рефераты бесплатно

МЕНЮ


Регионы Европы

централизованной, где действуют искусственные цены, плановые издержки

производства и государственная монополия внешней торговли, а рыночной и

децентрализованной, где главными действующими лицами являются не

чиновники, а частные предприниматели.

В-третьих, интегрирование может стать устойчивым и необратимым

процессом лишь при наличии в государствах- партнерах высокоразвитой и

прочно укоренившейся политической демократии, способной учитывать и

обеспечивать экономические, социальные и культурные интересы различных

групп населения и гарантировать верховенство права над волей сильных мира

сего. В противном случае и внутренняя ситуация, и внешняя политика

остаются спонтанными, трудно предсказуемыми и не внушающими доверие со

стороны других стран-партнеров. А в таких условиях невозможно ни открытие

таможенных границ, ни формирование и проведение совместной экономической

политики, ни создание наднациональных фондов для финансирования

мероприятий такой политики.

Рассматривая причины интеграции, нельзя не заметить, что каждая из

участвующих в интеграционном процессе сторон имеет свои собственные

интересы и пытается решить свои собственные проблемы. Таких причин

существует великое множество, в частности желание, получить доступ на

зарубежный рынок сбыта для отечественных производителей, а также доступ

к более дешёвым производственным ресурсам, улучшить условия торговли,

сократить издержки на масштабе производства, добиться устойчивого

экономического роста, привлечь прямые зарубежные инвестиции, которые

охотнее идут на большие рынки. Не менее важны и неэкономические цели,

как-то: налаживание более дружественных взаимоотношений со странами-

соседями, укрепление сотрудничества в культурной, научной, социальной и

политической областях, увеличение своего влияния на мировой политической и

экономической арене, так как к мнению подобных сообществ прислушиваются

гораздо больше, чем к отдельным странам. Кроме того, многие менее развитые

страны видят в интеграции способ приобщения к экономическому и

технологическому опыту более богатых соседей, а также гарантию

политической и экономической стабильности в процессе рыночных реформ.

Помимо всего вышеперечисленного, интеграция одних стран создаёт

несколько эффектов, способствующих привлечению новых участников в этот

процесс.

Первый эффект называется демонстрационным и заключается в том, что

в государствах-участниках интеграционного процесса обычно наблюдаются

положительные экономические эффекты, такие как увеличение темпов роста и

занятости, снижение инфляции и инвестиционный бум. Это приводит к тому, что

окружающие данное объединение страны тоже хотят воспользоваться плодами

интеграции, даже не имея к тому должных предпосылок.

Второй эффект заключается в том, что часть торговли стран-участниц

интеграционного процесса переориентируется с внешнего мира друг на

друга, что создаёт неудобства окружающим странам и вынуждает их

присоединяться к интеграционному процессу.

К сожалению, для участия в интеграционном процессе мало одних добрых

намерений и желания сотрудничать. Важно иметь много общих черт во всех

областях, так называемое ядро интеграции, которое предполагает близость

уровней экономического развития и общность экономического и политического

строя, поскольку очень сложно найти возможность взаимовыгодного и

равноправного сотрудничества между полуфеодальными нищими диктатурами и

развитой гуманной демократией с сильной и свободной экономикой. Не менее

важна культурная и религиозная близость объединяющихся народов, так как

без взаимопонимания и уважения традиций и обычаев друг друга любое

объединение невозможно. И конечно, свою роль играет географическая

близость стран-участников объединения, поскольку она способствует более

быстрому и выгодному налаживанию сотрудничества, культурной близости.

Первым этапом интеграции является заключение торговых соглашений

на двух- или многосторонней основе. Суть таких соглашений – в снижении

внутри данной группы стран тарифов по сравнению с тарифами на товары и

услуги остального мира, и хотя такая дискриминация стран, не

участвующих в соглашении, противоречит принципам ГАТТ/ВТО, эти меры

допускаются как временные, подготовительные соглашения, направленные на

углубление интеграционного процесса.

Вторым этапом интеграции является создание зоны свободной

торговли (ЗСТ), где отменяются все тарифы на товары стран-участниц

соглашения, но при этом каждая отдельная страна сохраняет автономность

своей таможенной политики по отношению к внешнему миру. Иногда снятие

таможенной пошлины происходит не на все товары, обычно пошлины остаются

на продукты сельского хозяйства. На этом уровне возможно также создание

небольшого координационного совета.

К зонам свободной торговли относятся:

Европейская ассоциация свободной торговли EFTA (Австрия, Финляндия,

Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швеция), созданная в 1960г.;

Европейская экономическая зона EEA (страны Европейского союза,

Исландия, Лихтенштейн), существующая с 1994г.;

Третьим уровнем интеграции является образование таможенного союза. Он

характеризуется тем, что государства-участники отменяют национальные

таможенные тарифы и вводят общую для всех стран-членов систему таможенных

пошлин и методов нетарифного регулирования по отношению к третьим

странам. Таможенный союз подразумевает беспошлинную торговлю внутри союза и

полную свободу перемещения внутри региона, а также требует создания общих

координирующих органов, обычно на уровне периодических встреч министров.

К четвёртому уровню интеграции относится общий рынок. Он

предусматривает не только общую таможенную политику и свободу перемещения

товаров и услуг, но и свободное перемещение факторов производства: труда

и капитала. Этот уровень требует больших координационных усилий и обычно

происходит на уровне встреч глав государств.

Интеграцией пятого уровня является экономический союз. При

экономическом союзе кроме общей таможенной политики и свободы движения

ресурсов проводится координация движения макроэкономической политики

в ключевых областях, таких как валютная, бюджетная, и правительства

уступают часть своих функций созданным межнациональным органам.

На этом уровне интеграции находятся:

Европейское сообщество 1957г., преобразовавшееся в Европейский

союз в 1993г. (Австрия, Бельгия, Великобритания, Дания, Германия,

Люксембург, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Нидерланды, Португалия,

Финляндия, Франция, Швеция);

Интеграция в регионах Европы.

Образование ЕС действительно создает для жизнедеятельности регионов

Европы новую политическую и хозяйственную среду. Политически оно во многом

снимает их прежнюю привязку исключительно к столицам своих государств,

расширяет ареал интересов и возможностей до размеров всего Евросоюза.

Конкретно это выражается в растущем переплетении интеграции с

процессами децентрализации властных полномочий, в результате чего все

больше решений ЕС начинает применяться в его странах-членах уже не только

общенациональными, но и региональными властями, а сами регионы выходят на

прямые связи и партнерство с руководящими органами ЕС.

Не менее политически значимо и то, что по мере замены различающихся

национальных законодательств стран-членов "европейским правом" регионы

отдельных стран Европы начинают функционировать во все более сходном и

однородном правовом поле. Это в значительной степени унифицирует условия их

развития, делает возможным и предметным обмен опытом управления и

хозяйствования, сближает механизмы принятия и исполнения решений на местах.

Важно отметить и то обстоятельство, что руководство ЕС придерживается в

целом политики уважения специфики отдельных регионов и народностей, не

препятствует их самоосознанию и самовыражению, когда эти последние

проявляются в позитивных формах.

Вместе с тем политическая совместимость регионов и ЕС имеет свои

пределы. Диалектика интеграции в числе прочего проявляется и в том, что

объективно складывающаяся в ее ходе либерализация условий жизнедеятельности

регионов Европы вновь усиливает в определенных кругах соблазн поговорить об

"отмирании" национальных государств или, по минимальному варианту,

требовать участия регионов в выработке решений на европейском уровне

совместно с этими государствами.

Официально руководство ЕС стоит в этом споре на позиции "каждому свое".

Но на деле оно, естественно, поддерживает государства, из которых и состоит

Евросоюз. За сорок лет с момента его создания статус регионов в интеграции

так и не был прописан в Договоре о Евросоюзе, их иски не принимает к

рассмотрению Верховный суд ЕС, на расстоянии от процесса принятия решений в

Брюсселе удерживается и Комитет регионов ЕС, имеющий при КЕС

консультативный статус лишь по узкому кругу проблем регионального развития.

Вместе с тем ЕС нужно отдать должное за то, что экономически оно

предпринимает самые серьезные усилия по устранению первоосновы регионализма

и сепаратизма - различий в уровне благосостояния и развития регионов. В

определенной мере это делается опосредованно, через создание общих

благоприятных условий для экономического роста на едином внутреннем рынке

ЕС.

Однако главной в этой сфере выступает целевая политика ЕС по

содействию региональному развитию, сконцентрированная в основном на

отставших и иных проблемных регионах и частично преодолевающая те узкие

места и недостатки, которыми страдают, как это было показано выше,

аналогичные национальные политики отдельных государств.

Совместные позиции по основным проблемам интеграции.

В основе нынешней активизации регионов в европейских делах лежит все то

же их представление о себе как о наиболее легитимных и непосредственных

выразителях интересов нужд населения Европы, без учета мнения которых

дальнейшая интеграция не может быть эффективной, ибо тогда она, во-первых,

оторвется от этого населения и будет опрокинута его "евроскептицизмом", а

во-вторых, лишится тех необходимых стимулов и ресурсов, которые дают ей

субнациональные территории и их властное звено. Отсюда и обобщающий вывод

итоговой Декларации упомянутой встречи, подписанной более чем 260

региональными лидерами, о том, что необходимо и дальше строить "более

интегрированную Европу", но лишь "с возрастающей ролью в этом регионов, что

сделает такую интеграцию ближе к нуждам ее людей".

Разумеется, в виду все тех же разнообразия и противоречивости интересов

совместные позиции регионов по интеграционным проблемам являются достаточно

усредненными и условными. Более того, они формируются, по крайней мере, по

форме, с оглядкой на то, чтобы быть приемлемыми для ЕС хотя бы как

информация к размышлению. Однако и в данном своем виде они представляют

очевидный интерес, в первую очередь по таким проблемам, как современное

содержание европейского регионализма и место регионов в процессе

интеграции, расширение ЕС на Восток, введение единой европейской валюты и

приоритетная для нынешнего этапа развития ЕС проблема борьбы с

безработицей.

Вместе с тем лидеры регионов полагают, что, коль скоро дальнейшее

углубление интеграции начинает все чаще пересекаться с их расширяющейся

сферой компетенции, региональное звено должно быть легализовано как

самостоятельный участник интеграционного процесса и наделено в нем

соответствующими полномочиями.

Субсидиарность, в понимании регионов, имеет и свои правовые и

финансовые аспекты. В первом случае они, по крайней мере, субъекты

федераций и регионы, имеющие законодательную компетенцию, должны получить

возможность защищать свои права в Верховном суде ЕС. Во втором - на сцену

выходит воспроизводящийся уже на европейском уровне вопрос о балансировании

полномочий и функций, передаваемых им Евросоюзом, финансовыми ресурсами,

необходимыми для их выполнения.

Что касается будущего европейской интеграции, то регионы исходят из

необходимости сохранения в ее ходе культурно-национального наследия и

разнообразия всех стран и народов Европы, равно как и учета нужд, прав и

специфики национальных меньшинств.

Наряду с введением регионального звена в процессе принятия

интеграционных решений регионы в более широком плане ратуют за коренную

институциональную реформу управления ЕС в сторону его упрощения.

Вместе с тем главной проблемой, вызывающей тревогу регионов (как

доноров, так и бенефициаров), на перспективу являются ожидаемое расширение

ЕС на Восток и его последствия для политики содействия региональному

развитию. После ожесточенных дебатов на эту тему среди регионов возобладало

мнение, что такое расширение является исторически неизбежным с политической

точки зрения, в том числе для обеспечения большей стабильности в обстановке

на континенте и укрепления демократических начал во внутриполитической

жизни самих стран-претендентов.

Ясно, что в применении к регионам это сократит возможности государств

ЕС на трансфертное финансирование и субсидирование их развития из

национальных бюджетов, создаст дополнительную нагрузку на регионы-доноры и

обострит конкуренцию за получение содействия среди бенефициаров. Более

того, скорее всего, придется менять и сами критерии получения содействия,

что в числе прочего разом переквалифицирует часть регионов (и даже стран)

из бенефициаров в доноры.

Соответственно, регионы выступают при расширении ЕС за строгий отбор

кандидатов, безусловное выполнение ими "проходных" критериев, установленных

для присоединения, завершение в Центральной и Восточной Европе и Балтии

демократических и хозяйственных реформ, включая обеспечение прав регионов и

национальных меньшинств.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СТРАН-ЧЛЕНОВ ЕС

Политические задачи.

Говоря о задачах региональной политики стран ЕС, полезно разбить эти 15

стран на четыре большие группы, отражающие различную природу и сложность

стоящих перед ними региональных проблем.

Прежде всего, это четыре так называемые “интегрированные” страны

(Греция, Ирландия, Португалия и Испания). Эти страны традиционно являются

самыми слаборазвитыми странами Европейского Союза, и здесь также

сосредоточены самые бедные регионы на территории ЕС.

Вторую группу образуют Германия и Италия. В этих странах мы наблюдаем

самые большие внутренние различия в уровне развития отдельных регионов -

между “старыми” и “новыми” землями Германии, а также между севером и югом

Италии.

Третью группу образуют северные члены ЕС (Финляндия и Швеция), где

низкая плотность населения связана с проблемами, характерными для

географически и экономически удаленных районов, с суровыми климатическими

условиями и большой удаленностью населенных пунктов друг от друга.

И, наконец, остальные страны (Австрия, Дания, Франция, Бенилюкс и

Соединенное Королевство). Эта большая группа стран северной Европы меньше

других страдает от неравномерного развития различных регионов. Основные

региональные проблемы этих стран обычно связаны с проблемами занятости, а

также со структурными изменениями (не только отраслевыми, но и относящимися

к городской и сельской составляющим).

В таблице 1 приводится обзор задач региональной политики по этим четырем

большим группам стран.

Таблица 1: Задачи региональной политики: страны-члены ЕС

|Группы стран |Акцент на равномерность развития|Акцент на |Активность |

| | |эффективност|проведения |

| | |ь |региональной |

| | | |политики |

|Интегрированные |Слабый |национальный|низкая |

|страны | | | |

|Германия и Италия |Конституциональный |возрастающий|высокая |

|Северная Европа |Исторический |возрастающий|низкая |

|Скандинавские |сильный |возрастающий|высокая |

|страны | | | |

Для так называемых “интегрированных” стран характерно проведение

региональной политики на фоне слабого развития национальной экономики по

сравнению с другими странами-членами ЕС. Это создает противоречие между

задачами национального развития и ликвидации неравномерности развития

отдельных регионов, которое разрешается путем уделения первостепенного

внимания проблемам национального экономического развития, и лишь в слабой

степени решаются проблемы регионального развития.

Это, безусловно, относится к политике, проводимой как Грецией, так и

Ирландией. В Греции обеспечение индустриального и регионального развития

производится в рамках единой законодательной политики. Поддержка проектов в

Греции осуществлялась лишь в том случае, когда они удовлетворяли

специальным критериям, таким как защита окружающей среды или инвестиции в

развитие новых технологий.

В Ирландии также региональная политика фактически занимает подчиненное

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.