Лекции по конституционному праву
самоуправления.
б) РФ – федеральное гос-во.
По форме гос устройства гос. делятся на унитарное гос-во и
федеральное. Унитарное – не имеет в своей внутренней тер. структуре других
государств. Федерация – объединение 2-х или нескольких государств в одно
гос-во, кот. обеспечивается гос. единство всех входящих в его состав гос. и
сохраняется за ними определенная политико-юридич. самостоятельность –
Россия, США.
РФ была образована в результате создания в ее составе ряда автономных
гос-в и авт. гос. нац. образований народов, населяющих территорию России.
Отношения РФ с ее субъектами строятся на основании договора от 31
марта 1992 г. "О разграничении предметов ведений и полномочий между гос.
фед. органами РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ, а
также двусторонними соглашениями, например, с республикой Татарстан.
В КРФ закреплено 89 равноправных субъектов федерации в ст. 65.
Субъекты РФ, в т.ч. республики не являются независимыми гос-вами.
в) РФ – правовое гос-во
Правовым государством, явл-ся гос-во, кот. во всей своей деятельности
подчиняется право и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод
человека.
Правов. гос-во обл. признаками:
1 – высший приоритет прав и свобод человека и гражданина. Оно
признает нерушимость прав и свобод, обязанность соблюдать и защищать их –
ст. 2.
2 – Независимость суда как главного механизма гарантии прав и свобод
– ст. 1203 – Верховенство закона – все субъекты общ. отношений должны собл.
з-н – ст. 15(2)
4 – Верховенство КРФ по отношению ко всем норм. актам – ст. 15 (1,3)
5 – Приоритет международного права – ст. 15 (4)
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные
договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.
г) Республиканская форма правления.
Разл. монархия и республика (выборность и сменяемость главы гос-ва).
Республика бывает президентской или парламентской.
В современных странах существует форма правления, сочетающая черты
през. и парл. республ.
РФ полупрез.
1) всеобщее голосов. на выборах презид.
2) П. имеет право роспуска парламента
3) вместе с П. действует председ. пр-ва министры в опр. мере
ответств. перед парламентом
4) П. вправе выражать недоверие пр-ву, но вопрос об отставке пр-ва
решается президентом.
д) РФ – соц. гос-во, ст. 7(1,2)
РФ – социальное гос-во, политика которого направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Основные направления соц. политики –ч. 2 ст. 7:
1 – охрана труда и здоровья людей
2 – установление гарантированного минимального размера оплаты труда
3 – обеспечение гос. поддержки семьи, материнства, отцовства и
детства
4 – развитие системы соц. служб
5 – установление гос. пенсий, пособий и иных гарантий соц. защиты
е) РФ – светское гос-во, ст. 14
1. РФ – светское гос-во. Никакая религия не может устанавливаться в
качестве государственной или обязательной
2. Религиозные объединения отделены от гос-ва и равны перед законом.
В соответствии с ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" от
26 сент 1997 г. гос-во:
1) не вмешивается в определении гражданином своей религии, в
воспитании детей родителями или лицами, их заменяющими в соотв. со своими
убежд. и учетом прав ребенка на свободу совести и вероисповедания
2) не возлагает на религиозн. объединение выполнение ф-ций гос.
власти и других органов
3) не вмешивается в деятельность общ организаций, если она не
противоречит з-ну
4) обеспечивать светский х-р образования в гос. и муницип. образов.
учреждениях
Религиозн.- объединение не участвует в выборах органов гос. власти и
местного самоупр., не вмеш в деятельность партий и полит. объед и не оказ.
им помощь.
Клерикальное гос-во – церковь влияет на гос-во, в школах религиозн.
предм. Иран, Турция
ж) эконом. основа – ст. 8
1. В РФ гарантируется единство эконом. пространства, свободное
перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конституции,
свобода экономической деятельности
2. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, гос.,
муниципальная и иные формы собственности.
Частная собств. делится на собственность гражданина и юр. лиц.
Гос. собственность выступает в виде
1) федеральной
2) собст. субъектов федерации
3) муницип. – собств. р-на, города и вход. в них адм.-тер.
образований.
з) суверенитет – свойство гос-ва самост. и независимо от власти др.
гос-в осуществлять свои ф-ции на его территории и в междунар. общении.
Суверенитет означает:
1) верховенство гос. власти
2) единство гос. власти (единая система органов гос. власти)
3) независимость (самостоятельность в отношениях с др. гос-ва)
Декларация о гос. суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 провозгласила
суверенитет (гос) РФ на всей территории. Впервые носителем суверенитета и
источником гос. власти является многонац. народ и закрепляется его право на
непосредственное осуществление гос. власти.
Декларация предусм. политич., эконом. и правовые гарантии
суверенитета РФ. Они включают:
1. Полноту власти федерации при решении всех вопросов гос. или общ.
жизни
2. Верховенство КРФ и других з-нов на всей территории
3. Исключительное право народа на владение, пользование, распоряжение
нац. богатством.
4. Полномочное представительство РФ в зарубежных странах
5. Невозможность изменения границ территории РФ без волеизъявления
народа выраженного путем референдума
6. Право свободного выхода из СССР
3. Понятие нар. суверенит. повт. вопр. 2а.
В зависимости от формы волеизъявления народа различают
представительную и непосредственную демократию.
Представительная – это осуществление народом власти через выборных
полномочных представителей (гос. органы и органы местного самоуправления).
Непосредственная демократия – это форма непосредственного
волеизъявления народа или каких-либо групп населения.
Референдум – это всенародное голосование граждан по законопроектам,
действующим законам и другим вопросам гос. значения. Наряду с общегос.
референдумом возможно проведение референдума на уровне субъекта федерации и
местного самоуправления.
Выборы – это участие граждан в формировании гос. власти и местного
самоуправления путем тайного голосования.
Способы формирования политической воли народа
1. Референдум
2. Иные формы политического волеизъявления в обществе
н/а ФЗ "О референдуме" от 10 окт. 1995 г.
1.
В России проводилось 3 референдума
1. 17 марта 1991 г. – о введении поста Президента РФ
2. 25 апреля 1993 г. – вопрос о доверии Президенту РФ, обоб одобрении
соц.-эконом. политики, о проведении досрочных выборов Президента РФ,
народных депутатов
3. 12 дек. 1993 г. – о принятии новой КРФ.
В соответствии со ст. 84 КРФ назначает референдум Президент РФ.
На референдум не могут выноситься вопросы:
1. изменение статуса субъектов РФ
2. Досрочное прекращение или продление срока полномочий и досрочное
формирование, досрочных выборов Президента РФ, Гос. Думы и СФ РФ.
3. Принятие и изменение федерального бюджета, исполнение и изменение
внутренних финансовых обязательств гос-ва
4. Введение, изменение и отмена фед. налогов и сборов и освобождение
от их уплаты
5. принятие чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и
безопасности населения
6. Амнистии и помиловании
В референдуме имеют право участвовать все граждане РФ, достигшие на
день проведения рефер. 18 лет.
Не имеют право участвовать граждане РФ, признанные судом
недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору.
Инициатива проведения реф. принадлежит:
Не менее, чем 2 млн. граждан РФ, при условии, что на территории
субъекта проживает не более 10 % из них.
2. Конституционному собранию в случае принятия новой К, или
пересмотра глав 1, 2, 9.
Подготовку и проведение рефер. в РФ осуществляет Центральная
Избирательная Комиссия РФ – ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов РФ,
территориальные (районные, городские и др.) комиссии по проведению
референдума, участковые комиссии по проведению референдума.
Порядок голосования на референдуме РФ - ст. 33 ККЗ "О референдуме".
Центр. ком. реф. не позднее чем за 10 дней после дня референдума
определяется его результаты. Референдум признается состоявшимся, если в нем
приняли участие более половины граждан, имеющих право уч. в нем. Решение
принято. если за него проголосовало более 50 % избирателей, принявших
участие в референдуме. Принятое на реф. решение и итоги голосования
подлежат официальному опубликованию Центр. Ком. реф. не позднее 3-х дней
после определения результатов. Решение вступает в силу со дня его
официального опубликования, если иное не предусмотрено в формулировке
вопроса, принятого на референдуме.
2.
1. Собрание избирателей
2. Собрание граждан территориальной единицы (сельский сход, казачий
круг, гор. митинг)
3. Индивид. и коллективные обращения в гос. органы и органы местного
самоуправления
4. Митинги, демонстрации, акции протеста
Избирательная система РФ
1. Понятие избирательной системы и избирательного права
2. Принципы участия граждан в выборах
3. Гарантии избир. прав граждан при составлении списков избирателей,
избир. округов и избир. участков
4. Обеспечение избир. прав граждан избир. комиссиями
5. Выдвижение и регистрация кандидатов. Их правовой статус.
6. Предвыборная агитация и финансирование выборов.
7. Порядок голосования, подсчет голосов избирателей, установление
результатов выборов и их опубликование
8. Ответственность за нарушение избир. законодательства.
Н/а: КРФ, гл.5
ФЗ от 26 окт. 1994 "Об осн-ых гарантиях прав граждан РФ", СЗРФ 94 г.,
№ 33
ФЗ от 21 апр. 1995 г. "О выборах Президента РФ"
ФЗ от 21 июня 1995 г. "О выборах депутатов ГД ФС РФ", Собрание актов
Презид. и пр-ва РФ (СаПП) 95 г., № 41
ФЗ от 5 дек. 1995 г. "О порядке формирования СФ ФС РФ", СаПП 95 г., №
42.
"Основные положения о выборах в органы местного самоуправления" от 29
окт. 1993 г., СаПП, 93 г., № 44.
"Избират. кодекс Воронежской области", газета "Коммуна" август 1995
г.
1. Избир. право – это совокупность юр. норм, закрепляющих принципы,
порядок организации и проведения выборов в органы гос. власти и местного
самоуправления (институт гос. права)
Избир. система – это совокупность общ отношений, складывающихся в
процессе выборов.
Различают 2 избир. системы – мажоритарную и пропорциональную. Также
различают мажоритарную систему абсолютного большинства и относит.
большинства.
При мажоритарной системе абсол. большинства избит. признается
кандидат, получивший 50 % + 1 голос от принявших участие в голосовании при
условии, что избир. кворум был обеспечен.
При мажорит. системе относит. б-ва победившим считается кандидат,
кот. получил наибольшее число голосов по сравнению с другими кандидатами
при условии, что избир. кворум был обеспечен (Гос. Д. – 25 %, П. –50 %).
Под системой пропорцион. представ. понимается распределение мест в
закон. органе гос. власти между политич. партиями и избир. объединениями
(или блоками), перешагнувшими избир. барьер согласно полученным ими
голосам.
2. Принципы избир. права - это основные начала, которые определяют х-
р и направления правового регулирования, складывающихся в процессе выборов
общественных отношений.
Принципы избирательного права:
1. Выборы в РФ свободные
2. Принцип всеобщего избир права
3. Равное избир. право (каждый имеет 1 голос)
4. Прямое избир. право (непоср. избир. президент, депут. ГД, мэры,
губернаторы)
5. Тайное голосование
6. Принцип участия общественности в организации и проведении выборов.
Выражается в
а) выдвижение кандидатов собранием граждан по месту учебы, службы,
жительства и полит. партиями и общ. движениями
б) участие граждан в работе избир. комиссий, предвыборная агитация
в) контроль общественности за законностью проведения выборов на всех
стадиях избир. компании.
7. Сочетание мажорит. и пропорц. избир. систем означает, что часть
депутатов избир. по пропорц. системе, часть – по маж.
Например: при выборах ГД: 225 (50 %) избир по одномандатным избир.
округам, а 225 на основе пропорционального представительства по общефедер.
избир. округу.
8. Гласность (право знать рез-ты)
9. Финансирование мероприятий, связанных с организацией проведения
выборов осуществляется в основном за счет гос. бюджета.
10. Гарантии прав избир. и кандидатов при выборах
3. Списки избирателей являются гарантией всеобщности выборов. В эти
списки включаются граждане РФ, имеющие постоянное место жительства на
территории соотв. из. участка и достигшие на день выборов 18 лет. Не
включаются в списки граждане:
1) призн. судом недееспособными
2) осужденные к лишению свободы по вступившему в з-ную силу приговору
суда
3) иностр. гр-не и лица без гражданства.
Избиратель может быть включен в основной список избир. только на 1
избир. участке. Списки избир. подписыв. председателем и секретарем изб. к.
и представляются для всеобщего ознакомления не позднее, чем за 30 дней до
дня выборов. В дополнит. список включаются избиратели, фамилии кот.
пропущены в списке, избир. поселившихся на тер-рии избир. участка после
составления осн. списка, избир., находящихся в командировках, больницах и
т.д. Избиратель может обратиться в избир. к. по поводу неправильности в
списках. Такая жалоба рассматр. в течение 24 часов. Отказ у. и. к. внести
исправления в список избирателей можно обжаловать в суд по месту нахождения
из. уч.
Выборы Президента РФ, законод. органов и органов местного самоупр.
производятся по избир. округам. Округ – это территориальная единица, в кот.
баллотируется кандидат. Округа могут быть одно и много мандатные. В
одномандатном избир. округе избирается 1 депутат. При этом число
кандидатов, участвующих в выборах по данному округу, не ограничивается.
Требования к формированию изб округов:
1. Не менее 2 изб. округа на территории субъекта РФ.
2. Равенство избир. округов по числу избирателей в пределах 1
субъекта РФ – возможны отклонения до 15 %.
3. Изб. округ не может состоять из не граничащих между собой
территорий.
Пример: В последн. выб. – 107 602 000 человек. Избир. 225 депутатов.
Какова численность избир. на 1 округ – 478 000.
Списки одномандатных избир. округов при выборах деп. ГД публикуются
ЦИК не позднее, чем за 108 дней до выборов.
Изб. участки образуются главами мест. администр. для проведения
голосования и подсчета голосов избир. не позднее, чем за 60 дней до выборов
с соблюд. след требований:
1. Число избир. не менее 3000
2. Соблюдение границ админ.-тер. деления
3. В районах крайнего севера РКС и иных малонас. р-нах допускается
образование и.у. из расчета 20 избир.
4. Недопустимость пересечения границ и. о. границ и. у.
В санаториях, профилакториях, на судах в плавании образ. и.у. в тот
же срок, а в исключ. случаях – не позднее, чем за 5дней до дня выборов.
И.У. для граждан, пребывающих на территории ин. гос-ва обр.
руководителями дипломатич. и консульских учреждений на тер-рии страны их
пребывания.
4.
Подготовку и проведение выборов в РФ осуществляют:
1 – ЦИК РФ
2 – Избир. комиссии субъектов РФ
3 – Окружные избир. комиссии
4 – Территориальные и. кю (районные, городские)
5 – участковые и.к.
ЦИК формируется не позднее, чем за 70 дней до выборов в ГД в кол-ве
15 человек, кот. назначаются в равном числе (по 5 человек) ГД, СФ,
Президентом РФ.
Председатель ЦИК избирается тайным голосованием из числа членов.
Члены изб. к. и председатель должны иметь высшее юр. образование или ученую
степень в области права. ЦИК, избир. к. субъектов РФ, окружные И,К, -
постоянно действующие органы, срок их полномочий 4 года.
5. Выдвижение депутатов ГД произв. непоср. избирателями, избир.
объединениями, изб. блоками.
К общефедер. изб. объединениям относятся:
1 – Общефед. партии и массовые политич. движения, кот.
зарегистрированы не позднее, чем за 6 месяцев до выборов
2 – Блок общефедер. партий и общефед. движений на период проведения
выборов (Блок Ивана Рыбкина, конгресс русских общин, блок независимости).
Выдвижение кандидатов в депутаты проводится на съездах, конференциях
с указанием округа, в кот. будет баллотироваться депутат.
Выдвижение кандидатов в депутаты ГД, избираемых по одноманд. и.о.,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|