рефераты бесплатно

МЕНЮ


Местное самоуправление

вторых, именно представительный ОМС обладает правом представлять все

население муниципального образования, выражать его интересы, выступать от

его имени; в-третьих, только представительный орган обладает определенным

объемом исключительных полномочий на решение вопросов местного значения.

Никакие другие ОМС и должностные лица не могут обладать исключительными

полномочиями, в том числе каким-либо путем присваивать себе исключительные

полномочия представительного органа местного самоуправления; в-четвертых,

среди других ОМС и должностных лиц местного самоуправления именно

представительный ОМС обладает правотворческой функцией, то есть имеет право

принимать общеобязательные, локальные нормативные правовые акты по всем

вопросам, отнесенным уставом соответствующего муниципального образования к

предметам ведения последнего; в-пятых, представительный ОМС контролирует

деятельность всех других ОМС и должностных и должностных лиц местного

самоуправления ,действующих на территории соответствующего муниципального

образования. И наконец , представительный ОМС- это коллегиальный орган, он

принимает свои решения только в коллегиальном порядке.

Представительный ОМС состоит из депутатов, которые избираются

гражданами РФ, обладающими избирательным правом и проживающими на

территории соответствующего муниципального образования, на основе всеобщего

и прямого избирательного права при тайном голосовании. Численный состав

представительного ОМС определяется уставом муниципального образования.

Однако, в соответствии с ФЗ 154 (ст. 58), численный состав

представительного ОМС, избираемого впервые, устанавливается законодательным

(представительным) органом соответствующего субъекта РФ.

Как известно, в нашей стране существуют различные виды муниципальных

образований. Это безусловно, необходимо учитывать при определении

численного состава представительных ОМС различных муниципальных

образований. Назовем здесь несколько основных критериев, по которым, на наш

взгляд, необходимо определять численный состав того или иного

представительного ОМС.

Во-первых, это количество населения, проживающего на территории

соответствующего муниципального образования. Принятый ФЗ от 23.10.96 138"Об

обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в

органы местного самоуправления".

Во-вторых, численный состав представительного органа местного

самоуправления зависит от объема тех полномочий, которые в соответствии с

действующим законодательством и Уставом муниципального образования

предстоит осуществлять. Объем же этих полномочий определяется, прежде

всего, социально-экономическим потенциалом соответствующего муниципального

образования, разнообразием его инфраструктуры, наличием или отсутствием

соответствующих исполнительно-распорядительных ОМС и др.

В-третьих, наличием в местном бюджете на содержание того или иного по

численному составу представительного ОМС, тем более, если какая-то часть

его депутатов должна работать на освобожденной (оплачиваемой) основе.

В-четвертых, немаловажное значение в определении численного состава

представительного ОМС играет территория соответствующего муниципального

образования; ее пространственные пределы, географические и климатические

условия и т.п. Безусловно, что в решении этого вопроса могут учитываться и

другие специфические особенности, условия и традиции конкретных

муниципальных образований.

Законодательство субъекта РФ по вопросам местного самоуправления должно

предоставлять населению муниципальных образований возможность выбора

наименования ОМС, не связывая их каким-либо одним наименованием.

Действующие в настоящее время в различных регионах нашей страны

представительные органы местного самоуправления имеют самые разнообразные

наименования (дума, собрание представителей, муниципальные советы,

комитеты, земское собрание и т.п.).ФЗ 154 в п. б ст.15 фиксирует положение

о том, что в отдельных поселениях( нам представляется в малочисленных по

количеству населения) Уставом муниципального образования в соответствии с

законами субъектов РФ может быть предусмотрена возможность осуществления

полномочий представительных ОМС собраниями (сходами) граждан. Таковы

основные характерные признаки и черты организационно-правового положения

представительных ОМС в РФ1.

2. СТАНОВЛЕНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ

2.1 Принципы местного самоуправления в Республике Карелия

Первым правовым актом по реформе местного самоуправления в республике было

постановление Верховного Совета Республики Карелия "О реформе местного

самоуправления", принятое в ноябре 1993 г., утвердившее "Основные положения

реформы местного самоуправления в Республике Карелия".

Положения этого акта были закреплены новой редакцией Конституции

республики, принятой в январе 1994 г., закрепившей основные принципы и

конституционные гарантии местного самоуправления.Ст.78 Конституции

Республики Карелия признает и гарантирует местное самоуправление, которое

самостоятельно в своих полномочиях и, в соответствии с Законом Республики

Карелия, наделяется собственной компетенцией. Таким образом, еще до

принятия Федерального Закона "Об общих принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации", в республике уже были созданы

соответствующие законодательные гарантии. Не менее важно наличие в

республике непрерывной традиции существования представительных органов

власти на местах. В отличие от других регионов России, где не было

представительных органов местного самоуправления, либо они были распущены,

Республика Карелия реформировала органы власти и сформировала органы

самоуправления на основе Закона республики Карелия "О местном

самоуправлении в Республике Карелия", принятого 20 января 1994 г. В

настоящее время в республике существуют 19 самоуправляющихся территорий.

Законодательную основу местного самоуправления в республике составляют:

-Конституция Республики Карелия;

-Законы Республики Карелия: "О местном самоуправлении в Республике

Карелия", "О статусе депутата представительного органа местного

самоуправления в Республике Карелия", "О выборах в органы местного

самоуправления Республики Карелия", "О муниципальной службе в Республике

Карелия", "О территориальном общественном самоуправлении в Республике

Карелия", Положение "О порядке Регистрации Устава местного самоуправления",

Положение "Об оценке возможностей отдельных

населенных пунктов (группы населенных пунктов) по созданию

самоуправляющейся территории".

Конституция РК (ст.3,78,80) гарантирует самостоятельность МС в пределах

своих полномочий, причем структуры последнего не входят в систему органов

государственной власти. Функции государственного управления на местах

осуществляют территориальные структуры республиканских органов

госуправления или их представители. Для выработки системы взаимодействия

между органами государственного и местного самоуправления распоряжением

Председателя Правительства РК была создана комиссия по местному

самоуправлению. Наделение полномочиями, в соответствии с законодательством,

предусматривает передачу необходимых для осуществления материальных и

финансовых ресурсов.

Это чрезвычайно важное условие, гарантирующее, во-первых,

самоосуществление полномочий, а, во-вторых, продолжение выполнения местным

самоуправлением присущих ему основных функций.

2.2. Правовые основы местного самоуправления в Карелии

2.2.1. Законодательство Республики Карелия, регулирующее выборы в органы

местного самоуправления

Республика Карелия как субъект РФ осуществляет собственное правовое

регулирование организации и проведения выборов и референдумов в форме

принятия республиканских законов , формируя собственную правовую базу.

В отличие от российского законодательства, Конституция и Закон РК "О

местном самоуправлении в Республике Карелия" ( в ред. от 9 февраля 1996 г.)

предусматривают необходимость согласия органов МС при передаче им

государственных полномочий.

2.2.2. Территория местного самоуправления

Ст.2 Закона РК "О внесении изменений и дополнений в Закон РК "О местном

самоуправлении в РК " определяет, что местное самоуправление осуществляется

на соответствующих территориях.

Проблема территорий имеет особое значение для формирования существующей

налогооблагаемой базы (благодаря наличию собственности и природных ресурсов

- важнейших элементов финансовой обеспеченности органа местного

самоуправления).

Ведется подготовка проекта нового Закона республики -о волостном делении. В

его основу заложены критерии, позволяющие создавать местное самоуправление

на более управляемых территориях, а государственное -объединить на более

крупных. Как следствие этого ,возникают условия для осуществления

гражданами своих конституционных прав в области местного самоуправления.

Первый (причем, положительный) опыт получен при образовании Вепсской

национальной волости.

2.3. Совет как высший представительный орган местного самоуправления

Республика Карелия одна из первых разработала и приняла в апреле 1994 года

закон «О местном самоуправлении в Республике Карелия», обеспечивающий

проведение выборов в местные органы власти на альтернативной и

демократической основе.

Компетенция городского Совета

Городской Совет:

- принимает Устав местного самоуправления, Регламент Совета и вносит

в них изменения и дополнения;

- утверждает бюджет города, осуществляет контроль за его исполнением;

- утверждает отчет об исполнении бюджета;

- устанавливает местные налоги и сборы;

- утверждает планы и программы развития города, отчеты об их

выполнении;

- образует рабочие органы Совета и избирает их руководителей;

- избирает Главу местного самоуправления в случаях, предусмотренных

законодательством Республики Карелия;

Более подробно функции городского Совета перечислены в ст. 25 "Устава МС г.

Петрозаводска» (Зарегистрирован Палатой Республики ЗС 24.12.98 г.)

Контрольные функции Совета

Совет вправе создавать постоянную контрольную комиссию и другие

временные комиссии для осуществления контрольных функций за деятельностью

Главы местного самоуправления и подчиненных ему структур, для контроля и

проверки решений Совета и распоряжений Главы самоуправления.

Контрольная комиссия Совета формируется из числа депутатов,

выдвигаемых от каждой депутатской комиссии, и утверждается решением Совета.

Заседания постоянной контрольной комиссии проводятся не реже одного

раза в квартал с докладом о результатах работы на сессиях Совета.

Механизм осуществления контрольных функций определяется Положением о

постоянной контрольной комиссии Совета.

Регламент городского Совета

Порядок проведения заседаний, принятия решений городским Советом

определяется его Регламентом, который принимается городским Советом.

Городской Совет является юридическим лицом, имеет свой расчетный

счет, печать, штамп. Информационное и материально – техническое

обеспечение городского Совета осуществляется администрацией города.

2.4 Полномочия главы местного самоуправления

Глава местного самоуправления – должностное лицо, которое

осуществляет непосредственно или через образуемые органы (администрацию)

исполнительно-распорядительные функции местного самоуправления.

Осуществляет руководство управлением делами, информационно-аналитическим

отделом, контрольным управлением; курирует управление внутренних дел г.

Петро-заводска, управление по делам гражданской обороны и чрезвычайных

ситуаций, военно-мобилизационный отдел.

Глава МС избирается населением города сроком на 4 года. Порядок

проведения выборов Главы местного самоуправления определяется

законодательством Республики Карелия.

В случае неизбрания Главы МС населением города либо в случае

досрочного прекращения его полномочий Глава местного самоуправления может

быть избран Советом из своего состава.

Права и обязанности Главы местного самоуправления подробно отражены

в ст.37 "Устава МС г. Петрозаводска» (Зарегистрирован Палатой Республики ЗС

24.12.98 г.)

Акты Главы МС, принятые в пределах его компетенции, обязательны для

исполнения всеми находящимися на территории города предприятиями,

учреждениями, организациями, должностными лицами, гражданами и вступают в

силу с момента их подписания, если иное не определено самим актом.

Постановления Главы местного МС, затрагивающие права граждан, должны

быть опубликованы в средствах массовой информации1.

Закрепленные в законодательстве Республики Карелия механизмы контроля за

деятельностью органов местного самоуправления по выполнению ими

государственных функций позволяют органам государственного управления

предпринимать конкретные шаги по становлению местного самоуправления ,

совершенствуя систему государственного управления территориями.

3. ФОРМЫ И ПРИНЦИПЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ,

СТРУКТУРА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В Г. ПЕТРОЗАВОДСКЕ.

Понятие и формы местного самоуправления

Местное самоуправление в городе Петрозаводске - форма народовластия,

обеспечивающая возможность населению самостоятельно и под свою

ответственность решать вопросы местного значения. Компетенция местного

самоуправления устанавливается законодательными и иными актами Российской

Федерации и Республики Карелия.

Местное самоуправление в городе осуществляется населением:

- непосредственно через референдумы, выборы, собрания (сходы) и конференции

горожан, а также органы территориального общественного самоуправления;

- через создаваемые в соответствии с действующим законодательством и

настоящим Уставом органы местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется в границах города.

Законодательство о местном самоуправлении

Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в

соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об

общих принципах организации местного самоуправления в Российской

Федерации", Конституцией Республики Карелия, Законом Республики Карелия "О

местном самоуправлении в Республике Карелия" и настоящим Уставом и другими

правовыми актами.

Принципы местного самоуправления

Местное самоуправление осуществляется на принципах:

- защиты прав и охраняемых законом интересов граждан;

- социальной защиты населения;

- законности;

- создания условий для широкого участия жителей в выработке, принятии

и реализации решений по важнейшим вопросам местного самоуправления;

- систематического информирования населения о работе органов местного

самоуправления и учета общественного мнения;

- самостоятельности и независимости органов местного самоуправления в

пределах их компетенции;

- подотчетности и подконтрольности населению органов местного

самоуправления, их должностных лиц;

- ответственности органов местного самоуправления за решение задач

духовного, социального и экономического развития города и состояние

правопорядка;

- сочетания местных и государственных интересов.

Органы местного самоуправления в городе Петрозаводске

На территории города формируются общие для всей территории органы

местного самоуправления.

Полномочия местного самоуправления осуществляют: представи-тельный

орган местного самоуправления - Петрозаводский городской Совет (далее

Совет); местная администрация.

Настоящий Устав дает исчерпывающий перечень органов местного

самоуправления в г. Петрозаводске.

Иные органы местного самоуправления в г. Петрозаводске могут

создаваться только после внесения изменений в настоящий Устав.

Компетенция органов местного самоуправления

Компетенция органов местного самоуправления определяется

Конституциями Российской Федерации и Республики Карелия, законами и иными

нормативными актами Российской Федерации и Республики Карелия.

Распределение и закрепление компетенции между органами местного

самоуправления осуществляется настоящим Уставом.

Структура органов местного самоуправления

Структура органов местного самоуправления утверждается на сессии

городского Совета и в качестве приложения вносится в настоящий Устав.

Изменения в структуру органов местного самоуправления вносятся на сессии

Совета.

Структура органа представительной власти в городе Петрозаводске

включает в себя: перечень всех структурных единиц, входящих в Совет;

функции структурных единиц Совета и систему подчиненности между ними;

штатное расписание аппарата Совета.

Структура местной администрации города включает в себя: перечень всех

структурных единиц, входящих в местную администрацию; функции и систему

подчиненности между структурными единицами местной администрации; штатное

расписание местной администрации утверждается Главой местного

самоуправления.

Администрация города в системе местного самоуправления

Администрация города является исполнительно – распорядитель-ным

органом местного самоуправления в городе.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.