рефераты бесплатно

МЕНЮ


Контрольная работа

преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной

инстанцией по делам, рассмотренным другими судами. Она также осуществляла

некоторые контрольные функции и обладала важным правом отвергать

законопроекты, принятые народным собранием.

Таким образом, законодательный процесс Древних Афин имел следующие

стадии:

а) внесение законопроекта в народное собрание в порядке

законодательной инициативы, которой обладал каждый полноправный афинский

гражданин;

б) предварительное рассмотрение законопроекта Советом пятисот и дача

по нему заключения для народного собрания;

в) принятие законопроекта народным собранием;

г) принятый законопроект мог быть отвергнут гелиэей.

Важную роль в управлении Афинским государством играли должностные

лица. Основные принципы замещения должностей – выборность, срочность,

возмездность, подотчетность и коллегиальность.

Выборы должностных лиц осуществлялись ежегодно или открытым

голосованием в народном собрании, или по жребию. Перед вступлением в

должность все избранные подвергались особой проверке – докимассии, во время

которой выяснялись их право на занятие должности, политическая

благонадежность и необходимые личные качества. Нельзя было занимать

должность (кроме военных) дважды или две должности одновременно. Исполнение

обязанностей оплачивалось (исключение составляли только стратеги). После

истечения срока должностные лица представляли отчеты о своей деятельности

Совету пятисот и гелиэе. В период расцвета Афинского государства

подавляющее большинство должностей было коллегиальным.

Главными должностными лицами в Афинах были стратеги и архонты.

Коллегия стратегов состояла из десяти членов, избираемых народным

собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан. Стратеги к V в.

до н.э. получили важные полномочия. Они стали распоряжаться средствами,

отпущенными на содержание армии и флота, организовывать сбор чрезвычайных

военных налогов, руководить доставкой продовольствия в Афины (в мирное

время граждане не платили постоянных налогов, последние собирались только с

метеков). К ним перешли и некоторые полномочия в области дипломатических

отношений: они принимали капитуляцию противника, заключали перемирие. Кроме

того, они вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских

преступлениях. Наконец, стратеги имели право требовать созыва внеочередных

заседаний Совета пятисот или народного собрания и принятия неотложных мер.

Иногда из стратегов выделялся автократор, командовавший армией, а в

чрезвычайных обстоятельствах получавший всю власть в государстве.

С ростом полномочий стратегов падало политическое значение архонтов.

После реформ Солона девять архонтов стали избираться жребием из кандидатов,

предложенных территориальными филами. Единой коллегией они действовали

редко – при решении народным собранием вопроса об остракизме и при проверке

должностных лиц. Первым архонтом считался архонт-эпоним, за которым с

расцветом афинской демократии сохранились лишь судебные функции по семейным

делам и делам о наследстве. Вторым архонтом был архонт-базилевс. Он ведал

вопросами религиозного культа и рассматривал в суде дела об уголовных

преступлениях. Далее шел архонт-полемарх, утративший имевшиеся у него ранее

функции военного командования и занимавшийся в основном делами, связанными

с метеками и другими иностранцами (ксенами). Остальные шесть архонтов-

фесмофетов руководили отправлением правосудия в афинских судах.

Специальные должностные лица (всего в Афинах их было около 700)

управляли государственным имуществом, ведали государственной казной,

наблюдали за порядком на улицах и нравственностью граждан, за торговлей на

рынке, воспитывали и обучали молодежь, проходившую военную подготовку и

т.д. Свои должностные лица были в филах и демах.

Высшим судебным органом Афин, как отмечалось, была гелиэя. Некоторые

судебные функции сохранил ареопаг. Под председательством архонта-базилевса

он рассматривал дела об умышленном убийстве. По поручению народного

собрания ареопаг мог проводить расследование дел о государственных

преступлениях. Дела о неумышленных убийствах рассматривались судом эфетов.

Разбой, кража и другие имущественные преступления – коллегией одиннадцати.

Гражданско-правовые споры об имуществе подлежали ведению третейского суда

диэтетов и (по мелким делам) коллегии сорока. Со времени Перикла были

созданы суды по демам. Иногда, когда речь шла об особо тяжком преступлении,

в качестве суда выступало само народное собрание.

Афинская армия формировалась на основе всеобщего ополчения свободных

граждан в возрасте от 18 до 50 лет. Подлежащие мобилизации возрасты

определялись народным собранием. Во время войны каждая фила должна была

выдвинуть отряд тяжеловооруженных воинов (гоплитов), отряд легковооруженных

и определенное число всадников, сражавшихся, впрочем, в пешем строю. В

мирное время все афинские граждане от 18 до 20 лет обязаны были пройти

военное обучение. Их нередко привлекали к несению патрульной службы на

границах. Со второй половины V в. до н.э. для охраны государственных границ

стали привлекать постоянные наемные войска. Со времени Пелопоннесской войны

они стали использоваться и в военных действиях. К IV в. до н.э. в армии и

на флоте появились наемники. Полицейские функции осуществляли рабы –

токсоты (около 200 человек). Возложение полицейских функций на рабов

говорило об остроте противоречий между враждующими группировками

господствующего класса, не доверявшими друг другу. Немаловажную роль играло

и то, что выполнение полицейских функций представлялось свободному

афинянину неправомерным по отношению к согражданам.

Афинский государственный и военный аппарат был весьма многочисленным.

В V в. до н.э. он состоял из (имея в виду всех тех, кто получал жалованье):

6000 судей гелиэи, 1600 стрелков, 1200 всадников, 500 стражников верфей,

500 членов совета и т.д. – всего около 20 тысяч человек (при общей

численности полноправных граждан около 35 тыс.).

Афинский государственный строй V века до н.э. оставил важный след в

мировой истории, конкурируя с другими достижениями этого универсально

одаренного народа – искусством, архитектурой, философией, наукой. С началом

буржуазной эпохи в особенности принципы афинского политического устройства

стали орудием в борьбе с силами реакции. Что привлекало к ним идеологов

буржуазного Просвещения в их борьбе с абсолютизмом? В немногих словах на

этот вопрос можно ответить так: народоправство; выборность, коллегиальность

и подотчетность властей; суд присяжных.

Какого бы уважения ни заслуживала афинская демократия, мы не должны

забывать того, что, в конечном счете, это была демократия для немногих и

что держалась она на рабстве.

Глава 2. СРЕДНЕВЕКОВОЕ ПРАВО СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ.

2.1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ИСТОРИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ПРАВА.

Феодальное государство представляет собой организацию класса

феодальных собственников, созданную в интересах эксплуатации и подавления

правового положения крестьян. В одних странах мира оно возникло в качестве

непосредственного преемника рабовладельческого государства (например,

Византия, Китай, Индия), в других оно образуется как непосредственный

результат возникновения и утверждения частной собственности, появления

классов, минуя рабовладельческую формацию (как, например, у германских и

славянских племен).

В основе производственных отношений феодализма лежит собственность

феодала на главное средство производства -землю и установление прямой

власти феодала над личностью крестьянина.

Именно поземельные отношения и собственность на землю определяли в то

время само лицо общества, характер его социального и политического строя.

Для феодальной земельной собственности были характерны следующие

особенности: 1) ее иерархический характер; 2) сословный характер; 3)

ограничение права распоряжаться землей, а некоторые категории, например,

церковные земли, вообще были изъяты из гражданского Оборота.

Отсюда вытекает и сложная иерархическая сословная система феодального

общества, отражавшая особый строй поземельных отношений. Кроме того,

владение землей давало и непосредственное право на реализацию властных

полномочий на определенной территории, т.е. земельная собственность

выступала в качестве непосредственного атрибута политической власти.

Сословное деление феодального общества, будучи выражением

фактического и формального неравенства людей сопровождалось установлением

особого юридического места для каждой группы населения.

Господствующий класс феодалов в целом и каждая его часть в

отдельности представляли собой более или менее замкнутые группы людей,

наделенные закрепленными законом привилегиями - правом собственности на

землю, владением крепостными и монополией на право участия в управлении и

суде.

Отношения между феодалами в Европе строились на основе зависимости

одних феодалов от других. Одни феодалы выступали в качестве сеньоров,

другие - в качестве вассалов. Сеньоры давали своим вассалам земли и

гарантировали им свою защиту, вассалы были обязаны по отношению к сеньорам

военной службой и некоторыми другими повинностями. Отношения сюзеренитета-

вассалитета создавали специфическую политическую иерархию внутри

феодального государства.

Типичной формой феодального государства была монархия. Феодальная

республика была характерна для сравнительно немногих средневековых городов

Северной Италии, Германии, России. Что касается форм феодального

государства, то за время своего развития оно прошло ряд этапов:

1. Раннефеодальная монархия (V-IX вв.) - характерна для периода

становления феодальной собственности, когда формирующийся класс феодалов

группируется вокруг политически укрепившейся власти короля. В этот период

складываются первые относительно крупные феодальные государства.

2. Вассально-сеньориальная монархия (Х-Х111 вв.) - в этот период

наблюдается расцвет феодального способа производства и господство

натурального хозяйства, что повлекло за собой феодальную раздробленность,

сопровождающуюся переходом власти от короля к отдельным феодалам и

организацию государственной власти на основе вассальных связей.

3. Сословно-представительная монархия (XIV-XV вв.) - для этого

периода характерен процесс централизации государства и возникновения

королевской власти. Начало функционирования представительных органов

Генеральных штатов во Франции, Рейхстага в Германии, Кортесов в Испании и

т.д.

4. Абсолютная монархия (XVI-XVII вв.) - характеризуется

сосредоточением всей полноты государственной власти, в том числе

законодательных, судебных и фискальных функций, в руках короля; созданием

большой профессиональной армии и бюрократического чиновничьего аппарата,

что обеспечивает ему прямое управление и контроль за страной.

Одновременно со складыванием феодальной государственности шел процесс

становления феодального права. Можно выделить следующие характерные черты

феодального права. Во-первых, основное место в феодальном праве, особенно

на ранних этапах, занимают нормы, регулирующие поземельные отношения и

нормы, обеспечивающие внеэкономическое принуждение. Во-вторых, феодальное

право в значительной степени является "правом-привилегией", закрепляющим

неравенство различных сословий. Оно наделяло правами (или урезало их) в

соответствии с тем положением, которое занимал человек в обществе. В-

третьих, в феодальном праве не было привычного для нас деления на отрасли

права. Существовало деление на ленное право, церковное право, городское

право и т.д., что объясняется его сословным принципом. В-четвертых,

огромное влияние на феодальное право оказали церковные нормы, нередко

превращавшиеся сами в нормы права. Характерной чертой права Европы был

партикуляризм, т.е. отсутствие единого права на всей территории государства

и господство правовых систем, основанных на местных обычаях.

Еще одной особенностью было то, что для многих народов Западной

Европы феодальное право было первым правовым опытом классового общества. По

своей внешней форме, степени разработанности отдельных институтов,

внутренней целостности и юридической технике оно в значительной степени

уступало наиболее совершенным образцам рабовладельческого частного права,

особенно римского, которое в Западной Европе было активно востребовано и

пережило второе рождение, так называемую "рецепцию" римского права.

"Рецепция" римского права. Среди основных причин рецепции необходимо

выделить следующие: 1) римское право давало готовые формулы для

юридического выражения производственных отношений развивающегося товарного

хозяйства;

2) короли, находя в римском праве государственно-правовые положения,

обосновывающие их претензии на абсолютную и неограниченную власть,

использовали их в борьбе с церковью и феодальными сеньорами;

3) повышение интереса к римскому праву в силу широкого обращения

эпохи Возрождения к античному творческому наследству.

Изучение римского права начинается уже с XI века. Большую роль в этом

сыграл Болонский университет, при котором была создана школа глоссаторов

-комментаторов римского права. Итогом работы этой школы стало издание в ХШ

в. юристом Аккрусием сборника, обобщающего более 96 тысяч глосс

(комментариев). С XIV века на первый план выходит школа постглоссаторов,

очистившая и переработавшая римское право в соответствии с потребностями

времени.

Особое развитие в изучаемый период получило городское право. С ростом

и развитием городов здесь появились собственные городские суды,

первоначально разбиравшие рыночные споры, но постепенно охватившие своей

юрисдикцией все население города и вытеснившие применение ленного и

дворового права в городах. Городское право чаще всего излагалось в

письменном виде, главным образом в связи с заимствованием его каким-либо

городом. В некоторых городах совет постановлял записать право для сведения

собственных граждан, записывалась и судебная практика. Большие города,

имевшие высокий уровень товарно-денежных отношений, соответственно имели и

более высокий уровень юридической проработки правовых норм. Со временем они

подчиняли своему влиянию другие менее развитые города. Так,

северогерманский город Любек имел более 100 дочерних в юридическом

отношении городов. А влияние Магдебургского права (г. Магдебург) было

распространено на значительную часть Восточной Европы и Лондон.

Специфической системой права в Средние века было каноническое право'.

КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО

Римско-католическая церковь играла большую роль в феодальном обществе

Западной Европы. Она была мощной экономической, политической и культурной

организацией и носительницей идеологии Средневековья. Христианская религия,

была тесно переплетена с феодальными отношениями. Поэтому вся культура

феодализма подчинена богословию. Догматы церкви стали политическими

аксиомами, а библейские тексты получили силу закона.

Церковь выработала и свое право, которое получило название

канонического, поскольку основные его положения излагались в постановлениях

церковных Соборов (канонах). Свод этих канонов был составлен в XVI веке.

Кроме того, источниками канонического права были нормативные акты римских

пап, носивших название конституций, булл и энциклик.

Каноническое право регулировало внутрицерковные отношения, а также

значительную часть вне церковных, главным образом гражданско-правовых и

даже уголовных правоотношений. К ведению церковных судов относились дела,

связанные с "грехом". Сюда относились такие преступления, как ересь,

вероотступничество, колдовство, святотатство, нарушение супружеской

верности, кровосмешение, двоеженство, лжесвидетельство, клевета, подделка

документов, ложная присяга, ростовщичество.

Церковь монополизировала регулирование брачно-семейных отношений,

право контроля за распределением имущества между законными наследниками и

исполнение завещаний.

Особую известность получила "инквизиция", т.е. суды для расправы с

еретиками и всяким инакомыслием.

2.2. ФЕОДАЛЬНОЕ ПРАВО В ГЕРМАНИИ (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА).

Важной особенностью политического развития Германии является

постепенный распад ее на отдельные княжества, сохранившие самостоятельность

вплоть до XIX века. Этому способствовали экономические и политические

условия развития Германского государства.

Экономическое развитие страны происходило неравномерно, единого

хозяйственного центра не сложилось, в силу чего интересы отдельных регионов

зачастую расходились.

Усилению сепаратизма способствовала и политическая обстановка как

внутри страны, так и за ее пределами. Королевская власть в своих

политических интересах поддерживала отдельные группировки магнатов,

наделяла их разными привилегиями, как, например, Отгон 1, наделивший

церковных феодалов правовым иммунитетом, в результате чего епископы,

получив права владетельных князей, стали противниками укрепления

королевской власти.

Длительная борьба германских королей за завоевание Италии и

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.