Швеция
развитию производства и модернизации заводов в Швеции, Бельгии и
Нидерландах, расширению рынков сбыта и усилению сотрудничества с
иностранными автомобилестроителями, по переходу на новые системы
маркетинга. Поставлена цель увеличить к 2001 г. производительность труда на
30%, оборот на 30%, прибыль – на 100%. Объемы инвестиций предусматривается
довести до 12 млрд. крон в год, а расходы на научную разработку продукции –
до 10 млрд. крон. Затраты на приобретение материалов и запчастей
планируется сократить на 15% за счет повышения закупок в странах Восточной
Европы (до 20% от общего числа закупок). Каждой компании поставлена задача
представлять по новой модели каждый год. Кроме того, разработан план
снижения уровня потребления бензина на 25% к 2005 г. путем разработки новых
моделей энергосберегающих двигателей.
В расширении деятельности большое внимание уделяется рынкам Восточной
Европы и Азии. В Восточной Европе (в первую очередь Россия, Венгрия, Чехия)
намечено к 2001 г. поднять оборот в пять раз до 14 млрд. крон за счет
строительства заводов по сборке грузовиков, автобусов и строительной
техники, а в Азии – почти в два раза до 30 млрд. крон за счет местной
сборки легковых автомобилей. В Латинской Америке «Вольво» планирует вырасти
в два раза – до 16 млрд. крон.
Отдельное важное направление развития деятельности – Россия. В ближайшие
годы концерн предполагает увеличить свое нынешнее присутствие здесь в пять
раз. Для практического ведения дел «Вольво» сформировала специальную группу
по России и Восточной Европе во главе с вице-президентом концерна Л.
Янссоном. Расширение объемов деятельности намечается осуществить благодаря
открытию нескольких заводов по сборке автобусов, позже – и грузовиков
«Вольво» . Что касается продаж легковых автомобилей и разного рода
двигателей, руководство концерна пока устраивает нынешний порядок, когда
этим занимаются получившие лицензии дилеры. Со временем концерн собирается
основать свои дилерские пункты во всех крупных городах России.
В 1997 г. «Вольво» существенно расширил свою деятельность в России. На
начало 1998 г. концерн имел административные представительства в Москве,
Санкт-Петербурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Новосибирске и
Челябинске. Действовали 20 станций техобслуживания. Общий прирост продаж в
России составил в 1997 г. около 50%, что достигнуто не столько за счет
увеличения количества проданных машин, сколько за счет резкого
преобразования «серого рынка» в официальный. Ведутся переговоры о сборке в
России автобусов и грузовиков «Вольво» .
Легковые автомобили. Подразделение легковых автомобилей добилось в 1997
году впервые за многие годы лучших результатов в концерне. Его оборот вырос
по сравнению с предыдущим годом на 15% и достиг 96,5 млрд. крон (в 1996 г.
- 83,6), составив половину общего оборота «Вольво» . Прибыль компании
неуклонно росла в течение всего года, составив 4,5 млрд. крон (1,5 млрд.
крон в 1996 г.).Число проданных автомобилей увеличилось за год на 5% – до
386,4 тыс. автомашин (в 1996 г. – 368,3 тыс.). Наибольший рост сбыта
отмечен в Южной Америке (+132%) и в Восточной Европе (+19%), а также в
Северной Америке (+7%), где впервые с начала 1980-х годов было продано
более 100 тыс. автомобилей. Началось строительство сборочного завода в
Ботсване.
Разработанные в Нидерландах в сотрудничестве с «Мицубиси» автомобили
среднего класса S40 и V40 и их варианты с турбо-двигателем (на основе 90-ой
модели) были хорошо приняты в Европе и Азии. Автомашины S70 и V70
(преемники 850-ой модели) и их полноприводные варианты (V70AWD и V70XC) в
немалой степени способствовали усилению позиций компании в Северной
Америке. В то же время презентация модели «С70 Вольво» (кабриолет и купе),
разработанной в сотрудничестве с TWR в Уддевалле, была значительно
задержана из-за несогласованности компаний, и она начала продаваться в США,
Японии и странах Европы лишь в 1998 г. В 1997 г. компания продала в Россию
около 2,5 тыс. автомобилей. Грузовики. В течение 1997 г. в целях упрощения
системы производства и снижения издержек проведена перестройка деятельности
компании, уменьшено число компонентов и сокращено количество моделей до
двух основных. В совокупности с исправлением ситуации в Северной Америке и
повышенным спросом в Южной Америке это привело к достижению высоких
результатов в четвертом квартале, что значительно улучшило показатели за
весь год. Оборот компании поднялся на 15% и достиг 50,8 млрд. крон (в 1996
г. – 44,3), а прибыль составила 1,8 млрд. крон (867 млн. крон в 1996 г.,
когда она упала почти в шесть раз по сравнению с 1995 г.). Количество
проданных грузовиков выросло на 8%, дойдя до 69 тыс. машин (в 1996 г. –
63,7 тыс.). Объемы сбыта возросли больше всего в Южной Америке (+40%),
Восточной Европе (+29%) и Северной Америке (+24%)."Вольво» сохранила за
собой второе место в мире по продаже тяжелых грузовиков. Доля компании
выросла на американском рынке (9,7%), но снизилась в Европе (15,3%) и
Бразилии (23,3%).Хорошо приняты в США модель VN большой грузоподъемности и
ее удлиненный вариант. Началось строительство сборочных заводов в Индии,
Пакистане, Тунисе, Бразилии, принято решение об открытии завода в Китае. В
октябре 1997 г. подписано соглашение о намерениях с «Мицубиси» относительно
разработки новых моделей грузовых автомашин средней грузоподъемности и их
продажи. В 1997 г. компания продала в Россию 550 тяжелых грузовиков, на 62%
больше по сравнению с предыдущим годом. Автобусы. Подразделение автобусов
было одним из самых стабильных в концерне в 1997 году. Оборот вырос на 24%
и составил 10,6 млрд. крон (в 1996 г. – 8,5 млрд.), а прибыль – на 66%,
дойдя до 550 млн. крон (в 1996 г. – 331 млрд.). За год было продано 8,7
тыс. автобусов (+18%). Самый высокий рост объемов продажи отмечен в Азии
(+40%, продано 1,4 тыс. автобусов) и Северной Америке (+32%, 990
автобусов). Больше всего автобусов «Вольво» по-прежнему продала в Европе
(4,2 тыс.), где сохранила свою ведущую роль в сбыте тяжелых автобусов
(особенно в Западной Европе). В 1997 г. началась сборка городских автобусов
B7R в ЮАР, Марокко и Китае, шло строительство заводов в Турции, Индии и
Бразилии, создание системы городского транспорта в Сан-Пауло. Стратегически
важные приобретения компанией 100% пакета акций в финской «Каррус Ой» и 51%
акций в американской «Нова Бас» еще более укрепили ее позиции в Европе и
Северной Америке. Началось осуществление совместного с TWR (Великобритания)
проекта по разработке новых моделей автобусов.
В декабре 1997 г. «Вольво» подписала «Меморандум о взаимопонимании» с
Министерством транспорта РФ по вопросу создания в России к концу 1999 г.
трех совместных предприятий. С 1998 г. начнется сборка городских и
маршрутных автобусов в Омске из комплектующих частей, поставляемых из
Швеции (в 1997 году чуть более 100 автобусов, в дальнейшем – до 400 штук).
Также планировалось начать в 1998 году сборку автобусов в Нижегородской
области (г. Павлово). Компания прорабатывает вопросы о сборочном заводе в
Московской области (Яхрома) и создании «всеобъемлющей системы» городского
транспорта а Санкт-Петербурге.
З) Фармацевтическая промышленность
4% добавленной стоимости промышленности
14 тыс. занятых
Химическая промышленность в Швеции обеспечивает работой большое количество
людей, однако экспортирует небольшую долю своей совокупной продукции.
Многие фирмы являются дочерними предприятиями иностранных компаний или
проводят операции за границей. "Акцо Нобель", Треллеборг", "Персторп",
биотехнические и нефтехимические отделения нескольких нефтяных компаний
выпускают резину, пластмассы и прочую химическую промышленность. "АГА"
специализируется на производстве газов для промышленности и медицины, а
"Беккерс" выпускает краски.
Однако наиболее быстро расширяющаяся подотрасль химической промышленности -
фармацевтическая промышленность, развитие которой за последние 20 лет было
особенно успешным. Средний годовой рост продукции в этой области составляет
8-9%. Она ориентируется прежде всего на экспорт, при этом некоторые фирмы
продают за границей 80-90% своей продукции. За последние 10 лет путем
слияний появилось несколько новых компаний. "Астра" и Фармасия и Апджон" -
крупнейшие из них. Далее следует "Ферринг"
С 1985 по 1994 год экспорт фармацевтической продукции увеличивался в
среднем на 20% в год. На Швецию приходится около 4% мирового экспорта в
этой области. Шведская фармацевтическая промышленность расходует примерно
16% своих доходов на НИОКР. Основные области исследования и продажи
медикаментов - онкология, расстройства роста и глазные болезни ("Фармасия и
Апджон"), диализ ("Гамбру"), желудочно-кишечные, дыхательные и сердечно-
сосудистые заболевания ("Астра"). Ожидается, что темпы роста продаж
некоторых из этих медикаментов в ближайшие несколько лет будут выше, чем в
целом поэтому рынку.
Биотехнология и ее промышленное применение в Швеции в основном базируется
на передовых медицинских исследованиях. В резудьтате фармацевтические
компании (особенно "Фармасия и Апджон") играют важную роль в этой области.
Другие области шведской специализации в биотехнологии - разведение растений
("Хиллисхег" и "Вейбуллс") и животноводство ("Тетра-Лаваль").
И) Горнодобывающая промышленность
1% добавленной стоимости промышленности
9 тыс. занятых
Несмотря на многовековые традиции шведской горнодобывающей промышленности,
середины 1970-х годов ее относительное значение упало. В 1995 году добыча
железной руды составила 18,7 млн. метрических тонн. Вся она добывается на
севере Швеции государственной компанией "ЛКАБ". Швеция также производит
большое количество меди, свинца, цинка, серебра, золота и других цветных
металлов, добываемых в основном на севере страны в шахтах, принадлежащих
"Булиден", отделению фирмы "Треллеборг".
Й) Черная металлургия
5% добавленной стоимости
36 тыс. занятых
Черная металлургия в Швеции прошла через экстенсивную структурную
перестройку. Соредоточившись на проведении исследований и
высококачественных технологиях, Швеция стала мировым лидером в производстве
определенных видов стали и сплавов. В ходе реконструции произошло слияние
трех крупнейших производителей обыкновенной стали в одну компанию -
"Свенскт столь АО" (ССАО), на которую в настоящее время приходится свыше
60% производства стали и все производство чугуна. Сначала основным
владельцем акций было государство, но сегодня компания полностью
приватизирована.
реди основных производителей специальных сталей - "Авеста Шеффилд" и
"Сандвик". Продукция шведской черной металлургии включает нержавеющую
ленту, листы и трубы, конструкционную сталь, сталь для роликовых
подшипников и быстрорежущую сталь. В 1995 году производство стали в Швеции
составило 4,2 млн. метрических тонн, причем примерно 60% приходилось на
обыкновенную сталь.
К) Лесная промышленность
Целлюлозно-бумажная промышленность
7% добавленной стоимости промышленности
45 тыс. занятых
Лесопильная промышленность (искл. производство мебели)
4% добавленной стоимости промышленности
36 тыс. занятых
Более половины территории Швеции покрыто лесом, в основном, хвойным,
поэтому не удивительно, что лесная промышленность была и остается важной
отраслью. Примерно половина всех лесов принадлежит частным лицам;
акционерные компании распоряжаются 40%, остальное принадлежит государству,
шведской церкви и коммунам. Из-за соответствующего климата деревья растут
достаточно медленно. Поэтому структура дерева получается очень плотной и
потому пригодной в качестве отличного материала для строительства и
изготовления мебели. Швеция является лидером в использовании экологически
чистых методов лесничества.
Шведская лесопильная промышленность высоко механизирована и
автоматизирована. Чтобы свести к минимуму затраты на перевозку, лесопильни
строят в или возле леса. Промышленность достаточно фрагментарна: на ней
специализируется огромное количество мелких фирм, хотя есть и несколько
крупных лесопилен. Более 79% продукции экспортируется. По экспорту хвойной
продукции впереди Швеции идет только Канада.
Около 50% шведского леса идет на строительство, примерно 40% - на
упаковочные материалы и омтальное - на изготовление мебели.
Швеция занимает третье место в мире по экспорту целлюлозы и бумаги, 80%
которого идет в страны ЕС. В целлюлозно.бумажной промышленности Швеции
произошли многочисленные слияния. Две ведущие компании - "Стура" и "ССА" -
входят в число крупнейших промышленных групп. Другие ведущие фирмы отрасли
- "МуДу", ранее принадлежащая государству "АссиДумэн" (приватизирована в
1994 году), "Седра Скугсэгарна", "Корснэс" и "НСБ". За последние годы
шведские лесопромышленные компании купили много предприятий в странах ЕС.
Л) Пищевая промышленность
10% добавленной стоимости промышленности
68 тыс. занятых
В пищевой промышленности Швеции господствует относительно небольшое
количество компаний. В их число входят производственные кооперативы, такие
как Национальный союз земледельцев (ЛФО), группа потребительских
кооперативов и дочерние фирмы хорошо известных иностранных
многонациональных компаний. Иностранные компании доминируют в производстве
(или импорте) и продаже алкогольных напитков. За последние десятилетия
концентрация в пищевой промышленности возросла, однако число занятых
изменилось мало. Импорт заметно превосходит экспорт, но объем последнего
постоянно растет.
|1995 год| | | |
|Импорт | |Экспорт | |
|продукци| |продукции| |
|и | | | |
|Машиност| |Машиностр| |
|роение | |оение 53%| |
|50% | | | |
|Энергия | |Энергия | |
|6% | |2% | |
|Пищевые | |Пищевые | |
|продукты| |продукты | |
|5% | |2% | |
|Лесная | |Лесная | |
|продукци| |продукция| |
|я 3% | |19% | |
|Прочие | |Прочие | |
|35% | |24% | |
5) Сельское хозяйство.
Сельское хозяйство играет довольно ограниченную роль в экономической
жизни страны.
В растениеводстве преобладает возделывание кормового зерна и
травосеяния. Трава в Швеции издавна была самой надежной кормовой культурой.
Во многих хозяйствах они удовлетворяют половину потребности молочного
скота. Из других культур наиболее значительную площадь занимает картофель,
сахарная
свекла и масличная культура рапс. Из рапсового масла приготовляется
маргарин. Пахотные земли расположены главным образом на юге страны, а также
низменностях вокруг средне шведских озер. Ячмень преобладает на полуострове
Сконе и на
острове Готланд и Эланд. Кроме того, это наиболее вызревающий злак -
главная зерновая культура на севере Швеции. Посевы овса сосредоточенны в
средней части страны, особенно на западе, где более влажный климат. Поля
пшеницы наиболее обширны на равнинах Сконе и на востоке средней Швеции, в
Эстергетланде. Главный картофельный район - южные склоны Смоланда с сухими
песчаными почвами. Наиболее требовательна к почве и климату сахарная свекла
возделывается почти исключительно на полуострове Сконе. Сельское хозяйство
Швеции отличается высокой степенью механизации.
Животноводство в Швеции резко преобладает над земледелием.
Животноводство имеет мясо - молочное направление, (доходы от мяса в 1,5
больше доходов от молока). При сокращении поголовья крупного рогатого скота
наблюдается рост его продуктивности (средний надой на одну молочную корову
составила в 1976 году около 4500 кг, а средняя жирность молока превысила на
4 %). Производство продуктов животноводства в 1976 году: молока (поставки
на молочные заводы) - 3000 тыс. тонн, мяса - 434 тыс. тонн, масла - 44 тыс.
тонн, сыра 83 тыс. тонн, яиц 109 тыс. тонн.
6) Развитие транспорта.
В экономической жизни страны всегда играло важную роль море.
Судоходство морским путем идет 9:10 внешней торговли. Перевозки грузов
Шведскими судами между иностранными портами служат также важным источником
валютных поступлений. Торговый флот контролируется монополистическими
группами. Более половины прибываемых в Швецию грузов составляют нефть и
нефтепродукты, а среди отправляемых преобладают железная руда и
лесопромышленные товары. Крупнейший порт Швеции и всей Скандинавии
Гетеборг, через который проходят до 1:3 всего морского грузооборота страны.
Морские паромы связывают железные дороги Швеции с железнодорожной сетью
Дании, ФРГ. Главные порты (грузооборот в1975 году): Гетеборг (20,2 млн.
тонн), Стокгольм (5,5 тонн).
Главный международный аэропорт - Арланда близь Стокгольма.
Во внутреннем грузообороте преобладают железнодорожные перевозки,
которые, однако, испытывают быстрорастущую конкуренцию со стороны
автомобильного транспорта. Длина
железнодорожной сети сократилась с 16 тыс. км. в начале 1950 года до 12,1
тыс. км. (в 1976 году), из которых 7,5 тыс. км. (62 %) электрофицированны.
Электро тягой обслуживается более 9:10 грузооборота железных дорог. В
Страницы: 1, 2, 3, 4
|