Магдебургское право и его роль в социально-экономической жизни городов Беларуси
от 29 января 1648 г. доктору Крыштофу Винку, «кандидату медицины», и
«аптекарю и цирюльнику» Матияшу Валериану Петтигеру разрешалось открыть в
Слуцке аптеку. Таким образом, в первой половине XVII в. можно насчитать 48
профессий, что превышает более чем вдвое количество ремесленных профессий в
Слуцке в XVI веке.
Общего количества ремесленников в городе документы этого периода не
называют. Лишь в налоговом реестре 1648 года значатся 79 пекарей и
перекупщиков, 182 «всяких ремесленников», 19 мясников и 14 скоморохов и
дударей. С подмастерьями и учениками ремесленников в городе было несколько
сот. Эти данные свидетельствуют о развитии ремесленного производства в
Слуцке в первой половине XVII века, о дифференциации и специализации
ремесла.
В середине XVI века ( 1552 г.) в Клецке упоминается несколько
ремесленных профессий. В 1569 году здесь названы замковые ремесленники –
кузнец, каретник, шорник. В инвентаре Клецка 1575 года записаны 41
ремесленник и 26 профессий. Данные инвентарных книг Клецка второй половины
XVI – первой половины XVII века свидетельствуют об относительном
постоянстве одних и тех же ремесленных профессий в одной семье. Из них
также видно, как происходил переход ремесленников к новым профессиям. Это
прослеживается по инвентарям первой половины XVII века: в ряде случаев
указаны даже родственники – братья и сыновья, освоившие новые профессии.
Ремесленные профессии горожан в XVI – первой половине XVII в. можно
разделить на 7 больших групп ( по основным направлениям ремесленной
деятельности).
1. Кожевенное и меховое производство: кожевники, скорняки, шорники,
седельники и др.;
2. Изготовление пряжи, одежды, ткачество, обработка волокнистого сырья:
ткачи, вышивальщики и др.;
3. Обработка металла и оружейное производство: серебряники, золотых дел
мастера, кузнецы, жестянщики и др.;
4. Деревообработка, обработка минерального и животного сырья,
строительство: резчики по дереву и кости, гончары, каменотесы, мыловары и
др.;
5. Изготовление и обработка пищевых продуктов и напитков: хлебники,
мясники, калачники, винокуры, рыбаки и др.;
6. Транспортные профессии: возницы, перевозчики через реку, фурманы и др.;
7. Прочие профессии: иконописцы, художники, дудари, учителя, коновалы и др.
В целом по городам Беларуси в этот период было около 200 профессий,
причем общее количество профессий в частновладельческих городах было
значительно меньше, чем в великокняжеских. Это лишний раз подтверждает, что
ремесленное производство в частновладельческих городах, средних и малых, в
своем развитии отставало от развития в королевских городах, в значительной
мере крупных и средних.
Определенные виды ремесла, свойственные всем городам Беларуси,
развивались больше и интенсивнее там, где находились постоянные резиденции
магнатов ( здесь же была большая концентрация и замковых ремесленников ).
Эти виды развивались не только в связи с потребностями магнатов и их
дворов, но и в связи с потребностями постоянно находившихся в
частновладельческих городах гарнизонов. В городах шла дифференциация
ремесленных профессий.
Из-за недостатка данных трудно установить географическую специализацию
ремесла в отдельных городах, хотя некоторые различия и можно объяснить
преобладанием того или иного вида сырья в данном районе либо наличием
оживленного торгового пути, на котором находился город.
В большой степени ремесло городов служило удовлетворению нужд населения
городов и деревень. Ремесленники уже в XVI веке работали на рынок.
[ 2. стр.59-70]
& 2. Цеховая организация ремесла.
Город выполнял функции административного, военного и ремесленно-
торгового центра. Последняя особенно выразительно проявилась в XVI веке.
Именно это столетие дало расцвет ремесленно-цеховому производству. Цеховые
объединения ремесленников одной или нескольких близких профессий в
белорусских городах создавались, в первую очередь, с целью защиты
ремесленного производства от домогательств землевладельцев. Не менее важной
причиной было также стремление монополизировать производство и сбыт
товаров, ликвидировать возможную конкуренцию со стороны других
ремесленников в условиях узкого внутреннего рынка. [ 4. c. 83-84]
Феодальная система общественных связей и отношений создала почву, на
которой возникли различные объединения горожан, отражавшие типичные черты
социально-экономического развития белорусского феодального города.
Первостепенное значение имели цехи, объединявшие горожан в социально
очерченный, сословно организованный коллектив. Для того, чтобы заниматься в
городе ремеслом, мало было профессиональных знаний. Нужно было еще обрести
право на ремесленную деятельность в городе. Такое право горожанин
приобретал, вступив в цех.[ 6. стр.141-142]
Цехи объединяли ремесленников одной или нескольких профессий для лучшей
организации производства и сбыта продукции. Цеховая организация была
обусловлена общностью интересов мелких производителей-собственников,
узостью местного рынка, непосредственным контактом ремесленников каждой
специальности между собой, совместным использованием некоторых
производственных, складских и торговых помещений, корпоративной
обособленностью специальностей, характерной для феодального общества.
[ 4. стр.86.]
Самоуправление в городе могло охватывать лишь часть городских жителей,
так как оно в большинстве случаев не распространялось на тех, кто жил в
городе на участках частных владельцев и подчинялся их частной власти, но в
цех должны были входить все независимо от того, кому они подчинялись –
городской раде или частному владельцу. [ 6. стр.141-142]
В городах Беларуси работали цехи по обработке металлов, шкур,
изготовлению одежды, домашней утвари, ювелирных изделий и др. Цеховая
деятельность определялась уставами. В них регламентировалось производство и
сбыт продукции, качество сырья и готовых изделий, технология, время и
условия работы, процесс обучения и многое другое. [ 4. c. 83-84]
Материалы о белорусских цехах крайне скудны, но и по тем скупым
свидетельствам, которые сохранились, можно заключить, что ремесленные
объединения возникали и формировали свои уставы на основе давней традиции,
сложившейся задолго до получения магдебургского права. Так, 13 сентября
1580 года в раду Могилева явились калачники, хлебники, крупенники, орешники
(перечислено 77 фамилий). Они от себя и от «остальной братии, дома
оставшейся» занесли в книги рады города решение об избрании старосты,
которому поручили «радити водлуг стародавнего звычаю». Ни единым словом не
упоминается в этом документе магдебургское право и его предписания
относительно цеховой организации.
Каждый цех имел свой устав. В нем были сформулированы статьи, которые
обеспечивали мастерам осуществление ремесленной деятельности, ставили их в
особое правовое положение в городе по сравнению с теми, кто не состоял в
цехе.
[ 6. стр.141-142]
Устав давал ремесленникам определенную гарантию свободы деятельности,
корпоративную обособленность. Уставы регламентировали всю внутреннюю жизнь
цехов. [ 4. стр.87]
Цеховые привилегии, уставы и правила не были актами милости королевской
власти, магнатов или их наместников. Объединявшиеся в цехи ремесленники
сами добивались от властей актов, которыми закреплялись их льготы и
привилегии, оговаривались права и гарантии. Однако и магнаты были
заинтересованы в создании цеховых организаций и предоставляли такие права с
тем, чтобы устранить конкуренцию между ремесленниками одной или нескольких
близких профессий, устанавливать порядок, по которому казна получала бы
доход от горожан, чтобы подчинить мастеров цеховой верхушке, а подмастерьев
и учеников – мастерам. [ 4. стр.96.]
Уставы, изданные владельцем города, признавали за членами цеха
монопольное право на производство данного вида ремесленных изделий в
пределах города и гарантировали сохранение профессиональных тайн членами
цеха. Ремесленники, выдавшие профессиональную тайну, подвергались штрафу в
100 грошей в цеховую казну и тюремному заключению. В уставах фиксировались
корпоративные привилегии того вида ремесла, той профессии, к которым
относились ремесленники. Особенно тщательно оговаривались в уставах
монопольные права каждого цеха в разграничение деятельности ремесленников
смежных профессий. [ 4. стр.106]
Уставы давали ремесленникам каждой профессии преимущественное право
покупать необходимое им сырье для изготовления изделий. В уставах
кожевенников и сафьянников г. Слуцка 1662 года также регламентировался
порядок покупки сырья, причем шерсть с приобретенных шкур должна была
продаваться не торговцам, а чулочникам, магерникам, суконщикам и другим
ремесленникам, изготовлявшим изделия из шерсти. [ 4. стр.108]
В уставах предусматривалось право преимущественной продажи членами цеха
своей продукции. Так, в уставе слуцких ткачей 1664 года под угрозой уплаты
штрафа запрещалось «чужим купцам» полотна кроить и продавать. Однако любому
иногороднему разрешалось продавать свое полотно «целой штукой», а слуцким
мещанам и лавочникам в лавках, домах и на рынке раскроенные куски ткацкого
полотна продавать без всяких ограничений. Таким образом, интересы цеха не
должны были препятствовать внутригородской торговле. [ 4. стр.111]
Мастера обязаны были выпускать хорошую продукцию, «чтобы работа
правильная и хорошая была». Городские власти и администрация магната
требовали от цехов и цехмистров осуществления контроля за качеством
продукции. [ 6. стр.109] Устав запрещал членам цеха охаивать работу друг
друга и тем самым наносить ущерб. [ 4. стр.115]
В отличие от цехов королевских городов Беларуси цехи
частновладельческих часто получали заказы от владельца города и его
чиновников и офицеров. Существование замковых ремесленников, налаженная и
четко действовавшая вплоть до конца XVIII века система магнатских заказов
суживала связи цехов с рынком. Вместе с тем, несмотря на препятствия и
затруднения, такие связи развивались. На рынках городов ремесленники имели
лавки для продажи своих товаров.[ 4. стр.110]
В нормативах белорусских цеховых уставов сплелись и местная традиция и
регламентация, сложившаяся в цехах западноевропейских городов, в частности
в Германии, воспринятая городами Великого княжества Литовского вслед за
городами Польши. Их мирное соседство в одном уставе цеха естественно, так
как они несли в себе черты одной и той же эпохи, одного и того же
феодального строя, являвшегося почвой и главной причиной возникновения
цехов.
Сословную сплоченность весьма активно формировали собрания всех членов
цеха – сходка. Сходок было несколько. Раз в год собиралась сходка, на
которой избиралась администрация цеха. [ 6. стр.143-144]
Несмотря на дифференциацию профессий и рост цехов, происходил и процесс
слияния уже существующих цехов. Это объясняется как стремлением
ремесленников некоторых смежных профессий объединить усилия в утверждении
своих профессиональных и корпоративных интересов, так и экономической
политикой магнатов, которые консолидировали отдельные цехи, гарантировали
себе таким образом постоянный доход и усиливали власть цеховой старшины
более сильных в экономическом отношении ремесленных корпораций. Вместе с
тем объединение ремесленных цехов, сокращение их количества, если оно
сопровождалось уменьшением численности ремесленного населения в городе,
означало снижение уровня ремесленного производства.
Численность ремесленников в цехах была самой различной. В известной
мере в зависимости от количества ремесленников в цехе находилось финансовое
состояние объединения. В городах были «богатые» и «бедные» цехи. Это
проявлялось в том, сколько провианта на случай осады города заготовлял цех,
в налогах и штрафах. Более многочисленные и богатые в финансовом отношении
цехи обладали и большим весом в экономической и внутриполитической жизни
города. [ 4. стр.95]
Содействуя сословному сплочению мастеров, цех был далек от принципа
равенства. Так, среди мастеров городской юрисдикции далеко не каждый мог
быть избран цехмистром. В одних цехах должность эта была привилегией прежде
избиравшихся цехмистрами «иншых старших ремесленников», в других избрание
цехмистров разрешалось производить только из узкой группы лиц. [ 6.
стр.145]
Роль знатности в ремесленной среде выполняло происхождение из давнего
рода мастеров. Вместе с богатством оно определяло и критерий выбора
кандидата в цехмистры независимо от того, избирался ли он общим
голосованием всех мастеров – членов цеха или узкой группой, составляющей
его верхушку.
На избранных мастерами цехмистров, или, как часто их называют в
белорусских уставах, старших, цех возлагал ряд обязанностей. Они должны
были хранить кассу цеха, состоявшую из регулярных взносов, которые
взимались с каждого мастера, а в некоторых цехах и с подмастерьев. В
цеховом ларце находились также устав цеха и различные привилегии,
дарованные цеху радой города, великокняжеской властью. Наблюдение за их
сохранностью также вменялось в обязанность цехмистров. Цехмистрам
поручалось наблюдение за тем, чтобы вся производственная деятельность
мастера, отношения между мастерами, их отношения с подмастерьями, учениками
отвечали требованиям устава. Уставы требовали от всех цеховых полного
подчинения цехмистрам. Для выполнения поручений цехмистров избирались один-
два младших. Не желавший выполнять порученные ему обязанности младший мог
откупиться взносом. На эти деньги нанимался кто-либо другой. Книги цеха вел
писарь. В администрацию цеха входили кроме писаря также инстикгатор, четыре
соглядатая, наблюдавшие за ведением торговых сделок на рынке города
приезжими и местными купцами.
[ 6. стр.147-148]
По уставу ремесленники как в производстве своих изделий, так и в их
реализации не могли поступать самостоятельно; они обязаны были подчиняться
цеховой регламентации. Уставы и традиции фактически препятствовали
значительному накоплению денежных сумм в руках мастеров; они тормозили
имущественную дифференциацию мастеров и затрудняли расширение
производственной деятельности. [ 4. стр.102]
Одной из форм сословных объединений горожан стали в первой половине
XVII века союзы подмастерьев. В отдельных уставах Могилева, Бреста,
Полоцка, Минска вскользь упоминается о самостоятельных сходках
подмастерьев, сохранилось два устава подмастерьев – кузнецов и котельщиков
Гродно.
Сама организация подмастерьев выросла на почве обострения противоречий
внутри цеха, роста недовольства подмастерьев. Причин для этого было более
чем достаточно. Цеховые уставы признавали за подмастерьями только
обязанности и прежде всего полное послушание мастеру. [ 6. стр.154]
Переход в высшую группу ремесленников – из подмастерьев в мастера – был
сложным. Подмастерье должен был прослужить у мастеров не менее 3 лет и
совершить «вандровку» в один из крупных центров Речи Посполитой, «обучаясь
еще лучше в этом ремесле». После возвращения из путешествия подмастерье
получал право выдержать экзамен – изготовить образцовое изделие, а также
внести установленный взнос в цеховую казну. [ 4. стр.105]
Если сопоставить уставы второй половины XVI в. с уставами первой
половины XVII в., - единственное право подмастерья – отработав
определенный срок, стать мастером, - становилось все более призрачным.
Организация подмастерьев необходима была и в интересах контроля над ними со
стороны цеха и рады. Все эти обстоятельства и привели к созданию союза
подмастерьев.
[6. стр.154]
В течение рассматриваемого периода цеховая организация претерпела
известные изменения. В частновладельческих городах оформление ремесленных
организаций несколько запаздывает по сравнению со временем создания цехов в
королевских городах.
Со второй половины XVII века евреи составляли значительную часть
населения городов и местечек Беларуси, приезжая сюда из польских и
украинских городов. Подчиняясь владельцам города, а не городским мещанским
властям, они составляли особые национальные и сословно-религиозные общины
(кагалы). Но деятельность ремесленников-евреев, входивших в некоторые цехи,
находилась под надзором городского магистрата. В отличие от великокняжеских
городов магистраты частновладельческих в большей мере контролировали
экономическую деятельность еврейского населения.
Этот контроль распространялся и в налоговой политике. Владельцы городов
поручили сбор некоторых податей со всего городского населения и выполнение
повинностей по обороне городов магистрату, который в частновладельческом
городе в основном проводил политику магната.
Цеховая система ремесла в городах занимала прочные позиции в течение
всего рассматриваемого периода и поддерживалась великими князьями и
магнатами, так как отвечала и их интересам. Цехи занимали определенное
место и в системе городского самоуправления. [ 4. стр.123-124]
&3. Торговля.
В XI-XIII веках западноевропейскими феодалами и католической церковью
были организованы восемь крестовых походов на Ближний Восток, в которых
участвовали рыцари, горожане, беглые крестьяне. Крестоносцы не смогли
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|