рефераты бесплатно

МЕНЮ


Характеристика стран Северной Европы

торговлю проектами и лицензиями, в частности на морские буровые платформы.

Главные центры машиностроения - Осло, Берген, Ставангер, Драммен.

Лесообрабатывающая промышленность:

Старейшая отрасль промышленности страны - лесообрабатывающая Норвегии была

Первой из стран Северной Европы, начавшей широкий экспорт лесоматериалов

в Западную Европу, прежде всего в Великобританию .Однако хищническая

вырубка лесов- особенно в западных и южных районах страны, резко сократила

их ареалы. В связи с растущей конкуренцией со стороны более богатой

древесиной Швеции и Финляндии Норвегия постепенно стала перестраиваться на

производство более ценной продукции - механической древесной массы,

целлюлозы, картона и бумаги. Целлюлозно-бумажное производство - одна из

основных отраслей международной производственной специализации страны.

Ежегодно изготовляется более 1,5 млн. т древесной массы и целлюлозы и более

1,3 млн. т. различных сортов бумаги и картона, подавляющая часть которых

экспортируется. Основные центры лесопиления и целлюлозно-бумажного

производства расположены вокруг Осло-Фьорда, обычно в устьях лесосплавных

рек, стекающих с лесистых склонов Эстланна. Это прежде всего Сарпсборг,

Халден, Мосе, Драммен, Шиен. Отдельные предприятия расположены

непосредственно в местами лесоразработок - в больших долинах Эстланна и в

Треннелаге.

Химическая промышленность:

Становление современной химической промышленности в Норвегии

началось создания в начале XX в. в провинции Телемарк электрохимического

производства Это были заводы концерна «Норш гидро", которые получали

электроэнергию с каскада гидроэлектростанций, извлекали азот из воздуха и

выпускали аммиак и его соединения, в том числе так называемую норвежскую

селитру. Ныне мощность заводов концерна по выпуску "связанного азота"

превышает полмиллиона тонн. В качестве «побочных» продуктов завод концерна

в Рьюкане производит тяжелую воду и благородные газы- аргон, неон и др. Из

других электрохимических производств налажен выпуск карбида кальция. В

последние годы быстро развивается нефтехимия и на ее базе- производство

пластмасс и других синтетических материалов. Нефтехимические предприятия

размещены в основном в прибрежных городах Эстланна и на западном побережье.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

В сельском хозяйстве преобладают мелкие фермерские хозяйства

(до 10 га земли). Распространена производственно-сбытовая кооперация.

Ведущая отрасль интенсивное животноводство мясомолочного направления, а

также обслуживающее его растениеводство (кормовые травы). Развито

овцеводство, свиноводство. Возделывают зерновые культуры (главным образом

ячмень и овес). Сельскохозяйственными продуктами собственного производства

обеспечивает себя примерно на 40% населения.

Важное место в экономике занимает рыболовство, которое является

отраслью международной специализации Норвегии (по экспорту рыбопродуктов-

второе место в мире). Улов рыбы в 1985г. составил 2.3 млн. тонн. Важное

значение имеет лесоводство, так как большие массивы хвойного леса с давних

пор являются источником благосостояния стран Северной Европы.

Для сельского хозяйства Норвегии характерна некоторая уязвимость из-

за сложных северных климатических условий, поэтому оно нуждается в

постоянном государственном финансировании.

ТРАНСПОРТ.

Как во внутренних, так и во внешних транспортных связях ведущую роль

играет судоходство. Это объясняется спецификой геоположения, сильной

изрезанностью береговой линии в сочетании с горным рельефом и историческими

мореходными навыками норвежцев. Морем идет 9/10 внешнеторгового и более

1/2 внутреннего грузооборота Норвегия - одна из ведущих судоходных держав

мира По тоннажу торгового флота она стоит на 5-м месте.

После второй мировой войны, когда сильно пострадавший норвежский флот

был восстановлен и модернизован с помощью иностранных, прежде всего

американских, займов, господствующее положение в нем заняли

монополистические концерны, которые владеют целыми флотами теплоходов и

турбоходов и обслуживают линии, опоясывающие весь земной шар. Таковы,

например, концерны "Вильхельмсен", "Ульсен", «Бергенское пароходное

общество". Норвежский флот выделяется большим удельным весом танкеров,

которые составляют более половины общего тоннажа. Он важный источник

поступления валюты для покрытия обычно дефицитного торгового баланса.

Более 80% норвежского флота занято перевозками грузов между заграничными

портами, что приносит стране несколько миллиардов крон иностранной валюты в

год Ежегодно через морские порты Норвегии проходит более 50 млн. т

различных грузов. Около половины из них составляет идущая транзитом из

Швеции железная руда, которая вывозится через порт Нарвик. другие крупные

порты - Осло, Берген ,Ставангер.

Протяженность и транспортная роль железных и автомо6ильных дорог

довольно ограничена. Общая длина железных дорог, как правило одноколейных

, составляет 4,24 тыс. км, из которых несколько более половины

электрифицировано. Важнейший железнодорожный узел - столица Норвегии Осло

связан линиями со Стокгольмом, Гетеборгом (Швеция) и главными городами

страны - Бергеном, Тронхеймом и Ставангром.

Протяженность автодорог - 79,8 тыс. км. В стране насчитывается 1,3

млн. автомобилей, из которых 1,1 млн. легковые.

Главные воздушные ворота Норвегии - аэропорт Форнебю, близ Осло. Норвегия

стоит на одном из первых мест в мире по перевозкам пассажиров на самолетах

(в расчете на душу населения.)

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

Для внешней торговли, играющей исключительно важную роль в

хозяйственной жизни Норвегии, характерен традиционный большой дефицит:

стоимость импорта товаров намного превышает стоимость их экспорта. Этот

дефицит в условиях благоприятного развития международной торговли обычно

почти полностью покрывался доходами от заграничного судоходства. Однако

теперь этих доходов часто не хватает, и страна вынуждена все больше

прибегать к иностранным займам, в результате чего быстро растет ее внешняя

задолженность.

Структура экспорта отражает все сдвиги в структуре экономики

Норвегии. Систематически падает доля рыбы и рыбопродуктов, на которые в

начале 1950-х годов приходилось до 25%, а ныне - лишь немногим более 5%

стоимости экспорта. То же самое можно сказать и о продуктах

лесопереработки. Несколько понизилась (с 30% , в 1960 г. по 20% в конце 70-

х годов) доля продукции электрометаллургии и электрохимии. С другой

стороны, непрерывно растет доля машиностроительной продукции. Ныне она

достигла более 30% и включает широкий выбор товаров. В последние годы

резко вырос экспорт нефти и газа (по трубопроводам).Однако темпы развития

нефтяной экономики снижаются, добыча нефти постепенно сокращается, а

добыча газа, напротив, идет по восходящей. Поэтому экспорт газа резко

увеличивается, а контракты на продажу газа уже превысили общий объем в 50

млрд. кубометров в год.

Импорт более широк и разнообразен. Наиболее значителен ввоз разной

продукции машиностроения, в том числе судов и автомобилей. В европейские

страны направляется 4/5 всего экспорта и оттуда поступает около 3/4

импорта. В том числе на торговлю со странами Северной Европы приходится

примерно 1/4 ввоза и вывоза.

Среди крупнейших торговых партнеров Норвегии - Великобритания, Швеция

и ФРГ. Развивается российско-норвежская торговля.

Королевство Швеция. Население составляет: 8,7 млн. человек.

Швеция занимает восточную и южную части Скандинавского полуострова и имеет

по сравнению со своими соседями наибольшую численность населения. Но все

оно сконцентрировано в основном в трех регионах, и наибольший из них,

Стокгольмский, выглядит малым пятнышком на карте.

Природа страны все еще не оправилась от нашествия льдов в ледниковом

периоде. Их отступление было медленным и шло с юга на север. На юге ледник

начал таять уже почти 15 000 лет назад, а горные регионы на северо-западе

все еще были покрыты толстым слоем льда девять тысяч лет назад. Лед вдавил

земную твердь в жидкую магму, а с отступлением льдов началось поднятие

суши, наблюдаемое до сих пор в области Ботнического залива.

Вдоль границы с Норвегией узкой полосой протянулись Скандинавские горы со

скалистыми гребнями, высотой более 2 тыс. метров. Через перевалы в горах

проложены железные дороги, по которым из Швеции к морским портам Норвегии

перевозят главные богатства страны- железную руду и древесину. Но более

половины этого сырья перерабатывается на месте. По производству стали и

бумаги страна занимает второе место в Западной Европе.

К основным минеральным ресурсам добываемым в Швеции относятся: Урановые и

железные руды на юге страны, полиметаллические, железные и медные на

севере.

По своей территории – 450 000 км - Швеция занимает четвертое место в

Европе. 40 000 км приходится на водоемы, почти 270000 км занимают леса.

Согласно исторической традиции и по природным условиям страна делится на

три части. Это Норланд на севере, на который приходится чуть ли не половина

всей территории, но где живет всего шестая часть населения Швеции, Свеаланд

и Геталанд на самом юге. В обиходе все еще употребляют старые названия

разных местностей, хотя административные границы давно им не соответствуют.

Столица Швеции – Стокгольм (685 тысяч человек).

Единственным государственным языком в Швеции является шведский, относящийся

к скандинавской группе германских языков.

Почти 90% населения исповедуют государственную религию – лютерантство. Тем

не менее влияние церкви в обществе слабеет, и к ее мнению люди

прислушиваются все реже. И только по праздникам в церковь приходит много

народу.

Климат – от континентального до умеренно континентального

Горная система в центре Скандинавского полуострова защищает Швецию от

влияния Атлантического океана, поэтому климат здесь скорее континентальный,

чем морской. Летом бывают недели совсем без дождя, зимой нередки вторжения

холодных масс с температурой до –25° С. За год выпадает 600 мм осадков, в

основном в виде дождя

НАСЕЛЕНИЕ

Национальный состав населения Швеции, как и других Скандинавских

стран, довольно однороден: шведы составляют, около 93% всего населения.

Общее же число лиц других национальностей — немногим более 600 тыс.

человек, что составляет свыше 7 % всех жителей страны.

Кроме шведов в стране живут малочисленные национальные меньшинства —

шведские финны и саами — потомки народа, населявшего северную часть страны

еще до ее колонизации шведами.

В Швеции насчитывается более 400 тыс. постоянно или длительно

проживающих иностранцев, сохраняющих свое национальное гражданство. Доля

иностранцев в общей численности населения составляла в конце 1970-х годов

5%. Более половины из них составляют граждане соседних северных стран,

среди которых преобладают финны(около 200 тыс.). в стране проживает также

много югославцев, греков, немцев из ФРГ, итальянцев, турок, испанцев.

Шведская демографическая статистика, которую считают старейшей и

наиболее разработанной в мире, позволяет проследить динамику населения

более чем за двухсотлетний период. По переписи населения 1750г., в стране

проживало около 1,8 млн. человек. К 1850 г. число жителей удвоилось. Затем

потребовалось еще сто лет чтобы произошло новое удвоение, и в 1950 г.

численность населения достигла 7 млн. Это свидетельствует о том, что,

несмотря на неучастие страны войнах и резкое снижение смертности, рост

населения шёл довольно медленно.Однако проблема «демографического застоя» в

Швеции в последние годы вновь обострилась. В 1970-х годах среднегодовой

прирост населения упал более чем вдвое – с 1 до 0.4%. Этот небольшой

прирост происходил в основном за счет иммиграции; в среднем в 1975-1978 гг.

население страны увеличивалось на 30 тыс. человек в год, из которых только

10 тыс. давал естественный прирост, остальные же 20 тыс. составляли

иммигранты. Столь небольшой естественный прирост объясняется главным

образом низкой рождаемостью. По рождаемости (13 на 1000 жителей в 1971-1978

гг.) и по естественному приросту населения (2,5 на 1000 жителей в 1971-1979

гг.) Швеция стоит на одном из последних мест в мире.

Если среднегодовой коэффициент рождаемости уменьшается, то

коэффициент смертности (10,5 на 1000 жителей в 1971-1978 гг.) отличается

стабильностью для всего послевоенного времени.

Низкая рождаемость в сочетании с большой средней продолжительностью

жизни – 72 года для мужчин и 77 лет для женщин – превратила шведов в

«стареющую» нацию; доля детей до 15 лет в общей численности населения

снизилась за период между переписями 1950 и 1975 гг. с 23 до 20% при

одновременном увеличении доли лиц старше 60 лет с 15 до 21%.

Половой состав населения Швеции – страны, которая вот уже более

полутора веков не участвует в войнах, - отличается практически равной

численностью мужчин и женщин, составляющих соответственно 49,6 и 50,4%

общего числа жителей. С каждым годом всё меньше Шведов вступает в брак. По

числу браков на 1000 жителей (5 в 1978 г.) Швеция занимает последнее

место в Зарубежной Европе. Шведы и особенно шведки поздно обзаводятся

семьёй. Средний возраст мужчин , впервые вступивших в брак, составляет 28

лет, а выходящих замуж женщин – 25 лет. В то же время для Швеции

примечательно резкое увеличение числа внебрачных детей. Если в 1950 г.

внебрачным был каждый десятый ребенок то в 1978 г. – каждый третий.

Все в большей степени в трудовую деятельность вовлекаются женщины. С

1950 по 1975 г. число работающих по найму женщин удвоилось, и они

составляют 2/5 всего экономически активного населения. Резко возросла доля

работающих среди замужних женщин. Хотя говоря об участии женщин в трудовой

деятельности, необходимо отметить, что ставка заработной платы женщин в

промышленности значительно ниже ставок мужчин, выполняющих такую же работу.

Напряженное положение с трудовыми ресурсами привело к приливу в

Швецию иностранных рабочих. Число иностранцев, занятых в различных отраслях

экономики, достигло 350 тыс. Это означает, что каждый десятый работающий по

найму – иностранец. Особенно высока концентрация иностранной рабочей силы

в крупнейших городах и экономических центрах.

Почти половина всего экономически активного населения занята в

торговле, банковском и страховом деле, просвещении, здравоохранении и

других отраслях сферы услуг. В промышленности работает 30% занятых, в

строительстве – 8, на транспорте и в связи –7, в сельском хозяйстве вместе

с лесным хозяйством и рыболовством- лишь 6, в том числе в собственно

сельскохозяйственном производстве – менее 5%.

Швеция по сравнению с большинством европейских государств имеет

невысокую занятость населения: на 1 кв. км здесь приходится в среднем 20

человек. Это более чем в 4 раза ниже средней плотности населения всей

Зарубежной Европы. Размещение населения по территории страны чрезвычайно

неравномерно. Если на крайнем юге, на полуострове Сконе, на 1 кв. км

приходится более 100 жителей, то на обширных пространствах Норрланда в

среднем на 1 кв. км проживает менее 5 человек. Особенно малолюдны

внутренние районы Лапландии, где плотность населения лишь немногим более

одного человека на 1 кв. км.

Основная часть населения страны сосредоточена в центральных и южных

районах, к югу от 61( с.ш., на площади, составляющей менее 1/3 территории

Швеции. В Швеции,. Как и в соседних Норвегии и Финляндии, особенно плотно

населена приморская полоса шириной до 50 км.

Швеция — страна с явным преобладанием городского населения. Населенными

пунктами городского типа здесь принято считать поселения с компактной

застройкой, если они насчитывают не менее 200 жителей, большинство которых

занимается несельскохозяйственной деятельностью. Почти в 1800 таких

населенных пунктах (по-шведски «теторт») проживает более 4/5 населения

страны, в том числе в 108 населенных пунктах с 10 тыс. и более жителей,

согласно переписи 1975 г., проживал каждый второй житель Швеции.

Выделяются три городские агломерации: Большой Стокгольм, насчитывавший

в 1978 г. 1 380 тыс. жителей. Большой Гётеборг (694 тыс.) и Большой Мальмё

(454 тыс.). В них сосредоточено около 1/3 населения. Все эти наиболее

крупные города, в которых проживает более 2/5 населения Швеции, расположены

в центральной и южной частях страны.

В наиболее населенной и промышленно развитой средней части страны

сложились два «соперничающих» между собой важных экономических центра:

Стокгольм — на восточном побережье Швеции и Гётеборг — на ее западном

побережье. Если по численности населения, научно-культурным и

административным функциям древний столичный Стокгольм превосходит более

молодой Гётеборг, то по промышленному, торговому и транспортному значению

они почти равны.

В последние годы быстро развивается городская агломерация вокруг

крупнейшего города на юге страны Мальмё. Эта агломерация в свою очередь

вместе с Хельсингборгом входит в формирующуюся на обоих берегах пролива

Эресунн международную датско-шведскую конурбацию, в границах которой

проживает 2,8 млн. человек, в том числе на шведской стороне около 1 млн.

Специфический для Швеции характер городского расселения - это

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.