рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дети войны

фронтовиков изготовили 18 тыс. конвертов, 2 тыс. носовых платков и 2 тыс.

любовно вышитых кисетов для табака.

В 1944 году ЦК ВЛКСМ объявил Всесоюзный смотр технического творчества

пионеров и школьников. Этот смотр сыграл большую роль в изготовлении

подарков для воинов. В результате руками пионеров и школьников было

изготовлено более миллиона различных изделий значительная часть из которых

была отправлено в качестве подарков в действующую армию. Нетрудно

представить, какую радость они доставляли воинам – фронтовикам.

Когда же развернулось движение за сбор теплых вещей, пионеры и

школьники так же активно приняли участие. Девочки вязали варежки, свитера,

носки, подшлемники, мальчики организовывали в школах мастерские по ремонту

обуви.

Как правило, каждая посылка с подарками школьников воинам –

фронтовикам сопровождались письмом, которое не могло не задеть душу и

сердце бойца или командира. Во многих из них были письма под заголовком

“Мсти за папу!”. Это означало, что мальчик или девочка, которые своими

маленькими ручонками готовили данный подарок воину, уже остались сиротами.

Их папы, защищая Родину и изгоняя фашистов с нашей земли, геройски погибли

и никогда уже не вернутся к ним.

На совещании старшин пионервожатых школ Москвы 13 ноября 1943 года

отмечалось: школьники столицы “написали массу писем на фронт и получили

много интересных ответов. В частности, получили письмо с той стороны

Днепра, которое на школьников произвело сильное впечатление”.

Немало было писем воинам на фронт с предприятий, в которых

рассказывалось, как бывшие школьники работают для фронта. На активе МГК

ВЛКСМ 12 декабря 1942 года начальники отдела кадров одного из заводов,

работающих на оборону рассказал: “Бойцам нашей Красной Армии мы недавно

послали несколько десятков писем. В этих письмах мы написали отцам и

старшим братьям, как работают на заводе их дети, которые в 14-16-летнем

возрасте стали стахановцами, дают 200% выполнения кормы и своим

самостоятельным трудом помогают фронту громить немецких захватчиков. В

письме мы послали фотоснимки ребят, на которых ребячьей рукой оделаны

надписи о выполнении норм и несколько тёплых слов отцу, брату.”[pic]

С огромным волнением писали ребята эти письма и с ещё большим читали

ответы на них. Вот что ответил лейтенант Петров, дочь которого

работает слесарем на заводе. Он пишет, что получил письмо с фотокарточкой

своей дорогой дочурки. До слёз взволновался сам и его товарищи по батарее.

___________

1 Алещенко Н. М. “Во имя победы”. М., 1985 г., с. 152

“Горжусь любимой Шурочкой, которая за 6 месяцев стала знатным человеком

завода…”

Частыми гостями пионеры и школьники, дети из детдомов и детсадов были

в госпиталях. Там они тяжелораненых читали книги, письма, писали письма их

родным и друзьям – фронтовикам, дежурили у их постели, выступали с

концертами. Их серьёзность. Старательность вызывали у раненых не только

волнение, но и уважение и ним.

“До сих пор не могу забыть, когда к нам, раненым, находившимся в

Куйбышевском госпитале, пришли дети первого класса с концертом. Маленькую

девочку, для того чтобы она была видна всем, поставили на табуретку. Она

прочитала стихотворение К. Симонова “Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины”.

Стихотворение она читала так захватывающе, с таким пафосом, что у раненых

появились слёзы на глазах. Несколько раз по их просьбе она повторила его”.

В годы блокады Ленинграда городской Дворец пионеров силами пионеров и

школьников дал 300 концертов в госпиталях и воинских частях. Пионеры

Медведевской школы Бологовского района Калининской области оборудовали

комнату в подшефном госпитале для раненых, сделали для неё 8 скамеек, 6

табуреток, 2 стула, написали лозунги и плакаты, выпускали стенгазету,

читали раненым книги, газеты, сводки Совинформбюро, собирали книги у

населения для библиотек госпиталей. Многие пионеры и школьники

деньги, заработанные в колхозах и на предприятиях, полученные за сбор

лекарственных растений, сдавали в “фонд раненому воину”. Например, пионеры

и школьники, проживавшие в домах № 8 и 10 по улице Железной г.

Днепропетровска, на эти цели сдали 52 рубля.

Тимуровской движение.

Из Вечернего сообщения Совинформбюро.

“Советские школьники берут на

себя заботу о семьях бойцов,

сражающихся с гитлеровскими

бандами. Учащиеся новосибирской

школы №24 – частые гости в

семьях красногвардейцев, они

ухаживают за детьми, когда матери уходят на роботу, следят за порядком и

чистотой в квартирах, работают на огородах. Под руководством учительницы З.

Н. Моригеровской ученики тульской школы № 18 помогают 60 жёнам

мобилизованных красногвардейцев… Недавно домохозяйки получили записки:

“Если у вас есть дети, то приносите их на улицу Льва Толстого, в дом №47;

за ними будут ухаживать школьники”. Эта З. Н. Моригеровская вместе со

школьниками организовала детский сад, куда жёны мобилизованных могут

приносить своих детей, пока сами уходят на работу. При Саратовском Дворце

школьников создано 14 детских дружин помощи семье красногвардейцев. О

деятельности дружинников с благодарностью отзываются в семьях бойцов,

мобилизованных на войну с фашистскими разбойниками”.

17 июля 1941 г.

Яркой страницей в летопись патриотических движений Великой

Отечественной войны вошло тимуровское движение пионеров и школьников.

Пионеры и школьники многих городов и сёл страны не ограничивались только

поддержкой начинаний своих родителей в оказании помощи, раненым бойцам и

командирам, но и проявляли собственную инициативу, которая выходила за

рамки существовавших движений. Об этом свидетельствуют многие примеры.

Одним из них являлось шефство над семьями погибших отцов и семьями

фронтовиков. Характерным и типичным примером был отряд Володи Миленькова в

г. Новосибирске, созданный на Рабочей улице, в доме № 92. Он поставил перед

собой задачу оказывать помощь семьям фронтовиков.

“Мы решили, – рассказывал Володя, – позаботься о детишках – дошкольниках,

отцы которых на фронте, а матери работают. Наши ребята – тимуровцы

хорошенько в этом доме убрали двор, садик, посадили там 250 кустов

черёмухи, малины, акации, сирени. Мы ухаживали за нашими деревцами, чтобы

все они быстро принялись. Потом мы разбили несколько цветочных клумб, а

вдоль дорожек посеяли просо. Наш двор превратился в цветущий сад. Хорошо

там стало играть и бегать нашим дошкольникам. Особенно любили они возиться

в песке, который мы для них привезли.

Тимуровка Светлана Жук занималась с малышами. Она придумывала разные

интересные игры, читала им вслух книги и водила на прогулку. Матери были

довольны, что их детишки всегда под присмотром. У каждого тимуровца команды

было своё дело. Дина Бобруйская – была редактором

стенной газеты, Света Семёнова – библиотекарь. Мы сами собрали библиотеку,

в ней было около 80 книг. Юра Кулаков, Валя Легченко

и другие старшие ребята помогали семьям фронтовиков и инвалидам

Отечественной войны подготовить к зиме квартиры”.[pic]

В годы Великой Отечественной войны тимуровским движением были охвачены

сотни тысяч школьников, а к концу её в нём участвовало более 3 млн.

пионеров и школьников.

___________

1 Алещенко Н. М. “Во имя победы”. М., 1985 г., с. 153

Первые дни войны.

Из воспоминаний Аллы Ивановны.

1929 года рождения, жительница города

Новосибирска.

Когда началась война мне было 12 лет.

Семья наша проживала в селе Красном в семи

километрах от границы Ростовской области.

Закончив 1941 году с отличием 5 класс мне

дали путёвку в пионерский лагерь в городе

Пятигорск. Но в поезде мы узнали о начале

войны и были вынуждены вернуться назад.

Фронт приблизился. В сентябре 1941 года

начались бомбёжки. Но мы продолжали учиться.

Во время занятий часто приходилось эвакуироваться из зданий. По дороге

из школы домой часто попадали под пулемётные обстрелы немецких самолётов,

старались прятаться у заборов, в овраге.

В ноябре 1941 года фашистские войска подошли к городу Ростову. В

городе было очень трудно отвезти еду к родственникам в Ростов. В нашем селе

не было радио и мы ещё не знали о приближении немцев к Ростову. Но когда мы

прибыли в город , вышли из поезда, то отчётливо услышали гул зениток.

Началась бомбёжка. На наших глазах погибло много людей. Было страшно.

Это было первое взятие Ростова. Девять дней город держал осаду.

В нашем селе Красном тоже было неспокойно. 16 февраля 1942 года на

село сброшено 16 бомб, они упали на полотно железной дороги, загорелись

бочки с нефтью, всё село было в дыму.

Восемь бомб зарвавшись сразу, а другие оказались замедленного

действия.

Сапёров в селе не было, да и мужики тоже, кроме моего отца. Его не

взяли на фронт по состоянию здоровья. И ему пришлось выносить эти бомбы за

село и отпускать в ров. Когда последняя бомба была опущена в на дно рва,

миношум одной из них сработал. Маленький осколок попал прямо в сердце отцу.

Отца хоронило всё село.

Наша мать осталась с четырьмя детьми. Старшему было 16 лет, а

младшему семь месяцев.

29 июля 1942 году немецкие войска перешли Дон, наши отступали на

Кавказ в горы. Целые сутки шли красноармейцы по селу, поздно ночью прошел

последний патруль. А к обеду 30 августа пошли немецкие машины, мотоциклы, а

затем пешие солдаты.

Было очень страшно. Фашисты разоряли двора. Начался голод.

Шесть месяцев немцы держали Северный Кавказ.

3 февраля 1942 года в село вошла часть советской армии.

* * *

Ведя беседу Аллой Ивановной, я не раз замечала слёзы на глазах

пожилой женщины. Несмотря на то, что прошло уже более 55 лет, боль

осталась.

До си пор очевидцы тех событий хорошо помнят, что они пережили.

(Личная встреча 28.12.2003 г.)

Только на фронт.

[pic]

Из вечернего сообщения Совинформбюро

“В лесу около городка Н., был расположен пионерский лагерь. Вечером пионеры

заметили крутившийся над лесом самолёт. Самолёт скрылся в облаках, а

пионеры вскоре встретили четырёх парашютистов, которые расспрашивали на

ломаном русском языке о дороге в город. Пионеры направили подозрительных

парашютистов по ложной дороге и сообщили о них в кросно - армейскую часть.

Группа красногвардейцев быстро настигла диверсантов. Очередная попытка

пробраться в советский тыл не удалась гитлеровским вредителям.”

4 июля 1941 г.

С первых дней войны повсюду в стране миллионы людей рвались на фронт.

Вчерашние школьники, студенты, молодёжь осаждали военкоматы, они требовали

– не просили! – убеждали, а когда это не помогало, то с искренним чувством

шли на подлог – завышали (года) на год, а то и на два свой возраст.

Война – дело мужчин, но юные граждане сердцем ощущали свою

причастность к происходящему на их родной земле, и они, подлинные патриоты,

не могли остаться в стороне от разыгравшейся на их глазах трагедии.

Они шли буквально на всё, чтобы стать в строй защитников Родины. Кое-

кому это удавалось. И происходило это не только в тех районах, к которым

доползли кровавые языки военного пламени. На фронт убегали мальчики и

девочки из далёких тыловых городов и деревень. Их стремление было

продиктовано (искренним) только одним нескрываемым желанием – вместе с

армией громить ненавистный фашизм. Юные граждане писали: “Направьте нас

туда, где нужны наши руки, наши знания”.[pic]

22 июня от пионеров и школьников города Омска с просьбой послать на

фронт поступило 4 тыс. заявлений, а 29 июня и было уже 9 тысяч.

Миша Траницын, учащийся школы № 13 г. Кирова, в письме на имя

райвоенкомата Кировского района писал: “Прошу меня зачислить в ряды Красной

Армии. Я учусь в школе снайперов, умею метко стрелять. Я уверен, что моя

рука там, на фронте, не обманет меня и все пули пойдут туда, куда требует

их посылать советский народ”.

Огромную ненависть и священное желание мести вызвали у советских

людей известия о зверствах и бесчинствах гитлеровцев на нашей земле. Уже

первые дни войны показали, что гитлеровские захватчики стремятся любой

___________

1 Алещенко Н. М. “Во имя победы”. М., 1985 г., с. 69

ценой осуществить

людоедские планы

фашистского командования.

Вводя “новый порядок”, они

силой насаждали режим

террора и насилия.

Особая политика

проводилась в отношении

образования советских

людей. “Государственный

муж Адольф Гитлер, –

заявлял гауляйтер

Вильгельм Кубе, видит в

управлении народов самую

важную задачу. И оно

начинается

в школе. К этому мы и обратились – онемечивание молодёжи… Начальная

школа должна ставить своей целью обучение учащихся только счёту максимум до

500 и умению расписаться, а так же распространение учению о том, что

подчинение немцам, честность, прилежание и послушание являются божьей

заповедью. Умение читать … не обязательно”.[pic]

Эти планы фашистские мракобесы начали осуществлять на нашей

земле с первых дней нападение. Так, ворвавшись во Львов в ночь на 2 июля

1941 года, гитлеровские фашисты уничтожили 3 тыс. врачей, инженеров,

адвокатов, учителей и др. захватив местечко Езерище Меховского района

Витебской области, 17 июля 1941 года гитлеровцы сожгли школьную и

районную библиотеки, а в разрушенном здании школы, опутав её колючей

проволокой, разместили советских военнопленных. В Сурашком,

Лиозненском, Меховском и Городокском районах фашисты уничтожили 278

школ.

Огромный патриотизм в те дни проявили школьники. Многие

старшеклассники не уходили из военкоматов, пока их просьба не

удовлетворялась. Так, например, когда отец, брат, старшая сестра ушли в

действующую армию, 16-летний Кирилл Осипенко заметил отца на

столичном заводе. Проработав всего несколько дней и увидев, как молодые

рабочие увидят на фронт, он пошёл в военкомат и попал заявление.

___________

1 Алещенко Н. М. “Во имя победы”. М., 1985 г., с. 70

В нём он писал: “Товарищи по заводу сообщали, что производится отбор

комсомольцев для отправки на фронт. Отец, брат и сестра мои на фронте,

и хотя мне всего 17 лет (ему было 16), но я в комсомоле уже состою второй

год и не хочу отстать от своих товарищей, которые воюют на фронте.

Хочу вместе с братом, отцом и сестрой громить фашистов”.[pic]

Большую работу в дни проведения мобилизации проводили пионеры и

учащиеся старших классов школ. Они помогали военкоматам выписывать и

разносить мобилизационные повестки военнообязанным. Например, в

разноске и вручении повесток военнообязанным в Ленинграде участвовало 16

тыс. школьников.

24 июня СНК СССР издал постановление “Об охране предприятий и

учреждений и создании истребительных батальонов”. Это были первые народные

формирования в основном из коммунистов и комсомольцев. На второй день после

объявления постановления в Сталинский райком комсомола Москвы пришёл

секретарь комитета комсомола завода электровакуумных приборов Е. И. Левитин

с 56 юношами и девушками с просьбой зачислить их в истребительный батальон.

Среди присутствовавших было немало школьников, которым ещё и по 15 лет не

исполнилось. Секретарь райкома предложил оставить только взрослых. В ответ

раздались голоса недовольных. Их мнение и настойчивое требование выразила

Галина Ануфриева: “Сейчас, когда гитлеровские разбойники рвутся в глубь

страны, издеваются над нашими людьми, мы не можем безучастно смотреть на

это. Если нам не разрешают уйти на фронт, нам никто не может запретить

воевать с фашистами в тылу”. Г. Ануфриеву поддержала Маша Гордеева: “Мне 14

лет, но я хорошо владею винтовкой, об этом говорит мой значок

“Ворошиловский стрелок”. В школе я хорошо изучила санитарское дело и если

потребуется, смогу оказать помощь раненым”.[pic] Из прибывших 49 были

зачислены в истребительный батальон.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.