рефераты бесплатно

МЕНЮ


Статистический анализ демографической ситуации в Российской Федерации

значимость такого источника данных, как учет разрешений на выезд,

уменьшилась. Человек, собравшийся уехать в другую страну на несколько лет

или даже на постоянное место жительства, может вполне обойтись и без такого

разрешения. Многим оно просто не нужно: это позволяет сохранить в России

жилье, часто - место работы или учебы и в конечном итоге обезопасить себя

от возможных рисков, связанных с иммиграцией.

2.2.8. Российская иммиграция в Германии

Тема иммиграции является для Германии одной из самых животрепещущих,

поскольку, согласно немецкой статистике, на 1 января 2002 в стране

находилось 7,3 миллиона иностранцев. Почти каждый 11-й житель Германии -

иностранец. Правительство Германии проводит активную миграционную политику

и одновременно разрабатывает эффективные программы, направленные на

экономическую и культурную адаптацию иммигрантов и особенно их детей.

Определения международных мигрантов в Германии отличаются от тех,

которые рекомендует ООН. Иностранные граждане считаются иммигрантами, если

они получили разрешение на жительство и собираются остаться в Германии по

крайней мере на 3 месяца и более.

Другую категорию иммигрантов представляют граждане Германии и лица

немецкого происхождения (Aussiedler), которые возвращаются на свою

историческую родину и практически автоматически становятся гражданами

Германии. Следует отметить, что разработка данных по большинству социально-

демографических характеристик иммигрантов ведется только по Aussiedler. К

эмигрантам относятся все выбывшие из Германии независимо от их гражданства

сроком на 3 месяца и более.

Таким образом, сравнивать немецкие и российские данные можно,

основываясь на некоторых существенных допущениях. Немецкая статистика

включает в свои оценки иммиграционных потоков как краткосрочные, так и

долгосрочные перемещения. Из-за этого, в частности, различия между

российскими и немецкими данными достигают существенных величин При этом

иммиграцию лиц немецкого происхождения в Германии рассматривают как

долгосрочную миграцию. Если с этой точкой зрения согласиться, то в этом

пункте российские данные становятся сопоставимыми с немецкими оценками.

Можно также предположить, что сальдо миграции отражает величину

долговременной миграции в Германию, поскольку те, кто приехал на короткий

срок - менее одного года, - должны

были вернуться в Россию.

Иммиграция из Российской Федерации и бывшего СССР играет значительную

роль в жизни современной Германии. Согласно немецким данным, в Германию за

1990-2001 годы из бывших союзных республик прибыло более 2,2 миллиона

человек, что составило 21,5% от всего числа прибывших в страну за

указанный период. Более 1,5 миллиона иммигрантов составили лица немецкого

происхождения, 675 тысяч - иностранцы. Иммигранты из бывшего СССР прибывают

в основном из Казахстана и Российской Федерации. На них приходится 42,6% и

36,6% соответственно от всех прибывших в Германию из бывших союзных

республик, 53,4% и 36,9% прибывших Aussiedler, 21,7% и 36,1% иммигрантов-

иностранцев.

Непосредственно из России в Германию за период с 1992 по 2002 год

прибыло от 590 тысяч (по опубликованным оценкам) до 674 тысяч человек (с

учетом "иммигрантов из бывшего СССР"). Из них лица немецкого происхождения

составляли от 392 до 458 тысяч, иностранцы (в первую очередь российские

граждане) - от 198 до 218 тысяч человек. Максимальный приток иммигрантов из

России - более 100 тысяч человек - наблюдался в 1994 и 1995 годах [19]

Согласно российским данным, за 1992-2002 годы в Германию эмигрировало

450,5 тыс. человек. Пик эмиграционного оттока пришелся на 1995 год. В этот

год иммиграционный приток в Германию лиц немецкого происхождения достиг

максимальной величины, как по российским, так и по немецким данным.

Согласно российским данным, с 1993 по 1999год из страны выбыло 243 тысячи

немцев, что составило примерно половину всего эмиграционного оттока в

Германию. По немецким данным, эта величина составляла как минимум 331,8

тысячи человек, или 65% от общей численности иммигрантов.

По немецким источникам, обратный эмиграционный отток в Россию

составлял в указанный период от 90 до 98 тысяч человек, причем из них

порядка 16-18 тысяч составляли немцы. Следовательно, сальдо миграционного

обмена между Германией и Россией, вероятно, находилось в интервале 500-570

тысяч человек в пользу Германии. Эту величину примем за оценку

долговременной иммиграции из России в Германию. При такой гипотезе число

долгосрочных иммигрантов по немецким оценкам в 1,1-1,25 раза превышало

число эмигрантов из России в Германию по российским данным. Сравнение же

всех иммигрантов из России, зафиксированных немецкой статистикой, с

российскими оценками по эмиграции в Германию обнаруживает большее

расхождение между данными [25]

2.2.9. Особая роль России для Израиля

В Израиле иммиграция рассматривается не просто как жизненно важный с

точки зрения экономического и демографического развития процесс, но и как

один из ключевых элементов государственной идеологии. Поэтому не приходится

удивляться тому, что иммиграционный поток в страну подлежит тщательному

статистическому наблюдению. С целью содействия ускоренной и безболезненной

адаптации иммигрантов в Израиле создано Министерство абсорбции иммигрантов.

Контроль над иммиграционными процессами опирается на разработанную

законодательную базу, основу которой составляют Закон о возвращении или

Закон о въезде в страну.

Определение международного мигранта в национальной статистике Израиля

отличается от того, которое рекомендует ООН. Граждане других государств,

приезжающие или уезжающие из Израиля, при пересечении границы заполняют

специальные формы в соответствии с выданным им типом визы: иммиграционная,

туристическая, на временное проживание и др. Сведения о лицах с

иммиграционной визой затем передаются в регистр населения. Согласно

определению, иммигрантом в Израиле считается гражданин другого государства,

который въезжает в Израиль с целью постоянного проживания в соответствии с

положениями Закона о возвращении или Закона о въезде в страну. Кроме того,

в статистике международной миграции Израиля выделяется такая специфическая

категория, как "потенциальные иммигранты". Согласно циркуляру Министерства

внутренних дел, с 1991 года к этой категории относятся лица, которые

прибыли в страну по иммиграционной визе или сертификату в соответствии с

Законом о возвращении с намерением остаться в Израиле сроком до 3 лет с

целью выяснения условий для поселения в качестве иммигрантов. Потенциальные

иммигранты включаются в общее итоговое число иммигрантов за год. В целом в

Израиле налажен надежный учет иммигрантов с их различными социально-

демографическими характеристиками.

Международная миграция граждан Израиля определяется иначе, чем

иностранцев. В категорию "выехавшие израильтяне" попадают те граждане

Израиля, которые собираются пробыть за границей 365 дней и более, но до

отъезда пробыли в Израиле как минимум 90 дней. К категории "возвращающиеся

граждане Израиля" относятся те, кто прожил за рубежом 365 дней и более и

намеревается остаться в Израиле как минимум на 90 дней.

За период с 1919 по 1989 год в Израиль прибыло 270 тысяч иммигрантов,

рожденных на территории бывшего СССР, или примерно 12% от общего числа

иммигрантов за этот период. С 1990 по 2002 год Израиль принял более 870

тысяч уроженцев бывших союзных

республик. Эта величина составила 26% от общего числа в 3333 тысячи

зарегистрированных иммигрантов, прибывших в Израиль с 1919 по 2000 год.

Распределение мигрантов по республикам бывшего Союза как предыдущему

месту проживания в израильской статистике приводится с 1990 года. За период

с 1990 по 2000 год большая часть иммигрантов прибыла из Украины (более 225

тысяч), Российской Федерации (более 220 тысяч), Узбекистана (около 70

тысяч) и Белоруссии (более 61 тысячи).

Определения эмигрантов в России и иммигрантов в Израиле в целом

идентичны, поскольку главный критерий их определения - выезд из страны и

въезд в страну с целью постоянного проживания - совпадает. В общем, за 1990-

2000 годы между российскими данными по эмиграции в Израиль и израильскими

данными по иммиграции из России соблюдается баланс. По российским данным, в

Израиль выбыло чуть более 203 тысяч человек, по израильским - из России

прибыло порядка 215 тысяч человек. Однако в отдельные годы наблюдаются

достаточно существенные различия. Так, в 1990 году, согласно данным МВД

СССР, разрешение на выезд в Израиль

получила 61 тысяча жителей РСФСР. По израильской статистике, в страну

прибыло чуть более 45 тысяч человек из Российской Федерации (с учетом

потенциальных иммигрантов). Вероятно, не все из тех, кто получил разрешение

на выезд из России, воспользовались им, а часть выехавших отправилась не в

Израиль, а в другую страну. В последующие годы различия между

статистическими оценками двух стран сократились, но при этом наблюдалось

устойчивое превышение израильскими оценками российских (табл. 3). В 1995-

1997 годах разница между ними составила примерно 10%. Со всей степенью

осторожности можно предположить, что вероятный поток иммигрантов из России

в Израиль в 1,1 раза больше эмиграционного оттока, отмеченного в российских

статистических справочниках.

2.2.10. Российская иммиграция в Канаде

В Канаде, как и в США, иммиграционные процессы играли и продолжают

играть одну из ключевых ролей в формировании населения страны. Страна имеет

давние традиции учета иммиграционных процессов и контроля над ними. В

современной Канаде законодательную базу, регулирующую международные

миграционные перемещения, определение основных категорий мигрантов

составляют Иммиграционный акт 1976 года и Иммиграционные правила 1978.

Контроль над миграционными процессами осуществляет Департамент гражданства

и иммиграции.

Согласно принятому в Канаде определению, к иммигрантам относятся люди,

которые переселяются в страну с целью постоянного проживания (landing). Это

определение соответствует определению эмигрантов, принятому в России.

Именно на иммигрантах будет сосредоточено далее наше внимание. В канадской

статистике разрабатывается информация и по другим видам международных

перемещений. Так, к долговременным визитерам (long-term visitors) относятся

те люди, которые прибыли в Канаду на срок более чем один год.

Соответственно, в число кратковременных визитеров (short-term visitors)

попадают те, кто прибыл в страну на срок менее чем один год. Важное место в

статистике Канады занимает временное иностранное население. К нему относят

тех, кто прибыл в страну кленового листа с разрешением работать или

учиться, беженцев и некоторые другие категории лиц, прибывших из-за рубежа.

На 1 июня 1999 года временное иностранное население Канады составляло 271

тысячу человек, из которых 77 тысяч были иностранные рабочие, 87 тысяч -

иностранные студенты.

В 1990-х годах для Канады иммиграция из России не имела столь

существенного значения, как для Израиля, Германии, Финляндии и

даже США. В 1992 году доля выходцев из бывшего СССР составила только 1,3%

из 250-тысячного иммиграционного потока в страну.

Около 40% иммигрантов прибыли в тот год из Гонконга, Китая, Филиппин и

Индии. Однако к 1998 году доля выходцев из СССР

увеличилась и составила уже 6,3%. В конце 1998 года Россия заняла десятое

место среди других государств по числу иммигрантов,

обогнав давнего миграционного партера Канады - Великобританию.

Оценить объем иммигрантов из России за период с 1992 по 2003 год можно

только приблизительно, поскольку доля иммигрантов, не распределенных по

бывшим союзным республикам как предыдущему месту проживания, составляла в

1992 и 1993 годах соответственно 82% и 38% от общего числа иммигрантов из

СССР. В последующие годы эта величина колебалась между 6% и 18%. С учетом

этих цифр можно предположить, что вероятная оценка числа иммигрантов из

России находится в интервале от 14,5 до 17,5 тысячи человек. Согласно

российским данным, в Канаду за тот же временной период отправилось 6,3

тысячи человек.

Таким образом, различия между канадскими и российскими данными весьма

существенны, за отдельные годы. В среднем во второй половине 1990-х годов

канадские оценки превышали российские в 2,6-3 раза.[34]

2.2.11. Пик эмиграции в США

Для многих людей во всем мире понятия "богатство" и "иммиграция"

ассоциируются с Соединенными Штатами Америки. С 1820 года - года начала

непрерывной регистрации иммигрантов - по 1998 год в США въехало 64,6

миллиона человек. Данные по иммиграции разрабатывает Служба иммиграции и

натурализации Соединенных Штатов, которая является подразделением

Министерства юстиции.

Основу иммиграционной статистики составляет информация по въездным

визам и формам изменений в иммиграционном статусе. К иммигрантам в США

относятся люди, которые получили на законных основаниях разрешение на

постоянное проживание в США. В основном подобное разрешение получают в

других странах мира. Однако с 1989 года его можно получить и в США, сменив

статус неиммигранта (non-immigrant), временно находящегося на территории

США, на статус постоянного жителя страны. Последняя категория лиц также

включается в статистику иммиграции. Кроме того, согласно акту о беженцах

1980 года, беженцы, которые прожили в стране более 1 года, также могут

получить статус постоянного жителя. По данным статистики, в 1992-1998 годах

числа вновь прибывших иммигрантов и иммигрантов, получивших этот статус в

самих США, были примерно равны. В 1989-1991 годах это соотношение было

резко нарушено в пользу сменивших статус, так как в эти годы легализовали

свое положение в США более 2,6 миллиона нелегальных иммигрантов и

сельскохозяйственных рабочих по Акту о реформе и контроле 1986 года.

В формировании населения США иммигранты - выходцы из Российской

империи - играли заметную роль на рубеже 19-20 веков. С 1891 по 1920 год в

США из России прибыло 3 миллиона человек. После периода длительного

затишья, обозначившегося в конце 1920-х годов, иммиграционный поток из

бывшего СССР начал медленно оживать в 1970-х годах. Иммиграция в США

заметно увеличилась вслед за открытием границ и распадом СССР. Более того,

в середине 1990-х годов по ежегодному числу иммигрантов бывшие союзные

республики занимали второе место после Мексики. Всего в США за период с

1990 по 2002 год насчитывалось более 450 тысяч иммигрантов из бывшего СССР,

что составляет 5% от общего числа зарегистрированных иммигрантов в США за

этот период.

В американских статистических изданиях, содержащих информацию по

иммиграции, самой распространенной характеристикой происхождения иммигранта

является не страна предыдущего места жительства, а место его рождения.

Сравнивая эти данные для СССР за 1991-2002 годы, можно увидеть, что число

иммигрантов, родившихся в бывших союзных республиках, на 10% больше числа

иммигрантов, прибывших с их территории. Таким образом, часть иммигрантов -

уроженцев бывшего СССР - прибыла в США из других стран. Российская

Федерация фигурирует в американских справочниках чаще как место рождения

иммигрантов. За 1992-1998 годы в США получили статус иммигранта 98,7

тысячи человек, которые родились на территории Российской Федерации, а с

учетом поправки на нераспределенных иммигрантов из бывшего СССР - порядка

110 тысяч. Максимальное число иммигрантов приходится на 1996 год (табл. 2).

Вместе с тем следует заметить, что из тех уроженцев Российской Федерации,

кто получил статус иммигранта после 1991 года, 53,5 тысячи человек прибыли

в страну до момента приобретения этого статуса как беженцы.

Сравнивать российские и американские данные - достаточно сложная

задача. Во-первых, в американской статистике место происхождения иммигранта

определяется чаще местом его рождения, а не страной его последнего места

жительства. С учетом рекомендаций международных организаций и специфики

российских данных для сравнения лучше использовать те оценки, где

происхождение иммигрантов определяется по последнему месту жительства.

Правда, следует заметить, что в конце 1990-х годов число иммигрантов,

родившихся в Российской Федерации, было всего на 3% меньше числа

иммигрантов, прибывших из Российской Федерации. Во-вторых, в статистике США

оценки мигрантов приводятся не за календарный, а за фискальный год, который

начинается 1 октября. В-третьих, заметная часть выходцев из России получила

статус иммигранта, уже находясь в США в качестве беженца или неиммигранта

(non-immigrant), причем большая часть из них прожила в США один-три года

или приехала туда в том же фискальном году. Возможно, этим обстоятельством

объясняются расхождения между российскими и американскими данными в пользу

российских для 1992 и 1993 годов (табл. 3). В 1996 году доля вновь

прибывших иммигрантов составила примерно 35% среди всех выходцев из России,

получивших статус иммигранта, в 2000 году - 55%. В-четвертых, в отличие от

американской Службы иммиграции и натурализации, российская статистика

практически не дает информации о том, кто и как получает разрешение на

выезд в США.

Таким образом, при сравнении данных следует учитывать разницу между

календарным и фискальным годом, а также то обстоятельство, что часть

мигрантов получает статус иммигранта с временным лагом в 1-3 года.

Сравнение данных показывает наличие существенных различий в годовой

динамике иммигрантов между российскими и американскими оценками

Число иммигрантов в США за 1996-2002 годы в 1,2-1,35 больше числа

эмигрантов из России по российским данным. Эти оценки помогут определить

вероятную величину недоучета в России эмиграции в США. Примерно такие же

оценки можно получить, если сравнить ежегодные российские и американские

данные за 1993-1998 годы. Вместе с тем, учитывая богатство американской

статистики, эти выводы следует уточнить после ее детального изучения.[37]

2.2.12. Иммиграция из России в Финляндию

Финляндия относится к разряду государств, в которых налажен идеальный,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.