рефераты бесплатно

МЕНЮ


Образование правового государства

то можно увидеть, что в конечном счете под функцией права понимают либо

социальное назначение права, либо направления правового воздействия на

общественные отношения, либо и то и другое вместе взятое.

При понимании функции права как его социального назначения или

правового воздействия отождествляются тесно взаимосвязанные, но вместе с

тем не совпадающие категории, каждая из которых имеет собственное

значение и выполняет определенную методологическую роль при определении

понятия "функции права". Дело в том, что как социальное назначение, так и

направления воздействия на общественные отношения, взятые в отдельности,

не исчерпывают собой понятия функции права. Если под функцией права

понимать только его социальное назначение, то подобное понятие будет

носить слишком общий характер. Если же функцию права понимать только как

направление правового воздействия на общественные отношения, то упускается

ив виду направляющий момент такого воздействия.

В этой связи следует акцентировать внимание на нецелесообразности

противопоставлять направления правового воздействия - социальному

назначению, и наоборот, либо отождествлять их. Понятие функции права

должно охватывать одновременно как назначение права, так и вытекающие из

этого направления его воздействия на общественные отношения. Раскрывая

содержание какой-либо функции права, необходимо иметь в виду как связь

назначения права с направлениями его воздействия, так и зависимость

последнего от назначения права.

Неразрывная связь функций права с собственно правовой материей

обусловливает существование собственно юридических функций:

регулятивной и охранительной. Обе они - имманентные праву функции,

которые собственно, и характеризуют его как специфическое, качественно

самостоятельное образование. Более того, можно сказать, что существование

права как социального явления обусловлено именно необходимостью

осуществлять эти функции.

Резулятивная функция занимает главенствующее, определяющее место в

системе функций права. Выражается ли право в форме нормативных или

правоприменительных актов, осуществляется в общем или конкретных

правоотношениях, устанавливает ли правовой статус, правосубьектность

граждан, определяет ли компетенцию государственных органов и юридических

лиц - во всех этих формах проявляется его основное социальное назначение -

регулировать общественные отношения. Особенности этой функции заключаются

прежде всего в установлении позитивных правил поведения, в организации

общественных отношений, в координации социальных взаимосвязей на основе

наиболее целесообразных норм. Когда речь идет о регулятивной функции,

то имеется в виду способность права предписывать, указывать варианты

поведения его субъектам, воздействовать на волю, безотносительно к

определенной социальной сфере, как это имеет место в реализации

конкретных социальных функций.

Алексеев С.С. выделяет в рамках регулятивной функции две подфункции:

регулятивную статическую и регулятивную динамическую. Резулятивная

статическая функция выражается в воздействии права на общественные

отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. В этом

состоит одна из задач (назначений) правового регулирования. Право прежде

всего юридически утверждает, возводит в разряд "неприкосновенных" те

общественные отношения, которые представляют собой фундамент стабильности

общества, выражают в целом его интересы и интересы отдельной личности.

Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам

права собственности, юридическая суть которых в том и состоит, чтобы

закрепить экономические основы общественного устройства. Статическая

функция отчетливо выражена и в ряде других институтов, в том числе - в

институтах политических прав и обязанностей граждан, избирательном,

авторском и изобретательном праве.

Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на

общественные отношения путем оформления их движения, т.е. динамики. Она

воплощена, например, в институтах гражданского, административного,

трудового права, опосредующих хозяйственные процессы в экономике и других

сферах общественной жизни.

Характеристика регулятивной функции права предполагает выяснение

важнейших путей ее осуществления, поскольку любой из них играет

существенную роль во всем регулятивном процессе, осуществляемом правовой

системой. Наиболее характерными путями осуществления регулятивной функции

права являются: определение посредством норм права праводееспособности или

правосубьектности граждан, закрепление и изменение правового статуса

граждан, определение компетенции государственных органов, в том числе и

компетенции и полномочий должностных лиц, установление правового статуса

юридических лиц, определение юридических фактов, направленных на

возникновение, изменение и прекращение правоотношений, установление

конкретной правовой связи между субъектами права, определение

оптимального типа правового регулирования применительно к конкретным

общественным отношениям.

С учетом сказанного регулятивную функцию права можно определить как

обусловленное социальным назначением направление правового воздействия,

выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении

субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов

права в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих

интересам общества, государства и граждан.

Необходимость в охране общественных отношений существовало всегда и

будет существовать до тех пор, пока будет функционировать общество. Право

как юридическое явление существовало не всегда, но с того момента, как

оно появляется, оно становится одним ив важнейших средств охраны

общественных отношений. Данное направление правового воздействия

представляет собой охранительную функцию.

Охранительная функция права - это обусловленное социальным назначением

направление правого воздействия, нацеленное на охрану общезначимых,

наиболее важных экономических, политических, национальных и иных

общественных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому - на

вытеснение отношений, чуждых данному обществу. Право, таким образом, с

одной стороны, охраняет общепризнанные фундаментальные общественные

отношения, а с другой - нацелено на вытеснение чуждых обществу отношений.

Искоренение нежелательных явлений из жизни общества -это уже вторичный

результат действия права, которое первоначально выступает как средство

охраны тех отношений, которые в такой охране нуждаются. А охраняя эти

отношения, право пресекает, запрещает, карает действия, нарушающие условия

нормального развития, противоречащие интересам общества, государства и

граждан и тем самым вытесняет их.

Не следует понимать охранительную функцию и так, будто она проявляется

лишь тогда, когда совершается правонарушение. Дело в том, что основное

назначение данной функции заключается прежде всего в предотвращении

нарушений норм права. Эффективность охранительной функции тем выше, чем

больше субъектов права подчинилось ее предписанию, выполнило требование

запреты Сам факт установления запрета или санкции оказывает серьезное

влияние на некоторых лиц, побуждает их воздерживаться от совершения

наказуемого поступка. А это означает, что достигается одна из целей

воздействия права - охраняется определенное общественное отношение.

Охранительную функцию не следует противопоставлять регулятивной в том

смысле, что первая - это негативная, поскольку включает в себя запреты,

санкции, ответственность, а вторая -позитивная, так как направлена на

координацию положительной деятельности субъектов права. Обе эти функции,

каждая по своему, выполняют важную задачу содействия развитию и

укреплению общественных отношений. Специфика охранительной функции состоит

в том, что она: во-первых, характеризует право как особый способ

воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой

санкции, установлением запретов и реализацией юридической ответственности;

во-вторых, служит информатором для субъектов общественных отношений о том,

какие социальные ценности взяты под охрану государством посредством

правовых предписаний; в-третьих, является показателем политического и

культурного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве. Способ

охраны очень часто зависит от развитости общества, от его политической

сущности.

Более четко прослеживаются характерные черты охранительной функции

права, если сравнить ее с правоохранительной деятельностью государства.

Общее назначение правоохранительной деятельности сводится к тому,

чтобы обеспечивать неуклонное выполнение субъектами права требований

закона, т.е. обеспечить соблюдение режима законности. Достигается это

предупреждением правонарушений, их расследованием, привлечением к

ответственности виновных. Таким образом, если охранительная функция права -

это действие самого права, то правоохранительная деятельность государства,

во-первых, является материальной гарантией соблюдения требований права,

поскольку это - действия специальных учреждений по охране права; во-

вторых, это действие не самого права, а внешнего по отношению к нему

фактора и, в-третьих, охранительная функция направлена на охрану

общественных отношений, а правоохранительная деятельность - на охрану

самого права.

Общество как чрезвычайно сложное целое подразделяется на определенные

сферы, типы общественных отношений. Абстрагируясь от более дробной

детализации, можно выделить три основные сферы или системы -

экономическую, политическую и духовную. В соответствии с этими сферами

выделяют также и три функции права: экономическая, политическая, и

воспитательная. Эти функции права можно назвать социальными. В самом общем

виде социальные функции права можно определить как направления правового

воздействия на соответствующие сферы общественной жизни. Так экономическая

функция представляет собой правовое воздействие на экономическую сферу,

политическая - на политическую, воспитательная - на духовную. При этом

следует иметь в виду, что социальные функции - это специфический ракурс

права, где регулятивная и охранительная функции "соединяются" в

обособленной, но однородной сфере социальных отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальное регулирование первобытных обществ можно

рассматривать в качестве предправового социального явления. В нем по

мере общественного развития, с численным ростом населения, с нарушением

однородности людей, появлением различий между людьми по происхождению, по

богатству все более накапливаются элементы, которые потом, когда

сложились необходимые социальные факторы, являются предпосылкой

появления права. Право при переходе общества к цивилизации возникло не

вдруг, не на пустом месте: его появление в какой-то мере было

подготовлено развитием системы социального регулирования первобытных

обществ.

Обществу в эпоху цивилизации потребовался принципиально новый

социальный регулятор, который смог бы выполнить по крайней мере две

задачи.

Первая - обеспечить в обстановке усложнения всей общественной жизни

функционирование общества как сложной и динамической системы,

целостного организма, несравненно более высокого порядка, чем

первобытное общество. И притом такое функционирование, которое

определяет глубинные (нормативные) начала общества. Непосредственно

существенную роль сыграли потребности экономических отношений,

складывающихся в условиях частной собственности, товарного производства и

рынка. Потребность закрепить, сделать незыблемой собственность,

создать беспрепятственное распоряжение ею, утвердить экономический

статус товаровладельцев, необходимость обеспечить для них устойчивые и

гарантированные экономические связи, постоянные, прочные и обязательные для

всех предпосылки хозяйственной, коммерческой деятельности, надежные и

стабильные предпосылки для самостоятельности, активности,

инициативного действия явились исходным источником многих важнейших

свойств юридической формы общественного регулирования.

Второй задачей в условиях цивилизации явилась необходимость

провести в жизнь исходное гуманитарное начало - закрепить и обеспечить

надлежащий статус автономной личности, ее индивидуальную свободу,

следствием чего в экономических отношениях является право собственности и

свобода договоров, а социально-политической сфере - личные,

политические и социальные права и свободы.

Возникновение этого социального регулятора, получившего

название "право", связано с формированием государственной власти, ее

институционного выражения - государства. Возникновение права

непосредственно обусловлено требованиями самого общества, вступившего в

эпоху цивилизации, прежде всего требованиями обеспечения его

целостности, товарно-рыночной экономики, а также гуманитарными

началами. А вот обретение этим принципиально новым регулятором

необходимых свойств, позволяющих ему быть мощной силой, способной

решать новые сложные задачи, невозможно без государства, без

взаимодействия с ним.

На современном этапе развития общества существенное значение

приобретают нравственная сторона жизни людей, начала гуманизма, духовные

принципы и ценности. И эти духовные начала, принципы, ценности в нынешнее

время в наибольшей степени могут быть выражены как раз в праве, именно в

праве они реализуются в самых существенных для человека категориях -

свободы, справедливости, юридического равенства и юридической

защищенности личности. С этой точки зрения, право призвано стать своего

рода стержнем дальнейшего развития общества.

Ценности права - великое достижение цивилизации и культуры

-складывались веками, накапливались многотрудным опытом человечества,

закалялись в его испытаниях. Их важнейшее свойство - непрерывность в

развитии, накопление и утверждение все более совершенных и искусных

механизмов и форм, когда право обретает особые качества - возникает

последовательная правозаконность. И первейшая задача нынешнего времени -

восприятие ценностей мировой правовой культуры, творческий поиск

теоретических решений во имя возрождения нашего Отечества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев С.С. Право: время новых подходов// Сов.государство и право.

1981 №3

2. Алексеев С.С. К вопросу об общем понятии права// Государство и право.

1993 г.№ 3.

3. Бабаев В. К. Право как логическая система. М. ,1988 г.

4. Лившиц Р.3. Государство и право в современном обществе: необходимость

новых подходов// Сов.государство и право.1990 г.№ 12.

5. Сильченко Н.В. Роль и место понятия "типология" в понятийном аппарате

общей теории государства и права// Право и правотворчество: вопросы

теории. М., 1982 г.

6. Лившиц Р.З. Современная теория права. Краткий очерк. М. ,1992 г.

7. Основы государства и права. Под. ред. А.Д.Кашина. "Высшая школа", М.,

1987 г.

8. Алексеев С.С. Теория права. "БЕК", 1994г.

9. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. "Юрист" 1995г.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.