности выплаты
заработной платы. В апреле 2000 г. во всех анализируемых регионах 2/3
работающих (напомним, что речь идет о населении, а не только о шахтерах)
уже получили заработную плату за месяц, предшествующий опросу. В начале
1999г. в среднем лишь ? работающих респондентов давала такой ответ (16% - в
Тульской, до 37% - в Кемеровской области). В целом сократилась доля тех
респондентов, кому приходилось получать заработную плату в натуральной
форме (товарами, продуктами питания, зачетом коммунальных платежей и п.т.).
В целом исследования третьей фазы зафиксировали наметившееся улучшение
социально-экономического положения в угольных регионах. Сравнение данных
первой и третьей фаз Мониторинга убедительно демонстрирует положительную
динамику ситуации на рынке труда анализируемых областей и улучшение
материального положения жителей шахтерских городов и поселков.
Состояние объектов социальной сферы.
Данные качественных исследований, проведенных в рамках третьей фазы
Мониторинга, подтвердили, что состояние объектов социальной сферы в
шахтерских городах неудовлетворительное. Передача объектов социальной
инфраструктуры в ведение муниципальных властей чаще всего осуществлялась
без достаточного финансирования, поэтому объекты постепенно приходят в
негодность, перестают функционировать или перепрофилируются. В Киреевском
районе Тульской области, где проходило качественное исследование, нехватка
жилья и его плохое состояние – одна их главных проблем.
Количественные исследования показали, что в сравнении с респондентами,
представляющими все население шахтерских городов и поселков, уволенные
шахтеры чаще проживают в частных домах. А это значит, что качество жилья у
них существенно хуже, поскольку, как правило, это одноэтажные дома старой
застройки и без необходимых удобств, которые обычно имеются в стандартных
многоэтажных и многоквартирных домах.
Состояние жилого фонда у уволенных шахтеров и населения в целом
различается незначительно: в Кемеровской области – от 38 до 44% опрошенных
считают, что их жилье нуждается в капитальном ремонте, еще 4% респондентов
заявили об аварийном состоянии домов, в которых они живут. У 41-46%
респондентов дома требуют текущего ремонта, у остальных квартиры или дома
находятся в нормальном состоянии. В Тульской и Ростовской областях ситуация
с жилым фондом шахтерских городов и поселков такова: 46-50% жилья требует
капитального ремонта,2-5% - находятся в аварийном состоянии, 10-12% - в
хорошем состоянии, у прочих жилье (дом, квартиры) нуждается в текущем
ремонте.
Уровень удовлетворенности своими жилищными условиями среди уволенных
шахтеров ниже, чем у населения шахтерских городов и поселков, особенно это
заметно в Ростовской и Тульской областях.
По оценкам самих респондентов, характер обеспечения коммунальными
услугами не изменился или незначительно ухудшился. Речь идет главным
образом об ухудшении положения с водоснабжением в Ростовской и Тульской
областях и отключениях электричества в Ростовской области.
Снабжение пайковым углем
V Согласно действующему законодательству получение бесплатного
(пайкового) угля является одной из льгот, которыми пользуются
следующий категории: пенсионеры, которым назначена пенсия в связи с
работой на шахте, разрезе, в подразделениях военизированной
горноспасательной части (ВГСЧ); инвалиды, которые пользовались правом
получателя бесплатного угля до наступления инвалидности; вдовы
(вдовцы) бывших работников угольной отрасли, подразделений ВГСЧ;
семьи, которые получают пенсию по случаю потери кормильца, работавшего
в угольной отрасли, в подразделениях ВГСЧ.
В рамках Мониторинга было проведено специальное количественное
исследование 499 получателей пайкового угля. Для анализа также
использовались углубленные интервью с получателями пай-угля,
представителями местной администрации, руководства угольных компаний и
шахт, профсоюзными работниками.
Материалы этого исследования (в силу отсутствия региональной
репрезентативности выборки) не позволяют проводить межрегиональные
сравнения.
Около 80% опрошенных получателей пай-угля - пенсионеры, работавшие на
предприятиях угольной отрасли или в военизированных горно-спасательных
частях. Вторая по величине категория получателей бесплатного угля – вдовы
бывших работников угольной отрасли (12% опрошенных). Инвалиды составляют
около 5% получателей этой льготы. Практически все получатели пай-угля – это
неработающие (96% опрошенных). Средний возраст получателей пай-угля – 66
лет.
Большая часть опрошенных проживает в частном секторе (имеет отдельный
дом или полдома) – 60% респондентов. Средний доход в семьях получателей
бесплатного угля весной 2000г. составил 563 руб. на одного члена семьи в
месяц. Субъективные оценки респондентами уровня жизни своих семей
свидетельствуют о его весьма скромном уровне.
Практически все участники опроса реально нуждаются в угле: 97%
респондентов отметили, что их семьи используют уголь для отопления и других
бытовых нужд.
Исследование показало, случаев нарушений при выдаче талонов на
получение бесплатного угля в 1999 г. практически не было.
В основном люди не смогли получить талон по личным причинам. Лишь
четыре респондента отметили, что им было отказано в выдаче талона.
В основном талоны выдаются на тех шахтах, где респонденты или члены их
семей ранее работали (68% опрошенных). В городской администрации талоны в
1999 г. получили 11% опрошенных. Остальные получили талоны в ликвидационных
комиссиях, на других шахтах и т.п. В большинстве случаев талоны выдаются в
летний период, а уголь по ним получают несколько позже, по мере надобности,
- чаще осенью, перед началом отопительного сезона. На момент опроса (апрель
– май 2000 г.) респонденты уже успели получить по талонам 1999 г.
причитающийся им бесплатный уголь (87% опрошенных). Остальная причина, по
которой респонденты еще не получили уголь, - отсутствие в пунктах выдачи.
Никто из респондентов не сослался на проблемы с транспортом как причину
несвоевременной доставки бесплатного угля.
Вместе с тем транспортировка получаемого бесплатного угля является
прерогативой самих получателей. В соответствии с законодательством
государство не берет на себя решение этой части проблемы по обеспечению
льготных категорий граждан пайковым углем. Исследование показало, что
нередко транспорт предоставляется администрацией угольных предприятий (34%
респондентов отметили, что транспорт был предоставлен шахтой, на которой
они получали уголь, 6% - шахтой, выдающей талоны на уголь), в редких
случаях – местной администрацией (2%). Остальные респонденты ответили, что
транспортировку бесплатного угля они обеспечивали самостоятельно (с помощью
родственников, путем частного найма автотранспорта и т.п.).
Независимо от того, каким способом был обеспечен транспорт для
перевозки бесплатного угля, он, как правило, оплачивался получателями из
собственных средств. Лишь 16% опрошенных отметили, что уголь был им
привезен бесплатно. За доставку пай-угля получателям пришлось заплатить в
среднем 157 руб. (т.е. примерно 40 руб. за доставку 1 т угля).
Многие респонденты не знают, за счет каких средств финансируется выдача
бесплатного угля.
Таким образом, исследование показало, что у большей части респондентов
трудностей с отоплением в 1999 г. не возникало (такой ответ дали 61%
Страницы: 1, 2, 3
|