Экономические преобразования в Италии после второй мировой войны
начала 1952 г. Италии было предоставлено по «плану Маршалла» для закупки
оборудования за границей 154 млн. долл., из которых почти половину (70 млн.
долл.) получили 6 компаний – «Фиат», «Эдисон», «Монтекатини», «Фальк»,
«Сме», «Саде».
Мелким и средним компаниям недоступен также внутренний денежный рынок.
Из 600 млрд. лир, собранных с 1948 по 1952 г. путем выпуска акций и
облигаций, 29 млрд. лир получены концерном «Монтекатини», 23 млрд. –
«Фиат», 9 млрд. – «Пинелли», 45 млрд. лир – концерном «Эдисон».»[3]
Итальянские монополии используют государственный аппарат и с целью
проведения нужной им внешнеторговой политики.
В течение последних лет монополии стремились восстановить утраченные
во время второй мировой войны позиции на мировом рынке. Это в значительной
степени и определило направление внешнеторговой политики Италии, задачей
которой стало обеспечение монополий внешними рынками.
В 1955-1958 гг. усилилось проникновение итальянских промышленных
товаров на рынки Латинской Америки, Ближнего Востока и ряда других районов.
В результате увеличился внешнеторговый оборот Италии.
В целях усиления проникновения монополий на внешние рынки,
правительство расширяет государственное страхование экспортных кредитов и
связанное с ним среднесрочное кредитование экспорта. Вплоть до 1959 г.
экспортерам предоставлялось право страховать 70% экспортных кредитов, а с
1959 г.-до85%. С 1954 до 1959 г. государство страховало экспортные кредиты
на сумму около 500 млрд. лир. Риск от возможных потерь монополисты
перекладывают через государство на широкие массы налогоплательщиков.
Поддержка монополистам в области внешней торговли предоставляется
также путем возврата части налогов Мероприятия Министерства внешней
торговли по усилению итальянского проникновения на внешние рынки дали
возможность крупным итальянским монополиям в условиях острой конкуренции
расширить за последние годы экспортную экспансию и заключить ряд контрактов
на строительство заводов, дорог и поставку различного вида оборудования.
В Италии характерным примером попытки «разрешения » экономических
проблем путем государственного регулирования капиталистического хозяйства
является широко разрекламированный в прессе так называемый «план» или
«схема» бывшего министра бюджета Ванони.
«Схема увеличения занятости и национального дохода в Италии»,
известная под названием «плана Ванони», рассчитана на десятилетие 1955-1964
гг. «План Ванони» намечает пути развития экономики и регулирования
отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства и предусматривает
крупные капиталовложения в экономику страны с целью ежегодного увеличения
национального дохода на 5%. Этот «план» предусматривает также увеличение
промышленного и сельскохозяйственного производства, расширение внешней
торговли и на этой базе ликвидацию безработицыгов и таможенных пошлин.
При рассмотрении путей осуществления этого «плана » становится
очевидным, что он представляет серию гипотез, оторванных от
действительности . Для расширения объема производства необходимы
капиталовложения , которые должны делать отдельные капиталисты, что не
может быть «запланировано» никакими «планами » в условиях капитализма. Сами
авторы «плана Ванони» вынуждены признать, что , «если даже нам удастся
создать средства , которые вначале окажутся достаточными для выполнения
программы, все же при экономике свободного рынка не приходится ожидать ,
что все конечные результаты будут получены».И первый же год действия
«плана Ванони» подтвердил, что эти результаты не будут получены. Хотя объем
производства в 1955 г. увеличился, все же двухмиллионная армия безработных
не уменьшилась, несмотря на то, что 200 тыс. челок эмигрировали в другие
страны.
Не удалось также и блокирование заработной платы, которое должно было
привести к значительному снижению заработной платы в условиях постоянного
роста цен и стоимости платных услуг.
Вопреки всем предначертаниям «плана Ванони» усилились диспропорции в
развитии отраслей первого и второго подразделений . Не оправдались также
прогнозы развития южных районов страны. Большие надежды возлагались «планом
Ванони» на инвестиции из государственного бюджета. Однако государственные
расходы с каждым годом становились все более непроизводительными.
Таким образом , первые же годы действия «плана Ванони» показали его
несостоятельность. «План» остался на бумаге, а развитие экономики
характеризовалось дальнейшим обострением капиталистических противоречий.
Государственное регулирование капиталистической экономики не имеет
ничего общего с планированием и не только не устраняет , но усугубляет все
противоречия капитализма. Буржуазное государство не может вести планового
хозяйства, ибо отдельные отрасли хозяйства и предприятия находится в
частной собственности монополий. И поэтому государственное регулирование
экономики Италии , как и экономики других капиталистических стан, не
устраняет капиталистическую конкуренцию, а наоборот, ведет к усилению
анархии производства и конкурентной борьбы между отдельными монополиями и
группами монополий.
1.3. Решение проблемы отсталости южных районов.
Одной из характерных особенностей развития Италии являются резкие
территориальные различия в хозяйственной, социальной и политической жизни
между развитыми и отсталыми южными районами.
Существование слаборазвитых районов свойственны многим
капиталистическим странам. Однако в силу ряда причин проблема региональных
диспропорций в Италии значительно серьезнее , чем в других
капиталистических странах.
Следует отметить ,что все послевоенные годы между Севером и Югом
сохранялись значительные различия в уровне дохода на душу населения.
В конце 70-х годов этот показатель в Южной Италии был на 43,4% ниже,
чем в Северной(в начале 50-х годов разница составляла 50%).
Роль и место Юга в национальной экономике в послевоенный период
нельзя определить однозначно. Преобладание сельского хозяйства в экономике
Юга ,сохранение в нем даже после аграрной реформы 1950 г. феодальных
пережитков, низкий уровень производительности труда во всех сферах
хозяйства, социальная и культурная отсталость населения создавали серьезные
препятствия для органического включения южных районов в систему
капиталистических отношений, сужали внутренний рынок.
В некоторых отношениях социально-экономическая отсталость Юга,
обусловившая наличие огромной армии свободных рук, в течение длительного
времени являлась одним из решающих факторов ,позволивших Италии к концу 50-
х годов, период так называемого экономического чуда, достичь небывало
высоких в истории страны темпов экономического роста. Постоянный приток
дешевой рабочей силы ,главным образом из южных районов , давал возможность
итальянским предпринимателям с успехом конкурировать на международных
рынках . Кроме того , переводы от эмигрантов, выехавших с Юга, служили
одним из основных источников валютных поступлений в Италию
Они использовались для покрытия дефицита платежного баланса и сыграли
немаловажную роль в укреплении экономики после войны.
Началом более или менее широкой и последовательной государственной
политики в отношении южных районов можно считать 1950 г., когда была
создана Касса Юга- государственный фонд долговременного, специального и
чрезвычайного финансирования развития этих районов. С 1950 г. значительная
часть государственных инвестиций в Южную Италию идет через эту
организацию. Собственно говоря , в послевоенные годы именно Касса Юга
,система государственных участий, кредитные учреждения лежали в основе всей
деятельности правительства, пытавшегося приспособить эти инструменты своей
политики в отсталых районах к изменениям в развитии экономики всей страны.
Значительные инвестиции направлялись в развитие сельского хозяйства и
инфраструктуры, а с конца указанного десятилетия увеличились
капиталовложения в промышленность. Однако еще в середине 50-х годов ряд
буржуазных экономистов и политических деятелей начали отдавать себе отчет в
несостоятельности концепции “автономного развития” южных районов. В 1956 г.
появился “план Ванони”, который поставил в качестве одного из важнейших
условий ускорения развития экономики Юга включение ее в общую экономическую
систему Италии.
Было разработано несколько программ ,и в каждой из них проблеме Юга
отводилось одно из центральных мест. Три программы получили названия по
именам своих создателей : “план Сарачено”, “план Джолитти” и “план
Пьераччини”. Затем “левым центром” было представлено еще два документа: в
апреле 1969Г.-“проект 80”- предварительный доклад к национальной
экономической программе; в январе 1970 г.- проект второй национальной
программы развития на 1971-1975гг. В них была сделана попытка
проанализировать экономическое и социальное развитие страны в 60-х годах и
определить основные тенденции развития на 70-е годы.
Из всех перечисленных документов только один –первая национальная
программа развития экономики на 1960-1970 гг. ( “план Пьераччини”)- был
утвержден правительством. По мнению авторов этой программы, проблема Юга
могла быть решена за счет территориального перераспределения
производственных мощностей. В указанные годы предполагалось направить на
развитие Юга 40% всех капиталовложений ,что должно было привести к росту
производительности труда и сокращению разрыва между Севером и Югом по этому
показателю.» Кроме того, предполагалось создать на Юге не менее 590 тыс.
новых рабочих мест в несельскохозяйственном секторе ( в целом по Италии-
1400 тыс.). Ни та ,ни другая цель достигнуты не были. По уровню
производительности труда разрыв не только сократился , но даже увеличился.
Что касается занятости ,то вместо общего ее увеличения на 240 тыс. она
сократилась на Юге на 144 тыс., а в несельскохозяйственных отраслях
выросла в 2 раза меньше, чем предполагалось.»[4]
70-е годы в Италии были насыщены многообразными и порой драматическими
событиями: экономические и социально-политические кризисы , бесконечная
смена правительств ,волна терроризма -вот некоторые из них. Однако
указанное десятилетие не внесло практически ничего нового в методы
,используемые правительством для решения проблемы Юга. Так же как и в
предыдущие 20 лет , государственная деятельность в южных районах
осуществлялась в первую очередь через Кассу Юга ,предприятия со смешанным
участием и кредитные учреждения.
Естественно, что трудности экономического положения в стране сказались
на постановке проблемы Юга. Во-первых ,кризис ставил перед правительством
задачу проведения срочных мер по улучшению экономического положения
страны. Это объективно приводило к тому , что проблема Юга ,для решения
которой краткосрочные меры не годились, оказывалась отодвинутой на второй
план.
Во- вторых , в после кризисный период в какой-то мере ослабел нажим
трудящихся на правительство. На первый план выдвинулись вопросы заработной
платы и сохранения рабочих мест.
Основная роль развития Юга по-прежнему принадлежала Кассе. Учитывая
опыт двух с половиной предшествующих десятилетий, а также уроки кризиса
1974-1975 гг., руководство Кассы попыталось теснее увязать отдельные
направления ее деятельности. В качестве одной из основных задач в программе
указывалось увеличение занятости .С каждым годом эта проблема делается в
Италии все более острой. Население почти полностью(на 90%) увеличивается за
счет Юга.
Но финансовые трудности не позволяют увеличивать численность занятых в
государственных административных органах , а ведь в прошлом именно
государственный аппарат обеспечивал немногим менее половины прироста
занятости во всей сфере услуг.
Что касается промышленности , то медленный прирост занятости в отрасли
объясняется просто. Львиная доля промышленных капиталовложений на Юге идет
в металлургическую, химическую и нефтеперерабатывающую промышленность,
т.е. капиталоемкие отрасли . Для создания одного рабочего места в них
требуется 100-200 млн. лир, тогда как во многих других отраслях, в том
числе в машиностроении и электронике,-10-20 млн. лир. Очевидно , что нельзя
отрицать необходимость научно-технического прогресса и призывать к
строительству мелких предприятий с отсталой технологией. Однако и среди
современных отраслей промышленности можно выбрать такие, развитие которых
на Юге потребует большого числа рабочих рук (электроника, электронное
машиностроение, самолетостроение, фармацевтика и т.д. ). В этой связи
встает задача сделать действенным тот комплекс мер, который мог бы
гарантировать расширение спроса на рабочую силу на Юге.
Кроме того, новая программа действий Кассы Юга предусматривала
ускоренное развитие в южных районах экспортных отраслей, а также
преодоление диспропорций в развитии самих этих районов. Это может быть
достигнуто за счет увеличения интенсивности сельского хозяйства на Юге
путем укрепления его связи с отраслями, перерабатывающими
сельскохозяйственную продукцию, и за счет развития “новых отраслей”.
Важным нововведением был принцип постоянной координации всех типов
вмешательства в развитие Юга -чрезвычайного и нечрезвычайного ( предприятия
со смешанным участием), а также согласование деятельности и местных
правительств на основе годовых программ.
Хотя экономическое развитие Италии после кризиса 1974-1975 гг. было
весьма неравномерным , антикризисные мероприятия и возобновление
промышленного роста привели к некоторому улучшению общего экономического
положения в стране. Это позволило вернуться к вопросу о разработке
программы развития экономики Италии. Летом 1978 г. министр казначейства Ф.
М. Пандольфи представил на рассмотрение общественности трехлетний план на
1979-1981 гг.
«В “плане Пандольфи ”поставлены три основные задачи:
1. постепенное понижение уровня инфляции и доведение его к 1981 г. до 8%
( т.е. до среднего уровня страны ЕЭС);
2. увеличение темпов экономического роста с 2% в 1978 г. до 4,5% в 1979
г. и 4% в последующие два года;»[5]
3. достижение равновесия платежного баланса.
Центральным и наиболее важным моментом в плане “плане Пандольфи” был
поиск рационального использования инвестиций для обеспечения роста
занятости и радикального решения проблемы Юга. Как и в предыдущих
программах, главным инструментом вмешательства в развитие Юга оставалась
Касса. Общая сумма ее затрат должна была составить на 1979-1981 гг. 12375
млрд. лир.
Однако ,несмотря на то что все политические силы страны одобрили общие
принципы трехлетнего плана , вследствие затянувшегося политического кризиса
он был положен под сукно.
Подводя итог сказанному , отметим, что в послевоенные годы итальянское
правительство вложило в развитие южных районов огромные средства. Это
способствовало определенному подъему экономики, но далеко не в тех
масштабах , на которые рассчитывали буржуазные экономисты и государственные
деятели. Безусловно , сегодня южная Италия уже не та, что 20 или 30 лет
назад. Здесь развивается тяжелая индустрия , выросла численность рабочего
класса и, что особенно важно , сформировались его передовые отряды в
ключевых отраслях промышленности, прежде всего в металлургии и
машиностроении. Но государственное вмешательство усилило неоднородность
социальной и экономической структуры Юга. В целом Юг по сей день остается
регионом . где с особой остротой проявляются все присущие итальянскому
капитализму противоречия.
Глава3. Динамика развития промышленности в послевоенные годы.
В послевоенный период в мировом капиталистическом хозяйстве начался новый
экономический цикл. На его движение большое влияние оказала война с ее
огромными материальными разрушениями. Необходимость восстановить эти
разрушения , обновить сильно изношенный и устаревший во время войны
основной капитал породил огромный спрос на капитальное оборудование и
обусловили длительность фазы подъема послевоенного цикла. В Италии
необходимость обновления основного капитала была более насущной , чем в
других странах , так как перед войной он обновлялся очень слабо, а во время
войны подвергался значительному разрушению и огромному износу. Однако в
первые годы после окончания войны в Италии имело место простое
восстановление разрушенного оборудования. Рассчитывая на сохранение
длительного депрессивного состояния мирового капиталистического рынка,
итальянские монополии не считали нужным идти на большие капитальные
затраты, связанные с серьезным обновлением основного капитала. Однако
трудности сбыта, возросшие в связи с усилением конкурентной борьбы на
мировом рынке, происшедшее в условиях технического застоя крайнее
обострения ряда социально-экономических противоречий побудили итальянские
монополии проявить большую активность в области развития техники и методов
организации производства. Этому способствовал также «план Маршалла»,
обеспечивший поступление огромных финансовых средств в сейфе монополий.
За период с 1952 по 1956 год валовые капиталовложения в
промышленность возросли на 13%; доля этих вложений в общей сумме валовых
Страницы: 1, 2, 3
|