рефераты бесплатно

МЕНЮ


Территориальная организация населения. Шпоргалки.

Хотя по-прежнему сохраняется несколько практически неурбанизированных

государств, самым крупным по численности населения из которых является

Уганда.

Главное дифференцирующее влияние на уровень урбанизации оказывают,

безусловно, социально-экономические факторы. В общем случае можно сказать,

что чем выше уровень социально-экономического развития той или иной

территории (страны), тем выше и доля городского населения.

Но в некоторых случаях существенны также природные факторы, а именно

неблагоприятность природных условий для ведения сельского хозяйства и

жизни людей. Если социально-экономическое развитие таких территорий

все-таки имело место (вследствие наличия полезных ископаемых, выгодного

географического положения и по другим причинам), то население может быть

сконцентрировано в городских поселениях в очень высокой степени (свыше

90%), не отражающей реального уровня развития территории. Так, в

пустынном, но обладающем развитой нефтедобычей государстве Кувейт доля

городского населения превышает 90%. А самым урбанизированным африканским

государством является Джибути, где имеется относительно крупный

порт-столица. Аналогичная ситуация сложилась в некоторых северных и

восточных регионах России (Мурманская, Магаданская области и др.).

0x01 graphic

Источник: World Urbanization Prospects: The 2002 Revision. www.un.org/.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Что такое городские агломерации.

На протяжении XX в. многократно увеличилось количество городских

поселений. Интенсивный процесс образования новых городов охватил все

регионы мира, кроме Зарубежной Европы (где городская сеть к началу XX в. в

основном уже сформировалась). При этом массово образовывались городские

поселения в слабоурбанизированных районах — как путем основания новых

городов \"на пустом месте\", так и путем преобразования в города наиболее

крупных сельских поселений, в которых получали развитие городские функции,

т. е. урбанизация распространялась вширь. Но постепенно все более

значительная доля городских поселений появлялась на уже высоко

урбанизированных территориях, образуя сложные системы с существующими

городами. Такая форма расселения получила название городских агломераций.

Первые городские агломерации сформировались еще во второй половине XIX в.

или вокруг крупнейших городов (Лондона, Парижа, Нью-Йорка и др.), или в

районах близкого расположения большого количества отдельных сравнительно

небольших городов (морское побережье Нидерландов, Рурский угольный бассейн

в Германии и др.). Агломерации первого типа получили название

моноцентрических (так как имеют один главный центр), а второго типа —

полицентрических (имеют несколько примерно равных по значению центров).

Большее распространение получили моноцентрические агломерации, хотя и

полицентрических в современном мире довольно много — преимущественно в

районах добычи полезных ископаемых с бассейновым типом залегания.

К концу XX в. городские агломерации стали основной формой расселения в

наиболее урбанизированных регионах мира, практически полностью заменив

изолированные города (которые сохранились в относительно

слабоурбанизированных районах, но концентрируют лишь небольшую долю

городского населения). Быстро развиваются городские агломерации в средне,

и даже слабоурбанизированных странах, но в них они не многочисленны. Очень

часто это лишь одна агломерация, формирующаяся вокруг самого крупного

города страны (столицы или экономической столицы).

Таким образом, городские агломерации — взаимосвязанные группы поселений,

прежде всего городских, объединенных трудовыми, культурно-бытовыми,

рекреационными,

инфраструктурными, производственными и другими связями. Наиболее важными

считаются трудовые связи, которые в рамках суточного цикла посредством

маятниковых миграций жителей связывают отдельные поселения в единой целое.

При этом работают или учатся такие маятниковые мигранты преимущественно в

главном городе (ядре) агломерации, а проживают — в других поселениях.

Культурно-бытовые и рекреационные связи между поселениями осуществляются в

основном в рамках недельного цикла, хотя по массовости они могут

превосходить ежедневные трудовые поездки. Инфраструктурные связи

проявляются в совместном использовании населенными пунктами агломерации

крупных транспортных объектов (железнодорожных магистралей, аэропортов и

др.), сооружений городского хозяйства (водозаборов, очистных сооружений).

Производственные связи осуществляются между предприятиями в рамках

кооперации, когда филиалы, поставщики комплектующих, склады продукции,

опытно-испытательные полигоны предприятия из одного города агломерации

(как правило, ее главного- центра) находятся в других населенных пунктах

агломерации.

Ученые различных стран по-разному подходят к определению границ городских

агломераций. В Зарубежной Европе внешняя граница агломерации во многих

случаях определяется по окончании непрерывной городской застройки. В таком

понимании агломерация совпадает с фактическим городом и часто называется

конурбацией. Так, численность населения Московской агломерации

(конурбации) оценивается европейскими учеными в 10—11 млн. чел.

Отечественные ученые в рамки агломерации включают все населенные пункты,

значительная доля жителей которых связана трудовыми поездками с главным

городом агломерации. Обычно такие пункты располагаются не далее

1,5-часовой поездки от ядра агломерации. При таком подходе население

Московской агломерации оценивается в 12,5—14 млн. чел. В США в качестве

агломераций выделяются стандартные метрополитене-кие статистические ареалы

(CMCА), которые целиком включают в себя первичные территориальные единицы

(графства), удовлетворяющие определенным критериям связанности с главным

городом, который должен насчитывать не менее 50 тыс. жителей (учитываются

и непрерывность застройки, и трудовые связи, и плотность населения).

В конечном итоге, независимо от методов определения границ городских

агломераций, в развитых странах оценки численности населения в настоящее

время даются именно для агломераций, а не для городов в их юридических

границах. Это же относится и к крупнейшим городам в развивающихся странах.

И действительно, выделение отдельных поселений внутри агломерации \"при

взгляде снаружи\" (из-за пределов агломерации) не имеет смысла, поскольку

это единая социально-экономическая система, искусственно разделенная

исторически сложившимися юридическими границами (границами отдельных

поселений). Так, население Парижа в юридических границах города составляет

в настоящее время около 2 млн. чел. Но ни у кого не вызывает сомнений, что

многие формально самостоятельные поселения за городской чертой (например,

район небоскребов Дефанс) — это тоже Париж. А общая численность населения

Парижской агломерации (\"Большого Парижа\") оценивается в 11—12 млн. чел.

Список наиболее крупных городских агломераций мира по состоянию на начало

XXI в. представлен в табл. 4.3.

Примечательно, что в начале XX в. крупнейшей агломерацией на Земле являлся

Лондон (насчитывавший 4,5 млн. жителей), который сегодня занимает 20-е

место. Соответственно, за сто лет население Лондона выросло примерно в 2,5

раза. А первой агломерацией с населением свыше 10 млн. человек в 1940-х

гг. стал Нью-Йорк, который в настоящее время находится на 7-м месте. За XX

в. население этого города выросло примерно в 10 раз. Население

сегодняшнего лидера Токио выросло за 100 лет примерно в 30 раз. Но

население большинства современных крупнейших городских агломераций за

последние 100 лет выросло в 100 раз и более (Мехико, Сеул, Сан-Паулу и т.

д.). Именно такие сверхвысокие темпы роста городов в крупных развивающихся

странах (около 5% ежегодного прироста населения в среднем за 100 лет) и

сформировали современный список крупнейших агломераций мира, почти 2/3 из

которых находятся в развивающихся странах.

0x01 graphic

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Из каких компонентов складывается ЭГП города.

Какие же факторы обуславливают тот факт, что некоторые города постоянно

развиваются, концентрируют все новые и новые функции, и достигают

гигантских размеров, тогда как другие города остаются небольшими на

протяжении десятилетий, или вообще угасают? Ответ на этот вопрос дает

теория экономико-географического положения городов, основные положений

которой были разработаны российским географом Н. Н. Баранским (1881—1963).

Экономико-географическое положение (ЭГП) — это положение города

относительно объектов, имеющих для него экономическое значение. Его

следует отличать от физико-географического положения — относительно

природных объектов (морских побережий, горных хребтов и т. д.), которые

могут иметь, а могут и не иметь влияния на экономику города.

ЭГП складывается из отдельных компонентов, каждый из которых может

состоять из нескольких элементов. Компоненты ЭГП (с важнейшими

элементами):

1) природно-географическое положение:

— относительно природных зон (природных условий);

— относительно природных ресурсов;

2) промышленно-географическое положение:

— относительно главных источников сырья, топлива и энергии (т. е. главных

центров добывающей промышленности);

— относительно главных центров обрабатывающей промышленности;

3) аграрно-географическое положение:

— относительно районов производства сельскохозяйственного сырья;

— относительно районов производства продуктов питания;

4) транспортно-географическое положение:

— относительно важнейших внутренних транспортных магистралей;

относительно транспортных узлов международного значения;

5) рыночно-географическое положение:

— относительно районов сбыта продукции (услуг) отраслей специализации;

— относительно районов снабжения потребительскими товарами;

6) геодемографическое положение:

— относительно районов с приростом населения (с потенциалом роста

количества трудовых ресурсов);

— относительно центров науки, образования и культуры (с потенциалом роста

качества трудовых ресурсов);

7) политико-географическое положение:

— относительно столицы государства;

— относительно государственных границ;

8) военно-стратегическое положение:

— относительно имеющих оборонительное значение объектов;

— относительно очагов политических (военных) конфликтов.

Выгодное положение одновременно по многим компонентам способствует

развитию в городе разных отраслей хозяйства, росту многофункциональности и

в конечном итоге росту размеров города. При этом особенно важным для

современных городов является транспортно-географическое положение. Но

любой из компонентов ЭГП может рассматриваться в разных территориальных

масштабах. Соответственно, можно выделить четыре иерархических уровня ЭГП:

1) микроположение — положение в ближайшем окружении города;

2) мезоположение — положение в рамках большой части страны или небольшого

государства;

3) макроположение — положение в границах крупных государств;

4) мегаположение — положение в масштабах всего мира или его регионов.

Европе) главным было выгодное микро-положение. Но для дальнейшего развития

необходимым оказалось выгодное мезо-и макро - ЭГП. Современные крупнейшие

города мира развиваются благодаря выгодному мегаположению, хотя

образовались в свое время они благодаря микроположению, а выделились среди

других городов в своей стране благодаря выгодным мезо - и макроположениям.

Но сегодня для их функционирования наиболее важны связи с другими

подобными городами (\"мировыми городами\"), а не связи с внутренними

районами своих стран или тем более связи с ближайшим окружением. Поэтому

они даже внешне (а тем более по функциональной сути и образу жизни

жителей) больше похожи друг на друга, чем на другие города в той стране,

где они находятся. Недаром жители глубинных районов в каждой стране

говорят, что \"Нью-Йорк — это не США, а совсем другой мир\", \"Москва — это

не Россия\", \"Шанхай — это не Китай\" и т. д.

В рамках конкретных территорий (стран или районов) можно выделить

несколько внутриареальных видов экономико-географического положения:

центральное, периферийное, глубинное, приграничное. Естественно, что для

осуществления тех или иных функций более выгодным будут разные виды ЭГП.

Так, для административного управления и концентрации внутренних

экономических связей наиболее выгодно центральное ЭГП, которое

обеспечивает равную доступность до всех частей территории. А для

экономических связей с зарубежными государствами (другими районами) более

выгодным будет приграничное или периферийное положение. Так, Москва,

занимавшая центральное положение в Европейкой части Российской империи,

осталась главным внутренним торговым центром страны даже тогда, когда

внешняя торговля переместилась в XVIII в. в специально построенный на

периферии страны для укрепления связей с Зарубежной Европой

Санкт-Петербург. Наименее выгодно, как правило, глубинное положение —

вдали и от центра, и от границ территории.

Кроме указанных, ЭГП имеет еще несколько важных особенностей. Во-первых,

это уникальная категория. В принципе не может быть двух городов с

одинаковым ЭГП. Во-вторых, это категория историческая. С течением времени

положение может улучшаться или ухудшаться как за счет изменения внешних

условий (прокладка новых транспортных магистралей, открытие месторождений

полезных ископаемых и т. д.), так и за счет развития самого города

(появление новых предприятий, рост численности населения и др.).

В-третьих, выгодное ЭГП — это необходимое, но недостаточное условие

развития города. Даже выгодное ЭГП в конкретных исторических,

политических, социально-экономических условиях может не реализовываться в

реальное городское развитие. В-четвертых, ЭГП — интегральная категория,

включающая большое количество отдельных компонентов и элементов, взаимное

значение которых постоянно меняется под влиянием внешних условий. В итоге

оказывается очень трудным дать точную количественную оценку ЭГП, которая

позволила бы сравнивать положение разных городов и разрабатывать на этой

основе прогнозы их дальнейшего развития.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Каким образом городские поселения классифиц. по функциям и размерам?

Наиболее важной типологией городских поселений в отечественной

урбанистике, как и в зарубежной, считается типология по функциям.

Городские поселения — центральные места образуют строгую иерархию в

пределах страны. На верхнем уровне этой иерархии находится столица Москва,

обслуживающая всю территорию страны. Следующий уровень образуют города —

центры экономических районов и федеральных округов (Новосибирск,

Екатеринбург и др.). Обслуживание территорий субъектов Российской

Федерации осуществляют региональные центры (Псков, Орел, Астрахань и др.).

Внутри каждого региона обычно можно выделить уровень межрайонных центров,

обслуживающих несколько низовых административных районов (например, Орск и

Бузу-лук в Оренбургской области). Следующий уровень образуют поселения —

райцентры (например, Выборг, Приозерск и др. в Ленинградской области).

Низший уровень иерархии образуют поселения — внутрирайонные центры,

которые обслуживают часть административного района (например, Апрелевка и

Верея в Наро-Фоминском районе Московской области).

Специальные функции, часто в масштабах всей страны, выполняют отраслевые

центры. В России наибольшее количество городских поселений — промышленных

центров, связанных как с добывающей промышленностью (Апатиты,

Нижневартовск, Между реченек), так и с обрабатывающей промышленностью

(Магнитогорск, Новокузнецк, Комсомолськ-на-Амуре и др.). Наиболее яркими

представителями транспортных центров являются крупные морские порты

(Новороссийск, Находка). Но более многочисленны железнодорожные узлы

(Бологое, Ожерелье и др.). Относительно редко встречаются в нашей стране

научные центры (Обнинск в Калужской области, Дубна в Московской области и

др.), туристические центры (Суздаль во Владимирской области) и курортные

центры (Сочи в Краснодарском крае, Пятигорск в Ставропольском крае и др.).

Особый тип образуют городские поселения, связанные с ракетно-космическими

или морскими военными базами (Мирный в Архангельской области, Фокино в

Приморском крае и др.).

Среди поселков городского типа встречаются также несколько особых

функциональных типов. Во-первых, это строительные центры, связанные с

сооружением крупных промышленных объектов, как правило, атомных и

гидравлических электростанций (Шилово в Воронежской области, Чистые Боры в

Костромской области и др.). Во-вторых, это пригородные (дачные) поселки,

имеющие исключительно жилые функции (Фирсановка, Семхоз, Родники в

Московской области и др.). В-третьих, это поселки городского типа, уже

лишившиеся каких-либо городских функций, поскольку все крупные

несельскохозяйственные предприятия в них закрыты, а трудовых связей с

другими городскими поселениями они не имеют. Такие поселки довольно часто

встречаются в северных и восточных районах страны около выработанных

месторождений полезных ископаемых или закрывшихся из-за исчерпания

ресурсов лесоразработок, но некоторое время (иногда на протяжении

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.