рефераты бесплатно

МЕНЮ


История отечественного государства и права

от волостей,»на съезде избирались выборщики в губернское избирательное

собрание.

Гос Дума по основным гос законам 23 апреля 1906г 56. Государственный совет

и Государственная дума ежегодно созываются указами государя императора.

.

57. Продолжительность ежегодных занятий Государственного совета и

Государственной думы и определяются указами государя императора.

58. Государственный совет образуется из членов по высочайшему назначению .и

членов по выборам. Общее число членов Совета, призываемых высочайшей

властью к присутствованию в Совете из среды его членов по высочайшему

назначению, не должно превышать общего числа членов Совета по выборам.

59. Государственная дума образуется из членов, избираемых населением

Российской империи на пять лет на основаниях, указанных в законоположениях

о

выборах в Думу.

60. Государственный совет проверяет полномочия своих членов по выборам.

Равным образом Государственная дума проверяет полномочия своих членов.

61. Членом Государственного совета и членом Государственной думы одно и то

же лицо одновременно быть не может.

62. Состав членов Государственного совета по выборам может быть заменен

новым составом до истечения срока полномочий, сих членов по указу государя

императора, коим назначаются и новые выборы членов Совета.

63. Государственная дума может быть до истечения пятилетнего срока

полномочий ее членов распущена указом государя императора. Тем же указом

назначаются новые выбору в Думу и время ее созыва.

64. Государственный совет и Государственная дума пользуются равными в делах

законодательства правами.

67. Ведению Государственного совета и Государственной думы и обсуждению их

в порядке, учреждениями их определенном, подлежат те дела, кои указаны в

учреждениях Совета и Думы.

68. Законодательные предположения рассматриваются в Государственной думе и,

по одобрении ею, поступают в Государственный совет. Законодательные

предположения, предначертанные по почину Государственного Совета,

рассматриваются в Совете и, по одобрении им, поступают в Думу.

69. Законопроекты, не принятые Государственным советом или Государственною

думою, признаются отклоненными.

Рабочие выбирали съезд своих уполномоченных, на котором избирались

выборщики на избирательное собрание губерний или крупного города.

Представительство от горожан и рабочих было трехступенчатым.

новый избирательный закон 3 июня 1907г

Новый избирательный закон существенно урезал представительство окраин —

Польши, Кавказа, Средней Азии, европейская Россия избирала 403 члена Думы,

азиатская — 15.

Возросло число выборщиков от землевладельческой курии (с 31 до 50%),

сократилось от крестьянской (с 42 до 22%). Городская курия была разделена

на две: в первую входили «цензовые элементы», т.е. владельцы недвижимости,

избиравшие более половины выборщиков. Отдельное городское представительство

сохранилось в 7 из 27 городов. Каждое губернское избирательное собрание

должно было избирать хотя бы по одному депутату Государственной думы от

каждой курии (землевладельческой, городской, крестьянской). Кроме того, в

шести наиболее промышленных губерниях хотя бы по одному депутату Думы

следовало избирать от рабочих.Выборы, проведенные на основе нового

избирательного закона, дали большинство в Думе «Союзу 17 октября»,

консервативным политическим элементам. Крайне правые и левые получили

незначительное число мест. Такой состав Думы позволил правительству в

сотрудничестве с ней провести ряд важнейших преобразований

Изменения в гос. строе и праве России после февраля 1917 г.

1. Обострение экономического кризиса: массовое закрытие предприятий,

топливный голод, расстройство железнодорожного транспорта, разрыв

экономических связей между городом и деревней, инфляция, падение реальной

заработной платы, продовольственный кризис, локауты промышленников.

— рост стачечного движения — в сентябре-октябре в стачках участвовало 2,4

млн. человек. Большинство стачек, но и политический характер.

— рост крестьянского движения — за сентябрь-октябрь только в 26 губерниях

Европейской России произошло свыше 3,5 тыс. крестьянских выступлений. В

основном — за раздел помещичьей земли и отмену частной собственности на

землю.

— волнения в армии — солдаты требовали устранить высший командный состав,

замешанный в корниловском выступлении, наладить продовольственное

снабжение. Главным было требование мира.

VI съезд РСДРП (26 июля — 3 августа 1917 года) временно снял лозунг "Вся

власть Советам!" и взял курс на вооруженное восстание, но реализация этого

курса произойдет позднее. 10 октября большинство Исполкома Петросовета

приняло резолюцию о курсе на вооруженное восстание. Против высказались

Зиновьев и Каменев. Позиция Г. И. Зиновьева и Л. В. Каменева,

рассчитывавших на то, что власть в данных условиях большевики смогут

получить миром, от Учредительного собрания, была решительно осуждена

Лениным и всем большевистским руководством. В первую половину октября на

заседаниях ЦК партии разрабатывается план восстания. 12 октября

Петроградский совет, возглавляемый Л.Д.Троцким и находившийся под полным

влиянием большевиков, избрал Военно-революционный комитет (ВРК) для

непосредственной подготовки восстания. 16 октября образован Военно-

революционный центр (Бубнов, Дзержинский, Свердлов, Сталин, Урицкий) для

"партийного руководства" ходом восстания. 22 октября ВРК направил

представителей во все военные части Петроградского гарнизона, поставив их

под свой. контроль. С 24 октября отряды ВРК, состоящие из революционных

солдат, матросов и рабочих красногвардейцев стали занимать ключевые пункты

столицы: вокзалы, мосты, телеграф, электростанции и пр. В ночь на 25

октября после прихода Ленина в Смольный, были заняты вокзалы, почта,

телеграф, Госбанк, некоторые типографии. К утру 25 октября столица

фактически находилась в руках Петроградского В?К. Утром 25 октября ВРК

обратился с воззванием "К гражданам России", в котором говорилось, что

Временное правительство низложено и государственная власть перешла в руки

Петроградского ВРК — органа Петросовета. В тот же день ВРК в другом

воззвании обратились "К тылу и фронту" призвал немедленно взять власть на

местах Советам. Попытки временного правительства оказать сопротивление

успеха не принесли. К утру 25 октября Зимний дворец, в котором оно

размещалось, оказался полностью изолированным от всей страны; в 10 часов

утра Временное правительство было низложено. В ночь с 25 на 26 октября

Зимний дворец был взят штурмом; Временное правительство арестовано.

Керенский накануне штурма бежал из Петрограда.

Изменения в полит. строе Русского централизованного гос.

2. Возглавлял Русское государство великий князь, с конца XVв. он стал

именоваться государем всея Руси.

В XIII—XIV вв. великий князь был типичным монархом раннефеодального

государства. Он возглавлял иерархию, стоявшую также из удельных князей и

бояр. Взаимоотношения жду последними и великим князем определялись

заключенными договорами, которые предоставляли широкие феодальные

привилегии и иммунитета князьям, боярам и монастырям.

По мере централизации государства и подчинения отдельных княжеств

Московскому великому князю его власть значительно возросла. В XIV—XV вв.

происходит резкое сокращение иммунитетных прав, удельные князья и бояре

становятся подданными великого князя.

Одним из средств укрепления великокняжеской власти, а также упорядочения

финансов была денежная реформа, проведенная в начале XVI в. Ее основное

значение заключалось в том, что она вводила в государстве единую денежную

систему, чеканить монету мог только великий князь, деньги удельных князей

изымались из обращения.

3. Великий князь, еще не имея абсолютной власти, управлял государством при

поддержке совета боярской аристократии — Боярской думы.

Боярская дума была постоянно действовавшим органом, основывавшимся на

принципе местничества (замещение государственной должности связывается с

происхождением кандидата, со знатностью его рода). Дума вместе с князем

осуществляла законодательную, административную и судебную деятельность.

Состав Боярской думы на протяжении XIV—XVI вв. постоянно менялся. В нее

входили путные бояре, тысяцкий, окольничий, «бояре введенные», думные

дворяне, думные дьяки, дети боярские и др.

4. В XIII—XV вв. продолжала действовать дворцово-вотчинная система

управления. Важная роль в ней принадлежала' княжескому двору во главе с

дворецкими и дворцовыми ведомствами — путями. В XIV в. существовали

конюший, соколичий, стольничий, ловчий и другие пути, возглавляемые

соответствующими путными боярами. Постепенно эти придворные чины

превращались в государственные должности.

Централизация государства, расширение территории и усложнение социально-

экономического и политического развития потребовали создания специального

управленческого аппарата.

В результате начиная с конца XV в. происходит становление новых органов

центрального и местного управления — приказов. Они представляли собой

постоянно действовавшие административно-судебные учреждения, компетенция

которых распространялась на всю территорию государства. Были созданы

Посольский, Поместный, Разбойный, Казенный Ямской и другие приказы.

Приказы совмещали административные, судебные и финансовые функции. Они

имели свои штаты, приказные избы, делопроизводство, архивы. Приказы

возглавлялись боярами, в состав также входили приказные дьяки, писцы и

специальные уполномоченные.

К середине XVI в. приказная система управления окончательно вытесняет

дворцово-вотчинную.

5. Местное управление до конца XV в. основывалось на системе кормлений и

осуществлялось наместниками великого князя в городах и волостелями в

сельской местности. Компетенция наместников и волостелей четко не

определялась. Они занимались административными, финансовые ми и судебными

делами. Вместо жалованья за службу он имели право оставить себе «корм» —

часть собранного с населения. Срок пребывания в должности сначала не был

ограничен. С централизацией Русского государства положение кормленщиков

изменилось: устанавливались определенные размеры «корма»,

регламентировались права и обязанности корм; денщиков, срок их деятельности

стал составлять от 1 до 3 лет, ограничивались судебные права и др.

В начале XV1 учреждаются новые дворянские и земские органы – губные и

земские избы. В их компетенцию входили финансовые, полицейские и судебные

функции.

Источники права в период сосл.-предст. монархии.

Судебник 1550, Стоглав 1551 (собрание постановлений Собора), уставные книги

приказов, Соборное уложение 1649 г.

Источники права древнерусского гос-ва.

До IXв. не представляется возможным судить о конкретных структурированных

нормах права.

Источники древнерусского права:

Правовой обычай – обычное право, складывающееся веками и очень медленно

подвергающееся трансформации. Обычное право в договорах Руси с Византией

именовалось Законом Русским.

Договоры: договоры Руси с Византией (Xв), другие международные договоры,

договоры между княжествами, сохранилось даже несколько частных договоров

времен Киевской Руси.

Судебные прецеденты – решения княжеского суда, растолковывающие или

уточняющие обычные правовые нормы. Некоторые судебные прецеденты вошли

впоследствии в текст Русской правды.

Законодательство – писаные законы стали издаваться на Руси с Xв. Тогда был

издан Церковный устав кн. Владимира, устанавливавший десятину и

определявший юрисдикцию церковных властей (в частности, семейные

правоотношения). Более подробный устав на эту же тему издал чуть позже кн.

Ярослав Мудрый. Помимо светского, в кон. Xв. появилось церковное

законодательство, не зависящее от воли киевского князя, ведь оно

заимствовалось из Византии (греческий номоканон - постановления церковных

соборов и патриархов, а также Эклога (VII-VIIIвв.), т.е. светские уголовные

и гражданские законы). Все законы, заимствованные Русью из Винзантии, были

в Xв. объединены в Кормчую книгу. Всеобщая западноевропейская тенденция

рецепции римского права Киевскую Русь не затронула, для Руси Римом стала

Византия. С XIв. основным законодательным источником древнерусского права

становится Русская правда (подробнее см. вопросы №№5-7).

Контрреформы 70-80 годов 19 в.

Контрреформы – неопределенное понятие – земская и городская контрреформа в

1890 году (Повышение избирательного ценза,ограничивалосась

самостоятельность городских Дум, кол-во их заседаний ограничилось и т.д) на

смену 1870 года. Было изменено сословное представительство. Судебная

контрреформа – отдельные поправки к судебным уставам принятые в разное

время. Все дела о государственных преступлениях рассматривались в сенате, а

не в судебной палате. Появилось дисциплинарное присутствие сената – для

ограничения принципа несменяемости судей. Следователи тоже были несменяемы,

поэтому не эту должность старались не назначать, а назначали – исполняющих

обязанности (что уставом не предусматривалось. Число дел рассматриваемых

на закрытых заседаниях увеличилось после принятия в 1881 году закона “О

чрезвычайном положении” - в частности разрешалось закрывать суды, школы и

т.п. и передавать дела из подсудности общих судов в подсудность военных.

Готовилась и более серьезная поправка о ограничении суда присяжных, но она

не прошла.

К контрреформам в 1871 году относится и тот факт, что дознание о

государственных преступлениях передано жандармерии, хотя не было даже

такого понятия, как жандармское расследование.

Цензура и образование

«Временные правила о печати» 1882 дали возможность властям закрывать любой

печатный орган.Новый «Университетский устав» 1884 года уничтожил унив-ую

автономию.

Краткое изображение процессов и судебн. тяжб 1715 г.

2. Процесс делился на три стадии (части): первая начиналась оповещением о

начале судебного процесса и заканчивалась получением показаний ответчика;

вторая представляла собой собственно судебное разбирательство и

продолжалась до вынесения приговора; третья длилась от вынесения приговора

до его исполнения.

3. Первая стадия процесса — оповещение о явке в суд заинтересованных лиц —

делалась официально и в письменной форме. Претензии челобитчика и

объяснения ответчика требовали письменной формы и протоколировались.

Судебное представительство по уголовным делам не допускалось. При

рассмотрении гражданских дел представители могли участвовать только в

случае болезни стороны.

Закон устанавливал основания для отвода судей: нахождение судьи в сговоре с

одной из сторон, наличие между судьей и стороной враждебных отношений или

долговых обязательств.

С получением показаний ответчика первая стадия заканчивалась.

4. Вторая стадия процесса начиналась с анализа доказательств.

Доказательства были четырех видов — собственное признание, свидетельские

показания, письменные доказательства, присяга.

Собственное признание являлось «царицей доказательств». Для получения

признания могла применяться пытка. Закон регламентировал ее использование:

пытали соразмерно занимаемому чину и сословию, возрасту, состоянию

здоровья. Пытать можно было определенное число раз. Допускалась пытка

свидетелей. Показания, данные при пытке, должны были быть подтверждены

другими доказательствами.

Свидетельские показания не были равноценными. Противопоставлялись показания

мужчин и женщин, знатного человека и незнатного, ученого и неученого,

духовного лица и светского человека. Определялся круг лиц, которые не могли

быть свидетелями: клятвопреступники, проклятые церковью, изгнанные из

государства, судимые за воровство, убийство, разбой и др. Как правило,

свидетеля мог допрашивать только судья и только в суде!

К письменным доказательствам относились различные документы: записи в

городовых и судейских книгах, записи в торговых книгах, долговые

обязательства, деловые письма и т. д. Обычно письменные доказательства

нуждались в подкреплении присягой.

Очистительная присяга применялась в крайних случаях, когда другим способом

было невозможно доказать обвинение.

Принесший присягу ответчик считался оправданным, отказавшийся принести

присягу признавался виновным.

5. После анализа доказательств суд переходил к вынесению приговора. Он

выносился большинством голосов, при их равенстве перевешивал голос

председателя. Приговор составлялся в письменной форме, подписывался членами

суда, председателем и аудитором. Затем секретарь в присутствии сторон

публично зачитывал приговор.

Приговоры по делам, где применялась пытка, подлежали утверждению

фельдмаршалом или генералом. Последние могли изменить меру наказания.

Устанавливался апелляционный порядок пересмотра приговоров суда. После

вынесения приговора он приводился в исполнение.

6. Принципы розыскного процесса также вводились и в гражданские споры.

Подробная регламентация инквизиционного процесса давалась в специальном

Кратком изображении процессов или судебных тяжб, принятом в 1715 г.

Крестьяне собственники по Крестьянской реформе 1861 г.

Образование Древнерусского гос-ва.

Процессы классообразования у славян проходили на фоне формирования

племенных союзов, распада большой семьи и перерастания родовой общины в

соседскую. Форма общественных отношений в 7-8 вв. – «военная демократия».

Её признаками являлись:

-участие всех членов племенного союза в решении важнейших общественных

проблем.

-особая роль народного собрания как высшего органа власти

-всеобщее вооружение населения

Это равенство всех членов общества.

Правящий класс формировался из двух слоёв:

1).старой племенной знати(вожди, жрецы, старейшины).

2).из общинников.

Родоплеменные отношения заменялись территориальными, политическими и

военными связями. Образовывались славянские племена, организация и

сохранение этих организаций требовала усиление власти. (Князь и княжеская

дружина).

В 882 г. два крупнейших политических центра древних славян, киевский и

новгородский, объединились под властью Киева, образовалось Древнерусское

гос-во. Др-е гос-во стало своеобразной федерацией племён, по своей форме

это была раннефеодальная монархия Первые упоминания – в договорах Руси и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.