Национально-государственное строительство в России в 1917-1924 гг.
Солодуб же считал, что они не должны перемещаться, однако если российский
ЦИК будет в Петрограде, то конфедеративный орган - в другом городе.
Функции конфедерации: конституция союза, война и мир, договоры с
иностранными государствами конфедеративного значения, внешняя часть
торговли в части регулирования.
Наркоматы при ЦИК союза не должны быть функциональными учреждениями, а
лишь регулирующими и лишенными права законодательства по своим отраслям
государственной жизни. Верховное управление состоит из ЦИК, созданного по
принципу пропорционального представительства, и Совета представителей
отдельных отраслей государственной жизни с Наркомом и Наркоминделом,
именуемого конфедеративным Советом Народных Комиссаров, Совнарком -
директивный орган.
Все законодательные акты издаются от имени отдельных республик, которые
устанавливают и свои конституции. Стремление к унитарному централизму
вредно и неосуществимо.21 Эта точка зрения не нашла должной поддержки. Она
была подвергнута сильной критике. По вопросу же формирования самой
федерации, ее субъектах и правах шла ожесточенная полемика. Особый интерес
для современности представляет борьба по вопросу соотношения прав союзных и
автономных республик. Здесь существовали различные линии, наиболее ярко
проявившиеся в период образования СССР. Уже тогда возникло возражение о
несправедливости ранжировки республик и выдвигалось предложение о
необходимости выравнивания, в ходе объединения, прав союзных, автономных
республик и автономных областей.
Некоторые представители автономий, как, например, Г.К.Мухтаров,
Хыдыралиев, М.Султан-Галиев, в ходе работы Х съезда РКП (б), 26 декабря
1922 г., обращали внимание на то, что в предлагаемом Союзе Советских
Республик нации не равноправны - одни нации могут входить в высший
исполнительный орган государства (ЦИК), а другие нет. Тут, мол, как отметил
член Коллегии Наркомнаца Султан-Галиев, "разделение на пасынков и настоящих
сыновей..." . "...И мы хотим иметь право представления так называемых
союзных республик" , - заявил С.Саид-Галиев (Крымская республика). Более
того, он сказал, что никакой разницы между Крымской или Татарской
республиками и Тульской губернией нет. Он предложил "республикам, которые
по числу населения и по географии своей не превышают размеров средней
центральной губернии, самоупраздниться в том смысле, что они должны быть
областями..." Однако, по его мнению, это дело самих республик и инициатива
должна исходить от них. Все национальные единицы должны входить в Союз
непосредственно. Предложения такого рода не были приняты и подверглись
критике как на заседании комфракции, так и на Х съезде РКП (б). Дело в том,
что реализация этой идеи потребовала бы предварительного разложения РСФСР,
в состав которой входили многие автономии, на составные части.
Такой путь привел бы, наряду с объединением, к разъединению существующих
федеративных образований. К тому же, что было отмечено И.В.Сталиным,
пришлось бы создавать "... не Российский, а русский ЦИК, русский Совнарком,
потому что если войдет автономная республика Башкирия отдельно в Союз
Республик, Туркестанская - отдельно и пр., то как русским войти в состав
Союза. Никак, ибо они останутся вне Союза, ибо им следует организоваться".
Таким образом, реализация прав одних народов, могла бы привести к
нарушению прав других, в частности русского, чего допустить было нельзя.
Все это представляет интерес и для современности, так как претензии на
суверенитет каждого национально-административного образования и сейчас
возникают. При их реализации возникла бы дискриминация русского народа, не
имеющего своего отдельного национального образования. Национальная жизнь
уже тогда поставила много вопросов, таких, как противоречие в ранжировании
республик, обнаружившее неясность критериев, взятых для этого. Обнаружилась
и несоизмеримость прав республик, а, следовательно, и населяющих их
народов. Многие проблемы не были решены и оставлены в наследство грядущим
поколениям. Сейчас они дают о себе знать.
Несмотря на споры, дискуссии, в конечном счете был разработан новый
проект объединения республик. За подписью И.В.Сталина, А.Ф.Мясникова,
Г.К.Орджоникидзе и В.М.Молотова он был разослан членам и кандидатам в члены
РКП (б) и 6 октября 1922 г. принят Пленумом ЦК. В нем говорилось: "Признать
необходимым заключение договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией
Закавказских республик и РСФСР об объединении в "Союз Социалистических
Советских Республик" с оставлением за каждой из них права свободного выхода
из состава "Союза".
Проект затем рассматривался на пленумах ЦК компартий республик, на
съездах советов республик. Были избраны и полномочные делегации, которым
поручено совместно с делегациями других республик выработать Декларацию об
образовании Союза республик.
На октябрьском Пленуме ЦК РКП (б) было принято решение о разработке
"Основных начал Конституции СССР". В последующем они были утверждены в ЦК
РКП (б) и разосланы в партийные и советские организации объединявшихся
республик.
"Основные пункты Конституции СССР" были положены в основу проекта
Договора об образовании Союза Советских Социалистических Республик и
проекта Декларации об образовании СССР. Комиссия Пленума ЦК РКП (б)
признала, что Договор и Декларация- составляют единый Основной Закон Союза
СССР. Важнейшие государственные документы об образовании СССР, таким
образом, родились в недрах партийного руководства. Комиссия для руководства
работой I съезда Советов СССР была избрана 18 декабря 1922 г. на Пленуме ЦК
РКП (б).
В канун I съезда Советов СССР 29 декабря 1922 г. в Москве была созвана
Конференция полномочных делегаций РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. Она
рассмотрела и приняла Декларацию и Договор об образовании Союза Советских
Социалистических Республик. Конференция подготовила все для работы съезда
Совет
3. I съезд советов СССР. Декларация и договор об образовании СССР
I съезд Советов начал работу 30 декабря 1922 г. в Москве. На нем
присутствовало 1727 делегатов от РСФСР, 364 делегата от УССР, 91 делегат от
ЗСФСР и 33 делегата от БССР. Еще не расеялся обычный для декабря туман,
когда стали собираться делегаты I Союзного съезда Советов в Большой театр.
Из тумана выплывали экзотические фигуры в халатах, диковинных одеждах,
белых чалмах, ушанках из лисьего меха. Мелькали привычные кожанки, серые
шинели. Необычны были даже среди этого пестрого моря фраки и крахмальные
воротнички дипломатов.
В первом часу дня на сцену поднялся член Президиума ВЦИК Петр
Гермогенович Смидович. Участник трех российских революций, член партии с
1898 г., он открыл съезд и долго не мог говорить - аплодисменты прервали
речь старейшего делегата.
С докладом об образовании СССР выступил И. Сталин, Зачитав текст
Декларации и Договора об образовании СССР, Сталин предложил принять их без
обсуждения. Наркомнац оставался верен себе. Но по предложению М. В. Фрунзе
оба документа были приняты в основном и направлены на доработку. Почему кто-
то должен решать за делегатов? Пусть и они примут участие в работе, за этим
их и послал в Москву народ. Окончательная ратификация документов
откладывалась до II съезда Советов. "Этот путь, - сказал Фрунзе, - как
будто кажется длиннее, но нам приходится считаться с тем, что и то дело,
которое мы сейчас с вами начали, является делом чрезвычайной важности,
делом, над созданием которого стоит потрудиться не один и не два месяца, с
тем, чтобы и результаты вышли наиболее совершенные".
Съезд утвердил Декларацию и Союзный договор об образовании СССР и
избрал Центральный Исполнительный Комитет Союза СССР (ЦИК СССР).
В Декларации говорилось: "...что Союз этот является добровольным
объединением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено
право свободного выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем
социалистическим советским республикам, как существующим, так и могущим
возникнуть в будущем... новое союзное государство явится... новым
решительным шагом по пути объединения трудящихся в Мировую Социалистическую
Советскую Республику".
Надо при этом заметить, что вопрос о праве вхождения в состав Союза
новых членов был непростым. Интересна постановка этого вопроса И.В.Сталиным
на четвертом Совещании ЦК РКП (б) (июнь 1923 г.). В ответ на слова
докладчика от Бухарской республики Ф.Ходжаева о том, что Бухара еще не
вошла в СССР, но это, мол, вопрос, решенный ею, и входить в Союз она должна
только непосредственно, Сталин резко ответил, что недостаточно лишь
захотеть "войти в союз Республик, чтобы распахнулись ворота. Нет, товарищи,
дело обстоит не так просто. Надо еще спросить, пустят ли в Союз республик?
Чтобы иметь возможность войти в Союз, нужно предварительно заслужить в
глазах народов Союза, нужно завоевать себе это право. Я должен напомнить
т.т. бухарцам, что Союз Республик нельзя рассматривать как свалочное
место".
Договор об образовании СССР определял сферу полномочий Союза Советских
Социалистических Республик. К его компетенции относились:
. представительство Союза в международных отношениях,
. изменение внешних границ Союза,
. заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик,
. объявление войны и заключение мира, o установление системы внешней и
внутренней торговли,
. установление основ и общего плана всего хозяйства Союза,
. заключение концессионных договоров,
. регулирование транспортного и почтово-телеграфного дела,
. установление основ организации Вооруженных Сил Союза,
. утверждение единого государственного бюджета Союза, монетной, денежной
и кредитной системы, системы общесоюзных, республиканских и местных
налогов,
. установление общих начал землеустройства и землепользования, а также
пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза,
основное законодательство в области союзного гражданства и в отношении
прав иностранцев,
. отмена, нарушающих договор, постановлений Съезда Советов, Центральных
Исполнительных Комитетов и Советов Haродных Комиссаров союзных
республик и ряд других пунктов.
Договор предусматривал формирование общесоюзных органов государственной
власти. Народные комиссариаты иностранных дел, внешней торговли, по военным
и морским делам, путей сообщения, почты и телеграфа теперь становились
общесоюзными. А комиссариаты финансов, народного хозяйства, продовольствия,
труда и рабоче-крестьянской инспекции создавались как союзно-
республиканские. Республиканскими же оставались комиссариаты земледелия,
просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел,
юстиции, т.е. те, что имеют прямое отношение к особенностям быта, нравам,
специфическим формам землеустройства и судопроизводства, языку и культуре
народов.
В заключительной 26-й статье было записано, что " за каждой из союзных
республик сохраняется право свободного выхода из Союза". В Договоре вместе
с тем не было никаких указаний на сроки его существования, на возможность
отмены. Статья 25 лишь гласила: "Утверждение, изменение и дополнение
союзного Договора подлежат исключительно ведению Съезда Советов Союза
Советских Социалистических Республик". Документ подписали 17 представителей
РСФСР, по 23 представителя УССР и ЗСФСР, а также 24 представителя от БССР.
I съезд Советов, в соответствии, с принятым Договором, избрал Центральный
Исполнительный Комитет СССР - верховный орган власти Союза (из
представителей союзных республик пропорционально населению каждой - всего
371 член). Сессия ЦИК избрала президиум ЦИК (19 человек) и четырех
председателей ЦИК - по числу объединившихся республик.
Образование СССР было событием исторического значения. Советский Союз,
созданный в те годы, сыграл важную роль в жизни населявших его народов. Он
оказал огромное воздействие на мировое развитие. Вместе с тем суверенность
входящих в него республик уже изначально нарушалась. Очень образно о
расхождении слова и дела на практике сказал на заседании фракции РКП(б) (26
декабря 1922 г.) т. Удалов: "В наших лозунгах мы говорим о независимости,
самоопределении и т.д., а между тем, стремимся слопать это
самоопределение". В тезисах по национальному вопросу к XII съезду партии
Сталин обращал внимание на то, что значительной частью чиновников в центре
и на местах образование СССР было признано " не как союз равноправных
государственных единиц, а как шаг к ликвидации этих республик, как начало
образования так называемого "единого-неделимого". Троцкий, в замечаниях на
эти тезисы, подчеркнул, что наблюдается тенденция советской бюрократии к
началу ликвидации национальных автономных государственных организаций и
областей.
Подобная линия аппарата чиновников была в то время резко осуждена как
"непролетарская и реакционная". Однако жизнь показала, что и сам Сталин
имел ту же тенденцию. Когда в наше время поднимается вопрос о воссоздании
Советского Союза, в республиках страшатся именно этого старого рецидива.
4. Итоги и противоречия национальной политики.
Россия представляет собой особую цивилизацию, выработавшую свой
собственный, не повторяющийся в других цивилизациях способ сосуществования
народов. Здесь любое изменение общественного устройства является
национальной проблемой не может быть сведено лишь к политической,
социальной или экономической стороне (в этом отличие революции в России от
других великих революций - в Англии и Франции). И обратно - решение любой
проблемы национальной политики в России реализуется через изменение
государственного устройства, экономического или социального порядка. Термин
"национальный" мы применяем как условный, т.к. в Российской империи
большинство народов, включая русский, находились на донациональной стадии
развития общества и культуры, поскольку нация - продукт развитого
буржуазного общества. Поэтому, строго говоря, в массовом сознании и
политической мысли не было национализма. Он культивировался в узких кругах
буржуазной интеллигенции, и за ним всегда стояли скрытые социально-
политические интересы. Например, украинский национализм конца XIX в.
создавался при активном участии русской радикальной интеллигенции, которая
видела в нем оружие против царизма.
В ходе борьбы с государством вот уже более века "национальный вопрос"
- один из наиболее идеологизированных, он построен на мифах. И Российская
империя, и СССР одними представляются как "тюрьма народов", другими - как
земной рай "семьи народов". Оба эти мифа мешают познанию и пониманию.
До Февраля 1917 г. сильных сепаратистских движений, имевших массовую
поддержку, в Российской империи не было. Из 160 депутатов IV
Государственной думы от национальных районов 150 поддерживали идею "единой
и неделимой России". Тенденции ее распада возникли именно с разрушением
"центра", с самоликвидацией монархии.
Вопреки нынешним мифам, традиции собственной государственности
нерусские народы на территории России, за исключением Литвы, не имели.
Последние присоединенные к России Хива, Коканд и Бухара государствами в
полном смысле не были, т.к. таких народов не существовало.
В принятой в 1924 году Конституции СССР содержались многие
демократические принципы. Был создан специальный орган Наркомнац
национально -территориального устройства новой Федерации, который был
призван заниматься, в частности и проблемами межнациональных отношений. Это
ведомство в свое время вело активную деятельность среди представителей всех
национальностей. В 40 губерниях были образованы свои наркоматы по делам
национальностей. Это позволяло достаточно успешно решать проблемы
"национально-территориального строительства", то есть управлять
этнонациональными и межнациональными процессами, воспитывать в духе
интернационализма. При Наркомнаце действовало несколько учебных заведений,
свои издательства, Коммунистический университет трудящихся Востока,
Коммунистический университет нацменьшинств Запада и тому подобные, которые
проводили огромную работу с учетом интересов различных национальностей,
улучшения качества их образования, воспитания местных национальных кадров,
перебазировались сотни фабрик и заводов, отсталые районы страны.
На месте шло интенсивное строительство. Это был грандиозный процесс
революционного обновления жизни, расширения и укрепления межнационального
сотрудничества на принципиально иной основе. И подвергать сомнению
искренность сложившегося братства народов -- значит пытаться оценивать
реалии прошлого мерками нынешнего состаяния. Сегодня, безусловно, наивным
выглядит столь категоричное деление на "нации -- угнетателей" и "нации --
трудящихся". Тем более, что такой классовый подход порой: распространялся и
на те народы, нации и народности, которые еще прошли стадию формирования
классов и где отсутствовала четкая классовая структура общества.
За годы Советской власти были достигнуты бесспорные успехи в сфере
межнациональных отношений, равно как и издержки этой политики, которых, к
сожалению, оказалось немало. Особенно это проявилось в годы сталинских
репрессий. Многие представители национальной интеллигенции были уничтожены,
подвергались преследованиям и насильственному переселению целые народы:
чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы, калмыки, немцы, крымские татары,
турки-месхетинцы, что, разумеется, не могло не отразиться на их
национальном самочувствии. Фактически было уничтожено целое сословие --
казачество. Из-за подобного рода ошибок, а также преступлений, национальное
самосознание многих народов пребывало во "взорванном состоянии". Нынешние
национальные отношения аккумулируют в себе как огромный, многовековой опыт
сотрудничества и братства народов России, так и тяжелый груз, противоречий
и конфликтов. О последнем сейчас пишут во сто крат чаще, чем о ярких
примерах сотрудничества и взаимопомощи.
В конечном итоге главным ориентиром национальной политики Российской
Федерации является формирование новой демократической системы национальных
отношений, где каждый народ, независимо от его численности, и гражданин,
независимо от его национальной принадлежности, должны иметь равные права и
равные возможности в своем национальном и личностном самоутверждении в
обществе и в государстве, в своем достоинстве и самочувствии, увеличивая
тем самым жизненные шансы своего этнонационального и гражданского
самоутверждения, используя социальное, культурное и политическое
пространства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение своей работы я хотел бы отметь ту сложность, с какой мне
пришлось изыскивать материалы по рассматриваемому вопросу.
Не совсем понятно, почему так но во многих изданиях посвященных
истории России тех лет, в основном пропускаются моменты становления
Союзного государство, либо рассматриваются очень скудно и поверхностно.
Несмотря на объективные трудности я постарался ответь на поставленные
вопросы в силу найденного материала. Скорее всего сейчас эта тема, тема
интеграции республик в Союзное государство становиться вновь актуальна, в
связи возможным предстоящим объединением в Союзное государство России и
Белоруссии. Возможно, что бы не было того чего мы пережили (взлет и падение
Союзного Государства), надо пересматривать раз за разом уроки времен
становления Советского государства. Ведь история показывает, что сплоченные
государства намного прочнее и счастливее в жизни нежили мелкие разрозненные
государства.
Список использованной литературы
1. Съезды Советов СССР в постановлениях и резолюциях. M., Изд. "Ведом.
Верх. Совета РСФСР", 1939. С. 20.
2. Сталин И.В. Том 5.
3. С.Карамурза «Советская цивилизация» в 2 томах 2000г.
4. История России. 1917 - 1940. Хрестоматия / Сост. В.А. Мазур и др.;
под редакцией М.Е. Главацкого. Екатеринбург, 1993
5. I съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик: Стеногр.
отчет с приложениями. М., 1923. Прил. 1. С. 4-7.
6. Собрание узаконений, 1917 г., N 2, ст. 18.
7. Р.Абдулатиов "Национальный вопрос и государственное устройство России"
Москва 2001 г.
Страницы: 1, 2, 3
|