Территориальная организация населения. Шпоргалки.
Хотя по-прежнему сохраняется несколько практически неурбанизированных
государств, самым крупным по численности населения из которых является
Уганда.
Главное дифференцирующее влияние на уровень урбанизации оказывают,
безусловно, социально-экономические факторы. В общем случае можно сказать,
что чем выше уровень социально-экономического развития той или иной
территории (страны), тем выше и доля городского населения.
Но в некоторых случаях существенны также природные факторы, а именно
неблагоприятность природных условий для ведения сельского хозяйства и
жизни людей. Если социально-экономическое развитие таких территорий
все-таки имело место (вследствие наличия полезных ископаемых, выгодного
географического положения и по другим причинам), то население может быть
сконцентрировано в городских поселениях в очень высокой степени (свыше
90%), не отражающей реального уровня развития территории. Так, в
пустынном, но обладающем развитой нефтедобычей государстве Кувейт доля
городского населения превышает 90%. А самым урбанизированным африканским
государством является Джибути, где имеется относительно крупный
порт-столица. Аналогичная ситуация сложилась в некоторых северных и
восточных регионах России (Мурманская, Магаданская области и др.).
0x01 graphic
Источник: World Urbanization Prospects: The 2002 Revision. www.un.org/.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Что такое городские агломерации.
На протяжении XX в. многократно увеличилось количество городских
поселений. Интенсивный процесс образования новых городов охватил все
регионы мира, кроме Зарубежной Европы (где городская сеть к началу XX в. в
основном уже сформировалась). При этом массово образовывались городские
поселения в слабоурбанизированных районах — как путем основания новых
городов \"на пустом месте\", так и путем преобразования в города наиболее
крупных сельских поселений, в которых получали развитие городские функции,
т. е. урбанизация распространялась вширь. Но постепенно все более
значительная доля городских поселений появлялась на уже высоко
урбанизированных территориях, образуя сложные системы с существующими
городами. Такая форма расселения получила название городских агломераций.
Первые городские агломерации сформировались еще во второй половине XIX в.
или вокруг крупнейших городов (Лондона, Парижа, Нью-Йорка и др.), или в
районах близкого расположения большого количества отдельных сравнительно
небольших городов (морское побережье Нидерландов, Рурский угольный бассейн
в Германии и др.). Агломерации первого типа получили название
моноцентрических (так как имеют один главный центр), а второго типа —
полицентрических (имеют несколько примерно равных по значению центров).
Большее распространение получили моноцентрические агломерации, хотя и
полицентрических в современном мире довольно много — преимущественно в
районах добычи полезных ископаемых с бассейновым типом залегания.
К концу XX в. городские агломерации стали основной формой расселения в
наиболее урбанизированных регионах мира, практически полностью заменив
изолированные города (которые сохранились в относительно
слабоурбанизированных районах, но концентрируют лишь небольшую долю
городского населения). Быстро развиваются городские агломерации в средне,
и даже слабоурбанизированных странах, но в них они не многочисленны. Очень
часто это лишь одна агломерация, формирующаяся вокруг самого крупного
города страны (столицы или экономической столицы).
Таким образом, городские агломерации — взаимосвязанные группы поселений,
прежде всего городских, объединенных трудовыми, культурно-бытовыми,
рекреационными,
инфраструктурными, производственными и другими связями. Наиболее важными
считаются трудовые связи, которые в рамках суточного цикла посредством
маятниковых миграций жителей связывают отдельные поселения в единой целое.
При этом работают или учатся такие маятниковые мигранты преимущественно в
главном городе (ядре) агломерации, а проживают — в других поселениях.
Культурно-бытовые и рекреационные связи между поселениями осуществляются в
основном в рамках недельного цикла, хотя по массовости они могут
превосходить ежедневные трудовые поездки. Инфраструктурные связи
проявляются в совместном использовании населенными пунктами агломерации
крупных транспортных объектов (железнодорожных магистралей, аэропортов и
др.), сооружений городского хозяйства (водозаборов, очистных сооружений).
Производственные связи осуществляются между предприятиями в рамках
кооперации, когда филиалы, поставщики комплектующих, склады продукции,
опытно-испытательные полигоны предприятия из одного города агломерации
(как правило, ее главного- центра) находятся в других населенных пунктах
агломерации.
Ученые различных стран по-разному подходят к определению границ городских
агломераций. В Зарубежной Европе внешняя граница агломерации во многих
случаях определяется по окончании непрерывной городской застройки. В таком
понимании агломерация совпадает с фактическим городом и часто называется
конурбацией. Так, численность населения Московской агломерации
(конурбации) оценивается европейскими учеными в 10—11 млн. чел.
Отечественные ученые в рамки агломерации включают все населенные пункты,
значительная доля жителей которых связана трудовыми поездками с главным
городом агломерации. Обычно такие пункты располагаются не далее
1,5-часовой поездки от ядра агломерации. При таком подходе население
Московской агломерации оценивается в 12,5—14 млн. чел. В США в качестве
агломераций выделяются стандартные метрополитене-кие статистические ареалы
(CMCА), которые целиком включают в себя первичные территориальные единицы
(графства), удовлетворяющие определенным критериям связанности с главным
городом, который должен насчитывать не менее 50 тыс. жителей (учитываются
и непрерывность застройки, и трудовые связи, и плотность населения).
В конечном итоге, независимо от методов определения границ городских
агломераций, в развитых странах оценки численности населения в настоящее
время даются именно для агломераций, а не для городов в их юридических
границах. Это же относится и к крупнейшим городам в развивающихся странах.
И действительно, выделение отдельных поселений внутри агломерации \"при
взгляде снаружи\" (из-за пределов агломерации) не имеет смысла, поскольку
это единая социально-экономическая система, искусственно разделенная
исторически сложившимися юридическими границами (границами отдельных
поселений). Так, население Парижа в юридических границах города составляет
в настоящее время около 2 млн. чел. Но ни у кого не вызывает сомнений, что
многие формально самостоятельные поселения за городской чертой (например,
район небоскребов Дефанс) — это тоже Париж. А общая численность населения
Парижской агломерации (\"Большого Парижа\") оценивается в 11—12 млн. чел.
Список наиболее крупных городских агломераций мира по состоянию на начало
XXI в. представлен в табл. 4.3.
Примечательно, что в начале XX в. крупнейшей агломерацией на Земле являлся
Лондон (насчитывавший 4,5 млн. жителей), который сегодня занимает 20-е
место. Соответственно, за сто лет население Лондона выросло примерно в 2,5
раза. А первой агломерацией с населением свыше 10 млн. человек в 1940-х
гг. стал Нью-Йорк, который в настоящее время находится на 7-м месте. За XX
в. население этого города выросло примерно в 10 раз. Население
сегодняшнего лидера Токио выросло за 100 лет примерно в 30 раз. Но
население большинства современных крупнейших городских агломераций за
последние 100 лет выросло в 100 раз и более (Мехико, Сеул, Сан-Паулу и т.
д.). Именно такие сверхвысокие темпы роста городов в крупных развивающихся
странах (около 5% ежегодного прироста населения в среднем за 100 лет) и
сформировали современный список крупнейших агломераций мира, почти 2/3 из
которых находятся в развивающихся странах.
0x01 graphic
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Из каких компонентов складывается ЭГП города.
Какие же факторы обуславливают тот факт, что некоторые города постоянно
развиваются, концентрируют все новые и новые функции, и достигают
гигантских размеров, тогда как другие города остаются небольшими на
протяжении десятилетий, или вообще угасают? Ответ на этот вопрос дает
теория экономико-географического положения городов, основные положений
которой были разработаны российским географом Н. Н. Баранским (1881—1963).
Экономико-географическое положение (ЭГП) — это положение города
относительно объектов, имеющих для него экономическое значение. Его
следует отличать от физико-географического положения — относительно
природных объектов (морских побережий, горных хребтов и т. д.), которые
могут иметь, а могут и не иметь влияния на экономику города.
ЭГП складывается из отдельных компонентов, каждый из которых может
состоять из нескольких элементов. Компоненты ЭГП (с важнейшими
элементами):
1) природно-географическое положение:
— относительно природных зон (природных условий);
— относительно природных ресурсов;
2) промышленно-географическое положение:
— относительно главных источников сырья, топлива и энергии (т. е. главных
центров добывающей промышленности);
— относительно главных центров обрабатывающей промышленности;
3) аграрно-географическое положение:
— относительно районов производства сельскохозяйственного сырья;
— относительно районов производства продуктов питания;
4) транспортно-географическое положение:
— относительно важнейших внутренних транспортных магистралей;
относительно транспортных узлов международного значения;
5) рыночно-географическое положение:
— относительно районов сбыта продукции (услуг) отраслей специализации;
— относительно районов снабжения потребительскими товарами;
6) геодемографическое положение:
— относительно районов с приростом населения (с потенциалом роста
количества трудовых ресурсов);
— относительно центров науки, образования и культуры (с потенциалом роста
качества трудовых ресурсов);
7) политико-географическое положение:
— относительно столицы государства;
— относительно государственных границ;
8) военно-стратегическое положение:
— относительно имеющих оборонительное значение объектов;
— относительно очагов политических (военных) конфликтов.
Выгодное положение одновременно по многим компонентам способствует
развитию в городе разных отраслей хозяйства, росту многофункциональности и
в конечном итоге росту размеров города. При этом особенно важным для
современных городов является транспортно-географическое положение. Но
любой из компонентов ЭГП может рассматриваться в разных территориальных
масштабах. Соответственно, можно выделить четыре иерархических уровня ЭГП:
1) микроположение — положение в ближайшем окружении города;
2) мезоположение — положение в рамках большой части страны или небольшого
государства;
3) макроположение — положение в границах крупных государств;
4) мегаположение — положение в масштабах всего мира или его регионов.
Европе) главным было выгодное микро-положение. Но для дальнейшего развития
необходимым оказалось выгодное мезо-и макро - ЭГП. Современные крупнейшие
города мира развиваются благодаря выгодному мегаположению, хотя
образовались в свое время они благодаря микроположению, а выделились среди
других городов в своей стране благодаря выгодным мезо - и макроположениям.
Но сегодня для их функционирования наиболее важны связи с другими
подобными городами (\"мировыми городами\"), а не связи с внутренними
районами своих стран или тем более связи с ближайшим окружением. Поэтому
они даже внешне (а тем более по функциональной сути и образу жизни
жителей) больше похожи друг на друга, чем на другие города в той стране,
где они находятся. Недаром жители глубинных районов в каждой стране
говорят, что \"Нью-Йорк — это не США, а совсем другой мир\", \"Москва — это
не Россия\", \"Шанхай — это не Китай\" и т. д.
В рамках конкретных территорий (стран или районов) можно выделить
несколько внутриареальных видов экономико-географического положения:
центральное, периферийное, глубинное, приграничное. Естественно, что для
осуществления тех или иных функций более выгодным будут разные виды ЭГП.
Так, для административного управления и концентрации внутренних
экономических связей наиболее выгодно центральное ЭГП, которое
обеспечивает равную доступность до всех частей территории. А для
экономических связей с зарубежными государствами (другими районами) более
выгодным будет приграничное или периферийное положение. Так, Москва,
занимавшая центральное положение в Европейкой части Российской империи,
осталась главным внутренним торговым центром страны даже тогда, когда
внешняя торговля переместилась в XVIII в. в специально построенный на
периферии страны для укрепления связей с Зарубежной Европой
Санкт-Петербург. Наименее выгодно, как правило, глубинное положение —
вдали и от центра, и от границ территории.
Кроме указанных, ЭГП имеет еще несколько важных особенностей. Во-первых,
это уникальная категория. В принципе не может быть двух городов с
одинаковым ЭГП. Во-вторых, это категория историческая. С течением времени
положение может улучшаться или ухудшаться как за счет изменения внешних
условий (прокладка новых транспортных магистралей, открытие месторождений
полезных ископаемых и т. д.), так и за счет развития самого города
(появление новых предприятий, рост численности населения и др.).
В-третьих, выгодное ЭГП — это необходимое, но недостаточное условие
развития города. Даже выгодное ЭГП в конкретных исторических,
политических, социально-экономических условиях может не реализовываться в
реальное городское развитие. В-четвертых, ЭГП — интегральная категория,
включающая большое количество отдельных компонентов и элементов, взаимное
значение которых постоянно меняется под влиянием внешних условий. В итоге
оказывается очень трудным дать точную количественную оценку ЭГП, которая
позволила бы сравнивать положение разных городов и разрабатывать на этой
основе прогнозы их дальнейшего развития.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Каким образом городские поселения классифиц. по функциям и размерам?
Наиболее важной типологией городских поселений в отечественной
урбанистике, как и в зарубежной, считается типология по функциям.
Городские поселения — центральные места образуют строгую иерархию в
пределах страны. На верхнем уровне этой иерархии находится столица Москва,
обслуживающая всю территорию страны. Следующий уровень образуют города —
центры экономических районов и федеральных округов (Новосибирск,
Екатеринбург и др.). Обслуживание территорий субъектов Российской
Федерации осуществляют региональные центры (Псков, Орел, Астрахань и др.).
Внутри каждого региона обычно можно выделить уровень межрайонных центров,
обслуживающих несколько низовых административных районов (например, Орск и
Бузу-лук в Оренбургской области). Следующий уровень образуют поселения —
райцентры (например, Выборг, Приозерск и др. в Ленинградской области).
Низший уровень иерархии образуют поселения — внутрирайонные центры,
которые обслуживают часть административного района (например, Апрелевка и
Верея в Наро-Фоминском районе Московской области).
Специальные функции, часто в масштабах всей страны, выполняют отраслевые
центры. В России наибольшее количество городских поселений — промышленных
центров, связанных как с добывающей промышленностью (Апатиты,
Нижневартовск, Между реченек), так и с обрабатывающей промышленностью
(Магнитогорск, Новокузнецк, Комсомолськ-на-Амуре и др.). Наиболее яркими
представителями транспортных центров являются крупные морские порты
(Новороссийск, Находка). Но более многочисленны железнодорожные узлы
(Бологое, Ожерелье и др.). Относительно редко встречаются в нашей стране
научные центры (Обнинск в Калужской области, Дубна в Московской области и
др.), туристические центры (Суздаль во Владимирской области) и курортные
центры (Сочи в Краснодарском крае, Пятигорск в Ставропольском крае и др.).
Особый тип образуют городские поселения, связанные с ракетно-космическими
или морскими военными базами (Мирный в Архангельской области, Фокино в
Приморском крае и др.).
Среди поселков городского типа встречаются также несколько особых
функциональных типов. Во-первых, это строительные центры, связанные с
сооружением крупных промышленных объектов, как правило, атомных и
гидравлических электростанций (Шилово в Воронежской области, Чистые Боры в
Костромской области и др.). Во-вторых, это пригородные (дачные) поселки,
имеющие исключительно жилые функции (Фирсановка, Семхоз, Родники в
Московской области и др.). В-третьих, это поселки городского типа, уже
лишившиеся каких-либо городских функций, поскольку все крупные
несельскохозяйственные предприятия в них закрыты, а трудовых связей с
другими городскими поселениями они не имеют. Такие поселки довольно часто
встречаются в северных и восточных районах страны около выработанных
месторождений полезных ископаемых или закрывшихся из-за исчерпания
ресурсов лесоразработок, но некоторое время (иногда на протяжении
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|