рефераты бесплатно

МЕНЮ


Крестьянский бюджет и кредит в России в конце XIX- начале XX вв.

обихода. Этого не происходит, если взыскание направлено на имущество, не

связанное с земельным наделом. Однако даже статья 973 не свидетельствовала

о том, что это давало основание разрушить хозяйство крестьянина на основе

взыскания по долгам, то есть все то. что необходимо крестьянину для ведения

хозяйства на земельном наделе и для отбывания крестьянских повинностей

отнято быть не могло. Приведем пример: если у лица не крестьянского звания

в силу вышеуказанной статьи закона можно за долги продать, к примеру,

лошадь, хотя она составляла необходимый предмет промысла, то по отношению к

крестьянину этого сделать было нельзя. Но на практике порой трудно было

решить, какое имущество было связано с хозяйством на надельной земле, а

какое нет. Затруднительность взыскания просроченных ссуд с неисправных лиц

вела за собой удорожание кредита для всех остальных заемщиков.[56]

"Положение об учреждениях мелкого кредита" определило общие черты, а

более детально частные вопросы были разработаны в принятых и утвержденных

образцовых уставах 1896 - 1897 г.г.

Кредитная кооперация после 1895 года получила новый импульс к развитию,

но объем выдаваемых ссуд не удовлетворял нужды населения в мелком кредите.

Поэтому вновь проблема организации системы мелкого кредита стала предметом

внимания общественности. Начали публиковаться статьи и книги по теории и

практике кредитного дела.

Эти вопросы изучали земства, которые прислали свои мнения в 1898 году в

министерство земледелия и государственных имуществ. Всего было прислано 33

отзыва, 12 из которых говорили о необходимости самой широкой организации

кредита. Эти вопросы оказались и в центре внимания съезда представителей

ссудо-сберегательных товариществ, состоявшегося весной 1898 года по

инициативе Московского общества сельского хозяйства. Было отмечено, что не

смотря на принимаемые правительством меры, состояние мелкого кредита

продолжается оставаться неудовлетворительным. Причины этого видели в

недостатке квалифицированных кадров руководителей, нехватке оборотных

средств и неприятие мер по взысканию ссуд.[57]

Уже 19 сентября 1896 года был принят наказ, предусматривавший открытие

кредита после осмотра имения чиновниками банка, причем выданная ссуда

должна отвечать потребностям хозяйства. И этот период дал свои результаты:

если в 1893 году вексельные ссуды выдавали 48 учреждений, то в 1897 году

уже 81 учреждение.[58]

1 сентября 1897 года введен в действие новый наказ. Главное его отличие

от других наказов в том, что теперь ипотечная задолженность не должна

превышать 60% оценки, при этом допускались и исключения, но лишь по

постановлению уполномоченного на то Совета. Результатом наказа стало

уменьшение долга по векселям.[59]

Вексельный кредит Государственного банка был дешевле, нежели частных

банков, но этот кредит был малодоступен и малоприспособлен к сельскому

хозяйству. Об этом свидетельствуют вышеперечисленные моменты, к которым

следует добавить то, что землевладельцы, возможно, не хотели, чтобы ссуды

шли на развитие крестьянского хозяйства.

Крестьянство стало главным клиентом этого кредита лишь в 1912-1914

г.г., да и то это было зажиточное сибирское крестьянство омского отделения

банка, которому было выдано более 4/5 всей суммы кредита.

В 1902 году начало работу особое совещание о нуждах

сельскохозяйственной промышленности, которое отметило недостаточное

развитие учреждений мелкого кредита особенно в центральных губерниях.

На этом совещании 70 комитетов выступили за более широкую организацию

мелкого кредита. Некоторые из них высказали предположение о дополнении и

уточнении действовавших нормативных актов. Некоторые комитеты стояли за

полный пересмотр законодательства. Комитеты остановились на вопросе о том,

в чьем распоряжении должны находиться учреждения мелкого кредита. Самым

подходящим из них большинство комитетов считало земства. Одни возлагали на

него только контроль, другие общее руководство. Что же касается

центрального органа, то почти все комитеты исходили из предложения, что

дело мелкого кредита должно находиться в ведении министерства финансов.[60]

Из действовавших в то время кредитных учреждений наибольшей симпатией

комитетов пользовались кредитные товарищества, а вот ссудо-сберегательные

встречали с каждым годом все меньшее число сторонников.[61]

По вопросу о районе действия товариществ оказались большие разногласия.

Тамбовский комитет одним из главных условий мелкого кредита признал большой

радиус действия - 4-5 волостей с основным капиталом в 40 тыс. рублей. Его

поддерживал Мелитопольский комитет, который признал, что товарищества с

небольшими районами (не менее 1-1,5 тыс. дворов) не соответствует

российским условиям. А вот Царскосельский комитет признал необходимым по

возможности ограничить район действия товариществ пределами сельского

общества, что их участники взаимно знали кредитоспособность друг друга.[62]

Колебания и противоречивость мнений по данной проблеме царили и в

правящих кругах. Примером могут служить представленные в особое совещание

записки МВД и министерства финансов.[63]

Обе записки, многочисленные пожелания местных комитетов о нуждах

сельскохозяйственной промышленности, отдельных лиц были переданы в

специально созданную комиссию под председательством Ф.Р. Гиернера,

сформированную из представителей различных ведомств для решения вопроса об

организации кредита.[64]

Противоречивость сказалась и при рассмотрении вопроса об обеспечении

кредита. Было отклонено предложение о возможности залога надельных земель,

но была признана возможность более широкого использования в качестве

залогов сельскохозяйственной продукции, инвентаря.[65]

Стороны сошлись на компромиссном решении. Учреждениям мелкого кредита

было предоставлено право использовать все формы и виды обеспечения.

Заключения Подготовительной комиссии были вновь переданы в Особое

Совещание, где и продолжалась дальнейшая работа, итогом которой появление

нового "Положения об учреждениях мелкого кредита" от 7 июня 1904 года.

Следует отметить, что оно во многом дублировало старое. Но особенно

хотелось бы отметить изменения. Во-первых, была изменена цель создания

кооперативов. Во-вторых, было внесено изменение относительно ссудо-

сберегательных товариществ (теперь размер предоставляемого кредита не

зависел от паевых накоплений). В-третьих, был увеличен максимум залогового

кредита. В-четвертых, была изменена в некоторой степени система контроля

над учреждениями кооперативного кредита, находившихся в ведении

министерства финансов.[66]

Принятие Положения о мелком кредите от 7 июня 1904 года и издание

образцовых уставов в 1904-1906 годах, которые конкретизировали основные

пункты Положения, сыграло значительную роль в дальнейшем развитии

кредитных кооперативов в рамках складывающейся в Российской империи системы

учреждений мелкого кредита.

Прогрессивные изменения Положения заключались: во-первых, в изменении

целевой установки создания кредитных учреждений. В соответствии со ст.1

Положения кредитные кооперативы имели цель способствовать сельским

хозяевам, земледельцам, ремесленникам, промышленникам и их

объединениям.[67]

Во-вторых, правительство пошло на значительное облегчение

функционирования учреждений мелкого кредита, даровав им право на

безусловное освобождение от уплаты государственного промыслового налога,

дополнительного налога с капитала и налога с прибыли, освобождение от

гербового сбора.[68]

В-третьих, для содействия созданию доступного русскому крестьянству

мелкого кредита при Государственном банке в 1904 году было образовано

Особое Управление по делам мелкого кредита. Кроме того, образовывался

межведомственный центральный комитет по делам мелкого кредита, в который

входили представители министерства финансов, министерства земледелия и

государственных имуществ, министерства юстиции и государственного контроля.

На местах создавались губернские комитеты по делам мелкого кредита.

Наряду с представителями местных властей в них были широко представлены

предводители дворянства, представители земских управ и члены последних по

выбору земских собраний. Первоначально предполагалось поставить во главе

этих комитетов управляющих конторами и отделениями Государственного банка.

Но затем министерство финансов было вынуждено уступить, и во главе этих

комитетов оказались начальники губерний, находившиеся в ведении МВД. Именно

этим комитетам предоставлялось право принятия ходатайств об открытии

учреждений мелкого кредита, решения вопросов о целесообразности их

деятельности в той или иной местности, о назначении ревизий.[69]

Практически же непосредственный надзор и попечение над учреждениями

мелкого кредита осуществлялись управляющими отделениями Государственного

банка, при которых создавалась широкая сеть инспекторов мелкого кредита.

Здесь следует остановиться на точке зрения некоторых теоретиков

кооперации, которые видели в этом скорее негативные, чем позитивные

моменты, признавая, тем не менее, определенное прогрессивное значение

образования Управления по делам мелкого кредита. С. Войцеховский и М. Туган-

Барановский считали, что кооперативы были лишены одной из главных своих

черт - самостоятельности и напротив были поставлены в полную зависимость от

государственной власти.[70]

Тем не менее формирование системы инспектирования способствовало

активизации кооперативного движения, повышению уровня его практической

деятельности. В целом система инспектирования вытекала из того, что

товарищества учреждались на средства государства и потому правительство

считало себя вправе установить контроль за расходованием этих средств.

Таким образом в 1895 году было принято "Положение об учреждениях

мелкого кредита", которое расширило правовую базу деятельности кредитной

кооперации. Оно вводило новый тип учреждений - кредитные товарищества. Это

должно было увеличить помощь крестьянам со стороны государства. Дало новый

импульс развитию кредитной кооперации в России. Но работа над

законодательными актами не остановилась и привела к принятию в 1904 году

"Положении об учреждении мелкого кредита", которое было прогрессивным шагом

на пути становления рыночной экономики в Российской империи.

Проследим практическую сторону.

В 1903 году из 10654 ссуд объемом 49,5 млн. рублей крестьянам было

выдано 5559 ссуд (52,2%) на сумму только в 1 млн. рублей. Для сравнения

посмотрим, что землевладельцам было выдано 3169 ссуд, то есть 29,7% на

сумму 15,4 млн. рублей. Мы видим, что при численном преобладании

крестьянских кредитов на их долю приходилось около 2% общей суммы выдач,

при этом средний размер крестьянского кредита составлял около 180 рублей,

землевладельческого кредита - 4860 рублей, у торговцев - 18127 рублей. В

1906 году из 5850 ссуд на 58,1 млн. рублей на крестьян приходилось 2859

ссуд на сумму 0,2 млн. рублей, на землевладельцев приходилось 1664 ссуды

(10,4 млн. рублей), на торговцев - 1328 ссуд (45,5 млн. рублей).[71]

Таким образом, не смотря на то, по количеству выданных ссуд

крестьянские ссуды преобладали и в 1903 и в 1906 годах, сумма, выдаваемая

им, была незначительной.

В 1904 году из 15024 выдаваемых ссуд объемом 86,3 млн. рублей на долю

крестьян приходилось 9930 ссуд, то есть 63,5% на сумму 2,6 млн. рублей

(3%), то есть в среднем по 260 рублей. На долю землевладельцев мелких и

средних приходится 3941 ссуда (25,2%) на сумму 26,2 млн. рублей (30,4%), то

есть в среднем по 6,5 тыс. рублей; на долю торговцев приходилось 1753 ссуды

(11,2%) на 57,5 млн. рублей (66,6%), то есть в среднем по 32 тыс.

рублей.[72]

Эти данные подтверждают еще раз вышесказанное. Вместе с тем несколько

возросло число выдач ссуд крестьянам, что объясняется начавшейся

реализацией столыпинской реформы.

К сожалению, более подробное описание выданных ссуд в период конца XIX

- начала XX в.в. невозможен из-за отсутствия необходимой источниковой базы.

Как уде отмечалось выше, крестьяне кредитовались через посредничество

земств, занимавшихся этим весьма неохотно. Так, например, в 1910 году

посреднический кредит под хлеб был открыт всего 31 земству на сумму чуть

более 4 млн. рублей. Фактически во второй половине 900-х годов земства

ежегодно использовали посреднический кредит на сумму менее 900 тыс. рублей,

что в лучшем случае составляло 3-3,5% всей суммы посреднических

кредитов.[73]

В середине 1911 года земствам было открыто кредитов на сумму почти 10

млн. рублей, использовано ими было 1,3 млн. рублей. Такая политика земств

объяснялась тем, что правительство не расширяло компетенцию земств в

отношении неисправных клиентов. Это сказалось и на взаимоотношениях земств

с учреждениями мелкого кредита.

Круг клиентов всех кредитных учреждений на ссуды под хлебные товары по

кредитам, выданным Государственным банком непосредственно или через

посредников, был узок и ежегодно он не превышал 10 тысяч крестьян, для

сравнения землевладельцев по этим же тарифам было 4-5 тысяч. Наиболее

успешно эта операция практиковалась в районах с высоким развитием торгового

земледелия - южном, степном, северо-кавказском, юго-восточном, юго-

западном, средне-волжском, на которые приходилось 70-80% всей суммы ссуд.

Подтоварная кредитная операция основывалась не столько на учете

векселей, но и на выдаче ссуд под залог сельскохозяйственной продукции,

реализация которых еще только предполагалась. И в этом плане подтоварный

кредит тесно переплетался с другим видом краткосрочного кредита -

авансовым.(

В 1894 году был принят устав, устанавливающий выдачу авансовых кредитов

для промышленных и сельскохозяйственных целей. При открытии авансового

кредита учитывалась общая кредитоспособность заемщика, причем на первое

место ставилась имущественная состоятельность. Кредит назначался в пределах

50% свободной от залога стоимости их имущества (движимого и

недвижимого).[74]

К середине 1900 года наблюдается значительный рост крестьянских

посевов: с 13% в 1904-1905 годах до 24% к 1911-1912 годам. Это объясняется

тем, что крестьянам предоставлялись заводские авансы - кредиты под будущий

урожай. Однако здесь были свои минусы, особенно в отношении крестьян. С

одной стороны производитель попадал в определенную зависимость от заводов,

которая была тем больше, чем меньше был участок земли и бесправнее

производитель, который в определенной степени оказывался как бы отрезанным

от рынка сбыта. Все это предоставляло кредиторам широкие возможности для

использования различных кабальных форм эксплуатации производителей,

особенно крестьян. С другой стороны кредит способствовал развитию этой

отрасли сельского хозяйства, повышению его товарности, уровня агрокультуры.

Таким образом, с середины 90-х годов распространился ряд новых форм

кредита: вексельный, подтоварный, авансовый. Но внедрение этих форм кредита

происходило медленно, что обуславливалось как особенностями банковской

клиентуры, с большим трудом осваивавшей приемы капиталистического

хозяйства, так и общим недостатком капиталов в стране, обилием феодальных

пережитков в социально-политическом строе.

Проследив правовую базу и фактическую сторону категорий мелкого кредита

необходимо перейти к практической стороне вопроса и рассмотреть, сколько

учреждений мелкого кредита действовало в те или иные годы.

Таблица №1 хорошо это отражает. Мы видим, что в период с 1 января 1899

года по 1 января 1900 года возникло всего 9 товариществ, при содействии

Государственного банка, причем краткосрочные ссуды товарищества начинают

выдавать только с 1 января 1900 года. На этот период из 9 товариществ

краткосрочные ссуды выдавало только 3 товарищества. Именно с 1 января 1900

года начинается постепенный рост кредитных товариществ и одновременно

происходит рост товариществ, открывших краткосрочный кредит, и рост суммы

кредита. Однако это только товарищества, открытые при содействии

Государственного банка.

Таблица №1. Сведения о числе кредитных товариществ, возникших при

содействии Государственного банка.[75]

[pic]

Были еще и другие товарищества, возникшие при посредничестве земств,

частной инициативе и т.д. (см. таблицу №2)

Таблица №2. Действующие товарищества.[76]

[pic]

Положение 1895 года безусловно повлияло на возникновение кредитных

товариществ и дало свои результаты: только в 1897 году именно с этого

начинается их рост. Об этом свидетельствует таблица №3, которую продолжает

таблица №4.

Таблица №3. Возникновение кредитных товариществ на основе Положения

1895 года.[77]

[pic]

Таблица №4. Число учреждений мелкого кредита за 1904 - 1911 г.г.[78]

[pic]

К сожалению, на основе этих данных нельзя говорить о том, сколько

учреждений практиковало краткосрочный кредит, а вместе с ним вексельный,

подтоварный и авансовый, причина тому отсутствие необходимой источниковой

базы.

Но мы можем говорить о распределении ссуд по предметам по данным на

1909 год (табл. №5).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.