Федерация Независимых Профсоюзов России
Принят Государственной Думой 11 апреля 1997 года
Одобрен Советом Федерации 14 мая 1997 года
Согласно данному федеральному конституционному закону на Правительство
Российской Федерации в области социальной сферы возлагаются следующие
полномочия:
1. обеспечение проведения единой государственной социальной
политики, реализации конституционных прав граждан в области
социального обеспечения, способствование развитию социального
обеспечения и благотворительности;
2. принятие мер по реализации трудовых прав граждан;
3. разработка программ сокращения и ликвидации безработицы и
обеспечение реализации этих программ;
4. обеспечение проведения единой государственной миграционной
политики;
5. принятие мер по реализации прав граждан на охрану здоровья, по
обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;
6. содействие решению проблем семьи, материнства, отцовства и
детства, принятие мер по реализации молодежной политики;
7. взаимодействие с общественными объединениями и религиозными
организациями;
8. разработка и осуществление мер по развитию физической культуры,
спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.
Федеральный закон от 27.11.2002 N 156-Ф "Об объединениях
работодателей"
Принят Государственной Думой 30 октября 2002 года
Одобрен Советом Федерации 13 ноября 2002 года
Статьей 2 настоящего закона определяется право работодателей на
создание объединений на добровольной основе без предварительного
разрешения органов государственной власти, местного самоуправления и иных
органов в целях представительства законных интересов и защиты прав своих
членов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними
экономических отношений с профессиональными союзами, органами
государственной власти и местного самоуправления.
При этом, государство содействует реализации права работодателей на
объединение (объединение работодателей - форма некоммерческой
организации, основанная на членстве работодателей) в целях развития
социального партнерства и проведении согласованной политики в сфере
социально–трудовых отношений.
Объединения работодателей могут создаваться по территориальному
(региональному, межрегиональному), отраслевому, межотраслевому,
территориально-отраслевому признакам.
Общероссийское объединение работодателей - объединение, созданное
на добровольной основе общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми),
региональными (межрегиональными) объединениями работодателей и
осуществляющее свою деятельность на территориях более половины субъектов
Российской Федерации.
Деятельность объединений основывается на следующих принципах:
- самостоятельного определения целей, видов и направлений
своей деятельности;
- взаимодействия с профессиональными союзами и органами
государственной власти в сфере социально - трудовых
отношений на основе социального партнерства.
Объединения работодателей осуществляют свою деятельность независимо
от органов государственной власти, местного самоуправления,
профессиональных союзов и их объединений, политических партий и других
общественных организаций.
Члены объединения работодателей имеют равные права на:
o участие в формировании органов управления объединения
работодателей;
o внесение на рассмотрение предложения, касающиеся вопросов
деятельности объединения работодателей, участие в их
рассмотрении, а также в принятии соответствующих решений;
o участие в определении содержания и структуры заключаемых
объединением работодателей соглашений, регулирующих социально
- трудовые отношения и связанные с ними экономические
отношения;
o помощь от объединения в вопросах применения законодательства,
регулирующего трудовые отношения, разработки локальных
нормативных актов, заключения коллективных договоров,
соглашений, а также разрешения индивидуальных и коллективных
трудовых споров;
Количество учредителей объединения работодателей определяется
Законом как «не менее двух». Правоспособность объединения работодателей в
качестве юридического лица возникает с момента его государственной
регистрации.
Учредительными документами объединений работодателей являются
уставы, определяющие наименование, цели и задачи объединения
работодателей, место нахождения, порядок управления, права и обязанности
членов и другие не противоречащие Конституции и законодательству
Российской Федерации положения. Структура, порядок формирования и
полномочия органов управления объединения работодателей устанавливаются
так же уставом объединения работодателей.
Объединение работодателей имеет право (по Статье 13):
- формировать согласованную позицию членов объединения по
вопросам регулирования социально-трудовых отношений и
отстаивать ее во взаимоотношениях с профессиональными
союзами и их объединениями, органами государственной власти
и местного самоуправления;
- отстаивать законные интересы и защищать права своих членов
во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их
объединениями, органами государственной власти и местного
самоуправления;
- выступать с инициативой проведения коллективных переговоров
по подготовке, заключению и изменению соглашений,
участвовать в формировании и деятельности соответствующих
комиссий по регулированию социально-трудовых отношений,
примирительных комиссиях, трудовом арбитраже по
рассмотрению и разрешению коллективных трудовых споров;
- вносить в установленном порядке предложения о принятии
законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих
социально-трудовые отношения и связанные с ними
экономические отношения;
- иные предусмотренные уставом объединения работодателей
права.
Помимо этого, объединения работодателей имеют равные с
профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной
власти права на паритетное представительство в органах управления
государственных внебюджетных фондов в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Рассматривавемым нами Законом предусмотрены нижеследующие
обязанности объединений работодателей:
o вести в порядке, установленном федеральными законами,
коллективные переговоры, заключать на согласованных условиях
соглашения с профессиональными союзами и их объединениями;
o выполнять заключенные соглашения в части, касающейся
обязанностей объединения работодателей;
o предоставлять своим членам информацию о заключенных
объединением работодателей соглашениях и тексты этих
соглашений;
o предоставлять профессиональным союзам и их объединениям,
органам исполнительной власти и местного самоуправления
имеющуюся у объединения работодателей информацию по социально
- трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных
переговоров, заключения и изменения соглашений, контроля за
их выполнением;
o содействовать выполнению членами объединения работодателей
обязательств, предусмотренных соглашениями, а также
коллективных договоров, заключенных работодателями - членами
объединения работодателей;
o отчитываться перед своими членами о деятельности объединения
работодателей в порядке и в сроки, которые предусмотрены
уставом объединения работодателей;
o оказывать своим членам помощь в вопросах применения
законодательства, регулирующего трудовые отношения и иные
непосредственно связанные с ними отношения, разработки
локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового
права, заключения коллективных договоров, соглашений, а также
разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров.
Объединения работодателей несут ответственность за нарушение или
невыполнение заключенных им соглашений в части, касающейся обязательств
этого объединения, однако не несут ответственность по обязательствам своих
членов, в том числе по их обязательствам, предусмотренным соглашениями,
заключенными этим объединением работодателей.
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях деятельности"
Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года
Предметом регулирования рассматриваемого Федерального закона являются
общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами
конституционного права на объединение, созданием, деятельностью,
реорганизацией, ликвидацией профессиональных союзов, их объединений,
первичных профсоюзных организаций. Им же устанавливаются правовые основы
создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулируются
отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного
самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями),
другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами.
Правом создавать профсоюзы для защиты своих интересов без
предварительного разрешения по своему выбору наделяется каждый, достигший
возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность.
Понятие «профсоюз» определяется как добровольное общественное
объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными
интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и
защиты их социально-трудовых прав и интересов (Статья 2).
Профсоюзы имеют право:
o создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому,
территориальному или иному учитывающему профессиональную
специфику признаку;
o сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в
международные профсоюзные и другие объединения и организации,
заключать с ними договоры, соглашения.
Статьей 5 данного Закона профсоюзы признаются независимыми в своей
деятельности от органов исполнительной власти, местного самоуправления,
работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и
других общественных объединений, им не подотчетными и не подконтрольными.
Разработка и утверждение уставов, положений о первичных профсоюзных
организациях, организация деятельности, проведение собраний и конференций,
а также другие мероприятия осуществляются профсоюзными органами
самостоятельно.
Правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов как
юридического лица возникает с момента их государственной (уведомительной)
регистрации. При этом Министерство юстиции Российской Федерации и его
территориальные органы в субъектах Российской Федерации не вправе
контролировать деятельность профсоюзов или отказывать им в регистрации.
Принадлежность или непринадлежность к профсоюзам не влечет за собой
какого-либо ограничения социально-трудовых, политических и иных прав и
свобод граждан, гарантируемых Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Реорганизация или прекращение деятельности профсоюза или первичной
профсоюзной организации осуществляются по решению его членов в порядке,
определяемом уставом профсоюза, а ликвидация профсоюза как юридического
лица - в соответствии с федеральным законом.
Глава II рассматриваемого закона содержит положения о правах
профсоюзов и первичных профсоюзных организациях, а именно:
- право выступать с предложениями о принятии соответствующими
органами государственной власти законов и иных нормативных
правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы;
- право защиты своих членов свободно распоряжаться своими
способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;
- право согласования системы оплаты труда, формы материального
поощрения, размеров тарифных ставок, норм труда,
устанавливаемыми работодателями, с соответствующими
профсоюзными органами и последующего закрепления в коллективных
договорах, соглашениях;
- право беспрепятственно посещать организации и рабочие места,
где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации
уставных задач, и предоставленных профсоюзам прав;
- право принимать участие в разработке государственных программ
занятости, предлагать меры по социальной защите членов
профсоюзов и осуществлять контроль за занятостью и соблюдением
законодательства в области занятости;
- право на ведение коллективных переговоров, заключение
соглашений и коллективных договоров от имени работников в
соответствии с федеральным законом;
- право участия в урегулировании коллективных трудовых споров;
- право на организацию и проведение в соответствии с федеральным
законом забастовок, собраний, митингов, уличных шествий,
демонстраций, пикетирования и других коллективных действий,
используя их как средство защиты социально-трудовых прав и
интересов работников;
- право на паритетное участие в управлении государственными
фондами социального страхования, занятости, медицинского
страхования, пенсионным и другими фондами, формируемыми за счет
страховых взносов;
- право бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей,
их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной
власти и органов местного самоуправления информацию по
социально-трудовым вопросам;
- право участия в формировании социальных программ, направленных
на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное
развитие человека, в разработке мер по социальной защите
работников, размеров индексации заработной платы, пенсий,
стипендий, пособий и компенсаций.
Отношения профсоюзов с работодателями, органами государственной власти
и местного самоуправления строятся на основе социального партнерства и
взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также на
основе системы коллективных договоров и соглашений. В случаях нарушения
законодательства о труде профсоюзы вправе обращаться с заявлениями в защиту
трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры.
Профсоюзным работникам, освобожденным от работы в организации
вследствие избрания на выборные должности в профсоюзные органы,
предоставляется после окончания срока их полномочий прежняя должность, а
при ее отсутствии - другая равноценная должность в той же или с согласия
работника в другой организации.
За нарушение законодательства о профсоюзах должностные лица
государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели,
должностные лица их объединений несут дисциплинарную, административную,
уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.
За невыполнение своих обязательств по коллективному договору,
соглашению, организацию и проведение забастовки, признанной судом
незаконной, профсоюзы и лица, входящие в их руководящие органы, несут
ответственность в соответствии с федеральными законами.
Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 92-ФЗ "О Российской
трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений"
Принят Государственной Думой 2 апреля 1999 года
Данным Федеральным законом определяется правовая основа формирования и
деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-
трудовых отношений.
Правовую основу деятельности Комиссии помимо указанного Закона
составляют Конституция Российской Федерации, другие федеральные законы,
международные договоры и иные нормативные правовые акты Российской
Федерации.
Комиссия состоит из представителей общероссийских объединений
профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей,
Правительства Российской Федерации, которые образуют соответствующие
стороны Комиссии.
Статья 2 регламентирует нижеследующие принципы формирования Комиссии:
- добровольности участия общероссийских объединений
Страницы: 1, 2, 3, 4
|