рефераты бесплатно

МЕНЮ


Соединенные Штаты Америки

очередь, сам оказывает влияние на его размещение, специализацию и

кооперирование. Развитие транспорта, в особенности автомобильного, оказало

существенное влияние на системы расселения, породив бурный процесс

субурбанизации, а также отразилось на уровне и самом образе жизни

американцев, резко повысив мобильность населения вплоть до появления

прослойки постоянно живущих в передвижных домах - трейлерах. На долю

транспорта приходится около 25% общего потребления энергии в стране и от 50

до 60% всего потребления жидкого топлива. Основной капитал транспорта

оценивается (без стоимости земли, в постоянных ценах 1972 года) примерно в

1 трлн. долларов.

К транспортному комплексу США относят транспорт общего пользования

(ТОП) - железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный,

воздушный и трубопроводный. Значительную часть грузовых и пассажирских

перевозок выполняет транспорт необщего пользования - грузовой транспорт

промышленных предприятий, индивидуальные легковые автомобили, персональные

самолеты и т.п. Материально-техническая база транспортного комплекса - в

основном современная, характеризующаяся большой мощностью и высоким

качеством. Однако надо отметить, что электрифицировано менее 1%

железнодорожной сети, есть участки железных дорог с плохим состоянием пути,

на некоторых автомагистралях значительно изношено покрытие, нуждается в

усилении или замене большое количество мостов, устарели гидротехнические

сооружения на ряде внутренних водных путей.

Сухопутный транспорт. На долю железных дорог приходится около 1/3

внутренних грузоперевозок США. По ним следуют с запада на восток руды

металлов, лес, зерно, а в обратном направлении - машины и другие

промышленные товары. Протяженность сети железных дорог США составляет около

265 тыс. км. Железные дороги располагают более 21 тыс. локомотивов (почти

исключительно тепловозов) и около 800 тыс. грузовых (в основном

четырехосных) вагонов средней грузоподъемностью порядка 70 тонн. Парк

пассажирских вагонов незначителен (2,4 тыс. единиц).

Перевозки промышленных и сельскохозяйственных грузов, а также

пассажиров на короткие расстояния осуществляются преимущественно

автомобилями. Численность парка легковых автомобилей превышает 117 млн.

единиц (преимущественно машины личного пользования), грузовых - 44,8 млн.

единиц, автобусов - 0,5 млн. единиц. Густая сеть автодорог разных классов

покрывает страну и составляет около 6500 тыс. км. Некоторые автодороги -

частная собственность, и за проезд по ним взимается плата. Автомобильный и

авиационный транспорт перетянули к себе почти всех пассажиров, ранее

ездивших в поездах.

Хорошо развит трубопроводный транспорт. Общая длина нефте-, газо- и

продуктопроводов превышает 600 тыс. км. Важнейшие из них связывают юго-

западные штаты с городами Севера.

Водный и воздушный транспорт. Речной транспорт сохраняется главным

образом на реках Миссисипи. Около 1/3 речного флота составляют танкеры и

наливные баржи; толкаемые составы достигают грузоподъемности 50 тыс. т.

Флот Великих озер состоит из крупных самоходных судов, которые по

грузоподъемности близки к морским. Большая часть этих судов

специализирована (рудовозы, лесовозы и др.).

Значение самого старого, морского транспорта растет с увеличением

трансокеанской торговли США. Но американский флот устарел и стал

неэкономичным, что вместе с частными кризисными колебаниями хозяйства

вынуждает постоянно держать на приколе значительную часть судов.

Половина морского грузооборота приходится на каботажные перевозки.

Немалая их доля, как и внешнеторговых перевозок страны, приходится на

Великие озера.

Морской торговый флот под американским флагом насчитывает более 730

судов (тоннажем 100 регистровых тонн и выше) общим дедвейтом порядка 24

млн. тонн. Значительное число судов, фактически принадлежащих американским

судовладельцам, зарегистрировано под "удобными флагами", т.е. под флагами

стран с низкой заработной платой экипажей, слабым влиянием профсоюзов и

т.п. - Либерии, Панамы и других стран.

Большое значение имеет воздушный транспорт, который осуществляет

регулярные рейсы между городами США, а также в другие государства. Почти

2/3 пассажиров, прибывающих в США из-за границы и покидающих страну,

пользуются самолетами. Регулярные авиалинии составляют 600 тыс. км.

Традиционно важным звеном капиталистического хозяйства Соединенных

Штатов является внутренняя торговля. Ведущее место этой отрасли в экономике

страны определяется ее высокой долей в ВНП. В 1986 году эта доля составляла

16,5% (в том числе оптовая торговля - 6,9%, розничная - 9,6%).

Владения и внешние экономические связи.

США принадлежит ряд территорий в Карибском море и Тихом океане.

Пуэрто-Рико (Содружество Пуэрто-Рико) - страна в Вест-Индии,

расположена на острове Пуэрто-Рико и небольших островах Вьекес, Кулебра,

Мона и др. С севера омывается водами Атлантического океана, с юга -

Карибского моря. Площадь - 8,9 тыс. км2, население - 3,28 млн. человек

(данные на 1985 год). Административный центр - Сан-Хуан. Официальные языки

- английский и испанский.

В Пуэрто-Рико расположены 13 американских военных баз, склады

ядерного оружия.

Виргинские острова - группа небольших островов в Карибском море,

самые крупные из которых Сент-Томас, Сент-Джон и Санта-Крус. Владение

Великобритании и США. Острова, принадлежащие Соединенным Штатам, имеют

площадь 352 км2, население - 11 тыс. человек (данные на 1985 год).

Административный центр - Шарлотта-Амалия. Официальный язык - английский.

На Виргинских островах располагается военно-морская база.

Гуам - остров в западной части Тихого океана, самый крупный в группе

Марианских островов, площадь - 549 км2, население - 124 тыс. человек

(данные на 1985 год). Административный центр - Аганья. Официальный язык -

английский.

Восточное Самоа - группа островов в восточной части архипелага Самоа

в Тихом океане, самый крупный - остров Тутуила (137 км2). Общая площадь -

197 км2 , население - 36 тыс. человек (данные на 1985 год).

Административный центр - Паго-Паго (остров Тутуила). Официальный язык -

английский.

США владеют также рядом небольших островов в Тихом океане, самыми

крупными из которых являются:

Уэйк, площадь - 8 км2, население - 2,2 тыс. человек (данные на 1983

год); здесь располагается военно-морская база США.

Мидуэй, площадь - 5 км2, население 2,2 тыс. человек (данные на 1983

год). Как и на Уэйке, здесь находится военно-морская база США.

Аттол Джонстон, площадь - 2,6 км2, население - 300 человек (данные на

1980 год). На острове размещается военная база США.

Кроме того, с 1947 года под управлением США находится подопечная

территория ООН, расположенная в западной части Тихого океана к северу от

экватора, - Тихоокеанские острова (Микронезия), в состав которых входят

Каролинские, Марианские и Маршалловы острова. Они включают в себя более 2

тыс. атоллов и островов, общая площадь которых составляет 1,8 тыс. км2,

население - около 140 тыс. человек (данные на 1985 год). Административный

центр- Колониа (остров Понапе). Официальный язык - английский.

США поддерживают внешнеторговые связи с государствами всех

континентов, но с социалистическими странами они невелики. Особенно большой

доход получают монополии США от неэквивалентной торговли с развивающимися

странами: американские товары сбывают в эти страны по высоким ценам, а

сырье и продукты плантационного хозяйства развивающихся стран закупают по

низким ценам. С развитыми капиталистическими странами США ведут

ожесточенную конкурентную борьбу (особенно со странами "Общего рынка" и с

Японией). В экспорте США около половины приходится на машины и

оборудование, а в импорте - 2/3 на сырье, топливо и полуфабрикаты. Долгое

время внешнеторговый баланс был активным и покрывал значительную часть

государственных расходов, среди которых ежегодно возрастают расходы на

военное производство и содержание военных баз. К началу 80-х гг. импорт

превысил экспорт, внешнеторговый баланс стал пассивным.

США - крупнейший экспортер капитала. Монополии вкладывают свой

капитал в различные сферы деятельности многих стран, а государство

предоставляет займы особенно большие тем странам, в которых господствуют

реакционные режимы.

Экономические районы США.

Об экономических районах США уже было сказано несколько слов в

разделе "Общая характеристика хозяйства". Рассмотрим теперь каждый район

более подробно.

Промышленный Север. Север продолжает оставаться ведущим экономическим

районом США, но его удельный вес в хозяйстве страны снизился в результате

развития Юга и Запада.

За исключением минерального сырья, Север производит большую часть

промышленной и сельскохозяйственной продукции. Почти все промышленные

предприятия сосредоточены в восточной части района - в Приозерье и на

Северо-Востоке. В западной части (в прериях и долине Миссисипи) преобладает

сельское хозяйство. Около 4/5 населения живет в городах. В наиболее

урбанизированной приатлантической полосе расположен самый большой город

страны - Нью-Йорк.

Нью-Йорк - один из крупнейших портов мира, важнейший промышленный

узел, в котором сосредоточена деятельность промышленных и финансовых

монополий. Одновременно это культурный центр, первый в США по числу учебных

заведений институтов, библиотек, музеев, театров и кино. Среди его очень

разнообразных по специализации промышленных предприятий общенациональное

значение имеют машиностроительные и химические заводы, швейные и

полиграфические фабрики. Большая часть города расположена на островах. На

одном из них - Манхаттане- находятся деловые кварталы, застроенные

небоскребами, среди них и здание Организации Объединенных Наций, и самое

высокое, 110 - этажное здание. Но здесь, как и в других районах города,

много старых домов, особенно в негритянском квартале - Гарлеме.

Южнее Нью-Йорка находится другой крупный промышленный и портовой

город - Филадельфия. В нем больше, чем в Нью-Йорке, развиты металлургия,

нефтепереработка и нефтехимическая промышленность. В машиностроении

преобладают станкостроение и другие металлоемкие отрасли. Недалеко от

города находится один из крупнейших металлургических комбинатов страны.

Севернее Чесапикского залива расположен портовый, судостроительный и

нефтеперерабатывающий центр - Балтимор. Близ него построен самый мощный

металлургический комбинат США.

На берегу озера Мичиган размещена большая городская агломерация с

центром в Чикаго. Вместе с пригородами Чикаго производит много черного

металла, а еще больше разнообразных машин и электротехнической аппаратуры.

В нем сосредоточена пищевая промышленность национального значения. Городу

не хватает земли. Его центральная часть построена на искусственной насыпи,

фундаменты небоскребов покоятся на сваях. Велико значение Чикаго как

транспортного узла: от него расходится более 30 магистральных железных

дорог, к причалам порта подходят океанские суда.

Другой крупный приозерный город - Детройт - славится своим

автомобилестроением. В конце XIX века в его пригороде Генри Форд построил

первый в США автомобильный завод. Теперь ко множеству автомобильных заводов

в Детройте и соседних городах прибавились другие машиностроительные

предприятия.

Фермеры Севера производят половину товарной продукции сельского

хозяйства США. По сравнению с Югом здесь много больше крупных хозяйств,

использующих народный труд. Наряду с растениеводством широко распространено

разнообразное животноводство, которое по стоимости продукции намного

превосходит растениеводство.

Бывший рабовладельческий Юг. Среди различных промышленных предприятий

Юга очень много нефтеперерабатывающих, нефтехимических и алюминиевых.

Большинство из них расположено в Техасе, на прибрежной низменности соседних

штатов и в долине реки Теннеси, где государством построен каскад ГЭС и

много ТЭС. Промышленное строительство распространилось и на курортный район

Флориды.

В сельском хозяйстве юга сохранились еще мелкие арендаторы -

издольщики (кропперы), но с каждым годом их становится все меньше: негры

уходят с земли и переселяются в города. В восточных и центральных частях

Юга преобладает растениеводство, специализирующееся на производстве

технических и субтропических культур; на западе, в предгорьях Кордильер,

развито мясное животноводство.

На границе Севера и Юга расположен столичный округ Колумбия со

столицей - Вашингтоном (770 тыс. жителей). Город строился как

административный центр. Промышленность в нем представлена только

полиграфическими и пищевыми предприятиями, зато широко развита сфера

обслуживания, в которой занято много негров. Теперь в столице США живет

больше американцев - негров, чем американцев - белых.

Колонизируемый Запад. Запад - самый молодой, наименее освоенный район

страны. Но по степени развития новейших отраслей промышленности он занимает

ведущее место; широко развита и научно-конструкторская деятельность,

особенно связанная с военным производством. На Тихоокеанском побережье

быстро растут городские агломерации. Самую многолюдную из них возглавляет

Лос-Анджелес. В начале XX века он славился своей кино промышленностью,

обосновавшейся в красивом пригороде - Голливуде. Позднее на территории

города была обнаружена нефть, и в нем появились нефтеперерабатывающие

заводы. Теперь сильно разросшийся Лос-Анджелес - крупный порт, важный

машиностроительный и нефтеперерабатывающий центр, в котором сохраняется

крупнейшее в мире кинопроизводство. Имеет он и курортное значение.

Город Сан-Франциско расположен у входа в обширную бухту, по берегам

которой разместились его города спутники. В Сан-Франциско находятся самые

крупные на берегах Тихого океана судоверфи и многочисленные

машиностроительные предприятия. Хорошо развита консервная промышленность,

перерабатывающая овощи и фрукты, выращиваемые на Западе.

Сельское хозяйство района развивается в двух направлениях: на поливных

землях расширяется интенсивное растениеводство, а в горных частях

сохраняется полупастбищное скотоводство.

В состав Запада входят штаты Гавайи и Аляска. В хозяйстве США

роль Аляски определяется рыболовством, пушным промыслом и лесным

хозяйством. Теперь на Аляске стали добывать нефть и природный газ. Жители

Гавайев выращивают сахарный тростник и ананасы.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

В 60-70 гг. некоторые наиболее индустриализированные и

урбанизированные районы США оказались на грани экологического кризиса.

Расширение открытой добычи полезных ископаемых привело к росту

площади "бедлендов", наращивание тепловой энергии - к распространению

кислотных дождей, продолжении бурной автомобилизации - к превращению ряда

городов в настоящие "смогополисы". Стала угасать органическая жизнь в

Великих озерах, особенно в озере Эри. В американской литературе описан

уникальный случай, когда горела ... река, на которой стоит промышленный

город Клвленд, - до такой степени ее воды были насыщены нефтью.

В этих условиях в США был принят закон о национальной политике в

отношении окружающей среды. Были увеличены расходы на природоохранные

мероприятия. Стала внедряться новая технология. Значительную инициативу

начала проявлять общественность. Улучшилось экологическое образование и

воспитание молодежи. И в результате состояние окружающей среды стало

постепенно улучшаться. Чище стали Великие озера и впадающие в них реки, в

которых снова ловится форель, воздух над Нью-Йорком, Чикаго и другими

городами. Но в некоторых районах экологическая ситуация продолжает

оставаться сложной.

Литература

1. Экономическая география зарубежных стран (учебник для

9 класса). Под редакцией В.П. Максаковского. М., 1988.

2. География (учебник для 10 класса).

Под редакцией В.П. Максаковского. М., 1993.

3. Советский энциклопедический словарь.

Под редакцией А.М. Прохорова. М., 1987.

4. Современные Соединенные штаты Америки:

Энциклопедический справочник. М.,1988

5. Страны мира:

Краткий полит. - эконом. справочник. М, 1985

6. Атлас мира. Ответственные редакторы: С.И. Сергеева, В.М. Антонов. М.,

1990.

7. Атлас мира.

Ответственный редактор В.М. Антонов. М., 1990.

-----------------------

ВНИМАНИЕ!

Реферат сдавался мной (аноним) в мае 1997 г.

Усковой Татьяне Петровне в школе № 42 г. Москвы.

Оценка "отлично".

Шрифт - Peterburg.

[pic]

[pic]

Статуя Свободы

(США)

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.