рефераты бесплатно

МЕНЮ


Основы организации государственной власти и местного самоуправления

принципов классификации: по способу их образования, механизму делегирования

населением своих полномочий.

«Местное самоуправление осуществляется гражданами ... через выборные

и другие органы местного самоуправления»[13], причем для выборных органов

порядок создания определяется в соответствии с законодательством и уставами

муниципальных образований. Порядок создания других органов определяется в

соответствии с уставами муниципальных образований.

Под "другими" тут необходимо понимать органы, созданные иным, не

выборным, путем (например, сформированные путем делегирования

представителей других органов или организаций; созданные соответствующим

решением уполномоченного на то органа или должностного лица и т. д.).

Принципиальное различие между такими органами состоит в том, что

через выборный механизм население напрямую наделяет соответствующие органы

собственной, принадлежащей только ему компетенцией, позволяющей

осуществлять управление муниципальным хозяйством в полном объеме полномочий

собственника. Все остальные, не выборные органы создаются именно для

обеспечения делегированных полномочий и не располагают собственной

компетенцией.

Уставом муниципального образования может быть предусмотрено наличие

выборного должностного лица - главы муниципального образования,

возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на

территории муниципального образования, а также должности иных выборных

должностных лиц местного самоуправления (так, в Псковской области

предусматривается выборная должность шерифа - руководителя муниципальной

милиции, возможны выборы управляющего муниципальным хозяйством,

муниципального казначея и т. д.)[14].

Обязательным выборным органом, обладающим правом представлять

интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на

территории муниципального образования, является представительный орган

местного самоуправления, состоящий из депутатов, избираемых на основе

всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании в

соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской

Федерации.

Местное самоуправление - власть, наиболее приближенная к населению.

Близость определяется не столько ее местом в иерархической лестнице,

сколько теми функциями, которые она выполняет. Занимаясь вопросами местного

значения, она должна решать их в интересах населения. Поэтому муниципальное

управление предусматривает обязательное наличие представительных органов

местного самоуправления, за исключением случаев, когда их функции может

выполнять сход.

Закон определяет исключительное ведение представительных органов:

. принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального

образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

. принятие планов и программ развития муниципального образования,

утверждение отчетов об их исполнении;

. установление местных налогов и сборов;

. установление порядка управления и распоряжения муниципальной

собственностью;

. контроль за деятельностью органов местного самоуправления и

должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами

муниципальных образований[15].

Виды нормативных актов, которые имеют право принимать органы местного

самоуправления, перечисляются в уставе муниципального образования и в

законах субъектов РФ. Обычно к ним относят: решения и постановления

выборного органа или главы муниципального образования - по вопросам

осуществления местного самоуправления; распоряжения и приказы - по вопросам

внутренней организации деятельности органов местного самоуправления.

Говоря об общих принципах организации таких органов, можно отметить

следующее: к аппарату местного самоуправления, отвечающему своей цели,

надлежит применять следующие общие требования. Во-первых, он должен

правильно и с достаточной гибкостью отображать подлинные интересы и нужды

местного сообщества; во-вторых, он должен соответствовать принципу экономии

средств и сил, т.е. при наименьших затратах на его содержание, работать

быстро, гладко и без излишних формальностей, и, в-третьих, он должен

выдвигать на исполнительные должности людей опытных и ответственных,

создавая для них наиболее благоприятную обстановку работы.

Полномочия представительного органа, а также компетенция

исполнительных органов местного самоуправления должны быть определены и

закреплены в муниципальном (местном) уставе.

Виды органов местного самоуправления:

. представительные: Собрание представителей, Совет депутатов, Дума,

Хурал (Республика Тува), муниципальный совет, муниципальное

собрание, муниципалитет, окружной сельский (поселковый) Комитет

(Саратовская область);

. исполнительные: местная администрация, волостная управа, исполком,

мэрия.

Конкретные названия органов местного самоуправления, а также глав

муниципального образования (глава администрации, председатель Совета,

председатель исполкома, мэр, городской голова, посадник и т. п.) и иных

выборных должностных лиц местного самоуправления и сроки их полномочий

определяются, как правило, соответствующим законодательством субъектов РФ.

Однако в целом ряде субъектов РФ (Вологодская обл., Воронежская обл.,

Новгородская обл. и др.) вопрос наименования представительных и

исполнительных органов местного самоуправления отнесен к компетенции

местного самоуправления и в каждом конкретном случае определяется в уставе

муниципального образования.

И представительные, и исполнительные органы местного самоуправления

могут создавать постоянные или временные специальные органы для реализации

отдельных полномочий, как правило, выделяемых по отраслевому принципу

(комитеты и комиссии для решения отдельных вопросов, самостоятельные

подразделения местных администраций, муниципальные организации и

предприятия).

В настоящее время, в соответствии с Указом Президента РФ № 568 "Об

основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской

Федерации" от 11 июня 1997г. администрации Президента РФ совместно с

Правительством РФ поручено организовать взаимодействие с ассоциациями

муниципальных образований для обеспечения участия органов местного

самоуправления в проведении экономических и социальной реформ, а также

обеспечить регулярное освещение в средствах массовой информации хода

реформы местного самоуправления, организовать работу по разъяснению

населению конституционных основ местного самоуправления и государственной

политики в области местного самоуправления.

Управление Президента РФ по вопросам местного самоуправления

обеспечивает постоянное рабочее взаимодействие с ассоциациями местного

самоуправления, принимая участие в проводимых ими мероприятиях. Такая

работа проводится с Союзом Российских городов, Российским союзом местных

властей, Союзом малых городов, Ассоциацией городов Сибири и Дальнего

Востока, Союзом городов Северо-запада России, Ассоциацией городов Юга

России, Союзом городов Урала и др. В мае 1997 г. были подготовлены и

проведены встречи представителей муниципальных образований с рядом

руководителей Правительства Российской Федерации и принято решение о

создании Постоянно действующего совещания руководителей муниципальных

образований по проведению социально-экономических реформ при Правительстве

Российской Федерации. В рамках выполнения решения Совета по местному

самоуправлению в Российской Федерации создана рабочая группа по подготовке

предложений о принципах организации и деятельности Конгресса муниципальных

образований России, ведется работа по согласованию позиций в этом вопросе с

действующими союзами и ассоциациями местного самоуправления.

В то же время, попытки на федеральном уровне найти механизмы решения

второй части поставленной Президентом РФ задачи предпринимались

неоднократно. Еще в ноябре 1994 г. Комитетом Государственной Думы по

вопросам местного самоуправления были проведены парламентские слушания

"Реформа местного самоуправления и средства массовой информации", в

рекомендациях которых было отмечено, что проблемы местного самоуправления

не заняли надлежащего места в информационном пространстве Российской

Федерации, в центральных средствах массовой информации отсутствует

систематическое освещение жизни российских городов, проблем местной власти

и населения.

Особую роль в работе с массовым сознанием играют электронные средства

массовой информации – телевидение, радио. С этой целью необходимо

способствовать созданию на основных телевизионных и радиоканалах вещания

специализированных программ и наладить регулярный выпуск теле- и

радиопередач по проблемам местного самоуправления.

Среди существующих систем обеспечения населения информацией без

должного внимания до настоящего времени остается развитая сеть

государственных и муниципальных библиотек, расположенных во всех городах,

поселках и селах. Она является в определенной мере естественным

монополистом в области информационного обеспечения, так как средства

массовой информации сообщают прежде всего текущие сведения, но не могут

обеспечить необходимую полноту официальной информации.

Кроме того, Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите

информации", Указ Президента Российской Федерации № 228 от 28.02.95 г. "О

Федеральной целевой программе повышения правовой культуры избирателей и

организаторов выборов в Российской Федерации" и ряд других документов дают

основание рассматривать библиотечную сеть как канал правового просвещения и

населения, и представителей муниципальной власти.

Важное значение как для информационного обеспечения деятельности

органов местного самоуправления, так и для работы со средствами массовой

информации и частными пользователями, имеет и использование современных

информационных технологий (компьютерных сетей различных типов). Наиболее

подходящей технологией решения этой проблемы является использование сети

"Интернет" с созданием "муниципальных" страниц в Web-серверах

соответствующих организаций.

Решение всех вышеперечисленных проблем будет способствовать

реализации одной из основных задач работы с населением в области местного

самоуправления - добиться четкого понимания гражданами, какие органы власти

и должностные лица в системе управления государством обладают теми или

иными полномочиями ("за что отвечают"), как может рядовой гражданин влиять

на местную власть и контролировать ее деятельность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

XX век принес понимание того, что демократическое, правовое

государство, гражданское общество может решать свои основные задачи только

при наличии развитой системы самоуправления как местного, так и

общественного. Жители населенных пунктов должны иметь возможность

самостоятельно, под свою ответственность решать вопросы организации своей

жизни, используя формы как прямой демократии, так и через избранные ими

органы самоуправления. Причем объем полномочий этих органов должен

определяться возможностями их реализации и ничем иным. Только при таком

подходе возможно оптимальное сочетание интересов государства в целом и его

граждан. Только такой подход обеспечивает в максимальном объеме права,

свободы и интересы граждан.

Говоря о реализации конституционного права населения на осуществление

местного самоуправления, необходимо осознавать, что эффективность этого

процесса во многом зависит не только от наличия всего комплекса необходимых

законов, обеспечивающих организационную и экономическую самостоятельность

муниципальных образований, но и от понимания населением своих прав и

возможностей в осуществлении местного самоуправления, от действительной

способности этими правами грамотно воспользоваться, способности реализации

права на местное самоуправление.

Для действительной способности реализации права на местное

самоуправление представляется необходимым:

. наличие механизмов осуществления права, то есть наличие органов,

создаваемых населением для реализации своих прав в решении местных

вопросов, процедур прямого волеизъявления (референдумы, конференции,

сходы) или зависимости от населения создаваемых им органов (выборы,

формы контроля). Эти вопросы в основном решены в рамках первого,

организационного этапа;

. наличие возможности осуществления права, то есть наличие финансово-

экономической базы для обеспечения реальной самостоятельности

населения и дееспособности создаваемых им органов (основная задача

второго, экономического этапа);

. наличие осознанной воли в осуществлении права, то есть активное

участие в процессе организации местного самоуправления не только

государства (через официальные решения его органов и реализацию их

должностными лицами), но и населения (через широкое участие в

процессе, заинтересованность в его результате). Решение этой задачи,

видимо, будет являться в основном целью следующего этапа (назовем

его условно "социальным").

Все три составляющие находятся в настоящее время в процессе

формирования, но именно их неразрывное сочетание: наличие обладающих

экономической и правовой возможностью организационных структур местного

самоуправления при активном участии и заинтересованности государства и

населения может привести к созданию реального эффективного местного

самоуправления, а значит, и обеспечению стабильного поступательного

развития российского общества и российского государства.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12

декабря 1993 г.)

2. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред.

Окунькова Л.А.)

3. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах

организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп.

от 22 апреля, 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г., 4 августа 2000 г.)

4. Указ Президента РФ от 22 сентября 1998г. “ О структуре Федеральных

органов исполнительной власти” // Собр. закон. РФ. № 39. 1998. Ст.4886.

5. Закон РФ от 5 марта 1992г. “ О краевом, областном Совете народных

депутатов и краевой, областной администрации” // Вед. РФ, 1992. № 13 Ст.

663 . № 17. Ст. 601; № 34. Ст. 1398

6. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право РФ : Учебник. М.: ТЕИС,

1995.

7. Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник. Часть общая. М.: 1993.

8. Лаптева Л.Е. Земские учреждения в России. М.: 1993 г.

9. Авакьян С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: концепции и

решения нового закона // Вестник МГУ. Серия 11. Право. - М., 1996. - №2. -

с. 3-33

10. Актуальные проблемы формирования местного самоуправления в Российской

Федерации ("Круглый стол" в Институте государства и права РАЕ) / Антонова

В.П., Мирошниченко Е.В., Ревенко Л.А. // Государство и право. - М., 1997. -

№5. - С. 24- 45.

11. Якубовский Д. Теоретическая основа, правовая природа и содержание

понятия "местное самоуправление" // Право и жизнь. - М., 1992. - № 6. - С.

81-97.

12. Панина Е.В. Земское движение - путь к созиданию // Россия и современный

мир. - М., 1997. - №2. - С. 33-36.

-----------------------

[1] Панина Е.В. «Земское движение – путь к созиданию» // Россия и

современный мир. М.:1997г.-№2.

[2] Лаптева Л.Е. «Земские учреждения в России» М.:1993г

[3] Панина Е.В. «Земское движение – путь к созиданию» // Россия и

современный мир.– М.: 1997г.-№2

[4] Якубовский Д. «Теоретическая основа, правовая природа и содержание

понятия «местное самоуправление» // Право и жизнь. - М.: 1992. №6.

[5],6 Лаптева Л.Е. «Земские учреждения в России».- М.: 1993г.

[6] Бахрах Д.Н. Административное право». Учебник. Часть общая. М.: 1993г.

[7] Бахрах Д.Н. «Административное право»: Учебник. Часть общая. М.: 1993г.

[8] Федеральный закон от 28 августа 1995г №154-ФЗ «Об общих принципах

организации местного самоуправления в Российской Федерации».

[9] Статья 1 Федерального закона от 28 августа 1995г №154-ФЗ «Об общих

принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

[10] Авакьян С.А. «Местное самоуправление в Российской Федерации: концепции

и решения нового закона» // Вестник МГУ. Серия 11. Право. - М.: 1996г. -

№2.

[11] Часть 1, статья 130 Конституции Российской Федерации от 12 декабря

1993г.

[12] Часть 2, статья 130 Конституции Российской Федерации от 12 декабря

1993г.

[13] Алехин А.П., Козлов Ю.М. «Административное право Российской

Федерации». Учебник. М.: ТЕИС, 1995г.

[14] Часть 2 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации

местного самоуправления в Российской Федерации».

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.