Ханты-Мансийский автономный округ
составляет 5,8 млн.га. Основа улова - щука, карповые, окуневые породы рыб.
Вылов ценных сиговых пород рыб составляет 10 % от общего улова.
Ханты-Мансийский автономный округ занимает лидирующее положение среди
северных автономных округов России по клеточному звероводству. В двадцати
хозяйствах выращивают серебристо-черных и рыжых лис, песцов, норку,
ежегодно реализуют более 30 тысяч шкурок. Ведущие звероводческие хозяйства:
совхоз "Казымский", национальная компания "Велпас", совхоз "Карымский", АО
" Кондинский КЗПХ".
Оленеводством занимаются в двух совхозах - "Саранпаульском" и "Казымском".
Общее число оленей - более 30 тысяч голов.
На 01.01.98 в хозяйствах всех категорий крупного рогатого скота было 30,4
тыс.голов, свиней - 37,3 тыс.голов, овец и коз - 4 тыс. голов. За 1997 год
произведено мяса во всех категориях хозяйств (скота и птицы на убой в живой
массе) 11305 тонн, что составляет 96% к объёму прошлого года, надоено
молока 33888 тонн или 94%.
Животноводством занимаются более 60 предприятий. До 70% молока производится
муниципальными и подсобными сельскохозяйственными предприятиями. Более 3500
кг молока от фуражной коровы ежегодно получают в МУП "Агроника", СП
"Югорское". Построены и действуют цеха по переработке продукции
животноводства в МУП "Агроника", МУП "Совхоз Северный", АО "Совхоз
Кондинский".
Основа птицеводства округа - это 6 птицефабрик с общим поголовьем 30000 кур-
несушек. Население округа ежегодно получает более 40 млн. штук яиц.
Несколько лучшее положение складывалось в 1997 году в растениеводстве.
Возросли посевные площади сельскохозяйственных культур в личных подсобных
хозяйствах и составили 7,4 тыс.гектаров, в том числе под картофель - 6,2
тыс.гектаров. На уровне 1996 года сохранился объём реализации продукции.
Посевные площади округа занимают 11,3 тыс.га. Основные отрасли
растениеводства в округе - картофелеводство и овощеводство. Валовый сбор
картофеля - 22692 центнера, овощей - 140000 центнеров. Большая часть
картофеля и овощей выращивается в личных подсобных и фермерских хозяйствах.
Производством овощей в закрытом грунте занимаются в подсобных хозяйствах
Сургута, Урая, Югорска и Сургутского района. Картофель выращивают АО"
Крестьянский двор", совхоз "Реполовский" Ханты-Мансийского района.
Преобладает на селе частная форма собственности. В негосударственном
секторе в 1997 году произведено 90% общего объема картофеля, 94% овощей.
Перспективы.
В перспективе не видится улучшения ситуации, т.к. возможности внутреннего
рынка уменьшаются, покупательная способность населения падает. Сокращение
бюджета и как следствие этого - сокращение дотаций на развитие сельского
хозяйства и еще ряд других негативных факторов - все это не дает оснований
предпологать улучшения положения и стабильности аграрного сектора.
Но помимо причин непосредственно связанных экономическим кризисом, нужно
отметить и то , что развитие сельского хозяйства сдерживается и рядом
базисных факторов, среди которых можно выделить монополизм заготовительных
организаций и перерабатывающих предприятий, высокие цены на средства
производства и услуги, низкую производительность труда на
сельскохозяйственных предприятиях.
1.3 Инвестиции.
За последние трудные годы экономических реформ, Ханты-Мансийский автономный
округ не только сохранил один из самых высоких производственных и
финансовых потенциалов среди регионов Российской Федерации, но и занимает
по этим показателям устойчивое второе место.
В 1994 -1998 гг. благодаря институциональным, инфраструктурным
преобразованиям в автономного округе удалось существенно изменить(поднять)
такие составляющие инвестиционного рейтинга, как инновационный потенциал,
институциональный и трудовой потенциал.
В результате за три года интегральный инвестиционный рейтинг Ханты-
Мансийского автономного округа поднялся с 45 (1996 г.) до 6 (1998 г.).
Если традиционно высокий потенциал автономного округа в прошлые годы
сочетался с высоким уровнем риска, то благодаря проделанной большой работе
в округе по формированию правовых основ поддержки инвестиционной
деятельности, продуманной политике инвестирования бюджетных средств в
наиболее динамичные отрасли экономики (разведка и разработка новых
месторождений полезных ископаемых), развитию благоприятных условий по
созданию и выживанию предприятий малого и среднего бизнеса производственной
ориентации существенно снизился уровень инвестиционного риска (на 34
пункта) и позволил подняться автономному округу в списке регионов с
наибольшим снижением риска с 49 на 2-е место. Регион сохраняет устойчивое 2-
е место после Москвы по обеспеченности регионального бюджета собственными
доходами. Занимает 11-е место из 20 регионов с наименьшим спадом
физического объема производства.
В 1997-1998 гг. автономный округ сохраняет лидирующее 2-е место после
Москвы по объему капитальных вложений, в том числе по объему прямых и
портфельных инвестиций, прежде всего, в предприятия нефтегазодобывающей
отрасли.
|Регионы с наибольшим |Изменение |Регионы с наибольшим |Изменение |
|ростом потенциала |рейтинга в|снижением потенциала |рейтинга в|
| | | | |
| |1998/1997 | |1998/1997 |
| |гг. | |гг. |
|Ямало-Ненецкий автономный |26 |Новосибирская область|-5 |
|округ | | | |
|Ханты-Мансийский |23 |Мурманская область |-5 |
|автономный округ | | | |
|Вологодская область |8 |Смоленская область |-4 |
В настоящее время наиболее привлекательными для инвестиций являются отрасли
нефтедобычи, нефтегазопереработки, разведки и добычи твердых полезных
ископаемых (золота, цветных камней, оптического кварца и т.п.),
лесоперерабатывающий комплекс, который благодаря проводимой в округе
инвестиционной политике впервые в 1998 г. на 31,7% превысил показатели
1997г.
Задачи и перспективы.
Из вышеизложенного следует, что Ханты-Мансийский автономный округ обладает
высоким инвестиционным потенциалом с умеренным риском, что можно
рассматривать как потенциальный полюс роста российской экономики.
Таким образом, рациональное сочетание возможностей федерального и
регионального законодательства в области инвестиционной политики позволило
создать условия для формирования благоприятного инвестиционного климата в
регионе и привлечения инвестиций в реальный производственный сектор. Это
говорит о больших перспективах развития инвестиционного и финансового
рынков, как внутреннего, так и внешнего значения. Об этом дает основания
пологать то, что администрация округа заинтересована в привлечении в
экономику региона как отечественных, так и зарубежных инвестиций. Для
создания благоприятного инвестиционного климата в регионе Администрация
округа ведет работу по формированию правовой базы, стимулированию разведки
и разработки новых месторождений полезных ископаемых.
Формирование нормативно-правовой базы по созданию привлекательного
инвестиционного климата на территории округа – одна из важнейших задач,
решению которой уделяет внимание Губернатор и депутаты Думы автономного
округа. Разрабатываемые нормативные акты должны быть посвящены закреплению
правовых начал функционирования экономической системы региона на принципах
и условиях проведения рыночной политики.
Работа по данному вопросу продуктивно ведется в настоящее время и
результатом ее уже стали следующие документы:
Закон "Об инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автоном
номокруге". Согласно этому нормативно-правовому акту государственная
поддержка (режим инвестиционного благоприятствования) осуществляется в
следующих формах:
- предоставление средств из окружного бюджета;
- предоставление налоговых льгот;
- предоставление налогового инвестиционного кредита.
Для субъектов инвестиционной деятельности – юридических лиц, вновь
созданных исключительно для реализации инвестиционного проекта,
вышеназванным законом предусмотрено снижение платежей (ставок) по налогам,
зачисляемым в окружной бюджет, а также в Территориальный дорожный фонд.
Соглашение с федеральной комиссией по ценным бумагам:
6 августа 1998 года в Ханты-Мансийске подписано Соглашение между
председателем Омского регионального отделения Федеральной комиссии по
ценным бумагам России В.Ю. Синюгиным и Губернатором Ханты-Мансийского
автономного округа А.В. Филипенко. Этот документ призван определять порядок
координации действий, связанных с развитием и функционированием рынка
ценных бумаг в Ханты-Мансийском автономном округе.
В рамках Соглашения Региональное отделение Федеральной комиссии по ценным
бумагам России и Администрация автономного округа намерены
взаимодействовать в вопросах развития инфраструктуры рынка.
Координация сотрудничества возлагается на Омское региональное отделение
Федеральной комиссии по ценным бумагам России.
Подписание данного документа еще раз свидетельствует о том внимании,
которое Администрация автономного округа оказывает становлению и развитию
цивилизованных отношений на рынке ценных бумаг. Теперь автономный округ
может воспользоваться опытом Федеральной комиссии по ценным бумагам в
привлечении инвестиций, укреплении финансовой безопасности, формировании
системы сбора и распространения всей подлежащей раскрытию информации и по
многим другим вопросам.
Все это подтверждает серьезный интерес Ханты-Мансийского автономного округа
к созданию эффективного инвестиционного климата в регионе, ускорению
развития регионального рынка ценных бумаг и т.д.
1.4 Финансы.
По данным Государственной налоговой службы, наиболее значительными для
бюджетной системы России являются поступления от 11 субъектов Российской
Федерации, вклад которых в доходную часть федерального бюджета составляет
более 66%. В их число вошли Москва (30,9% от общей суммы поступлений),
Ханты-Мансийский автономный округ (8,9%), Московская область (5,3%),
Свердловская, Пермская, Нижегородская, Самарская области, Санкт-Петербург,
Ямало-Ненецкий автономный округ, республики Башкортостан и Татарстан (1,5 -
4,3%).
По итогам 1997 года консолидированный бюджет округа исполнен с дефицитом в
681,4 млрд. руб. Доходная часть составила - 28473,4 млрд. руб., расходная
часть - 29154,8 млрд.руб. В структуре доходов консолидированного бюджета
основную часть составляют налоговые поступления - 86% (24514,3 млрд. руб.).
При сравнении структуры доходной части бюджета за 1996 и 1997 год видно,
что в 1997 году возросла доля платежей за пользование природными ресурсами
(на 10%), НДС (на 2%); снизилась доля налога на имущество (на 4%), налога
на прибыль (на 2%), неналоговых доходов (на 1%), подоходного налога с
физических лиц (на 2%) и прочих доходов (на 1%).
В структуре расходной части консолидированного бюджета возросла доля
расходов на финансирование отраслей экономики (на 4%), транспорт, связь и
информатику (на 1%), снизились расходы на ЖКХ (на 5%), на образование (на
2%), здравоохранение (на 3%); на прежнем уровне остались расходы на
государственное управление, социальную политику, сельское хозяйство и
рыболовство.
Объем ВВП округа в 1997 году оценивается в 120 трлн. рублей или 21,5
млрд.$, что соответствует суммарному объему финансового оборота в 50-55
млрд. $ в год. Наличный денежный оборот в долларовом эквиваленте составляет
не менее 11,5-12 млрд.$ в год. Это в 3-5 раз выше соответствующих объемов
оборота по территориям большинства субъектов Российской Федерации.
На территории округа работает 19 банков-резидентов и более 90 филиалов 24
крупнейших банков России. Суммарный собственный капитал составляет около
триллиона рублей. Многие банки имеют генеральные лицензии Центробанка
России. Наиболее крупные банки округа: "Сургутнефтегазбанк", "Капитал",
Ханты-Мансийский банк - входят в список 100 крупнейших банков России.
Перспективы.
Затяжной финансово-экономический кризис Российской экономики естественно и
в дальнейшем будет негативно отражаться на финансовой картине округа.
Планируемы поступления в бюджет будут сокращятся по причине
неплатежеспособности предприятий и маловероятно, что бюджеты округа на 99-
2000 годы будут выполненны без дефицита средств. Финансовая деятельность во
многом будет зависить от положения на нефтяном рынке и мировых цен на
нефть.
1.5 Внешнеэкономическая деятельность и межрегиональные связи
Внешнеэкономическая деятельность округа – это динамично развивающаяся сфера
экономики. В 1997 году предприятия округа вели деловое сотрудничество с
предприятиями-партнерами и с организациями из 67 стран мира.
Доля округа во внешнеторговом обороте России составила в 1997 году 3,2%.
Общий объем выручки от экспорта товаров и услуг предприятий Ханты-
Мансийского автономного округа за 1997 год составил 3596,95 млн. долларов
США. Импорт товаров и услуг в 1997 году составил 775 млн. долларов США.
География экспортеров довольно точно совпадает с базированием крупнейших
нефтедобывающих объединений: по 21% экспорта Ханты-Мансийского автономного
округа приходится на Сургут и Нижневартовск, 19% - на Нефтеюганск, 13% - на
Когалым.
Большую часть экспорта занимает продукция нефтегазового комплекса.
Предприятия данной отрасли активно осуществляют модернизацию
производственных процессов с помощью импортируемых технологий и
оборудования.
Традиционной статьей экспорта округа является продукция лесной и
деревообрабатывающей промышленности. По совокупности предпосылок лесной
комплекс округа имеет хорошие перспективы развития, что определяется
географическим положением округа, сырьевой базой, высокой обеспеченностью
топливно-энергетическими ресурсами. Основные районы-экспортеры продукции
лесной промышленности – Советский, Кондинский и Октябрьский.
Основные цели на ближайшее будущее.
Основная цель органов власти округа - включение экономики округа в
общероссийское и международное разделение труда, в систему размещения
производства и производительных сил, позволяющее обеспечить экономический
рост и решение социальных проблем.
1.6 Транспорт
Ханты-Мансийском автономном округе основная перевозка грузов приходится на
водный и железнодорожный транспорт, 29 % перевозится автомобильным
транспортом и 2 % - авиационным.
Авиация
На территории округа 13 аэропортов. Население округа обслуживают 25
авиакомпаний. Ханты-Мансийский округ связан авиационным сообщением с 50
аэропортами России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Среди них: Москва,
Санкт-Петербург, Екатеринбург, Таллин, Сочи. Аэропорты городов Когалым и
Радужный имеют статус международных.
Железная дорога
Общая протяженность железнодорожных путей 1073 км. Железная дорога на
территории округа проходит по трем направлениям:
"Тюмень – Пыть-Ях - Сургут – Когалым - Новый Уренгой" с ответвлением на
Нижневартовск;
"Екатеринбург - Ивдель – Советский – Нягань – Приобье" с ответвлением на
Агириш;
"Екатеринбург – Тавда – Междуреченский".
Основной объем грузовых и пассажирских перевозок, связь с крупными
городами, индустриальными центрами России выполняется Сургутским отделением
Свердловской железной дороги.
Наиболее крупные железнодорожные узлы: Сургут, Нижневартовск, Пыть Ях,
Когалым, Нягань. Сургутский железнодорожный мост считается самым большим в
Азиатской части России.
Автомобильный транспорт
Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием 9214 км. Основная
автомобильная магистраль, связывающая округ с другими территориями России,
проходит через Нефтеюганск, Тобольск и Тюмень. Строятся дороги, соединяющие
округ с Томской и Свердловской областями. По территории округа проходит
федеральная автомобильная дорога от Тюмени до Ханты-Мансийска (через
Сургут).
Одно из самых крупных автотранспортных предприятий - открытое акционерное
общество "Северавтотранс" в состав которого входит 26 предприятий, из них
20 находятся на территории округа.
На территории Ханты-Мансийского автономного округа в органах ГИБДД
зарегистрировано 447,5 тыс.единиц автотранспорта, в том числе 264,6 тысяч
легковых автомобилей.
Водный транспорт
Судоходные реки округа - Обь и Иртыш, а также притоки Оби: Вах, Аган,
Тромъеган, Большой Юган, Лямин, Пим, Большой Салым, Назым, Северная Сосьва,
Казым; притоки Иртыша: реки Конда,Согом и др.
Протяженность судоходных водных путей округа составляет около 5 тыс.км.
Навигационный период продолжается менее 6 месяцев.
В округе перевозки грузов осуществляют три речных пароходства - Иртышское,
Обь-Иртышское и Западно-Сибирское. Для координации работ по выполнению
перевозок пассажиров и грузов образовано в 1998 году ОАО "Северречфлот". Из
пяти основных речных портов, через которые завозятся грузы на север,
наибольший объем перевозок выполняется из Сургутского и Ханты - Мансийского
портов.
Иртыш и Обь связывают населенные пункты округа с такими крупными сибирскими
Страницы: 1, 2, 3
|