рефераты бесплатно

МЕНЮ


Характеристика стран Северной Европы

не менее 200 человек, если расстояние между домами не превышает 200 м. Это

расстояние может, однако, превышать 200 м., если данная группа относится к

сфере влияния другой, более крупной таямы. В то же время максимальное

расстояние между домами может быть сокращено до 200 м., принимая во

внимание характер населения. Такое положение возникает в тех случаях, когда

грань между таямой и сельским поселением выражена не резко, то есть когда

плотность домов в таяме лишь незначительно больше, чем в пределах

окружающей сельской местности.»

Таямы были нанесены на карту с нарезкой квадратов координатной сетки

площадью 1/4 кв. км каждый. По данным переписей населения, в Финляндии в

1960 г. насчитывалось 1137, а в 1970 г.-1045 таям.

По данным переписей населения, в 1960 г. в таямах проживало 55,9%

всего населения Финляндии, в 1960-55.9, а в 1970-64,1%. Наибольший прирост

отмечался в ляни Усима, наименьший - в ляни Лаппи.

По данным 1960-1970 гг., в Финляндии выявляется прямая зависимость

между величиной таямы и темпом ее роста: крупные поселения росли

относительно быстрее. В таямах с численностью населения свыше 2000 человек

прирост составлял более 20%. В группе поселений с численностью населения от

500 до 1000 человек быстро растущих таям, однако доля тех, рост которых

при остановился или даже уменьшился, была относительно больше. В

преобладающей части мелких таям численность населения сократилась.

Рост городского населения в Финляндии происходил медленнее, чем во

многих других европейских странах, и проблемы урбанизации приобрели в ней

остроту совсем недавно. Лишь с конца 1960-х годов городское население стало

преобладать, и ныне оно составляет 3/5 жителей страны. Крупнейшие города —

Хельсинки (557 тыс. жителей), Тампере (200 тыс.), Турку (194 тыс.). Многие

города Финляндии исторически сложились на морском побережье. Это древние

крепости Турку, Оулу, Пори, Васа. К этой категории относится и столица

страны — Хельсинки, основанная в середине XVI в. Несколько значительных

городов возникло во внутренней части страны в связи с развитием

промышленности — это Тампере, Лахти, Ювяскюля, Иматра и др. Среди городов

преобладают небольшие местные центры с населением 10— 20 тыс. человек,

имеющие административно - распределительные и торговые функции.

Среди сельских поселений преобладают хутора. Особенно густа сеть

хуторов в наиболее плодородных юго-западных районах страны. Отдельные

группы хуторов встречаются на мореных холмах на востоке и северо-западе

Озерного плато. Такие холмы часто окаймлены пирамидами валунов, собранных с

полей. Для внутренних частей Финляндии типичны также поселения по берегам

озер и на озовых грядах. В западных районах страны преобладают более

компактные формы расселения, в восточных — более дисперсные. Самые

значительные сгустки сельских поселений из 200 дворов и более встречаются в

южной Похьянма и Сатакунте, где развиты плодородные почвы. Эти поселения

отличаются однорядной линейной планировкой и обычно вытянуты по речным

долинам. На Аландских островах и на юго-западе материковой части страны

преобладают деревни кучевого типа. Во внутренних районах нередко

встречаются многодворные деревни с рассеянной планировкой, причем

расстояние между дворами исчисляется сотнями метров. Такие дисперсные формы

расселения возникли в связи с ликвидацией общинной системы землепользования

и размежеванием земель.

В Финляндии происходит постепенно обезлюдение сельских районов в связи

с миграцией населения в города. Только в некоторых местностях на северо-

востоке сеть сельских поселений еще продолжает расширяться.

В сельском и лесном хозяйстве в настоящее время занято около 14%

самодеятельного населения, в промышленности и строительстве — 36%, в

торговле и на транспорте — 23%. Среди остальной части населения (26%)

большинство занято в сфере обслуживания, значительна также доля

административного аппарата.

Среди экономически активного населения доля лиц, работающих по найму,

составляет 90%.

Трудящиеся Финляндии ведут повседневную борьбу за свои экономические и

социальные права. Для Финляндии, как и для других капиталистических стран,

характерна большая разница в доходах между крупными предпринимателями и

широкими слоями населения: 5% лиц, принадлежащих к высшим слоям, получают

столько же, сколько 53% населения с малыми доходами. На долю же 30% финских

граждан, относящихся к беднейшим слоям (сельскохозяйственные рабочие,

работники сферы обслуживания, часть промышленных рабочих, пенсионеры,

безработные, мелкие крестьяне), приходятся лишь 5,9% национального дохода.

Рабочие и служащие составляют при мерно 80% самодеятельного населения. В

сферу производительного труда вовлечено много женщин, которые однако,

получают меньшую заработную плату, чем мужчины.

Хозяйство

Финляндия - развитая индустриально - аграрная страна, имеющая

современную промышленность, интенсивное сельское и лесное хозяйство. Доля

промышленности и строительства в ВВП превысила 2/5, а сельского, лесного и

рыбного хозяйства уменьшилось до 0.1. Резко возросло число занятых в сфере

обслуживания.

Финляндия позже других стран Северной Европы вступила на путь

капиталистического промышленного развития, которое длительное время

сдерживалось рядом причин: сравнительной суровостью природных условий,

слабой заселенностью территорий, политической зависимостью сперва от

Швеции, потом от России, нехватка национальных капиталов.

Развитие капитализма в Финляндии и индустриализация страны в большой

степени связана с главным природным ресурсом - лесом. Когда во второй

половине прошлого века спрос на лес на западноевропейских рынках стал

быстро расти, финская древесина вслед за норвежской и шведской нашла

широкое применение как строительный материал и сырье для производство

бумаги. Сооруженный в те годы Сайменский канал дал выход в море лесу из

центральных и восточных районов страны. На берегах Финского и Ботнического

заливов выросли лесопильные заводы и лесные гавани. Доходы от торговли

лесом укладывались в сооружения целлюлозных заводов и бумажных фабрик.

Таким путем уже в начале XX в. сложились основы специализации

Финляндии в международном разделении труда как одного из главных

производителей и экспортеров лесобумажных товаров. Однако вплоть до

середины XX в. Финляндия оставалась страной с преобладанием сельского и

лесного хозяйства над промышленностью, которая к тому же имела ярко

выраженный односторонний характер: на кануне второй мировой войны древесина

и продукты ее переработки составляли более 4/5 стоимости финского экспорта.

Из аграрно - индустриальной страны Финляндия превратилась в

индустриально - аграрную в этом отношении догнала соседские скандинавские

страны. Если накануне второй мировой войны доля сельского и лесного

хозяйства валовом национальном продукте составляла более 1/3, а доля

промышленности - около 1/3, то в конце 80 г. доля промышленности

увеличилась до 1/2 и втрое превзошла долю сельского и лесного хозяйства.

Характерная яркая выраженная черта экономики Финляндии - высокая

степень централизации и концентрации капитала и производства. Три десятка

крупнейших концернов, частных, государственных и смешанных, сосредотачивают

на своих предприятиях около половины рабочей силы, выпускает более половины

промышленной продукции и обеспечивают до 3/4 экспорта Финляндии.

Важную роль в экономике Финляндии играет государственный сектор. Это

объясняется традиционным владением государством большой частью земельных,

лесных и минеральных ресурсов, переходом в руки государства после войны

военных заводов и предприятий, принадлежавших германскому капиталу,

значительными государственными капиталовложениями в энергетику, металлургию

и другие отрасли тяжелой индустрии.

Предприятия, находящиеся под контролем государства, выпускают примерно

1/5 промышленной продукции страны. Наиболее значительна доля

государственного сектора в горнорудной промышленности, металлургии,

электроэнергетике, нефтепереработке, химии и машиностроении. Государство

владеет 1/3 земельной и около 1/4 лесной площади страны.

Финляндия позже других стран Северной Европы открыла двери

иностранному капиталу. Участие иностранного капитала в экономике Финляндии

пока сравнительно невелико. Наиболее значительны позиции шведского капитала

в машиностроении. Крупные дочерние компании имеют в Финляндии американские

и англо-голландская нефтяные монополии.

Характеристика промышленности

По числу работающих в промышленности и по объему валовой промышленной

продукции Финляндия занимает второе место среди стран северной Европы

(после Швеции). Промышленности Финляндии, как и Швеции, преобладают две

группы отраслей: одна из них связана с обработкой и переработкой древесины

другая - с выплавкой и обработкой металла. Но если в Швеции издавна

преобладала металлопромышленность, то в Финляндии долго доминировала

лесопромышленность.

Лесная промышленность.

Лесобумажная промышленность обладает богатой сырьевой базой -

обширными таежными лесами. А ежегодно финские лесорубы заготовляют в

зависимости коньюктуры на мировом рынке от 32-45 млн. куб. м. Древесины,

главным образом словой и сосновой.

Финляндия - один из крупнейших производителей в мире пиломатериалов,

бумажной массы, фанеры. Лесопильные заводы ежегодно производят до 8 млн.

куб. м. пиленных и струганных досок. По экспорту пиломатериалов занимает

третье место после России и Канады. Наиболее крупные центры лесопиления

расположены в устьях главных лесосплавных рек - Кюмийоки, Кокемяэнйоки,

Олулуйоки и Кемийоки. Это портовые города Котка на побережье Финского

залива, Поре, Оулу, Кеми на побережье Ботнического залива. Крупным центром

лесопиления относятся также Ланпенранта, расположенная на южном берегу

озера Сайма, у начало Сайменского канала. Размещение лесопильных и других

деревообрабатывающих предприятий. На реках и озерах имеет в основном

исторический характер, так как сплавом теперь идет лишь одна треть

потребляемой древесины, а около 2/3 ее доставляется на предприятия из леса

автомобильным транспортом.

Ныне металлопромышленность заняла ведущее место по числу занятых,

объему капиталовложений и стоимости выпускаемой продукции. Тем не менее,

лесобумажная промышленность продолжает доминировать в финском экспорте и

определять важную роль страны в международном разделении труда и ее место в

мировой торговле.

Топливно-энергетическая промышленность.

Снабжение энергией — одна из наиболее сложных экономических проблем

Финляндии. Перед второй мировой войной 3/4 потребности страны в энергии

покрывалось собственными ресурсами. Основу топливно-энергетического баланса

составляла древесина, на которую падало более 3/5 общего потребления

энергии, на гидроэнергию приходилась 1/8 и на 1/4 потребление энергии

покрывалось ввозом минерального твердого и жидкого топлива, собственные

ресурсы которого в стране отсутствуют.

Быстрый рост спроса на энергию, прежде всего со стороны весьма

энергоемкой целлюлозно-бумажной промышленности, и одновременно ограничение

потребления дров в связи с более интенсивным использованием древесины в

лесобумажном производстве вызвали резкую перестройку топливно-

энергетического баланса. Ныне лишь 1/5 потребляемой в стране энергии

покрывается за счет собственных ресурсов. Остальное же топливо поступает из-

за рубежа. Ежегодно ввозится 13—14 млн. т. нефти и нефтепродуктов, около 4

млн. т. каменного угля и кокса и около 1 млрд. куб. м. природного газа.

Главный поставщик твердого и жидкого топлива в Финляндию — Россия.

Природный газ также поступает из России по проложенному через Карельский

перешеек газопроводу.

Нефтеперерабатывающие заводы расположены на южном и юго-западном

побережье страны в Шельдвиге, близ Порво, и в Нантали, близ Турку.

Электроэнергетика Финляндии долгое время использовала преимущественно

гидроэнергетические ресурсы. Большое гидроэнергетическое строительство

развернулось после второй мировой войны на реках северной части страны.

Были сооружены каскады электростанций в бассейнах рек Оулуйоки и Кемийоки.

Общая мощность возведенных на этих двух богатых гидроэнергией реках 15

электростанций достигает 1300 МВт. и превышает половину мощности всех

гидроэлектростанций страны.

К концу 1960-x годов наиболее мощные и выгодные в технико-

экономическом отношении водопады были уже освоены, и лидерство в финской

электроэнергетике перешло к тепловым электростанциям, значение которых из

года в год возрастает. В 1977 г. на долю ТЭС пришлось около 2/3

производства электроэнергии. Размещены тепловые электростанции в основном

на южном и юго-западном побережье страны у крупных городов, нефтяных портов

и нефтеперерабатывающих заводов. Крупнейшая ТЭС страны “Инкоо” (мощностью

800 МВт.), расположенной на берегу Финского залива юго-западнее Хельсинки,

вторая по значению ТЭС (мощностью 440 МВт.) находится рядом с

нефтеперерабатывающим заводом в Нантали, близ Турку. На юго-востоке страны

сооружена электростанция, топливом для которой служит природный газ,

подаваемый из России.

Новый этап в развитии электроэнергетики Финляндии начался после того,

как в 1977 г. вступило в строй первая АЭС близ города Тивисы на берегу

Финского залива. Электростанция построена при техническом содействии СССР и

работает на российском уране.

Только после второй мировой войны в значительной мере в результате

хозяйственных связей с Россией в Финляндии быстро стали развиваться

металлургия, металообработка и машиностроение.

Машиностроение.

Машиностроение за послевоенные годы из отрасли, работавшей только на

внутренний рынок, превратилось в отрасль, продукция которой занимает в

финском экспорте по стоимости второе место после лесобумажного

производства. Главные машиностроительные предприятия сосредоточены

преимущественно на юго-западе страны. Крупнейшие города страны — Хельсинки.

Турку и Тампере —одновременно важнейшие машиностроительные центры.

В машиностроении выделяются прежде всего судостроение и изготовление

оборудования для деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

С участием шведских концернов «Вольво» и «СААБ-Скания» создана

автомобильная промышленность, впускающая ежегодно до 30 тыс. легковых и

около 2 тыс. грузовых автомобилей и автобусов. Основная часть узлов и

деталей поступает из Швеции.

Судостроение

Финское судостроение — отрасль, развитие которой в послевоенные годы

особенно сильно связано с еще советскими заказами. Для их выполнения были

коренным образом реконструированы и расширены старые верфи и построены

новые. Был освоен выпуск новых типов судов, двигателей и различного

судового оборудования. Финское судостроение специализируется на постройке

дизель-электрических ледоколов, морских буксиров, морских автомобильных

паромов, танкеров для перевозки аммиака и других химических веществ, судов

для прокладки подводных кабелей, буровых платформ для морских

нефтепромыслов.

Ведущей судостроительной фирмой концерну «Вяртсиля», выпускающему

примерно половину всех судов, принадлежат старейшая и крупнейшая в стране

верфь «Крейто - Вулкан» в главном центре судостроения - Турку и верфь во

втором по значению центре - Хельсинки.

Судостроительные верфи расположены также в других городах на побережье

Ботнического и Финского заливов — в Рауме, Пори, Васа, Рахе, Ловиса.

Точная электроника

Довольно быстро развивается электротехническая промышленность,

выпускающая генераторы, электродвигатели, трансформаторы, силовой и

телефонный кабель на предприятиях, расположенных главным образом в

Хельсинки и Турку. Предприятия молодой электронной промышленности

изготовляют несложные ЭВМ, контрольно-измерительную аппаратуру,

радиоприемники, цветные телевизоры. Электротехническая и электронная

продукция занимает третье место и Финском экспорте машин и оборудования.

Химическая промышленность.

Большая потребность целлюлозно-бумажного производства и в химикалиях,

прежде всего в хлоре и едком натре, способствует развитию химической

промышленности. В то же время отходы лесобумажной промышленности служат

сырьевой базой для лесохимии и производства удобрений. Рост

нефтепереработки способствует формированию нефтехимических производств, в

том числе выпуску синтетических смол и пластмасс. Главные центры химической

промышленности — Оулу, Харьявалта, Коккола, Кусанкоски.

Металлургия.

Черная

Финляндия располагает значительной сырьевой базой для черной

металлургии. Железная руда месторождения Отанмяки, расположенного южнее оз.

Оулуярви, хотя и требует обогащения, но зато содержит ценные легирующие

металлы — титан и ванадий, высоким содержанием железа отличается руда

заполярных месторождений Кярвясвара, близ города Рованиеми, и Колари, у

самой границы со Швецией. Открыты довольно крупные железорудные

месторождения на дне прибрежной части Балтийского моря — Юсcape, близ

полуострова Ханко, и Нюхамн, у Аландских островов. В целом запасы железной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.