Личные (гражданские) права и свободы в конституциях США и Испании (сравнительный анализ)
способствуют организации досуга людей; на государство возлагается принятие
мер по оказанию помощи, лечению и оздоровлению физически или психически
ослабленных людей; государство гарантирует престарелым гражданам получение
материальных средств посредством периодически пересматриваемого
законодательства.
Конституция возлагает на государство обязанности, казалось бы прямо не
относящиеся к отдельной личности, но касающиеся всего сообщества людей. К
таким обязанностям относится поощрение доступа к культуре, развитие науки,
научных и технических исследований в общих интересах, наблюдение за
разумным использованием природных ресурсов, гарантирование сохранения и
защиты исторического, культурного и художественного наследия народов
Испании, способствование в создании необходимых условий для пользования
благоустроенным жильем.
На конституционный уровень поднято и регулирование ограничений прав и
свобод, которые могут потребоваться при введении в стране чрезвычайного или
осадного положения. При таких обстоятельствах могут приостанавливаться ряд
прав и свобод, а именно: право на свободу и безопасность,
неприкосновенность жилища и тайна почтовых, телеграфных и телефонных
сообщений; право на свободное избрание местожительства и передвижения по
национальной территории; свобода выражения мнений, право на распространение
публикаций и другие средства передачи информации, в обычных условиях
рассматриваемых судом; свобода собраний и манифестаций, право на
забастовку, право на конфликт, т.е. право на локаут со стороны
предпринимателей. Особо выделяются (п. 2 ст. 55 конституции) ограничения в
борьбе против терроризма, а именно приостанавливаются нормы о сроке
предварительного задержания (в обычное время — максимум 72 часа), о
неприкосновенности жилища и тайны почтовых, телеграфных и телефонных
сообщений. Последние меры имеют цель облегчить борьбу полиции с
терроризмом, который до принятия и во время выработки конституции был
весьма активным.
Юридические гарантии защиты прав и свобод выражаются, таким образом, в
трех формах: обращение в обычные суды, обращение в Конституционный суд и
обращение к Народному защитнику — разновидности омбудсмана (ст. 54
конституции). Народный защитник избирается на 5 лет Генеральными кортесами
и имеет своей задачей обеспечение защиты основных прав и свобод граждан.
Его полномочия ограничиваются лишь их частью, хотя и значительной, а именно
теми правами, которые закреплены в первом разделе конституции, и исключают
другие возможности для граждан, вытекающие из норм основного закона. Он
только "охраняет" указанные права и свободы граждан, но не является
гарантом соблюдения для граждан всех норм основного закона.
Народный защитник может по долгу службы или по чьему-либо требованию
(физического или юридического лица) начать и проводить расследование в
отношении действий и решений публичной администрации и ее представителей по
отношению к гражданам. Полномочия Народного защитника распространяются на
деятельность министров, административных властей, любого лица, состоящего
на службе в публичной администрации. К народному защитнику могут обращаться
и парламентарии. При выявлении злоупотреблений, произвола, дискриминации,
ошибки, небрежности или упущения какого-либо служащего Народный защитник,
выявив мнение нарушителя, ставит в известность вышестоящих руководителей.
Не будучи правомочным изменять или отменять акты и решения публичной
администрации, Защитник может предлагать изменение критериев при их
применении, может обращаться с предложением об изменении норм в
законодательный орган или к администрации, а также когда он считает какой-
либо акт противоречащим основному закону, то может обращаться в
Конституционный суд. Защитник ежегодно отчитывается перед Генеральными
кортесами.
Названные средства защиты не исключают возможности обращения в
международные органы по защите прав человека, в частности, в органы ООН и
Совета Европы. 11 июня 1981 г. Испания признала для себя обязательной
компетенцию Европейской комиссии по правам человека и Европейского суда по
правам человека. Следовательно, испанские граждане, как впрочем, иностранцы
и лица без гражданства, могут предъявлять иски к испанскому государству по
поводу нарушения прав и свобод, закрепленных в Европейской конвенции по
правам человека 1950 г. и в дополнительных протоколах к ней.
4.Сравнительный анализ декларирования личных прав и свобо конституций США и
Испании.
| | | |
| |США |Испания |
|Личные права и свободы | | |
| |Поправка V | Статья 15. |
|Право на жизнь |Никто не должен |Все имеют право на |
| |привлекаться к |жизнь, на |
| |ответственности за |физическую и |
| |преступление, |моральную |
| |караемое смертью, |неприкосновенность |
| |или иное позорящее |и ни в коем случае |
| |преступление иначе |не могут |
| |как по |подвергаться пыткам|
| |постановлению или |или негуманным или |
| |обвинительному |унизительным |
| |акту, вынесенному |наказаниям. |
| |большим жюри, за |Смертная казнь |
| |исключением случаев|отменяется, за |
| |возбуждения дел, |исключением |
| |касающихся состава |случаев, |
| |сухопутных и |предусмотренных |
| |морских сил либо |военно-уголовными |
| |милиции, когда |законами, |
| |последняя в связи с|действующими во |
| |войной или |время войны. |
| |угрожающей обществу| |
| |опасностью | |
| |находится на | |
| |действительной | |
| |службе; никто не | |
| |должен дважды | |
| |отвечать жизнью или| |
| |телесной | |
| |неприкосновенностью| |
| |за одно и то же | |
| |правонарушение; | |
| |никто не должен | |
|Свобода и личная |принуждаться | |
|неприкосновенность |свидетельствовать | |
| |против самого себя | |
| |в уголовном деле; | |
| |никто не должен | |
| |лишаться жизни, | |
| |свободы или | |
| |имущества без | |
| |законного судебного| |
| |разбирательства; | |
| |никакая частная | |
| |собственность не | |
| |должна отбираться | |
| |для общественного | |
| |пользования без | |
| |справедливого | |
| |вознаграждения. | |
| |Поправка 4 | |
| |Право народа на |Статья 17. |
| |охрану личности, |1. Каждый человек |
| |жилища, бумаг и |имеет право на |
| |имущества от |свободу и |
| |необоснованных |безопасность. Никто|
| |обысков и арестов |не может быть лишен|
| |не должно |своей свободы |
| |нарушаться, и |иначе, как в |
| |ордера на обыск или|соответствии с |
| |арест не будут |положениями |
| |выдаваться без |настоящей статьи и |
| |достаточных |в случаях и форме, |
| |оснований, |предусмотренных |
| |подтвержденных |законом. |
| |присягой или |2. Предварительное |
| |торжественным |заключение не может|
| |заявлением. Такие |длиться дольше, чем|
| |ордера должны |это необходимо для |
|Достоинство личности |содержать подробное|выяснения всех |
| |описание места |обстоятельств дела,|
| |обыска, а также |и в любом случае — |
| |подлежащих аресту |максимум семьдесят |
| |лиц или имущества. |два часа, по |
| | |истечении которых |
| | |задержанный должен |
| | |быть либо |
| | |освобожден, либо |
| | |передан судебным |
| | |властям. |
| | |3. Каждый |
| | |задержанный должен |
| | |быть немедленно и в|
| | |понятной форме |
| | |информирован о |
| | |своих правах и |
| | |основаниях |
| | |задержания, и не |
| | |может быть |
| | |принужден давать |
|Свобода совести | |показания. |
| | |Задержанному |
| | |гарантируется |
| | |помощь адвоката при|
| | |осуществлении |
| | |полицейских и |
| |Поправка Х11Р |судебных актов в |
| |Раздел 1. Ни в |порядке, |
| |Соединенных Штатах,|предусмотренном |
| |ни в каком-либо |законом. |
| |другом месте, на |4. Закон регулирует|
| |которое |порядок применения |
| |распространяется их|процедуры «habe-as |
| |юрисдикция, не |corpus» в целях |
| |должно существовать|немедленного |
| |ни рабства, ни |предоставления в |
| |подневольных работ,|распоряжение суда |
| |кроме случаев |каждого, |
| |наказания за |задержанного |
| |преступление, за |незаконно. Законом |
| |совершение которого|также определяется |
| |лицо было должным |максимальный срок |
| |образом осуждено. |предварительного |
| | |заключения. |
|Неприкосновенность жилища | |Статья 18. |
| | |1. Гарантируется |
| | |право на честь, |
| | |личную и семейную |
| | |интимность и на |
| | |собственное имя. |
| |Поправка V |2.Жилище |
|Тайна переписки |Конгресс не должен |неприкосновенно. |
|Свобода передвижения |издавать законов, |Вторжение в жилище |
| |устанавливающих |или обыск не могут |
| |какую-либо религию |производиться без |
| |или запрещающих ее |разрешения его |
| |свободное |хозяина или без |
| |вероисповедание, |предварительной |
| |либо ограничивающих|санкции суда, за |
| |свободу слова или |исключением случаев|
| |печати или право |задержания на месте|
| |народа мирно |преступления. |
| |собираться и |3. Гарантируется |
| |обращаться к |тайна сообщений, и,|
|Конституционные права |Правительству с |в частности, |
|личности связанные с |петициями об |почтовых, |
|судебной сферой: право |удовлетворении |телеграфных и |
|доступа к суду, право на |жалоб. |телефонных |
|получение квалифицированной| |сообщений, кроме |
|юридической помощи, | |случаев, |
|презумпция невиновности, | |предусмотренных |
|право обвиняемого на | |судебным решением. |
|защиту. | |4. Закон |
| | |ограничивает |
| | |использование |
| | |информации в целях |
| | |гарантии охраны |
| | |чести, личной и |
| | |семейной интимности|
| | |граждан и полного |
| | |осуществления ими |
| |Поправка III |своих прав. |
| |В мирное время ни |Статья 16. |
| |один солдат не |1. Гарантируется |
| |должен помещаться |свобода идеологии, |
| |на постой в |вероисповедания и |
| |какой-либо дом без |отправления культа,|
| |согласия его |осуществляемых |
| |владельца; во время|индивидами и их |
| |же войны это |сообществами без |
| |допускается только |каких-либо |
| |в порядке, |ограничений, кроме |
| |установленном |тех, которые |
| |законом. |необходимы для |
| |Поправка 4 |поддержания |
| |Поправка 4 |общественного |
| |Прямого указания |порядка, |
| |нет, но |охраняемого |
| |Поправка IX |законом. |
| |Перечисление в |2. Никто не может |
| |Конституции |быть обязан |
| |определенных прав |объявлять о своей |
| |не должно |идеологии, религии |
| |толковаться как |и верованиях. |
| |отрицание или |3. Никакое |
| |умаление других |верование не может |
| |прав, сохраняемых |иметь характера |
| |народом. |государственной |
| | |религии. Публичные |
| | |власти должны |
| | |принимать во |
| | |внимание |
| |Поправка 4,5 |религиозные |
| |Поправка VI |верования |
| |Во всех случаях |испанского общества|
| |уголовного |и поддерживать |
| |преследования |вытекающие из этого|
| |обвиняемый имеет |отношения |
| |право на скорый и |сотрудничества с |
| |публичный суд |католической |
| |беспристрастных |церковью и другими |
| |присяжных того |конфессиями. |
| |штата и округа, где|Статья 18 |
| |было совершено | |
| |преступление; | |
| |причем этот округ | |
| |должен быть заранее| |
| |установлен законом;| |
| |обвиняемый имеет | |
| |право на | |
| |информирование о | |
| |характере и | |
| |основаниях |Статья 18 |
| |обвинения, на очную|Статья 19. 1. |
| |ставку с |Испанцы имеют право|
| |показывающими |свободно избирать |
| |против него |свое |
| |свидетелями, на |местожительство и |
| |принудительный |передвигаться по |
| |вызов свидетелей, |национальной |
| |показывающих в его |территории. |
| |пользу, и на помощь|Они также имеют |
| |адвоката для своей |право свободно |
| |защиты. |въезжать в Испанию |
| |Поправка XI |и выезжать из нее |
| |Судебную власть |на условиях, |
| |Соединенных Штатов |установленных |
| |нельзя |законом. Это право |
| |истолковывать как |не может быть |
| |распространяющуюся |ограничено по |
| |на любое судебное |политическим или |
| |дело, решаемое по |идеологическим |
| |закону или по праву|мотивам. |
| |справедливости, |Статья 24. 1. Все |
| |если это дело |граждане имеют |
| |начато или ведется |право на |
| |против одного из |эффективную |
| |штатов гражданами |судебную защиту при|
| |другого штата либо |осуществлении своих|
| |гражданами или |прав и законных |
| |подданными |интересов; ни в |
| |иностранного |коем случае не |
| |государства. |может быть отказано|
| | |в такой защите. |
| | |2. Равным образом |
| | |каждый может быть |
| | |судим только судом,|
| | |определенным |
| | |законом, иметь |
| | |защиту и |
| | |использование |
| | |адвокатской помощи,|
| | |право знать о |
| | |предъявляемых |
| | |обвинениях, иметь |
| | |право на открытое |
| | |судебное |
| | |разбирательство, |
| | |осуществляемое в |
| | |установленные сроки|
| | |с соблюдением всех |
| | |гарантий, право |
| | |пользоваться всеми |
| | |средствами при |
| | |своей защите, право|
| | |свидетельствовать |
| | |против себя, не |
| | |признавать себя |
| | |виновным, право на |
| | |презумпцию |
| | |невиновности. |
| | |Закон определяет |
| | |случаи, когда на |
| | |основании родства |
| | |или соблюдения |
| | |профессиональной |
| | |тайны дача |
| | |показаний о |
| | |действиях, |
| | |считающихся |
| | |преступными, не |
| | |является |
| | |обязательной. |
5.Заключение.
Таким образом, конституции обеих стран обеспечивают довольно
высокий уровень личных прав и свобод, принятых в демократическом обществе.
Многие положения во многом схожи, но имеют определенные отличия,
обусловленные различием в подходе к реализации прав и свобод. Так, поправка
9 Конституции США прямо указывает, что в основу положен принцип «разрешено
все, что не запрещено законом». Поэтому личные права и сободы трактуются в
самом широком плане, не подвергаются подробному толкованию.
Дополнительный отпечаток на формулировки кионституционных положений
накладывает система «прецендентного права», существующего в США, когда
только суд может окончательно определить границы реализации личных прав.
В конституции Испании, на мой взгляд, использован другой подход. Личные
права и свободы более регламентированы. Читая конституцию Испании, невольно
обращаешь внимание на схожесть с ней конституции РФ. На мой взгляд, здесь
проявляется схожесть исторических судеб народов, приученных к сторогой
регламентации своей жизни, минимальным правам и обширным обязанностям.
Конституция Испания написана сравнительно недавно (в отличие от
Конституции США) на основе и с учетом современных исследований, поэтому для
нее и характерен более высокий уровень реализации. Юридическая наука не
стоит на месте (с момента написания Конституции США прошло уже более 200
лет), что и позволило Испании написать и принять конституцию с учетом
исторического опыта других стран.
Вместе с тем, сравнивая конституции США, Испании и РФ нельзя говорить о
том, где больше личных прав и свобод, а где меньше,и, исходя из этого,
делать вывод о степени демократизации общества. В конечном счете, уровень
личной свободы и личной безопасности граждан определяется не только широтой
декларирования свобод и прав, но и способностью государства обеспечить их
выполнение. В этом ключе, Испания (и Россия) отстают от США.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Конституции зарубежных государств. Учебное пособие.2-е изд., исправ. и
доп.-М:Издательство БЕК. – 586 с.
2.Верховенство права. М.: Прогресс-Универс, 1992.
3.Жуков О.А. Верховный суд США: право и политика. М.: 1985.
4.Защита прав человека в современном мире. М.: ИГП РАН, 1993.
5.Иностранное конституционное право. М.: Юристь, 1996.
6.Мишин А.А. Государственное право США. М.: Наука, 1976.
7.Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США. Политико-правовой
комментарий. М.: ЮЛ, 1985.
8.Егоров С.А. Конституционализм в США: политико-правовые аспекты. М.:
Наyкa, 1993.
9.Конституционное (государственное) право зарубежных стран.
Учебник.Отв.ред. Б.А.Страшун, БЕК,1995.
10. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран.-М.: Юрист,1997.
11..Фрвдмэн Л. Введение в американское право. М.: Прогресс-Универс,
1993.
12.Харрел М.Э., Андерсон Б. Равное правосудие на основе закона.
Верховный суда жизни Америки. М.: Манускрипт, 1995.
13.Эбэеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. М.: Пул, 1992.
Страницы: 1, 2
|