Соединенные Штаты Америки
равнинах распашка иногда достигает 80-90%. Неблагоприятные для сельского
хозяйства земли преобладают только на Аляске, в высокогорных и пустынных
районах пояса Кордильер.
Агроклиматические ресурсы США также очень значительны. Температурные
условия позволяют выращивать здесь все сельскохозяйственные культуры
умеренного и субтропического поясов, а на юге Флориды и Гавайях -
тропические культуры. Обеспеченность влагой в восточной половине страны
достаточная. Но к западу от меридиана 100(C, который считается своего рода
климатической границей, устойчивое земледелие возможно только при
искусственном орошении. Вот почему 3/4 всех орошаемых земель приходится на
западные штаты.
Агропромышленный комплекс играет важную роль в экономике США. Он
включает отрасли, производящие средства производства для сельского
хозяйства (I сфера), само сельскохозяйственное производство (II сфера),
отрасли, обеспечивающие переработку и сбыт сельскохозяйственного сырья и
произведенной из этого сырья продукции (III сфера), а также те отрасли
производственной и социальной инфраструктуры, которые непосредственно
воздействуют на создание этой продукции.
Производство условно чистой продукции в АПК увеличилось за период
1975-1986 гг. (в ценах 1986 года) с 317,6 млрд. долларов до 701,5 млрд.
долларов, однако его доля в ВНП (валовой национальный продукт) сократилась
с 20,0 до 16,6 % . Основной прирост производства условно чистой продукции
приходился на несельскохозяйственные отрасли АПК, а их доля в условно
чистой продукции всего комплекса возросла с 86,3 до 90,8%.
В отраслях АПК в 1986 году было занято 17,9% рабочей силы США,
причем, хотя занятость в АПК за период с 1975 по 1986 год возросла с 19,7
млн. человек до 21,0 млн. человек, ее доля в общей занятости населения США
сократилась с 21,0 до 17,9%. В основном рабочая сила сосредоточена в III
сфере АПК, куда на протяжении последних 10-15 лет происходил перелив
трудовых ресурсов из сельскохозяйственного производства. В 1986 году
соотношение постоянно занятых работников ферм к количеству занятых в других
отраслях АПК составляло 1:9.
Высокая степень интенсификации труда, острая внутриотраслевая и
межотраслевая капиталистическая конкуренция, высокая капиталоемкость
отраслей АПК, его масштабы и рост производительности труда позволили
американским фермерам и предпринимателям обеспечить сравнительно высокий
уровень сельскохозяйственного производства и производства продовольствия.
I сфера АПК. В 1984 году промышленность поставила в сельское
хозяйство США средств производства и оказала услуг на сумму 119,3 млрд.
долларов. Удельный вес этих затрат в структуре себестоимости всей
сельскохозяйственной продукции составил 85,5%.
Важную роль в I сфере АПК США играют отрасли сельскохозяйственного
машиностроения, сельскохозяйственной химии, комбикормовая промышленность и
семеноводство.
II сфера АПК (специализация сельского хозяйства). В товарной
продукции отрасли 2/3 составляют продукты животноводства. Значительная
часть выращиваемых в стране культур идет на корм скоту. Большинство
фермеров ведет хозяйство, специализируясь на определенных культурах или
видах животноводства. При выборе специализации учитываются как
экономическая потребность, так и микроособенности природных условий, что
помогает снизить себестоимость производства.
Профиль растениеводства в США в первую очередь определяют зерновые
культуры, которые занимают 2/3 всех площадей. Главная продовольственная
культура - пшеница, но кормовых культур (кукуруза, сорго) собирают
значительно больше. Среди масличных культур ведущее место принадлежит
соевым бобам, сбор которых в последние десятилетия сильно вырос. Они
используются и в пищу (в виде соевого масла), и на ком скоту. Среди
волокнистых культур особую роль играет хлопчатник, который в XIX веке был
главной статьей экспорта. Среди сахароносных культур примерно одинаковое
место занимают сахарная свекла и сахарный тростник. Очень велика роль
фруктов и овощей.
Профиль животноводства США, прежде всего, определяет разведение
крупного рогатого скота как молочного, так и мясного направления. Широко
распространено также разведение свиней и домашней птицы. Производство
мясных цыплят (бройлеров) - наиболее индустриализированная отрасль
сельского хозяйства США, которую можно рассматривать скорее как отрасль
промышленности, расположенную в сельской местности. Ежегодно производят до
4 млрд. бройлеров. Их можно купить в любой столовой, закусочной.
Сельскохозяйственные районы. В США представлены, пожалуй, все
основные типы сельского хозяйства, встречающиеся в экономически развитых
странах; ученые выделяют в стране 13 таких типов. При этом огромное
разнообразие природных условий, высокая товарность, развитие транспорта,
обеспечивающего массовые перевозки сельскохозяйственных грузов, создали
предпосылки для довольно узкой специализации не только отдельных ферм, но и
целых районов, которые в США принято называть поясами. Это пшеничный пояс,
сформировавшийся на Великих равнинах, с очень высоким уровнем механизации
ферм - настоящих "зерновых фабрик", нередко занимающих многие тысячи
гектаров. Это кукурузный пояс, возникший на севере Центральных равнин, где
почвенно-климатические условия исключительно благоприятны для выращивания
этой культуры. Это молочный пояс в Приозерье и штатах Северо-Востока. Это
хлопковый пояс, сложившийся по нижнему течению Миссисипи. Это пояс
животноводства на ранчо в Южной части Великих равнин и Горных штатах.
Главный район выращивания фруктов и овощей в США - Калифорния, которую
неслучайно называют страной 350 солнечных дней. Калифорния дает 1/2
мирового сбора лимонов, 1/3 сбора апельсинов. В США на нее приходится 9/10
сбора винограда, 1/2 сбора персиков, груш, слив, помидоров, 1/3
производства фруктовых и овощных консервов. Можно говорить также о
специализированных районах выращивания арахиса, табака.
III сфера АПК. В III сферу АПК включают пищевую и некоторые другие
отрасли промышленности (в них в 1986 года было занято 4,2 млн. человек или
около 20% всех работников АПК, и создавалось 26,3% всей условно чистой
продукции АПК), а также транспорт, оптовую и розничную торговлю,
предприятия общественного питания США (в этих отраслях в 1986 году было
занято 10,6 млн. человек или 50,5% всех работников АПК, и производился 41%
условно чистой продукции АПК).
Роль III сферы в АПК США стабильно увеличивается практически по всем
показателям. Особенно существенно активизировалась деятельность компаний
пищевой промышленности, а также фирм, занятых в розничной торговле и в
системе общественного питания.
Агропромышленный комплекс США способен полностью удовлетворить
потребности населения в продовольствии, но высокие цены, по которым
монополии сбывают фермерскую продукцию, оказываются непосильными для
большей части трудящихся американцев. Например, затраты населения США на
продовольствие и напитки в сопоставимых ценах 1982 года увеличились за
период с 1980 по 1986 год на 13%. В ценах 1986 года эти затраты составили
498 млрд. долларов, что составило около 18% всех потребительских расходов
населения на товары и услуги.
География отдыха и туризма: главные районы.
По развитию международного туризма США значительно уступают Европе, но
тем не менее ежегодно страну посещают 30 - 40 млн. человек. Очень большое
развитие получил внутренний туризм, сильно развита "индустрия
гостеприимства", включая автосервис.
США обладают очень большими и разнообразными природно-рекреационными
ресурсами, на основе которых сложились крупные природно-рекреационные
районы. Главные районы приморского туризма - Флорида, Калифорния и Гавайи,
горного - штаты Запада, особенно в пределах Скалистых гор, приозерного -
штаты Приозерья.
В США 50 национальных парков, которые ежегодно посещают более 50 млн.
туристов. Наиболее известные из них - Йеллоустонский, Йосемитский, Секвойя,
Глейшер, Большой каньон, Колорадо на Западе и Грейт-Смоки-Маунтинс в
Аппалачах. Кроме национальных парков, заповедников и природных резерватов,
система туристско-рекреационных территорий в США включает такие категории,
как "национальный памятник", "национальный мемориал", "национальный
исторический парк", "национальное поле битвы" и т.д.
Йеллоустонский национальный парк (название парка можно перевести как
жёлтый камень). Площадь парка — 9000 квадратных километров. Он расположен
на северо-западе Америки, на стыке трёх штатов (Монтаны, Айдахо и
Вайоминга) в середине Скалистых гор. Первым белым человеком, увидевшим
Йеллоустон в 1807 году, был Джон Кольтер. Но рассказам его никто не
поверил. И только в 1871 году туда была послана официальная экспедиция,
вскоре члены экспедиции поняли, что видят сокровище. Предложено было
поделить землю. Но некий Густав Доан сказал, что частной собственностью эта
земля не станет. И в 1872 году специальным законом был создан первый в мире
заповедник "Йеллоустонский национальный парк". Но без гейзеров парк вряд ли
стал бы так знаменит. Гейзеры парят по всему парку. Ландшафт парка сложился
в результате грандиозного извержения вулкана 600000 лет назад, поэтому
горячие источники и гейзеры появляются всюду, где вода через сложный
лабиринт трещин и расселин находит выход на поверхность земли. В парке
есть места, где тёплые воды образуют самых разных цветов озёра. Окрасили
дно бактерии, живущие почти в кипятке. Избыток воды уносит из парка речка
Йеллоустон, ниже она обрывается водопадом, высотой превосходящим обрыв
Ниагары. Йеллоустон значителен, прежде всего, как геологический
заповедник.
Гранд Каньон находится на северо-востоке штата Аризона. Это ущелье
глубиной 1800 метров в самой широкой части достигает 30 километров и
тянется более чем на 350 километров в длину через поросшее лесами плато
Кайбаб. По мнению геологов, эта область, состоящая из пяти климатических
зон, сформировалась от 6 до 10 миллионов лет назад. Некогда здесь
простиралась огромная равнина. С течением времени она под действием
тектонических сил она поднялась над уровнем моря, причем в некоторых местах
— на 2500 метров. Через эту область, называемую теперь плато Колорадо,
протекала река с тем же названием. Ее воды, камни, песок и ил постепенно
проникали через различные слои земли вглубь и достигли древней первичной
породы на глубине 1800 метров. Ветры, дожди, снега и крайние перепады
температур выветрили стены каньона и расширили ущелье, которое становилось
все глубже и глубже. Этот процесс не завершился и сегодня. Пастельные цвета
слоистых скал ущелья постоянно меняют оттенки, становясь то кремовыми и
бурыми, то желтыми и зелеными, то коричневато-черными и пурпурными. Мощные
силы природы много миллионов лет работали над этим ландшафтом. Лучшее
впечатление об их творении можно составить, обозревая его с берегов реки
Колорадо. За громадными, полыхающими алым цветом утесами повсюду виднеются
песчаные бухты, обрамленные тамариском. В одиночку кружат в поисках добычи
ястребы, на мелководье спокойно продолжают вылавливать рыбу цапли, а
пугливые муфлоны молниеносно исчезают в ходах скалистого лабиринта. При
приближении к слиянию Колорадо и Грин-Ривер издалека слышен шум порогов.
Тут обрамленный скалами поток с его дикими водоворотами становится все
более и более узким. Река петляет среди остроконечных утесов (они так и
называются: «Needles’), и далее оказывается, что расстояние от одного
скалистого берега до другого порою не более одного метра. Между скал,
уходящих вверх на головокружительную высоту, простираются террасами плато,
уступы, ущелья, малые каньоны и камни самых причудливых конфигураций.
Monument Valley - эта пустынная долина, на границе Штатов Юта Аризона,
с ее монолитными глыбами и плоскими горами, известна всему миру благодаря
фильмам-вестернам. Долина находится на территории резервации индейцев
племени Навахо, которым принадлежит эксклюзивное право на сопровождение
экскурсий в Monument Valley.
Йосемитский национальный парк. Парк находится в Калифорнии, в 365 км от
Сан-Франциско и 470 км от Лос-Анжелеса. Парк известен самым высоким
водопадом в Северной Америке и вторым по высоте в мире - Yosemite Falls
(около 730 м); гранитной скалой высотой более 1500 метров - Half Dome;
параллельными пиками - Three Brothers; очень красивой в любое время года
Yosemite Valley - широким лесным массивом, окруженным гранитным хребтом; и
другими природными сокровищами.
Долина смерти - так переводится название этого Парка, и, побывав здесь,
можно понять чувства пионеров - переселенцев, которые и дали это название
долине, расположенной на 86 метров ниже уровня моря. Рекорд температуры
отмеченный здесь 56,6°С, а температура песка летом доходит до 93°С!!! Death
Valley также известна природным феноменом - самостоятельно перемещающимися
по гладкой пустынной поверхности камнями, которые называют Dancing Rocks.
Зловещая репутация "гиблого" места и возможность ощутить превосходство
Природы над человеком ежегодно привлекают сюда более 1 миллиона туристов со
всего мира. Средняя температура с ноября по март от +5 до +25°С, а с мая по
сентябрь от +37 до +46°С.
Транспортный комплекс. Внутренняя торговля.
США располагают наиболее развитым в капиталистическом мире
транспортным комплексом, играющим важную роль в экономической и социальной
жизни страны. Развиваясь под воздействием производства, транспорт, в первую
очередь, сам оказывает влияние на его размещение, специализацию и
кооперирование. Развитие транспорта, в особенности автомобильного, оказало
существенное влияние на системы расселения, породив бурный процесс
субурбанизации, а также отразилось на уровне и самом образе жизни
американцев, резко повысив мобильность населения вплоть до появления
прослойки постоянно живущих в передвижных домах - трейлерах. На долю
транспорта приходится около 25% общего потребления энергии в стране и от 50
до 60% всего потребления жидкого топлива. Основной капитал транспорта
оценивается (без стоимости земли, в постоянных ценах 1972 года) примерно в
1 трлн. долларов.
К транспортному комплексу США относят транспорт общего пользования
(ТОП) - железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный,
воздушный и трубопроводный. Значительную часть грузовых и пассажирских
перевозок выполняет транспорт необщего пользования - грузовой транспорт
промышленных предприятий, индивидуальные легковые автомобили, персональные
самолеты и т.п. Материально-техническая база транспортного комплекса - в
основном современная, характеризующаяся большой мощностью и высоким
качеством. Однако надо отметить, что электрифицировано менее 1%
железнодорожной сети, есть участки железных дорог с плохим состоянием пути,
на некоторых автомагистралях значительно изношено покрытие, нуждается в
усилении или замене большое количество мостов, устарели гидротехнические
сооружения на ряде внутренних водных путей.
Сухопутный транспорт. На долю железных дорог приходится около 1/3
внутренних грузоперевозок США. По ним следуют с запада на восток руды
металлов, лес, зерно, а в обратном направлении - машины и другие
промышленные товары. Протяженность сети железных дорог США составляет около
265 тыс. км. Железные дороги располагают более 21 тыс. локомотивов (почти
исключительно тепловозов) и около 800 тыс. грузовых (в основном
четырехосных) вагонов средней грузоподъемностью порядка 70 тонн. Парк
пассажирских вагонов незначителен (2,4 тыс. единиц).
Перевозки промышленных и сельскохозяйственных грузов, а также
пассажиров на короткие расстояния осуществляются преимущественно
автомобилями. Численность парка легковых автомобилей превышает 117 млн.
единиц (преимущественно машины личного пользования), грузовых - 44,8 млн.
единиц, автобусов - 0,5 млн. единиц. Густая сеть автодорог разных классов
покрывает страну и составляет около 6500 тыс. км. Некоторые автодороги -
частная собственность, и за проезд по ним взимается плата. Автомобильный и
авиационный транспорт перетянули к себе почти всех пассажиров, ранее
ездивших в поездах.
Хорошо развит трубопроводный транспорт. Общая длина нефте-, газо- и
продуктопроводов превышает 600 тыс. км. Важнейшие из них связывают юго-
западные штаты с городами Севера.
Водный и воздушный транспорт. Речной транспорт сохраняется главным
образом на реках Миссисипи. Около 1/3 речного флота составляют танкеры и
наливные баржи; толкаемые составы достигают грузоподъемности 50 тыс. т.
Флот Великих озер состоит из крупных самоходных судов, которые по
грузоподъемности близки к морским. Большая часть этих судов
специализирована (рудовозы, лесовозы и др.).
Значение самого старого, морского транспорта растет с увеличением
трансокеанской торговли США. Но американский флот устарел и стал
неэкономичным, что вместе с частными кризисными колебаниями хозяйства
вынуждает постоянно держать на приколе значительную часть судов.
Половина морского грузооборота приходится на каботажные перевозки.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|