рефераты бесплатно

МЕНЮ


Лекции по конституционному праву

самоуправления.

б) РФ – федеральное гос-во.

По форме гос устройства гос. делятся на унитарное гос-во и

федеральное. Унитарное – не имеет в своей внутренней тер. структуре других

государств. Федерация – объединение 2-х или нескольких государств в одно

гос-во, кот. обеспечивается гос. единство всех входящих в его состав гос. и

сохраняется за ними определенная политико-юридич. самостоятельность –

Россия, США.

РФ была образована в результате создания в ее составе ряда автономных

гос-в и авт. гос. нац. образований народов, населяющих территорию России.

Отношения РФ с ее субъектами строятся на основании договора от 31

марта 1992 г. "О разграничении предметов ведений и полномочий между гос.

фед. органами РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ, а

также двусторонними соглашениями, например, с республикой Татарстан.

В КРФ закреплено 89 равноправных субъектов федерации в ст. 65.

Субъекты РФ, в т.ч. республики не являются независимыми гос-вами.

в) РФ – правовое гос-во

Правовым государством, явл-ся гос-во, кот. во всей своей деятельности

подчиняется право и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод

человека.

Правов. гос-во обл. признаками:

1 – высший приоритет прав и свобод человека и гражданина. Оно

признает нерушимость прав и свобод, обязанность соблюдать и защищать их –

ст. 2.

2 – Независимость суда как главного механизма гарантии прав и свобод

– ст. 1203 – Верховенство закона – все субъекты общ. отношений должны собл.

з-н – ст. 15(2)

4 – Верховенство КРФ по отношению ко всем норм. актам – ст. 15 (1,3)

5 – Приоритет международного права – ст. 15 (4)

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные

договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

г) Республиканская форма правления.

Разл. монархия и республика (выборность и сменяемость главы гос-ва).

Республика бывает президентской или парламентской.

В современных странах существует форма правления, сочетающая черты

през. и парл. республ.

РФ полупрез.

1) всеобщее голосов. на выборах презид.

2) П. имеет право роспуска парламента

3) вместе с П. действует председ. пр-ва министры в опр. мере

ответств. перед парламентом

4) П. вправе выражать недоверие пр-ву, но вопрос об отставке пр-ва

решается президентом.

д) РФ – соц. гос-во, ст. 7(1,2)

РФ – социальное гос-во, политика которого направлена на создание

условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Основные направления соц. политики –ч. 2 ст. 7:

1 – охрана труда и здоровья людей

2 – установление гарантированного минимального размера оплаты труда

3 – обеспечение гос. поддержки семьи, материнства, отцовства и

детства

4 – развитие системы соц. служб

5 – установление гос. пенсий, пособий и иных гарантий соц. защиты

е) РФ – светское гос-во, ст. 14

1. РФ – светское гос-во. Никакая религия не может устанавливаться в

качестве государственной или обязательной

2. Религиозные объединения отделены от гос-ва и равны перед законом.

В соответствии с ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" от

26 сент 1997 г. гос-во:

1) не вмешивается в определении гражданином своей религии, в

воспитании детей родителями или лицами, их заменяющими в соотв. со своими

убежд. и учетом прав ребенка на свободу совести и вероисповедания

2) не возлагает на религиозн. объединение выполнение ф-ций гос.

власти и других органов

3) не вмешивается в деятельность общ организаций, если она не

противоречит з-ну

4) обеспечивать светский х-р образования в гос. и муницип. образов.

учреждениях

Религиозн.- объединение не участвует в выборах органов гос. власти и

местного самоупр., не вмеш в деятельность партий и полит. объед и не оказ.

им помощь.

Клерикальное гос-во – церковь влияет на гос-во, в школах религиозн.

предм. Иран, Турция

ж) эконом. основа – ст. 8

1. В РФ гарантируется единство эконом. пространства, свободное

перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конституции,

свобода экономической деятельности

2. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, гос.,

муниципальная и иные формы собственности.

Частная собств. делится на собственность гражданина и юр. лиц.

Гос. собственность выступает в виде

1) федеральной

2) собст. субъектов федерации

3) муницип. – собств. р-на, города и вход. в них адм.-тер.

образований.

з) суверенитет – свойство гос-ва самост. и независимо от власти др.

гос-в осуществлять свои ф-ции на его территории и в междунар. общении.

Суверенитет означает:

1) верховенство гос. власти

2) единство гос. власти (единая система органов гос. власти)

3) независимость (самостоятельность в отношениях с др. гос-ва)

Декларация о гос. суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 провозгласила

суверенитет (гос) РФ на всей территории. Впервые носителем суверенитета и

источником гос. власти является многонац. народ и закрепляется его право на

непосредственное осуществление гос. власти.

Декларация предусм. политич., эконом. и правовые гарантии

суверенитета РФ. Они включают:

1. Полноту власти федерации при решении всех вопросов гос. или общ.

жизни

2. Верховенство КРФ и других з-нов на всей территории

3. Исключительное право народа на владение, пользование, распоряжение

нац. богатством.

4. Полномочное представительство РФ в зарубежных странах

5. Невозможность изменения границ территории РФ без волеизъявления

народа выраженного путем референдума

6. Право свободного выхода из СССР

3. Понятие нар. суверенит. повт. вопр. 2а.

В зависимости от формы волеизъявления народа различают

представительную и непосредственную демократию.

Представительная – это осуществление народом власти через выборных

полномочных представителей (гос. органы и органы местного самоуправления).

Непосредственная демократия – это форма непосредственного

волеизъявления народа или каких-либо групп населения.

Референдум – это всенародное голосование граждан по законопроектам,

действующим законам и другим вопросам гос. значения. Наряду с общегос.

референдумом возможно проведение референдума на уровне субъекта федерации и

местного самоуправления.

Выборы – это участие граждан в формировании гос. власти и местного

самоуправления путем тайного голосования.

Способы формирования политической воли народа

1. Референдум

2. Иные формы политического волеизъявления в обществе

н/а ФЗ "О референдуме" от 10 окт. 1995 г.

1.

В России проводилось 3 референдума

1. 17 марта 1991 г. – о введении поста Президента РФ

2. 25 апреля 1993 г. – вопрос о доверии Президенту РФ, обоб одобрении

соц.-эконом. политики, о проведении досрочных выборов Президента РФ,

народных депутатов

3. 12 дек. 1993 г. – о принятии новой КРФ.

В соответствии со ст. 84 КРФ назначает референдум Президент РФ.

На референдум не могут выноситься вопросы:

1. изменение статуса субъектов РФ

2. Досрочное прекращение или продление срока полномочий и досрочное

формирование, досрочных выборов Президента РФ, Гос. Думы и СФ РФ.

3. Принятие и изменение федерального бюджета, исполнение и изменение

внутренних финансовых обязательств гос-ва

4. Введение, изменение и отмена фед. налогов и сборов и освобождение

от их уплаты

5. принятие чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и

безопасности населения

6. Амнистии и помиловании

В референдуме имеют право участвовать все граждане РФ, достигшие на

день проведения рефер. 18 лет.

Не имеют право участвовать граждане РФ, признанные судом

недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору.

Инициатива проведения реф. принадлежит:

Не менее, чем 2 млн. граждан РФ, при условии, что на территории

субъекта проживает не более 10 % из них.

2. Конституционному собранию в случае принятия новой К, или

пересмотра глав 1, 2, 9.

Подготовку и проведение рефер. в РФ осуществляет Центральная

Избирательная Комиссия РФ – ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов РФ,

территориальные (районные, городские и др.) комиссии по проведению

референдума, участковые комиссии по проведению референдума.

Порядок голосования на референдуме РФ - ст. 33 ККЗ "О референдуме".

Центр. ком. реф. не позднее чем за 10 дней после дня референдума

определяется его результаты. Референдум признается состоявшимся, если в нем

приняли участие более половины граждан, имеющих право уч. в нем. Решение

принято. если за него проголосовало более 50 % избирателей, принявших

участие в референдуме. Принятое на реф. решение и итоги голосования

подлежат официальному опубликованию Центр. Ком. реф. не позднее 3-х дней

после определения результатов. Решение вступает в силу со дня его

официального опубликования, если иное не предусмотрено в формулировке

вопроса, принятого на референдуме.

2.

1. Собрание избирателей

2. Собрание граждан территориальной единицы (сельский сход, казачий

круг, гор. митинг)

3. Индивид. и коллективные обращения в гос. органы и органы местного

самоуправления

4. Митинги, демонстрации, акции протеста

Избирательная система РФ

1. Понятие избирательной системы и избирательного права

2. Принципы участия граждан в выборах

3. Гарантии избир. прав граждан при составлении списков избирателей,

избир. округов и избир. участков

4. Обеспечение избир. прав граждан избир. комиссиями

5. Выдвижение и регистрация кандидатов. Их правовой статус.

6. Предвыборная агитация и финансирование выборов.

7. Порядок голосования, подсчет голосов избирателей, установление

результатов выборов и их опубликование

8. Ответственность за нарушение избир. законодательства.

Н/а: КРФ, гл.5

ФЗ от 26 окт. 1994 "Об осн-ых гарантиях прав граждан РФ", СЗРФ 94 г.,

№ 33

ФЗ от 21 апр. 1995 г. "О выборах Президента РФ"

ФЗ от 21 июня 1995 г. "О выборах депутатов ГД ФС РФ", Собрание актов

Презид. и пр-ва РФ (СаПП) 95 г., № 41

ФЗ от 5 дек. 1995 г. "О порядке формирования СФ ФС РФ", СаПП 95 г., №

42.

"Основные положения о выборах в органы местного самоуправления" от 29

окт. 1993 г., СаПП, 93 г., № 44.

"Избират. кодекс Воронежской области", газета "Коммуна" август 1995

г.

1. Избир. право – это совокупность юр. норм, закрепляющих принципы,

порядок организации и проведения выборов в органы гос. власти и местного

самоуправления (институт гос. права)

Избир. система – это совокупность общ отношений, складывающихся в

процессе выборов.

Различают 2 избир. системы – мажоритарную и пропорциональную. Также

различают мажоритарную систему абсолютного большинства и относит.

большинства.

При мажоритарной системе абсол. большинства избит. признается

кандидат, получивший 50 % + 1 голос от принявших участие в голосовании при

условии, что избир. кворум был обеспечен.

При мажорит. системе относит. б-ва победившим считается кандидат,

кот. получил наибольшее число голосов по сравнению с другими кандидатами

при условии, что избир. кворум был обеспечен (Гос. Д. – 25 %, П. –50 %).

Под системой пропорцион. представ. понимается распределение мест в

закон. органе гос. власти между политич. партиями и избир. объединениями

(или блоками), перешагнувшими избир. барьер согласно полученным ими

голосам.

2. Принципы избир. права - это основные начала, которые определяют х-

р и направления правового регулирования, складывающихся в процессе выборов

общественных отношений.

Принципы избирательного права:

1. Выборы в РФ свободные

2. Принцип всеобщего избир права

3. Равное избир. право (каждый имеет 1 голос)

4. Прямое избир. право (непоср. избир. президент, депут. ГД, мэры,

губернаторы)

5. Тайное голосование

6. Принцип участия общественности в организации и проведении выборов.

Выражается в

а) выдвижение кандидатов собранием граждан по месту учебы, службы,

жительства и полит. партиями и общ. движениями

б) участие граждан в работе избир. комиссий, предвыборная агитация

в) контроль общественности за законностью проведения выборов на всех

стадиях избир. компании.

7. Сочетание мажорит. и пропорц. избир. систем означает, что часть

депутатов избир. по пропорц. системе, часть – по маж.

Например: при выборах ГД: 225 (50 %) избир по одномандатным избир.

округам, а 225 на основе пропорционального представительства по общефедер.

избир. округу.

8. Гласность (право знать рез-ты)

9. Финансирование мероприятий, связанных с организацией проведения

выборов осуществляется в основном за счет гос. бюджета.

10. Гарантии прав избир. и кандидатов при выборах

3. Списки избирателей являются гарантией всеобщности выборов. В эти

списки включаются граждане РФ, имеющие постоянное место жительства на

территории соотв. из. участка и достигшие на день выборов 18 лет. Не

включаются в списки граждане:

1) призн. судом недееспособными

2) осужденные к лишению свободы по вступившему в з-ную силу приговору

суда

3) иностр. гр-не и лица без гражданства.

Избиратель может быть включен в основной список избир. только на 1

избир. участке. Списки избир. подписыв. председателем и секретарем изб. к.

и представляются для всеобщего ознакомления не позднее, чем за 30 дней до

дня выборов. В дополнит. список включаются избиратели, фамилии кот.

пропущены в списке, избир. поселившихся на тер-рии избир. участка после

составления осн. списка, избир., находящихся в командировках, больницах и

т.д. Избиратель может обратиться в избир. к. по поводу неправильности в

списках. Такая жалоба рассматр. в течение 24 часов. Отказ у. и. к. внести

исправления в список избирателей можно обжаловать в суд по месту нахождения

из. уч.

Выборы Президента РФ, законод. органов и органов местного самоупр.

производятся по избир. округам. Округ – это территориальная единица, в кот.

баллотируется кандидат. Округа могут быть одно и много мандатные. В

одномандатном избир. округе избирается 1 депутат. При этом число

кандидатов, участвующих в выборах по данному округу, не ограничивается.

Требования к формированию изб округов:

1. Не менее 2 изб. округа на территории субъекта РФ.

2. Равенство избир. округов по числу избирателей в пределах 1

субъекта РФ – возможны отклонения до 15 %.

3. Изб. округ не может состоять из не граничащих между собой

территорий.

Пример: В последн. выб. – 107 602 000 человек. Избир. 225 депутатов.

Какова численность избир. на 1 округ – 478 000.

Списки одномандатных избир. округов при выборах деп. ГД публикуются

ЦИК не позднее, чем за 108 дней до выборов.

Изб. участки образуются главами мест. администр. для проведения

голосования и подсчета голосов избир. не позднее, чем за 60 дней до выборов

с соблюд. след требований:

1. Число избир. не менее 3000

2. Соблюдение границ админ.-тер. деления

3. В районах крайнего севера РКС и иных малонас. р-нах допускается

образование и.у. из расчета 20 избир.

4. Недопустимость пересечения границ и. о. границ и. у.

В санаториях, профилакториях, на судах в плавании образ. и.у. в тот

же срок, а в исключ. случаях – не позднее, чем за 5дней до дня выборов.

И.У. для граждан, пребывающих на территории ин. гос-ва обр.

руководителями дипломатич. и консульских учреждений на тер-рии страны их

пребывания.

4.

Подготовку и проведение выборов в РФ осуществляют:

1 – ЦИК РФ

2 – Избир. комиссии субъектов РФ

3 – Окружные избир. комиссии

4 – Территориальные и. кю (районные, городские)

5 – участковые и.к.

ЦИК формируется не позднее, чем за 70 дней до выборов в ГД в кол-ве

15 человек, кот. назначаются в равном числе (по 5 человек) ГД, СФ,

Президентом РФ.

Председатель ЦИК избирается тайным голосованием из числа членов.

Члены изб. к. и председатель должны иметь высшее юр. образование или ученую

степень в области права. ЦИК, избир. к. субъектов РФ, окружные И,К, -

постоянно действующие органы, срок их полномочий 4 года.

5. Выдвижение депутатов ГД произв. непоср. избирателями, избир.

объединениями, изб. блоками.

К общефедер. изб. объединениям относятся:

1 – Общефед. партии и массовые политич. движения, кот.

зарегистрированы не позднее, чем за 6 месяцев до выборов

2 – Блок общефедер. партий и общефед. движений на период проведения

выборов (Блок Ивана Рыбкина, конгресс русских общин, блок независимости).

Выдвижение кандидатов в депутаты проводится на съездах, конференциях

с указанием округа, в кот. будет баллотироваться депутат.

Выдвижение кандидатов в депутаты ГД, избираемых по одноманд. и.о.,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.