рефераты бесплатно

МЕНЮ


Экономическая политика государства по отношению к малому бизнесу в России. Реферат.

и средних городов России широко обсуждался комплекс вопросов, связанных с

их современным состоянием. Многие из малых городов в ходе экономических

реформ оказались в тяжелом состоянии. Являясь важным звеном

народно-хозяйственного комплекса страны, они объективно нуждаются в

государственной поддержке для своего возрождения и развития. Большую роль

в процессе их выживания и подъема играет развитие в них малого и среднего

предпринимательства, которое тоже требует государственной поддержки, но в

большей мере опирается на инициативу и энергию людей.

Развитие малого бизнеса создает для малых и средних городов собственные

источники пополнения доходов из бюджетов. При такой структуре доходов

местные бюджеты более стабильны, так как меньше зависят от конъюнктурных

условий работы крупных предприятий. Так, в 2001 году из-за значительного

падения цен на мировых рынках на никель и платину бюджет Норильска

недобрал значительную часть своих доходов, что серьезно осложнило решение

многих социально-экономических вопросов.

Этот бизнес гораздо более управляем со стороны местной администрации. Его

разумная финансовая материальная и информационная поддержка (сочетаемая с

четкими требованиями налоговой и инвестиционной отдачи) должна стать

важным направлением реализации муниципальной промышленной политики. После

бурного роста числа малых предприятий в первой половине 1990-х гг. этот

процесс затормозился, а после финансового кризиса1998г., по оценкам

Госкомстата, их число стало сокращаться в целом по России (в малых и

средних городах сокращение пошло еще быстрее).

По количеству действующих в регионе малых предприятий можно судить о

качестве работы региональных органов власти и их усилиях, направленных на

развитие рынка и создание предпринимательского климата. Наиболее крупный

регион России, где сосредоточена четверть всех малых предприятий, - Москва

с 176,1 тыс. предприятиями. Далее следуют: Санкт-Петербург - 108,7,

Московская область - 44,1, Свердловская область - 31,9, Самарская область

- 26,9, Ростовская область - 25,5 тыс. и т.д.

Правительство Москвы уделяет определенное внимание развитию малых

предприятий. Для этого в составе правительства Москвы созданы департамент

развития и поддержки малого предпринимательства, функционирует Московский

фонд поддержки малого предпринимательства. Содействуют развитию малого

бизнеса в Москве Московская торгово-промышленная палата, Московская

лизинговая компания, Московское агентство развития предпринимательства и

др. При мэре Москвы существует общественно-экспертный совет по малому

предпринимательству.

Следует отметить, что Москва пытается создать свои, специфические условия

для развития малого предпринимательства. Принят и действует закон г.

Москвы «Об основах малого предпринимательства в г. Москве». В соответствии

с этим законом в столице действуют свои правила создания, регистрации,

лицензирования и налогообложения субъектов малого предпринимательства, что

способствует развитию малых предприятий.

Несмотря на такое большое внимание к вопросам развития малого

предпринимательства, малые предприятия в столице сталкиваются с теми же

проблемами, что существуют в стране в целом.

В их числе:

* несовершенная система налогообложения;

* отсутствие надежных правовых гарантий, явная противоречивость

отдельных нормативно-правовых актов;

* финансовые трудности в получении банковского кредита для открытия

предприятий, их функционирования;

* неравноправность в доступе к различным материальным ресурсам, их

дороговизна;

* сложности с арендой и приобретением помещений, их высокая, нередко

недоступная цена;

* низкая культура взаимодействия государственных служб в работе с

предпринимателями;

* продолжающиеся криминальные угрозы.

Аренда.

Одним из значительных направлений поддержки малого бизнеса является

имущественная помощь в приобретении или аренде производственных площадей,

находящихся в государственной собственности. Миллионам предпринимателей

нужны помещения для работы, которые они арендуют у государства или крупных

предприятий. Только в Москве, например, требуется дополнительно несколько

миллионов квадратных метров офисных и производственных площадей. Одним из

путей решения этой проблемы московские власти считают создание так

называемых «технозон»: город будет бесплатно выделять землю, а

предприниматели строить на них помещения или реконструировать существующие

постройки. Имеется также широкий спектр возможностей для поддержки малого

предпринимательства, заложенный в Концепции управления государственным

имуществом и приватизации в Российской Федерации и ежегодных программах

Минимущества России. Соответствующими программами предусматривается

предоставление в аренду малым предприятиям неиспользуемых или неэффективно

используемых производственных помещений и оборудования, находящихся в

государственной собственности.

Система налогообложения малого бизнеса.

Малый бизнес в рыночной экономике - это стабильная налогооблагаемая база.

Большая часть собираемых во всех странах мира налогов приходится именно на

субъекты малого предпринимательства, которые достаточно крепко стоят на

ногах. При этом идет непрерывный процесс: тысячи новых предприятий входят

в бизнес на смену тысячам, становящимся банкротами. Это естественно. Малые

предприятия, как правило, являются многопрофильными, они вынуждены гибко

изменять свою деятельность в силу неустойчивости рынка и нестабильности

нормативно-правовой базы.

Одной из важных задач законодательной и исполнительной власти России

является снижение налогообложения малого бизнеса. Мировая практика

убедительно доказала целесообразность введение специальных налоговых

режимов для малых и средних предприятий. Их широко используют такие

страны, как Великобритания, Франция, Испания, Голландия, Швеция, США.

Высокая налоговая нагрузка лишает малые предприятия возможности

своевременно формировать необходимые запасы оборотных средств, отвлекая

значительную часть на покрытие налоговых обязательств. Поэтому снижение

налогового бремени, упрощение процедур налогообложения являются

приоритетными направлениями налоговой политики в части улучшения

деятельности малых предприятий.

В России действуют три системы налогообложения малых предприятий:

1. Общеустановленная система, при которой малые предприятия уплачивают

НДС, акцизы, налог на прибыль, налог на имущество и др.

2. Упрощенная система налогообложения в форме единого дохода на доход.

3. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Сущность упрощенной системы налогообложения.

Упрощенная система существует как альтернатива общепринятой системе

налогообложения, отличающейся большим количеством налогов и сложностью их

расчета. Каждый современный бизнесмен или предприниматель знаком с

противоречивостью и запутанностью налогового законодательства,

устанавливающего многообразие видов налогов и сборов, имеющих различные

алгоритмы их расчета и уплаты. Очевидно, что одной из целей, преследуемых

законодателем, было упрощение процесса исчисления налогов для организаций

малого бизнеса.

Федеральным законом «Об упрощенной системе налогообложения…» определены

правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения,

учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - юридических

лиц (предприятий и организаций) и физических лиц, осуществляющих

предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Сущность упрощенной системы налогообложения заключается в том, что уплата

ряда налогов налогоплательщиками, перешедшими на упрощенную систему

налогообложения, заменяется уплатой единого налога, исчисляемого в

порядке, установленном Налоговым Кодексом РФ.

Вместо того чтобы производить расчет пяти наиболее распространенных (и

наиболее значительных по величине) на сегодняшний день налогов, бухгалтеру

или индивидуальному предпринимателю необходимо будет рассчитать только

один налог.

Обязать налогоплательщика применять упрощенную систему налоговое

законодательство на сегодняшний день не может. Поэтому переход к

упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму

налогообложения осуществляется организациями или индивидуальными

предприятиями добровольно в порядке, предусмотренном законом.

В соответствии с действующим законодательством существуют условия и

порядок перехода организаций на упрощенную систему налогообложения. Право

перехода на упрощенную систему налогообложения или возврата к принятой

ранее системе предоставляется всем субъектам малого предпринимательства.

Однако существует перечень предприятий и организаций, которые в

соответствии с действующим законодательством не могут перейти на

упрощенную систему налогообложения. К таким предприятиям относятся:

1. предприятия, занятые производством подакцизной продукции;

2. предприятия созданные на базе ликвидированных подразделений

действующих предприятий;

3. кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды,

профессиональные участники рынка ценных бумаг;

4. предприятия игорного и развлекательного бизнеса;

5. субъекты других категорий, для которых Министерством финансов РФ

установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности.

При этом переход не разрешается, если эти виды деятельности являются

частью общей деятельности и формируют даже небольшую долю дохода в общем

объеме выручки.

Условия перехода на упрощенную систему налогообложения.

В нашей стране в соответствии с нормативными актами существуют два условия

перехода на упрощенную систему:

Первое условие сводится к тому, что среднесписочная численность работников

организации, в том числе работающих по договорам гражданско-правового

характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а

также работников филиалов и подразделений не должна превышать 15 человек.

В случае превышения этой численности плательщики переходят на общепринятую

систему налогообложения начиная с квартала, следующего за кварталом, в

котором должен был представлен отчет.

Вторым условием является то, что в течение года, предшествующего кварталу,

в котором произошла подача заявления субъекта малого предпринимательства

на право применения упрощенной системы налогообложения, совокупный размер

валовой выручки данного налогоплательщика, полученной от реализации

продукции, имущества и внереализационных доходов, не должен превышать

определенной суммы. Размер выручки берется на первый день квартала, в

котором подано заявление.

Вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный

предприниматель считаются субъектами упрощенной системы налогообложения,

учета и отчетности с того квартала, в котором произошла их официальная

регистрация. При превышении установленной предельной численности

работающих налогоплательщики переходят на принятую ранее систему

налогообложения. Отказ от применения упрощенной системы налогообложения,

учета и отчетности и обратный переход к принятой ранее системе

налогообложения, учета и отчетности могут осуществляться субъектами малого

предпринимательства с начала очередного календарного года при условии

подачи соответствующего заявления в налоговый орган в срок не позднее, чем

за 15 дней до завершения календарного года.

Объекты упрощенного налогообложения.

Объектом обложения единым налогом организаций при упрощенной системе

налогообложения, учета, и отчетности является совокупный доход, полученный

за отчетный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчетный

период. Выбор объекта налогообложения осуществляется органом

государственной власти субъекта Российской Федерации.

Совокупный доход определяется как разница между валовой выручкой и

расходами, принимаемыми для расчета базы налогообложения. При подсчете

совокупного дохода учитываются следующие расходы:

* стоимость использованных в процессе производства товаров сырья,

материалов, комплектующих изделий, приоритетных товаров, топлива;

* эксплуатационные расходы;

* затраты на текущий ремонт;

* затраты на аренду помещений, используемых для производственной и

коммерческой деятельности;

* затраты на аренду транспортных средств;

* расходы на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами

банков;

* стоимость оказанных услуг;

* сумма НДС, уплаченная поставщикам.

Стоимость материальных ресурсов формируется исходя из цен их приобретения

без учета НДС, наценок, комиссионных вознаграждений, уплачиваемых

снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных

бирж, таможенных пошлин, платы за транспортировку, хранение и доставку,

осуществляемые сторонними организациями. Причем эта стоимость принимается

для исчисления единого налога, если только она фактически оплачена.

Валовая выручка складывается из сумм, полученных от реализации товаров,

продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и

внереализационных доходов.

Определены следующие ставки единого налога для малых предприятий,

перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в

зависимости от объекта налогообложения:

+------------------------------------------------------------------------+

| Объект налогообложения | Федеральный бюджет | Бюджеты субъектов РФ |

|------------------------+--------------------+--------------------------|

| Совокупный доход | 10% от совокупного | Не более 20% от |

| | дохода | совокупного дохода |

|------------------------+--------------------+--------------------------|

| Валовая выручка | 3,33% от суммы | Не более 6,67% от суммы |

| | валовой выручки | валовой выручки |

+------------------------------------------------------------------------+

Эффективность налога в регионах РФ.

Практика показала, что эффективность действия единого налога в основном

зависит от государственных органов власти субъектов Федерации. Так в ряде

регионов введение единого налога показало свою эффективность и

способствовало увеличению налоговых поступлений в региональные бюджеты. В

других областях региональное законодательство, используя единый налог,

создало лишь проблемы. При этом одной из основных причин является, по

мнению предпринимателей, экономическая необоснованность размера налога.

Сегодня налоговая система России не в полной мере способствует развитию

малого предпринимательства - неотъемлемой части рыночных преобразований в

России, хотя именно малые предприятия способны наладить производство

импортозаменяющей продукции, создать новые рабочие места и обеспечить

приток «живых» денег в бюджеты всех уровней. Малый бизнес - ведущий сектор

в рыночной экономике, определяющей темпы экономического роста, структуру и

качество валового национального продукта.

Заключение.

Любому малому предприятию нужна государственная поддержка как при его

создании, так и для развития. Осуществляемая в России система

государственной поддержки малого предпринимательства недостаточно

эффективна. Ее необходимо развивать и совершенствовать.

Во многих промышленно развитых странах успешно оказывается государственная

поддержка малому бизнесу. Для успешного развития отечественного малого

бизнеса необходимо использовать все полезное из опыта этих стран. Вопросы

всесторонней поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации -

самостоятельное системное направление социально-экономической политики

государства. Оно строится на принципе создания наиболее благоприятных

условий для его развития, особенно в тех направлениях деятельности,

которые дают максимальный социально-экономический эффект. Важно понимать,

что решение проблем малого предпринимательства в России может быть найдено

главным образом на путях государственной и общественной поддержки.

Список использованной литературы

1. Малый бизнес. Р. Брюк, Е. Калинкин, Ж. Виане, Д. Десхулместер. -М.:

ЗАО «Изд-во ”Экономика”», 2001.

2. Малые предприятия: организация, экономика, учет, налоги. Под ред. В.Я.

Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. Учебное пособие для вузов. - М.:

ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

3. О государственной поддержке малого бизнеса в России. О. Оганян.

«Экономист» №8. 2002.

4. Малый бизнес: новая система налогообложения в 2003 году. М.А.

Пархачева, Е.В. Корнетова. - СПб.: Питер, 2003.

5. Федеральный закон «О государственной поддержке малого

предпринимательства в Российской Федерации». - 3-е изд., - М.:

Издательство «Ось-89», 2004.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.