Церковь и государство 13 век
общество явно предпочитало церкви " трубы и скоморохов, гусли и русалии".
Языческие праздневства были обычными для городской и сельской жизни. "
Видим то игрища утолчена, и людий много множество на них, яко упихати
начнуть другу друга, позоы деюще от беса замышленаго дела. а церкви
стоять", - жаловались церковники в конце XI века.
В своем практическом воплощении аграрно-языческое средневековое
мировозрение проявлялось не только в дни праздников. Не менее ощутимо оно
было и в " лихую годину" . В не урожайную голодную пору языческая
обрядность должна была способствовать преодолению "напасти", благополучию
всей общины для чего необходимо было ритуальное избавление коллектива от
индивидуумов, по архаичеким представлением, беды и неустройства. Летописи
рисуют нам картины народных волнений, возникавших- особенно в северных
регионах Древней Руси- на такого рода почве в XI-XIII веках. В них
,безусловно. присутствует социальная окраска борьбы различных по
имущественному и общественному положению групп населения(однако эта борьба
неносила классового характера, ибо в обществе того ремени ещё только шёл
процесс, клссообразования., но не менее ярко видны в них и языческие
магические мотивы.
Об одном из них рассказывается в летописи под 1024 год. " В сеже
лето взсташа волзсви в Суждали, избиваку старую чадь по дьяволю наущению и
бесованью, глаголюще, яко си держать гобино. Бе мятежъ велик и голод по
всей той стране..." Сразу же необходимо заметить, что "мятеж"
происходитвнутри единой классово не расчлененной общины:кроме волхвов ,
старой чади, летопись в числе активно действующих лиц упоминает и "всих
людьев". Все они входят в свободную общину. Конфликт был обусловлен
голодом, возникшим в результате неурожаев, длившиеся несколько лет подряд.
В этой экстремальной- при большой зависимости человека от природных условий-
ситуации, волхвы-лидеры общества, традиционно совмещавшие общественные и
(в данном случае- языческие) функции. По языческим нравам , чтобы
восстановить благополучие общины, людей, скрывающих урожай или отрицательно
влияющих на него (или на приплод скота и т.д.), убивали или изгоняли,
предворительно разорив.
В 1071 году неурожай разразился в Новгороде. Обеспокоенные этим и
"прельщённые" волхвом новгородцы выступили против княжеской и епископской
администрации. " И разделишася надвое,- рассказывает летописец, - князь бо
Глеб и дружина его идоша и сташа у епископа, а людье вси идоша за волхва."
Весь Новгород, вся городская община, куда входила не только " простьцы" ,
но и местные бояре , и богатые купцы ( по отношению к ним князь , епископ и
дружина были пришлыми, решили "погубити епископа". Епископ ,будучи одним из
общественых лидеров, нес, как и полагается ему по языческим меркам ,
ответственность за процветание народа. В данном же случае он предстаеткак
не справишийся с обязанностями по обеспечению благополучия новгородской
общины. В подобной ситуации обычай требовал человеческой жертвы. И только
благодаря решительности Глеба, зарубившего волхва, епископ Федор не был
убит. Но этим лишь было отсрочено осуществление языческого обряда, так как
с уничтожением волхва не устранялась главная причина конфликта, состоявшая
в недостатке жизненных припасов.
Отягощенный грузом языческих представлений народ продолжал по
традиции, причины всех бед искать в "плохих" управителях, и пятался
пересилить их с помощью старого средства- смены или уничтожения своих
руководителей.
Осмысливание вышеизложенных данных приводит нас к выводу, что Древняя
Русь и после принятия христианства являла собой и в мировозренческом
отношении, и в практических действиях языческое общество лишь с формальным
существованием в нем элементов христианской веры и культа. Большенство
языческих верований и обычаев продолжали соблюдаться без или с малым
привнесением в них христианских норм и в XI и в XII, и в XIII вв., а
иногда и в более позднее время.
В Ростове ещё в конце XI века в Велесовом конце стоял каменный идол
Велес, которому поклонялись многочисленные язычники. По Новгородской земле
разбросаны селения с названиями, производными от Волоса(Велеса) . Культ
Волоса сохранился в новгородской земле и в XII-XIIIвв. Об этом
свидетельствует одна из новгородских грамот того времени. Автором которой
являлся дружинник, а речь шла видимо о подготовке языческого праздника
посвящённого Велесу.
Русский автор-переводчик " Слова об идолах св. Григория" (XIIIв). с
горечью константировал, что "иныне по украинам (окраинам) их молятся
проклятому богу их Перуну , Хърсу и Мокоши и вилами, нъ то творять якы
отай".
В " Слове христолюбца" (XIV в.) к именам богов добавляется ещё и имя
Симаргла. От языческих "кумиров" долго не могли отойти и сами ревнители
новой веры."Даже попове и княжниде" веруют в Перуна и Хорса, "подкладывают
им требы и куры им режут",- писал один из церковных авторов XIII века.
Под своим именем жила в народе ещё в нашем столетии Мокошь. В одной из
церковных книг XVI века говорится, что у исповедующейся в церкви
спрашивали: " Не ходила ли еси к Мокоше?". При стрижке овец в ножницы
вкладовали клок шерсти - жертва Мокоше , как божеству, " ответственному "
за женские работы, в частности прядение.
Мотивы культа предков звучат на протяжении XII-XIIIвв. и в летописных
записях. Последние фиксируют бытование в княжеской среде культа княжеских
родоначальников .В критических ситуациях князьям чудесно помогают по-
язычески вызываемые ими предки- отец, дед или прадед. А исследование "По-
учения" Владимира Мономаха- одного из популярнейших князей Киевской Руси-
позволяет сказать. что он " во многом стоит на точке зрения язычества". в
его миропонимании божество сливается с природой. В быту Мономах
продолжает руководствоваться исключительно житейской целесообразности и
здравым смыслом, присущими языческим нравам.
Слияние язычества и православия
Синкретическое смещение языческой и христианской религий происходит уже
в Московской Руси. Именно источники послемонгольского периода говорят нам о
"двоеверноживущих". Определенную роль в повороте к христианству сыграло
монголо-татарское нашествие и установление ига над русскими землями.
Отвлеченный, а потому и чуждый ранее догмат искупления за грехи в условиях
ужасных последствий завоевания хищных степняков становится реальностью.
Древнеславянское верования в несколько измененном виде и, будучи
частично переосмысленными, вошли в православном вероучение и культ РПЦ. На
христа, богородицу и святых были перенесены многие черты древнеславянских
богов-покровителей( Перуна, Рода, Мокоши, Велеса и др.) , а на крест ,
иконы и мощи- функции языческих идолов. Многие элементы древнеславянского
земледельческого уклада и скотоводческого культа вошли в христианский
церковный календарь. Так, промежуток между рождеством и крещением заняли
дохристианские святки, за ними следует масленница. которую церковь
превратила в преддверие великого поста. В христианскую пасху вплелись
языческие плминальные обряды, а также древнеславянский культ хлеба, в
троицу- культ березы и другие элементы древнеславянского праздника семика.
СЕМИК- древнеславянский праздник в честь окончания весенних полевых
работ, щироко отмечавшийся в прошлом на Руси. Ритуалы Семика были связаны с
верой в растительных духов, от которых . по бытовавшим верованиям. зависело
плодородие земли, а следовательно и урожай. Многие из обрядов Семика вошли
в культ христианской троицы (традиции украшать дома зеленью , плести венки,
водить хороводы вокруг молодых березок и т. д. ). Да и само название
Семик сложилось после введения христианства на Руси. т. к. праздник
отмечался в четверг седьмой недели после пасхи.
Преображание господне стали отмечать как праздник сбора полдов-
яблочный спас. Следы древнеславянских верований продолжают сохраняться и в
современном русском православии, так и не изжившем до конца фактического
двоеверия.
Влияние церкви на государство.
Взгляды церкви на государство и народные выступления против
порядка правления .
Сущесвуя в рамках самых различных государственных систем, православная
Церковь всегда пыталась найти богословное обоснование этому явлению в
земной человеческой истории.
С точки зрения православного церковного вероучения, государство как
таковре не было изначально предусмотрено промыслом Божиим. Сотворив
человека по образу и подобию Своему, Господь не установил государство как
форму взаимоотношений между сотворенными им людьми.
Грехопадение- отпадение первых людей от Бога, привело к глубоким
изменениям не только в человеческом обществе, но и во всем мироздании в
целом, сделало возможным появление государственной власти как формы
взаимоотношений людей в уже отпавшем от Бога мире, людей, которые несли на
себе печать первородного греха. Этот древнейший тезис,существовавший в
церковном вероучении, предполагает восприятие природы государства как
природы в истоках своих ущербной.
Государства не было до грехопадения и, соглпсно учению Церкви, в тот
момент, когда Христос прейдет в этот мир второй раз, когда произойдет тот
самый Страшный Суд о котором многие, даже не церковные люди, наслышаны как
об акте, завершающем процессе земного бытия, когда произойдет преображение
мира и человека, государства не будет. Государство- это нечто
временное.преходящее в истории человечества, с церковной точки зрения.
Будучи достаточно реалистичной по отоношению к отпавшему от Бога миру и
человеку. Церковь всегда знала, что государство было, есть и будет до тех
пор, пока существует этот самый мир и этот до конца не преобразовавшийся
человек.
С церковной точки зрения воля Божья возвещается только через Церковь, и
только лишь Церкви она может быть явлена в полной мере. Поэтому с самого
начала ещё Ветхозаветная Церковь резко проводила грань между собой и всеми
существовавшими тогда, до прихода Спасителя, формами государственности, в
которых на самом то деле утверждалась воля человеческая или даже воля
дьявольская.
Приход в мир Спасителя позволил Церкви более конкретно,но достаточно
сдержанно оформить своё отношение к государству.
Отношение церкви и государства выражается через лаконичные
определения : Церковь-это царство не от мира сего, в то время как
государство исключительно от мира сего, и Богу богово, кесарю кесарево.
Христиане были гонимы, были мучимы и убиваемы, но вместе с тем они
продолжали исполнять свои общественные обязанности. История Церкви знает
многих святых мучеников, погибших в этих гонениях, которые занимали весьма
высокое положение в Римском обществе и которые весьма добросовестно
исполняли свои государственные обязанности. И вместе с тем христиане,
оставляли для себя одно очень важное право- не поклоняться императорам
римского государства как высшей ценности в этом мире. Они молились за
императора, они служили императору, но никогда , даже под угрозой смерти
.не поклонялись императору, ибо государство, воплощенное в лице императора,
представлялось для них ценностью преходящей, временной, которую можно было
учитывать в своей деятельности и которую нужно было учитывать, но которую
нельзя было обожествлять. Церковь никогда не ставила на один уровень с ней
самой,Церковью как Богочеловеческим установлением, языческую
государственность, даже принявшую на себя атрибуты христианства.
Вместе с тем в Византии сложилась удивительная традиция. Она
сложилась не сразу, лишь к концу Iтысячелетия, всех государей стали
миропомазывать на царскую власть. Это было церковное таинство, которое
предполагало, что всякий государь, вступающий на престол, получает не
только благославлениние и молитвенное предстательство Церкви за свою
деятельность, но и получает особую благодатную помощь от Бога для
осуществления своей деятельности.
Вместе с тем Церковь всегда; исходя из реального видения этого
отпавшего от Бога мира, предполагала то, что употреблять силу по отношению
к творящему насилие часто оказывается неизбежным.
В истории достаточно определенно подтверждается русскими церковными
иерархами своё представление о государстве как о сфере профанной, которая
никогда не может быть полностью в глубинах своих сакрализована
Церковью.Однако церковь сосуществовала с государством, продолжая
воспитывать среди подданных Риссийского государства достойных христиан.
Церковь и её отношение к войне.
Проблема войны и мира является актуальной проблемой наших дней. Война
недопустимое средство выяснения отношений между народами. Веками, даже
тысячелетиями формировались представления о международных отношениях,
основанных на применении силы. Раньше среди наиболее распространённых
представлений о международных отношениях бытовала формула Клаудевица:"Война
есть продолжение политики, только другимисредствами''. Анализируя связь
религии с государственной машиной в классовом обществе, К.Маркс показал,
что отличительная черта православия, отождествление гсударства и церкви,
гражданской и церковной жизни. Связь эта была настолько тесной, что
невозможно и сегодня изложить историю страны отдельно от истории церкви. В
основе отношения церкви к войне лежало библейская "теория" происхождения
войн. Библия являлася тем фундаментом. на котором строилась и строится
православное учение о войне и мире. Согласно священному писанию, с одной
стороны, человеку свыше были даны такие мирные заповеди морали,как "не
убий"(Исх. 20, 13); " возлюби ближнего своего, как самого себя" (Мф. 22,
39);" Бог запретил низводить огонь с неба на неприемлющих его"( Лк. 9, 54-
56) и повелел апостолу Петру возвратить меч свой в его место (Мф. 26, 52).
С другой стороны, в Библии содержатся и прямо противоположны советы,
рассказы о массовых убийствах десятков тысяч людей. В Первой Книге Царств
повествуется о том , что бог потребовал от царя Саула начать войну против
народа Амалика:" Так говорит Господь Саваоф:... иди и порази Амалика.."
( 15, 2-8). Во- второй Книге Царств идёт речь о войнах царя Давида, его
жестоких расправах с жителями г. Раввы: " А народ, бывший в нём, он вывел и
положил под пилы, под железные молотилки, под железные топоры и бросил их в
обжигательные печи..." ( 12, 31). В Книге Судей израилевых рассказывается
как плохо вооруженные израильтяне разбили близ горы Фавор ханаанского
полководца Сисару, у которого была сильная армия. Израильтянам помогал
бог,который "...привел в замешательство Сисару и все колесницы его и все
ополчения его..." ( 4, 15 ). Более того, в Библии содержатся так же
рекомендации, как надо воевать, убивать, грабить, разрушать: "... Осади
его(город) ... и когда Господь Бог твой передаст его в руки твои , порази в
нем весь мужской пол остриём меча:..не оставляй в живых не одной души".
(Второзаконие 20, 12-16). Временами Бог личным примером показывает как
надо воевать . В Книге Иисуса Навина рассказывается, как помог Бог
израильтянам завоевать город. Он бросил на их врагов " ... с небес большие
камни..., и они умирали ; больше было тех, которые умерли от камней града ,
нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечом " ( 10, 11). Подобные
ссылки на священный авторитет давали церковникам возможность истолковывать
характер войны так, как было угодно власть имущим. Если война была выгодна
правящему классу, церковь её оправдывала, если война переростала в
освободительную и грозила вылиться в вооружённую борьбу народных масс за
освобождение от классового и национального гнета , церковные деятели
призывали на помощь авторитет Иисуса Христа , говорившего, что " ...
взявшие меч, мечом погибнут." ( Мф. 26, 52 ). И так. мы видем , что пока
церковь была тесно связана с правящими классами в эксплуататорском
обществе, она выступала в вопросах отношения к войне на его стороне . Итак,
война объяснялась наказанием за грехи. Это якобы то крайнее средство, к
которому пришел Бог , чтобы обеспечить торжество добра над злом. Истоки "
Богословия мира , как идеологии, лежат в " теологии мира " " Августино
Блаженного ( 354-430 гг. н.э.), христианского богослова и философа. Мир он
представлял с одной стороны . как универсальное духовно- нравственное
понятие, отожествляя его с богом, а с другой стороны ,как элемент
общественно- политической жизни людей, объявляя мир целью человеческого
общества и задачей государственной деятельности . Его концепция была
положена в основу хритианской теологии мира. Мир , как покой , Августин
противопоставлял войнам , которые считал " величайшем злодеянием ".
Признавая несправедливость войн , он оправдывал " справедливые ", которые
ведутся с целью восстановления мира и наказания его нарушителей. Всё же
войну он считал крайнем средством, применяемым тогда. когда исчерпаны все
мирные средства. Однако Августин допускал что, христианин обязан
участвовать и в несправедливой войне, выполняя свой воинский долг,
ответственность за это несет не он, а его начальство. Согласно " Богословию
мира , мир- это не просто альтернатива в войне , а богоустановленный
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|