Характеристика стран Северной Европы
не менее 200 человек, если расстояние между домами не превышает 200 м. Это
расстояние может, однако, превышать 200 м., если данная группа относится к
сфере влияния другой, более крупной таямы. В то же время максимальное
расстояние между домами может быть сокращено до 200 м., принимая во
внимание характер населения. Такое положение возникает в тех случаях, когда
грань между таямой и сельским поселением выражена не резко, то есть когда
плотность домов в таяме лишь незначительно больше, чем в пределах
окружающей сельской местности.»
Таямы были нанесены на карту с нарезкой квадратов координатной сетки
площадью 1/4 кв. км каждый. По данным переписей населения, в Финляндии в
1960 г. насчитывалось 1137, а в 1970 г.-1045 таям.
По данным переписей населения, в 1960 г. в таямах проживало 55,9%
всего населения Финляндии, в 1960-55.9, а в 1970-64,1%. Наибольший прирост
отмечался в ляни Усима, наименьший - в ляни Лаппи.
По данным 1960-1970 гг., в Финляндии выявляется прямая зависимость
между величиной таямы и темпом ее роста: крупные поселения росли
относительно быстрее. В таямах с численностью населения свыше 2000 человек
прирост составлял более 20%. В группе поселений с численностью населения от
500 до 1000 человек быстро растущих таям, однако доля тех, рост которых
при остановился или даже уменьшился, была относительно больше. В
преобладающей части мелких таям численность населения сократилась.
Рост городского населения в Финляндии происходил медленнее, чем во
многих других европейских странах, и проблемы урбанизации приобрели в ней
остроту совсем недавно. Лишь с конца 1960-х годов городское население стало
преобладать, и ныне оно составляет 3/5 жителей страны. Крупнейшие города —
Хельсинки (557 тыс. жителей), Тампере (200 тыс.), Турку (194 тыс.). Многие
города Финляндии исторически сложились на морском побережье. Это древние
крепости Турку, Оулу, Пори, Васа. К этой категории относится и столица
страны — Хельсинки, основанная в середине XVI в. Несколько значительных
городов возникло во внутренней части страны в связи с развитием
промышленности — это Тампере, Лахти, Ювяскюля, Иматра и др. Среди городов
преобладают небольшие местные центры с населением 10— 20 тыс. человек,
имеющие административно - распределительные и торговые функции.
Среди сельских поселений преобладают хутора. Особенно густа сеть
хуторов в наиболее плодородных юго-западных районах страны. Отдельные
группы хуторов встречаются на мореных холмах на востоке и северо-западе
Озерного плато. Такие холмы часто окаймлены пирамидами валунов, собранных с
полей. Для внутренних частей Финляндии типичны также поселения по берегам
озер и на озовых грядах. В западных районах страны преобладают более
компактные формы расселения, в восточных — более дисперсные. Самые
значительные сгустки сельских поселений из 200 дворов и более встречаются в
южной Похьянма и Сатакунте, где развиты плодородные почвы. Эти поселения
отличаются однорядной линейной планировкой и обычно вытянуты по речным
долинам. На Аландских островах и на юго-западе материковой части страны
преобладают деревни кучевого типа. Во внутренних районах нередко
встречаются многодворные деревни с рассеянной планировкой, причем
расстояние между дворами исчисляется сотнями метров. Такие дисперсные формы
расселения возникли в связи с ликвидацией общинной системы землепользования
и размежеванием земель.
В Финляндии происходит постепенно обезлюдение сельских районов в связи
с миграцией населения в города. Только в некоторых местностях на северо-
востоке сеть сельских поселений еще продолжает расширяться.
В сельском и лесном хозяйстве в настоящее время занято около 14%
самодеятельного населения, в промышленности и строительстве — 36%, в
торговле и на транспорте — 23%. Среди остальной части населения (26%)
большинство занято в сфере обслуживания, значительна также доля
административного аппарата.
Среди экономически активного населения доля лиц, работающих по найму,
составляет 90%.
Трудящиеся Финляндии ведут повседневную борьбу за свои экономические и
социальные права. Для Финляндии, как и для других капиталистических стран,
характерна большая разница в доходах между крупными предпринимателями и
широкими слоями населения: 5% лиц, принадлежащих к высшим слоям, получают
столько же, сколько 53% населения с малыми доходами. На долю же 30% финских
граждан, относящихся к беднейшим слоям (сельскохозяйственные рабочие,
работники сферы обслуживания, часть промышленных рабочих, пенсионеры,
безработные, мелкие крестьяне), приходятся лишь 5,9% национального дохода.
Рабочие и служащие составляют при мерно 80% самодеятельного населения. В
сферу производительного труда вовлечено много женщин, которые однако,
получают меньшую заработную плату, чем мужчины.
Хозяйство
Финляндия - развитая индустриально - аграрная страна, имеющая
современную промышленность, интенсивное сельское и лесное хозяйство. Доля
промышленности и строительства в ВВП превысила 2/5, а сельского, лесного и
рыбного хозяйства уменьшилось до 0.1. Резко возросло число занятых в сфере
обслуживания.
Финляндия позже других стран Северной Европы вступила на путь
капиталистического промышленного развития, которое длительное время
сдерживалось рядом причин: сравнительной суровостью природных условий,
слабой заселенностью территорий, политической зависимостью сперва от
Швеции, потом от России, нехватка национальных капиталов.
Развитие капитализма в Финляндии и индустриализация страны в большой
степени связана с главным природным ресурсом - лесом. Когда во второй
половине прошлого века спрос на лес на западноевропейских рынках стал
быстро расти, финская древесина вслед за норвежской и шведской нашла
широкое применение как строительный материал и сырье для производство
бумаги. Сооруженный в те годы Сайменский канал дал выход в море лесу из
центральных и восточных районов страны. На берегах Финского и Ботнического
заливов выросли лесопильные заводы и лесные гавани. Доходы от торговли
лесом укладывались в сооружения целлюлозных заводов и бумажных фабрик.
Таким путем уже в начале XX в. сложились основы специализации
Финляндии в международном разделении труда как одного из главных
производителей и экспортеров лесобумажных товаров. Однако вплоть до
середины XX в. Финляндия оставалась страной с преобладанием сельского и
лесного хозяйства над промышленностью, которая к тому же имела ярко
выраженный односторонний характер: на кануне второй мировой войны древесина
и продукты ее переработки составляли более 4/5 стоимости финского экспорта.
Из аграрно - индустриальной страны Финляндия превратилась в
индустриально - аграрную в этом отношении догнала соседские скандинавские
страны. Если накануне второй мировой войны доля сельского и лесного
хозяйства валовом национальном продукте составляла более 1/3, а доля
промышленности - около 1/3, то в конце 80 г. доля промышленности
увеличилась до 1/2 и втрое превзошла долю сельского и лесного хозяйства.
Характерная яркая выраженная черта экономики Финляндии - высокая
степень централизации и концентрации капитала и производства. Три десятка
крупнейших концернов, частных, государственных и смешанных, сосредотачивают
на своих предприятиях около половины рабочей силы, выпускает более половины
промышленной продукции и обеспечивают до 3/4 экспорта Финляндии.
Важную роль в экономике Финляндии играет государственный сектор. Это
объясняется традиционным владением государством большой частью земельных,
лесных и минеральных ресурсов, переходом в руки государства после войны
военных заводов и предприятий, принадлежавших германскому капиталу,
значительными государственными капиталовложениями в энергетику, металлургию
и другие отрасли тяжелой индустрии.
Предприятия, находящиеся под контролем государства, выпускают примерно
1/5 промышленной продукции страны. Наиболее значительна доля
государственного сектора в горнорудной промышленности, металлургии,
электроэнергетике, нефтепереработке, химии и машиностроении. Государство
владеет 1/3 земельной и около 1/4 лесной площади страны.
Финляндия позже других стран Северной Европы открыла двери
иностранному капиталу. Участие иностранного капитала в экономике Финляндии
пока сравнительно невелико. Наиболее значительны позиции шведского капитала
в машиностроении. Крупные дочерние компании имеют в Финляндии американские
и англо-голландская нефтяные монополии.
Характеристика промышленности
По числу работающих в промышленности и по объему валовой промышленной
продукции Финляндия занимает второе место среди стран северной Европы
(после Швеции). Промышленности Финляндии, как и Швеции, преобладают две
группы отраслей: одна из них связана с обработкой и переработкой древесины
другая - с выплавкой и обработкой металла. Но если в Швеции издавна
преобладала металлопромышленность, то в Финляндии долго доминировала
лесопромышленность.
Лесная промышленность.
Лесобумажная промышленность обладает богатой сырьевой базой -
обширными таежными лесами. А ежегодно финские лесорубы заготовляют в
зависимости коньюктуры на мировом рынке от 32-45 млн. куб. м. Древесины,
главным образом словой и сосновой.
Финляндия - один из крупнейших производителей в мире пиломатериалов,
бумажной массы, фанеры. Лесопильные заводы ежегодно производят до 8 млн.
куб. м. пиленных и струганных досок. По экспорту пиломатериалов занимает
третье место после России и Канады. Наиболее крупные центры лесопиления
расположены в устьях главных лесосплавных рек - Кюмийоки, Кокемяэнйоки,
Олулуйоки и Кемийоки. Это портовые города Котка на побережье Финского
залива, Поре, Оулу, Кеми на побережье Ботнического залива. Крупным центром
лесопиления относятся также Ланпенранта, расположенная на южном берегу
озера Сайма, у начало Сайменского канала. Размещение лесопильных и других
деревообрабатывающих предприятий. На реках и озерах имеет в основном
исторический характер, так как сплавом теперь идет лишь одна треть
потребляемой древесины, а около 2/3 ее доставляется на предприятия из леса
автомобильным транспортом.
Ныне металлопромышленность заняла ведущее место по числу занятых,
объему капиталовложений и стоимости выпускаемой продукции. Тем не менее,
лесобумажная промышленность продолжает доминировать в финском экспорте и
определять важную роль страны в международном разделении труда и ее место в
мировой торговле.
Топливно-энергетическая промышленность.
Снабжение энергией — одна из наиболее сложных экономических проблем
Финляндии. Перед второй мировой войной 3/4 потребности страны в энергии
покрывалось собственными ресурсами. Основу топливно-энергетического баланса
составляла древесина, на которую падало более 3/5 общего потребления
энергии, на гидроэнергию приходилась 1/8 и на 1/4 потребление энергии
покрывалось ввозом минерального твердого и жидкого топлива, собственные
ресурсы которого в стране отсутствуют.
Быстрый рост спроса на энергию, прежде всего со стороны весьма
энергоемкой целлюлозно-бумажной промышленности, и одновременно ограничение
потребления дров в связи с более интенсивным использованием древесины в
лесобумажном производстве вызвали резкую перестройку топливно-
энергетического баланса. Ныне лишь 1/5 потребляемой в стране энергии
покрывается за счет собственных ресурсов. Остальное же топливо поступает из-
за рубежа. Ежегодно ввозится 13—14 млн. т. нефти и нефтепродуктов, около 4
млн. т. каменного угля и кокса и около 1 млрд. куб. м. природного газа.
Главный поставщик твердого и жидкого топлива в Финляндию — Россия.
Природный газ также поступает из России по проложенному через Карельский
перешеек газопроводу.
Нефтеперерабатывающие заводы расположены на южном и юго-западном
побережье страны в Шельдвиге, близ Порво, и в Нантали, близ Турку.
Электроэнергетика Финляндии долгое время использовала преимущественно
гидроэнергетические ресурсы. Большое гидроэнергетическое строительство
развернулось после второй мировой войны на реках северной части страны.
Были сооружены каскады электростанций в бассейнах рек Оулуйоки и Кемийоки.
Общая мощность возведенных на этих двух богатых гидроэнергией реках 15
электростанций достигает 1300 МВт. и превышает половину мощности всех
гидроэлектростанций страны.
К концу 1960-x годов наиболее мощные и выгодные в технико-
экономическом отношении водопады были уже освоены, и лидерство в финской
электроэнергетике перешло к тепловым электростанциям, значение которых из
года в год возрастает. В 1977 г. на долю ТЭС пришлось около 2/3
производства электроэнергии. Размещены тепловые электростанции в основном
на южном и юго-западном побережье страны у крупных городов, нефтяных портов
и нефтеперерабатывающих заводов. Крупнейшая ТЭС страны “Инкоо” (мощностью
800 МВт.), расположенной на берегу Финского залива юго-западнее Хельсинки,
вторая по значению ТЭС (мощностью 440 МВт.) находится рядом с
нефтеперерабатывающим заводом в Нантали, близ Турку. На юго-востоке страны
сооружена электростанция, топливом для которой служит природный газ,
подаваемый из России.
Новый этап в развитии электроэнергетики Финляндии начался после того,
как в 1977 г. вступило в строй первая АЭС близ города Тивисы на берегу
Финского залива. Электростанция построена при техническом содействии СССР и
работает на российском уране.
Только после второй мировой войны в значительной мере в результате
хозяйственных связей с Россией в Финляндии быстро стали развиваться
металлургия, металообработка и машиностроение.
Машиностроение.
Машиностроение за послевоенные годы из отрасли, работавшей только на
внутренний рынок, превратилось в отрасль, продукция которой занимает в
финском экспорте по стоимости второе место после лесобумажного
производства. Главные машиностроительные предприятия сосредоточены
преимущественно на юго-западе страны. Крупнейшие города страны — Хельсинки.
Турку и Тампере —одновременно важнейшие машиностроительные центры.
В машиностроении выделяются прежде всего судостроение и изготовление
оборудования для деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
С участием шведских концернов «Вольво» и «СААБ-Скания» создана
автомобильная промышленность, впускающая ежегодно до 30 тыс. легковых и
около 2 тыс. грузовых автомобилей и автобусов. Основная часть узлов и
деталей поступает из Швеции.
Судостроение
Финское судостроение — отрасль, развитие которой в послевоенные годы
особенно сильно связано с еще советскими заказами. Для их выполнения были
коренным образом реконструированы и расширены старые верфи и построены
новые. Был освоен выпуск новых типов судов, двигателей и различного
судового оборудования. Финское судостроение специализируется на постройке
дизель-электрических ледоколов, морских буксиров, морских автомобильных
паромов, танкеров для перевозки аммиака и других химических веществ, судов
для прокладки подводных кабелей, буровых платформ для морских
нефтепромыслов.
Ведущей судостроительной фирмой концерну «Вяртсиля», выпускающему
примерно половину всех судов, принадлежат старейшая и крупнейшая в стране
верфь «Крейто - Вулкан» в главном центре судостроения - Турку и верфь во
втором по значению центре - Хельсинки.
Судостроительные верфи расположены также в других городах на побережье
Ботнического и Финского заливов — в Рауме, Пори, Васа, Рахе, Ловиса.
Точная электроника
Довольно быстро развивается электротехническая промышленность,
выпускающая генераторы, электродвигатели, трансформаторы, силовой и
телефонный кабель на предприятиях, расположенных главным образом в
Хельсинки и Турку. Предприятия молодой электронной промышленности
изготовляют несложные ЭВМ, контрольно-измерительную аппаратуру,
радиоприемники, цветные телевизоры. Электротехническая и электронная
продукция занимает третье место и Финском экспорте машин и оборудования.
Химическая промышленность.
Большая потребность целлюлозно-бумажного производства и в химикалиях,
прежде всего в хлоре и едком натре, способствует развитию химической
промышленности. В то же время отходы лесобумажной промышленности служат
сырьевой базой для лесохимии и производства удобрений. Рост
нефтепереработки способствует формированию нефтехимических производств, в
том числе выпуску синтетических смол и пластмасс. Главные центры химической
промышленности — Оулу, Харьявалта, Коккола, Кусанкоски.
Металлургия.
Черная
Финляндия располагает значительной сырьевой базой для черной
металлургии. Железная руда месторождения Отанмяки, расположенного южнее оз.
Оулуярви, хотя и требует обогащения, но зато содержит ценные легирующие
металлы — титан и ванадий, высоким содержанием железа отличается руда
заполярных месторождений Кярвясвара, близ города Рованиеми, и Колари, у
самой границы со Швецией. Открыты довольно крупные железорудные
месторождения на дне прибрежной части Балтийского моря — Юсcape, близ
полуострова Ханко, и Нюхамн, у Аландских островов. В целом запасы железной
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|