Швеция
своих полотнах традиционные жилища.
Во всяком случае, для шведов стало почти жизненной необходимостью
проводить как можно больше времени на открытом воздухе. И поэтому, как
только заканчивается рабочая неделя, из городов начинается настоящий исход.
Люди едут на природу, в свои загородные дачи, простые по конструкции, но
снабженными всеми удобствами и расположенные в великолепных уголках
природы. Многие из этих домиков сдаются туристам.
Здесь, среди лесов, богатых смородиной, малиной, грибами и земляникой
(знаменитые «земляничные места», которые обессмертил в своих известных
фильмах Ингмар Бергман), шведы посвящают себя своим любимым занятием:
велосипедной езде по проселочным дорогам, или другим видам спорта на
открытом воздухе, на земле и на море.
Большое разнообразие фауны составляет одно из национальных богатств
Швеции. На севере в горных районах встречаются медведи, лисицы, рыси, лоси,
зайцы и косули. Многочисленные олени (около 270 000 на всей шведской
территории) разводятся в основном в Саамии, составляя главный источник
дохода этой территории. Во время долгих полярных зим можно полюбоваться
вереницей оленей, мигрирующих в сторону хвойных лесов, растущих на границе
с Норландом. Почти все полярные животные живут в заповедных зонах или в
национальных парках со строгим режимом охраны. Эти парки занимают 5% от
всей территории Швеции. В заповедниках еще можно встретить мускусного быка,
занесенного в Красную книгу.
В южных районах живут кроты, летучие мыши, аисты и журавли. На острове
Готланд широко распространены европейские ежи; изредка даже можно встретить
балтийского тюленя. В реках и озерах в большом количестве водится лосось и
щука. Прибрежные воды Балтийского моря богаты королевской форелью и другими
видами редких рыб. Швеция – настоящий рай для орнитологов благодаря
разнообразию птичьей фауны. Среди встречающихся здесь пернатых можно
отметить зяблика, утку, дикого гуся и королевскую чайку.
5. Характеристика населения
Население Швеции – 8,83 млн человек (на 1995 год). Число женщин и
мужчин примерно равно, но с небольшим преобладанием женщин. Национальный
состав населения Швеции однороден, около 97% составляют шведы. Также в
Швеции живут финны и норвежцы. Их доля не превышает 1% от всего населения.
Основной язык – шведский (входящий в языковую группу северо-
германских языков), на нем говорят более 91% человек. На слух шведский язык
певучий и приятный. В словарь современного шведского языка вошло очень
много заимствований, в виде слов из других языков, в частности, из
английского. По-английски в Швеции говорят практически все, а в школах его
изучают с первого класса. Также есть финский (~ 2%) и другие, менее
распространенные, на которых говорят коренные народы (саами) и различные
группы недавних иммигрантов, среди которых есть и наши соотечественники.
Грамотность среди взрослого населения, как и во всей Скандинавии, равна
примерно 100%.
Низкий естественный прирост населения вызвал напряженное положение с
трудовыми ресурсами. Число иностранных рабочих в 1975 году достигло 200000
человек. Сейчас среди занятых в промышленности доля иностранцев свыше 10%.
Средний годовой коэффициент рождаемости имеет тенденцию к понижению, в
то время как коэффициент смертности стабилен. Естественный прирост равен
3,5‰. Низкая рождаемость и большая продолжительность жизни (75,1 года у
мужчин, 80,6 у женщин) привели к значительному «постарению» нации; за 1950-
1975 годы доля детей до 14 лет сократилась с 23% до 20%, а доля лиц старше
60 лет увеличилось с 15% до 20%.
Плотность населения 19 человек на 1 кв. км. Из общего числа населения
страны в городах живут 83%, а в селах 17%. Из общей численности
экономически активного населения 3,7 миллионов человек в промышленности
занято 34%, в сельском и лесном хозяйстве и рыболовстве 7%, в торговле и в
других отраслях обслуживания 44%.
Население располагается неравномерно. Главным образом сосредоточено в
средней и южной части страны. 4/5 населения проживают в городах и поселках
городского типа. Наиболее крупные города: Стокгольм – 1,539 млн
(столичная агломерация: город – 704 тыс., Сёдертелье – 82 тыс.), Гётеборг –
783 тыс. (городская агломерация: город – 445 тыс.), Мальмё – 489 тыс. (сам
город - 243 тыс.; Лунд – 96 тыс.), Упсала – 181 тыс., Линчёпинг –130 тыс.,
Норчёпинг – 123 тыс., Вестерос – 123 тыс., Эребру – 119 тыс., Ёнчёпинг –
115 тыс., Хельсинборг – 113 тыс., Бурос – 102 тыс., Умео – 99 тыс.,
Сундсвалль – 95 тыс. Данные на 1994 год.
6. Общая характеристика промышленности и экономики
Швеция принадлежит к числу самых высокоразвитых индустриальных
стран. Страна обладает значительными (на общеевропейском уровне) запасами
природных ресурсов: древесины, железной руды, гидроэнергии. Сто лет тому
назад основным источником существования Швеции было сельское хозяйство, а
индустриализация только начиналась. Превращение Швеции из бедной аграрной
страны в современное индустриальное общество произошло благодаря
вышеперечисленным ресурсам. Эти ресурсы, используемые для производства
лесоматериалов, бумаги и стали, заложили основу ориентированной на экспорт
промышленности Швеции. Инвестиции в отрасли, базирующиеся на сырьевых
материалах, использование гидроэнергии, электрификация и расширения
железнодорожной и телефонной сети привели к повышению спроса на продукцию
машиностроения и создали основу для появления крупных компаний.
Наличие сырьевых материалов, квалифицированные кадры и иновационные
таланты помогли Швеции выйти на уровень Великобритании по доходу на душу
населения к началу второй мировой войны. Швеции удалось избежать участия в
войне. Благодаря этому ее промышленность и инфраструктура оказались
неповрежденными и с 1958 по 1960 годы характеризовались быстро растущим
благосостоянием Швеции. Вырос спрос на автомобили, бытовые товары
длительного пользования и другие потребительские товары. Тратились большие
средства на жилищное строительство и на создание государственной системы
обеспечения социального благосостояния.
В современной экономике Швеции лес, железная руда и вырабатываемые из
них полуфабрикаты играют уже второстепенную роль, уступив ведущее место
машиностроению, электротехнике и электронике. Однако Швеция по-прежнему
остается одним из крупнейших в мире производителей и экспортеров железной
руды, качественной стали, пиломатериалов и целлюлозно-бумажной продукции.
До середины 1970-х годов экономика Швеции развивалась исключительно
высокими темпами, и по ним ее опережала лишь Япония. Можно считать, что эти
высокие темпы роста были в значительной мере достигнуты благодаря развитию
шведских промышленных предприятий. Уже на раннем этапе шведские компании
поняли важность присутствия на внешних рынках.
В настоящее время экономика Швеции сильно зависит от деятельности
ограниченного числа очень крупных международных компаний. Согласно оценке
ООН в 1992 году в мире насчитывалось примерно 35 тыс. многонациональных
корпораций, среди них примерно 2700 имеют свои представительства в Швеции.
Сосредоточение промышленного производства на небольшом числе очень
крупных компаний является одним из важных факторов, способствующих
относительно высокому уровню расходов на научно-исследовательские и опытно-
конструкторские разработки (НИОКР) в Швеции. Шведские многонациональные
компании входят в число компаний с наиболее наукоемким производством в
мире, и за прошедшие годы основная часть этих НИОКР происходила в Швеции.
В течение многих лет шведские промышленные предприятия входили в число
наиболее активных международных инвесторов в мире, что выражается в
показателях на душу населения или в отношении к ВВП (отношение ВНП на душу
населения в Швеции равно 23 540$ - 14 место в мире). Число трудящихся,
занятых на предприятиях шведских компаний за границей, также резко
возросло. В настоящее время считается, что 60% занятых в шведских
многонациональных компаниях работают за пределами Швеции.
6.1. Внешние экономические связи
Одна из важнейших особенностей экономике Швеции – ее «ярко выраженная
экспортная направленность»: на внешнем рынке реализуется около 25% валового
национального продукта и более 30% промышленных товаров. Страна сильно
зависит от импорта, за счет которого покрывается до 25% потребностей Швеции
в товарах и услуг. Это может быть объяснено процессами интеграции,
происходящими в Европе.
По размеру внешнеторгового оборота Швеция занимает 10-е место среди
развитых стран. Стоимость экспорта - 80,2 млрд. крон, импорта - 83,3
млрд. крон.
В экспорте преобладают: продукция машиностроения и металлообработки
(49% по стоимости), деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной
промышленности (20%), металлургии (8%). Главные статьи импорта: машины и
оборудование (36%), топливо (18%), химические продукты (8%), металлы (7%).
Географическое направление внешней торговли свидетельствуют о сильной
экономической и торгово-политической привязанности Швеции к Западной
Европе, на долю которой приходится ѕ шведского экспорта и импорта, в том
числе Ѕ - на страны ЕЭС. Важнейшие торговые партнеры (доля в экспорте и
импорте в %):
1. ФРГ (10 и 19)
2. Великобритания (11 и 10)
3. Норвегия (11 и 6)
4. Дания (10 и 7)
5. Финляндия (6 и 6)
6. США (5 и 7)
На долю остальных стран приходится 6% внешней торговли Швеции; наибольшее
развитие получили торгово-экономические связи с Россией и Польшей. В России
Швеция закупает главным образом жидкое и твердое топливо, металлы,
химические продукты, станки, а продает в Россию преимущественно машины и
оборудование. Расширяется производственная кооперация между шведскими и
российскими предприятиями в промышленности, энергетике и транспорте.
Экономике страны свойственна высокая степень концентрации производства и
капитала. В ведущих отраслях промышленности, судоходстве, банковском деле
преобладают крупные концерны, такие как «SKF», «ACEA», «Ericsson»,
«Electrolux», «SAAB-Scania», «Volvo Group». Эти и многие другие фирмы
находятся в тесной связи с крупными банками. Монополизация экономики очень
высока в Швеции. Особенностью является сосредоточение крупных капиталов в
руках отдельных семейств. Например, семейство Валленбергов контролирует
компании, биржевая стоимость которых превышает 1/3 акционерного капитала
всех зарегистрированных на бирже фирм.
2. Особенности смешанной экономики в Швеции
Существующая в Швеции экономическая система обычно характеризуется как
«смешанная экономика, соединяющая основные формы собственности: частную,
государственную, кооперативную». Около 85% всех шведских компаний с числом
занятых свыше 50 человек принадлежат частному капиталу. Остальная часть
приходится на государство и кооперативы. Государственный сектор
расширяется, а доля кооперативного почти не меняется с 1965 года.
Шведский государственный сектор наиболее развит в сфере услуг. В социальных
услугах, составляющих половину сферы услуг, доля государства – 92%, в том
числе в здравоохранении – 91,9%, в образовании – 89,4%, в социальном
страховании – 98,7% (по данным 1992 года).
3. Промышленность
При сравнительно ограниченном объеме общей выплавке черных металлов
Швеция выделяется развитием качественной металлургии (производством
легированных и высокоуглеводородистых сортов стали). После второй мировой
войны выросли практически новые для Швеции отрасли, продукция которых нашла
устойчивый спрос на внутреннем и мировом рынках. Это такие отрасли, как:
машиностроение, крупно-тоннажное судостроение, автомобилестроение,
авиастроение, энергоемкое машиностроение и точное машиностроение. На
экспорт направляется всего лишь 2/5 выпускаемых в стране машин и
оборудования, Швеция – крупнейший в Зарубежной Европе производитель
гидротурбин, изготовление которых началось еще до первой мировой войны, и
было связано с массовым строительством гидроэлектростанций, как в самой
Швеции, так и в соседней ей Норвегии. Шведские турбины были установлены на
Волховской ГЭС. Одна из традиционных отраслей шведского машиностроения,
получившая мировое признание в начале XX века – производство шариковых и
роликовых подшипников.
Главная отрасль шведской лесопромышленности – целлюлозно-бумажное
производство, потребляющие свыше половины заготовляемой древесины. Шведская
бумага наряду с финской считается одной из лучших в мире. Много предприятий
целлюлозно-бумажной промышленности расположены на северном и северо-
западном берегу озера Венерн.
Большинство предприятий находятся на побережье Ботнического залива. В
связи с ограниченностью сырьевой базы, в Швеции медленно развивалась
химическая промышленность. Химические реактивы, биохимические и
фармацевтические продукты выпускают в Стокгольме, Суппсалле и Сёдертелье.
Один из крупнейших в стране завод по производству кислот (серной, азотной,
соляной и плавиковой) находится рядом с городом Суппсалла.
Текстильная, швейная и кожевенно-обувная отрасли промышленности,
работающие почти целиком на внутренний рынок, отличаются весьма скромными
масштабами производства. Главные предприятия текстильной и швейной
промышленности исторически тяготеют к западному побережью, к портам, куда
доставлялись заморский хлопок и шерсть. Крупный центр легкой промышленности
– Бурос.
Из отраслей пищевой промышленности выделяется производство молочных и
мясных продуктов, представленное главным образом, кооперативными
предприятиями в районах интенсивного животноводства – на юге страны и в
приозерных низменностях Средней Швеции.
Центры выплавки и производства стали тесно связаны с месторождениями
руд. Крупнейшие рудники: Аитик – медный, Лайсвалль – свинцовый. Центры
качественной металлургии: Сандвикен, Хуфорс, Фагерста, Авеста, Дегефорс,
Хагфорс, сосредоточенные в Средней Швеции. В старом горнопромышленном
районе Берслаген, на долю которого приходится 2/3 выплавки стали, в том
числе 9/10 качественной. Крупные заводы полного металлургического цикла
сооружены в Бурленге и рудо-экспортных портах Лулео и Окселесунд. Свыше 40%
стали выплавляется в электропечах. Главные центры цветной металлургии:
Шеллевтеро (медь и свинец), Сундсвалль (алюминий), Вестерос и Финспонг
(различные цветные металлы, среди которых: вольфрам, никель, цинк, молибден
и олово).
Автомобилестроение представлено двумя крупными компаниями «SAAB»
(Svenska Aeroplan Aktiebolag) и «Volvo». Эти компании занимаются
производством легковых автомобилей, грузовиков и автобусов и имеют
представительства по всему миру, в том числе и в России.
В Швеции развито различное судостроение. Производится все: от
небольших кораблей до огромных лайнеров, высотой в многоэтажный дом.
Главный центр судостроения – Гётеборг (компании «Гатаверкен» и
«Эриксберг»). Также судостроение развито в городах Мальмё (компания
«Коккумс»), Уддевалла и Ландскруна.
В электротехнике выделяются производство мощных генераторов,
трансформаторов, различных двигателей, сосредоточенное на заводах концерна
«Асена» (Вестерос, Лудвика), а также выпуск телефонной аппаратуры и других
средств связи, осуществляемой в основном на предприятиях концерна
«Эрикссон» (Стокгольм).
6. Сельское хозяйство
Сельское хозяйство в Швеции довольно высоко развито. Это связано с
высокой механизацией и химизацией сельского хозяйства. Пахотные угодья
используются с особой бережностью, и это позволяет сберечь их плодородные
качества.
Для Швеции характерен североевропейский тип сельского хозяйства,
такой же, как и в других Скандинавских странах. Очевидно преобладание
интенсивного молочного животноводство, а в обслуживающем его
растениеводстве – кормовых культур и серых хлебов. Сельское хозяйство
сконцентрировано в южной части страны, как и большая часть населения.
Основная продукция: молочные продукты (молоко, сметана, масло, сыр), мясо,
ячмень, сахарная свекла и картофель. Основные центры сельского хозяйства:
Кальмар, Карлскрона, Мальмё, Кристианстад.
Также Швеция занимается выловом промысловой рыбы (сельдь, форель,
треска). Выловом рыбы занимаются практически все города Швеции,
расположенные на берегу моря. Рыбная продукция, которая выпускается на
заводах в Швеции, наряду с норвежской и датской, славится своим качеством.
7. Инфраструктурный комплекс
Швеция имею развитую транспортную сеть: как автомобильную, так и
железнодорожную. В некоторые районы страны можно добраться только на
автомобиле. Швеция занимает 19-ое место по количеству автомобилей в мире (3
566 040 штук). Швеция, как и все остальные страны, имеет международный
регистрационный символ государственной принадлежности транспортных средств.
У Швеции это буква S.
Железнодорожные магистрали в основном соединяют крупные центры, не
обхватывающие удаленные районы страны.
Самые крупные автомобильные и железнодорожные центры Швеции:
Стокгольм, Гетеборг, Мальмё, Кируна, Лулео.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|