рефераты бесплатно

МЕНЮ


Чистая монополия и монопольная власть

быть ниже, чем у монополиста ( Х - неэффективность ).

Последняя имеет место тогда, когда фактические издержки фирмы для любого

объема производства выше, чем минимально возможные. Такая ситуация

создается исключительно по вине самой фирмы.

Монополисту, над которым не довлеют конкуренты, легче попасть в такую

ситуацию, чем конкурентному производителю, который вынужден постоянно

следить за своей внутренней эффективностью. Х - неэффективность тем больше,

чем меньше степень конкуретности отрасли.

Хотя. конечно, монополия не выгодна потребителям, так как отбирает у

них доходы, но бывают отдельные случаи, когда монополия приносит доход не

только себе но и потребителям. Критикуя монополию необходимо учитывать всю

специфику данного рынка.

РЕГУЛИРУЕМАЯ МОНОПОЛИЯ.

Большинство монополий являются естественными и подлежат регуляции со

стороны государства. То есть, коммунальные службы могут некоторым образом

регламентировать цены и тарифы монополии. ( Имеются ввиду отрасли, где

структура издержек предприятия и спрос на товар не позволяют существовать

нескольким фирмам, то есть создание конкурентной отрасли невозможно ).

Максимизирующая прибыли монополиста цена выше, чем его предельные и

средние издержки. Это позволяет монополисту получать большие экономические

прибыли, но ведет к увеличению неравенства в доходах и недоиспользованности

ресурсов.

Если регулирующая комиссия пытается достичь эффективного распределения

ресурсов, ей прийдется установить верхний потолок цен. Максимальная цена,

которую сможет установить монополист, должна быть равна его предельным

издержкам.

Каждая точка на кривой рыночного спроса обозначает некоторую

комбинацию цены и количества. На графике 10. видно, что кривая предельных

издержек пересекает кривую рыночного спроса только в единственной точке R.

Поэтому цена Р - единственная цена, которая равна предельным издержкам. При

установление верхнего потолка цен, Кривой эффективного спроса на продукт

монополиста становится кривая PrRD. Причем кривая спроса становится

совершенно эластичной, поэтому Pr = MR до точки R, в которой установленная

цена становится неэффективной. Монополист будет производить количество

равное Qr, так как при установлении верхнего потолка цен, именно при этом

количестве фирма будет максимизировать свои прибыли, так как при таком

выпуске MR ( Pr ) = MC. Таким образом, регулирующий орган может

добиться имитации в отрасли ситуации совершенной конкуренции. Так как

делая незаконным установление цены, превышающей верхний потолок, он лишает

монополиста ограничивать свой выпуск, тем самым повышая цены на рынке.

Равенство цены и предельных издержек, которое будет достигнуто в

монополизированной отрасли благодаря деятельности регулирующего органа,

указывает на то, что в отрасли будет достигнуто эффективное распределение

ресурсов для этого ресурса или услуги. Цена, при которой возможно

достижения эффективного распределения ресурсов, называется общественно

оптимальной ценой.

Но есть один минус назначения общественно оптимальной цены, а именно

превышение спроса над предложением, то есть появление дефицита.

Установление верхнего ценнового потолка, препятствует фирме назначать

монопольную цену. Она вынуждена принять предельную цену как данное. То есть

монополист становиться ценополучателем. Теперь монополия начинает вести

себя, как если бы она работала на совершенно конкурентном рынке. Она сможет

продавать по предельной цене столько, сколько пожелает. На графике 11.

видно, что выпуск, осуществляемый фирмой, по предельной

( “потолковой” ) цене будет выше, чем это было, когда фирма

устанавливала сама монопольную цену. Однако в результате все равно

появится дефицит, так как спрашиваемое по данной (

“потолковой” ) цене количество ( Qd) превышает то, которое готов

предложить на рынок монополист.

Рисунок 10

цена и

издержки

Pm

Pr

MR

D

0

Qm Qf Qr

выпуск

Рисунок 11

цена и MR

Pm

MR2 = Pr A

B

MR1 D

0

Qm Q2 Qd выпуск

Естественно, со стороны монополии возникает вопрос об издержках после

введения общественно оптимальной цены. Возможна ситуация, когда цена,

которая равняется предельным издержкам, будет так низка, что не сможет

покрыть издержки монополии. Тогда фирма будет нести убытки, что в свою

очередь заставит ее уйти с рынка.

На рисунке 10. видно, что общественно оптимальная цена никогда не

будет превосходить ( находится выше ) АС. Принятие такой цены означает для

монополиста, что в краткосрочном периоде он будет нести убытки, а в

долгосрочном - ему грозит банкротство.

Из данной ситуации для регулирующего органа есть три возможных

выхода:

покрывать издержки монополиста, субсидируя его;

оправдать ценовую дискриминацию со стороны монополиста;

установить другую, более высокую цену.

Как правило, регулирующие органы отступают в некоторой степени от

цели достижения эффективного распределения ресурсов и идут именно по -

третьему пути. Цена, устанавливаемая в таком случае называется ценой,

обеспечивающей справедливую прибыль.

Поскольку валовые издержки включают в себя нормальную прибыль, то

из рисунка 10. видно, что цена, обеспечивающая справедливую прибыль будет

равна Pf, так как кривая спроса пересекает кривую средних издержек только

при такой цене. Соответственно, выпуск при данной цене будет равен Qf .

РЕАКЦИЯ МОНОПОЛИИ НА НАЛОГИ.

Рисунок 12 цена

85

80

70

LRAC’ =

LRMC’

D

MR

0

0 Qm2

Qm1 Qc2 Qc1

Вопрос реакции монополии на обложение ее продукции налогом рассмотрим

на конкретном примере. Пусть существует фирма - монополист, производящая

сигареты. Сделаем следующее предположение, пусть долгосрочные издержки

монополиста остаются неизменными. Таким образом, цены на факторы

производства не зависят от уровня выпуска фирмы.

Рисунок 12. отображает воздействие налогообложения на продукт

монополиста. Пусть монопольная цена составляет 80 центов за пачку.

Долгосрочные предельные и средние издержки составляют 60 центов с одной

пачки сигарет. Теперь пусть вводится налог в десять центов. Тогда

издержки на производство вырастут также на десять центов и составят 70

центов с пачки. Из графика видно, что монопольный выпуск сократится с Qm1

до Qm2 . Цена после введения налога составит 85 центов за одну пачку

сигарет.

Если бы данная фирма работала в совершенно конкурентной отрасли, ее

первоначальный выпуск составлял бы Qc1 . Налог в такой отрасли полностью

отразился бы на цене данного товара и был бы оплачен потребителями. Выпуск

падал до тех пор, пока цена не установилась бы на уровне 70 центов за одну

пачку и составил бы Qc2.

Таким образом, можно сделать вывод, что хотя при конкуренции на рынке

цены всегда ниже, чем в монополизированной отрасли, доля налога,

оплачиваемая потребителями при конкуренции выше, чем, опять же, у

монополиста.

Причина, почему монополист перекладывает на плечи потребителя лишь

часть налога, а не полностью весь, как это делает конкурентная фирма,

заключается в том, что монополист старается приспособить свой выпуск к

приростам своих предельных издержек вдоль кривой предельного дохода, а не

кривой спроса на его продукт. Кривая предельного дохода всегда наклонена

круче, чем кривая спроса на продукт, это обуславливает то, что

увеличение предельных затрат, вызванное введением налога, приводит к

сокращению выпуска, но это сокращение вдвое меньше, чем то, которое было

бы в совершенно конкурентной отрасли. Соответственно, при монополизации

отрасли лишь часть налога отображается в повышении цены после введения

налога на товар фирмы.

РЕАКЦИЯ МОНОПОЛИИ НА СУБСИДИИ.

Для рассмотрения реакции монополии на субсидирование ее государством

воспользуемся тем же примером и теми же предположениями ,что и в предыдущем

случае.

Рисунок 13

цена

70

65

50

LRMC

40

LRMC - 10

центов

MR D

0 Qm1 Qm2

Qc1 Qc2 выпуск

В случае совершенной конкуренции при неизменных LRAC субсидия

полностью отразится в понижении цены. Но в случае чистой монополии этого не

произойдет. Влияние субсидирования монополиста государством показано на

рисунке 13.

Для начала предположим, что текущая монопольная цена составляет 70

центов за одну пачку сигарет. Данной цене соответствует выпуск равный Qm1,

Этот выпуск максимизирует прибыли монополиста, так как при нем MR = LRMC

( LRMC = LRAC = 50 центам ).

Пусть государство дает монополисту субсидию в 10 центов на одну пачку

сигарет. Это снизит долгосрочные предельные и средние издержки

соответственно на те же 10 центов до 40 центов за пачку. тогда монополист

устанавливает новый выпуск, при котором предельный доход равен 40 центам

( Qm2 ). На графике видно, что цена снизится до 65 центов за одну пачку.

Таким образом, только пять центов из субсидии в 10 центов переходит в

понижение цены.

Объяснение данной ситуации аналогично объяснению, приведенному в

случае с введением налога на продукцию монополиста. Предельный доход падает

быстрее, чем снижается цена. По мере снижения субсидией предельных

издержек, монополия приспосабливает свой выпуск к новому равновесию вдоль

кривой своего предельного дохода, а не вдоль кривой рыночного спроса на

продукт, продаваемый монополистом.

Если бы отрасль была совершенно конкурентной рыночная цена ( без

субсидии ) составила бы 50 центов за одну пачку сигарет. Субсидия, уменьшив

долгосрочные средние издержки конкурентной фирмы до 40 центов, увеличила бы

общий выпуск с Qc1 до Qc2. При этом цена на рынке упала бы до 40 центов,

так как рыночная цена при субсидировании конкурентной отрасли падает на

величину, равную величине субсидии. Монополия же менее чувствительна к

субсидированию.

Таким образом, можно сделать вывод:

монополия перекладывает на потребителей только часть налогов и

субсидий, чем это делает конкурентный продавец.

Этот вывод основывается на том, что предельный доход падает быстрее,

чем снижается цена на товар монополиста

ценовая дискриминация.

Монополист получает возможность проводить ценновую дискриминацию

только в том случае, когда потребители не могут перепродать продукт

монополиста. Термин ценовая дискриминация означает тот факт, что монополист

имеет возможность назначать различные цены для разных групп потребителей

на товар одного и того же качества.

Наиболее часто ценовой дискриминацией пользуется фирмы, обеспечивающие

какие - либо коммунальные услуги. Например, цены на коммунальные услуги

для предприятий всегда выше, чем для индивидуального потребителя. Практика

ценовой дискриминации также очень широко распространена в различных

авиакомпаниях, которые назначают совершенно различные цены на один и тот же

рейс разным группам пассажиров.

Для возникновения ценовой дискриминации на рынке необходимо выполнение

двух условий:

Отрасль должна быть монополизирована. У конкурентной фирмы нет

контроля над ценой, поэтому она не может проводить ценовую дискриминацию в

отрасли. Фирма должна полностью контролировать цену на свой товар, чтобы

заниматься ценовой дискриминацией. Монополия начинает заниматься ценовой

дискриминацией, когда с ее помощью она имеет возможность увеличить свои

прибыли.

Нельзя перепродать товар, который производит монополист,

занимающийся ценовой дискриминацией. Если возможно легко перепродать

данный товар и получить за это прибыль, то люди, купившие этот товар по

более низкой цене, смогут преподать его другим, это в долгосрочном аспекте

приведет к тому, что на рынке установиться определенная единая для всех

потребителей цена, то есть монополист уже не сможет контролировать свою

цену и должен будет отказаться от применения ценовой дискриминации на

данный товар.Рисунок 14 Совершенная ценовая дискриминация.

цена

А

Рм

В

C MC

= AC

Pl

E

D

MR

0

Qm Qd выпуск

Рассмотрим пример ценовой дискриминации. Пусть в мире есть только

один врач, который способен выполнить определенную операцию. То есть он

является монополистом на рынке данной операции, любой нуждающийся в ней

человек вынужден идти к нему,

График на рисунке 14. отображает ситуацию на данном рынке.

Сделаем несколько упрощений. Пусть каждый человек может сделать только

одну операцию за всю свою жизнь. В долгосрочном плане предельные и средние

издержки постоянны и равны 40, 000 долларов с одной операции.

Если бы хирург не мог проводить ценовую дискриминацию на рынке

установилась бы цена равная Рм ( 50, 000 $ ) и делалось бы Qm операций в

год ( 20 ). При такой ситуации на рынке этот хирург получал бы 200, 000

долларов экономической прибыли в год.

Очевидно, что данный врач - монополист имеет возможность проводить

политику ценовой дискриминации, так как услугу, которую он предлагает на

рынок перепродать нельзя.

Предположим, что данный врач имеет возможность получить вид кривой

спроса на этом рынке и информацию о финансовых возможностях каждого

отдельного потребителя его услуги. Таким образом, хирург сможет значительно

увеличить свои прибыли, назначая каждому пациенту максимальную цену,

которую тот готов заплатить за эту операцию. Причем безусловно эта

максимальная цена должна превышать предельные издержки на операцию.

Хирург, назначая каждому пациенту свою цену, проводил бы сорок

операций в год. Его прибыль при использовании ценовой дискриминации

равнялась бы площади треугольника АЕРl.

Можно сделать вывод, что максимизирующий прибыль монополист предпочтет

заниматься ценовой дискриминацией, так как это увеличивает его прибыли.

Монополист забирает себе весь выигрыш потребителя от данного товара. Общая

экономическая прибыль равняется сумме всех потребительских выигрышей,

которые были бы получены потребителями при совершенной конкуренции.

Необходимо отметить, что при совершенной ценовой дискриминации

кривая предельного продукта совпадает с кривой спроса на продукт

монополиста. Равновесие достигается в точке Е, в которой максимальная цена,

уплачиваемая последним покупателем, равняется предельным издержкам.

Выпуск становится значительно больше того, который был бы, если бы

монополист не занимался бы ценовой дискриминацией, достигая значения

выпуска на полностью конкурентном рынке при цене равной цене в точке Е,

хотя потребители ( все, кроме последнего ) платят более высокие цены,

нежели те, которые были бы на совершенно конкурентном рынке.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.