Периодизация истории зарубежного государства и права
быть прямо выведены и конкретные исторические формы организации
общественного хозяйства (натуральное, натурально-товарное, товарное,
товарно-планомерное), поскольку формы эти непосредственно определяются, как
мы видели, технико-технологическим базисом, лежащим в основе цивилизации.
Сопряжение форм организации общественного хозяйства с волнами (ступенями)
цивилизации позволяет понять, что натурализация экономических отношений в
любых исторических условиях не есть движение вперед, по линии развития
цивилизации - перед нами попятное историческое движение.
Цивилизационный подход позволяет понять генезис, характерные черты и
тенденции развития различных социально-этнических общностей, которые опять-
таки не связаны напрямую с формационным членением общества.
При цивилизационном подходе обогащаются и наши представления о
социально-психологическом облике данного конкретного общества, его
менталитете, причем активная роль общественного сознания предстает более
рельефно, ибо многие черты этого облика являются отражением технико-
технологического базиса, лежащего в основе той или иной ступени
цивилизации.
Цивилизационный подход вполне согласуется с современными
представлениями о культуре как внебиологическом, чисто социальном способе
деятельности человека и общества. Более того, цивилизационный подход
позволяет рассматривать культуру во всем ее объеме, не исключая ни одного
структурного элемента. С другой стороны, сам переход к цивилизации может
быть понят только с учетом того, что он явился узловым пунктом формирования
культуры. Таким образом, цивилизационный подход позволяет глубоко вникнуть
в еще один очень важный срез исторического процесса — цивилизационный.
Следует отметить и возрастающее значение этнических, культурных и
цивилизационных различий в современном мире и то, что идеи глобальности
охватывают еще очень узкую часть населения планеты. Западная, исламская,
индийская, китайская и другие цивилизации продолжают сохранять свою
жизненную силу, ибо они служат основой для самовыражения масс населения,
для выработки соответствующего нормативно-ценностного пространства их
бытия.
Понятие “цивилизация” в такой интерпретации может быть использовано
лишь для описания современного мира, в котором взаимодействие цивилизаций
является устойчивой и доминирующей тенденцией, где уже нет “чистых”
цивилизационных образований и сохранение их идентичности выглядит
достаточно проблематично.
Сторонники концепции, абсолютизирующей интеграционные тенденции,
делают вывод о том, что глобальное взаимодействие культур ведет к
становлению единой планетарной цивилизации с новой шкалой общечеловеческих
ценностей и даже коллективным общепланетарным Разумом, Памятью и Духовным
миром.
3. Возможный синтез подходов.
Формация и цивилизация разные среды в развитии общества как целостной
системы. Как нельзя познать механизм развития любого общества, исследуя
только базисные факторы и опустив надстроечные, так невозможно и понять
секреты управления общественным развитием, ориентируясь либо только на
формационный, либо только на цивилизационный аспект в его динамике.
Формация — социоэкономическая категория, цивилизация — социокультурная.
Понятие формации имеет значение как системообразующего начала всего
социально-экономического и политического строя данного общества. Формации
различаются по доминирующим формам собственности. Переход от одной формации
к другой обусловлен сменой форм собственности на основные средства
производства, происходящей под влиянием прогресса производительных сил,
открывающего новые материальные возможности для человеческой деятельности,
для формирования общественных отношений.
В понятии цивилизация объединяются социальные и культурные аспекты
жизни общества, цивилизация представляет собой этап истории, начинающийся
вместе с выходом истории из естественного, т.е. первобытного, состояния и
развивающемся далее на основе им самим создаваемых предпосылок, что она
характеризует преемственность в развитии общества. Вместе с тем настойчиво
утверждалась мысль, что фактически в истории существуют различные
цивилизации, так сказать “формационные”: капиталистическая цивилизация,
коммунистическая цивилизация и т.п. В итоге цивилизационный подход терял
свою относительную самостоятельность и подчинялся формационному, а понятие
цивилизации становилось подсобным, нужным лишь для выполнения некоторых
аспектов общественно-экономической формации. Если теория формаций
ориентирована на выявление закономерностей, присущих обществу на различных
этапах истории, а так же его структуры на каждом из этих этапов, то
цивилизационный подход решает совершенно иные познавательные задачи.
Главная из них — это анализ социальных механизмов деятельности людей,
обеспечивающих саму возможность существования общества на данном, т.е.
цивилизованном уровне, уберегающих его от распада и одичания. Эти механизмы
постоянно развиваются, совершенствуются или устраняются. Если тот или иной
механизм устраняется, то начинается деградация связанных с ним социальных
структур. Каждая последующая формация является и шагом вперед в развитии
цивилизации, а не посягательством на ее основы. Гибель тех или иных
цивилизаций в прошлом не останавливала исторического движения, потому что
это были локальные катастрофы.
Прогресс цивилизации при всей его противоречивости все-таки связан с
развитием и совершенствованием ее социальных механизмов. Эти механизмы
обеспечивают для жизни современного общества развитие производительных сил,
техники, науки, поддерживают соответствующую динамику общественных
отношений.
Вторая задача, которая решается цивилизованным подходом к истории, —
выявление ее человеческого измерения, механизмов формирования личности
цивилизованного человека, анализ культуры, как меры развития человека, его
способности к деятельности.
Понятие “цивилизации” шире понятия формации, однако эту ее объемность
нельзя рассматривать упрощенно: нельзя скажем, утверждать, что
цивилизация — это формация плюс сфера культуры данного общества. Различия
между этими категориями обусловлены еще неадекватностью структурных связей
между явлениями и процессами.
Итак, такие понятия как цивилизация, формация и культура нельзя
уравнять, но в то же время они тесно связаны между собой.
Рассматривая цивилизационный подход, следует также ответить на вопрос
- чем объяснить хроническое отставание марксизма в разработке и
использовании цивилизационного подхода?
Очевидно, тут действовал целый комплекс причин.
1. Марксизм формировался в весьма значительной степени как
европоцентристское учение, о чем предупреждали и сами его
основоположники. Изучение истории в ее цивилизационном срезе предполагает
применение компаративного метода в качестве важнейшего, то есть
сравнительный анализ различных, зачастую непохожих друг на друга
локальных цивилизаций. Поскольку же в данном случае в центре внимания
оказался один регион, представляющий собой единство по происхождению и по
современному (имеется в виду XIX век) состоянию, цивилизационный аспект
анализа вынужденно оказался в тени.
2. Соглашаясь с Льюисом Морганом в отношении начального временного
ограничителя цивилизации (“эпохи, следующие за дикостью и варварством”),
Ф Энгельс в то же время ввел и конечный ограничитель цивилизация — это
то, что до коммунизма, это — серия антагонистических формаций. В плане
исследовательском это означало, что Маркса и Энгельса интересовала
непосредственно лишь та стадия цивилизации, из которой должен был
возникнуть коммунизм. Вырванный же из цивилизационного контекста
капитализм представал и перед исследователем и перед читателем
исключительно в своем формационном обличье.
3. Для марксизма, как отмечал в свое время Г. Маркузе, характерно
гипертрофированное внимание к силам, дезинтегрирующим общество, при
одновременной существенной недооценке сил интеграции, но ведь цивилизация
по своему изначальному смыслу — движение к интеграции, к обузданию
разрушительных сил, а раз это так, то и хроническое отставание марксизма
в разработке цивилизационной концепции становится вполне объяснимым.
4. Легко обнаруживается взаимосвязь с длительным “невниманием” марксизма к
проблеме активной роли неэкономических факторов. Отвечая по этому поводу
оппонентам, Энгельс указывал, что материалистическое понимание истории
формировалось в борьбе против идеализма, в силу чего ни у Маркса, ни у
него в течение десятилетий не хватало ни времени, ни поводов, ни сил,
чтобы уделять неэкономическим явлениям (государству, духовной надстройке,
географическим условиям и т. д.) такое же внимание, как экономике. Но
ведь лежащий в фундаменте цивилизации технико-технологический базис — это
тоже неэкономическое явление.
Можно заметить, что в ходе современных дискуссий явно наметилась
тенденция решать вопрос о перспективах применения и самой судьбе
формационного и цивилизационного подходов по принципу “или—или”. Во всех
подобных концепциях историческая наука, по сути дела, исключается из сферы
действия общенауковедческих закономерностей и, в частности, не подчиняется
принципу соответствия, согласно которому старая теория не отрицается
полностью, поскольку она обязательно чему-то соответствует в теории новой,
представляет ее частный, предельный случай.
Возникшая в исторической науке и обществоведении в целом проблема
может быть и должна быть решена по принципу “и—и” Необходимо
целеустремленное исследование и нахождение такого сопряжения формационной и
цивилизационной парадигм, которое может быть плодотворно приложено к
решению задачи крупномасштабного членения исторического процесса, что
позволит сделать само видение истории более многомерным.
Каждая из рассматриваемых парадигм необходима и важна, но недостаточна
сама по себе. Так, цивилизационный подход сам по себе не может объяснить
причины и механизм перехода от одной ступени цивилизации к другой. Подобная
недостаточность обнаруживается и при попытках объяснить, почему
интеграционные тенденции в прошлой истории тысячелетиями, начиная с
рабовладельческого общества, прокладывали себе путь в дезинтеграционных
формах.
И “формационщики” и “цивилизационщики” обладают обширными
возможностями для преодоления односторонности и обогащения своих концепций.
В частности, “формационщикам” наряду с задачей освобождения своей концепции
от того, что не выдержало проверку временем, предстоит наверстать длившееся
десятилетиями отставание марксизма в разработке проблем, связанных с
цивилизацией.
Взаимосвязь между формационным (с его экономическим базисом) и
цивилизационным (с его технико-технологическим базисом) реальна и осязаема.
Здесь уместно вспомнить К. Ясперса: “Попытка структурировать историю,
делить ее на ряд периодов всегда ведет к грубым упрощениям, однако эти
упрощения могут служить стрелками, указывающими на существенные моменты”.
В одних случаях, как мы видим, на одном и том же технико-
технологическом базисе (земледельческой волны цивилизации), вырастают,
последовательно сменяя друг друга, либо параллельно — у разных народов по-
разному — две принципиально отличные друг от друга общественно-
экономические формации, в других же одна общественно-экономическая формация
(капитализм), “не вписывается” в казалось бы положенную ей волну
(индустриальную) и “вторгается” в следующую, пока свободную от обозначения,
клеточку. Не поименована эта клеточка потому, что нигде в мире еще не
обозначился четко и определенно формационный строй, следующий за
капитализмом.
Анализ исторического процесса показывает, что при всей теснейшей
взаимосвязи технико-технологического базиса (и технических революций) связь
эта весьма и весьма опосредована, реализуется через сложный передаточный
механизм.
Сопряжение формационного и цивилизационного носит диалектически-
противоречивый характер, который обнаруживается уже при анализе перехода к
цивилизации как социального переворота.
Здесь сразу же возникает вопрос: тождествен ли упомянутый переворот
той социальной революции, которая вобрала в себя основное содержание
перехода от первобытного общества к первой классовой формации? О полном
тождестве (совпадении) говорить вряд ли приходится хотя бы потому, что
начало перехода к цивилизации — и в этом была определенная логика —
предшествовало началу перехода к классовому обществу.
Но тогда возникает вопрос второй: если два этих социальных переворота
не тождественны, то в какой степени они все же накладываются друг на друга
в социальном пространстве и как соотносятся во времени? Очевидно, первый
переворот предшествует второму только в какой-то степени, ибо, возникнув в
целях интегративных, цивилизация в тех конкретно-исторических условиях
могла выполнять эту свою основную функцию только в дезинтегративной
(антагонистической) форме. Отсюда противоречивость социальных институтов,
их функций и деятельности в условиях классово-антагонистического общества.
Для того, чтобы глубже понять взаимосвязь двух анализируемых
переворотов и движущую силу их слияния, целесообразно хотя бы пунктирно
обозначить сущность каждого из них.
Толчком к кардинальному социальному перевороту, именуемому переходом к
цивилизации, послужила упоминавшаяся уже техническая революция, давшая
жизнь культурному и оседлому земледелию, то есть исторически первому типу
производящего хозяйства. Такова была исходная позиция цивилизации
земледельческой. Сущность перехода к цивилизации заключалась в вытеснении
кровно-родственных связей и отношений (производственных, территориальных и
т. д.) сугубо и собственно социальными, надбиологическими, и именно переход
к производящему хозяйству обусловил и возможность и необходимость такого
вытеснения.
Что касается прибавочного продукта, то он сам тоже явился следствием
перехода к производящему хозяйству, следствием его возрастающей
экономической эффективности. Связи между процессом перехода к цивилизации и
появлением прибавочного продукта можно определить как функциональные,
производные от одного и того же причинного фактора. Другое дело, что,
появившись на свет, прибавочный продукт поставил вопрос о той конкретно-
исторической — а потому единственно возможной — форме, в которой будет
продолжено развитие цивилизации. Такой конкретно-исторической формой в тех
условиях могла быть только антагонистическая, причем об антагонизме здесь
приходится говорить в двух смыслах. Во-первых, всем своим дальнейшим
развитием цивилизация закрепляла возникший в недрах общества антагонизм, во-
вторых же, сложилось определенное антагонистическое противоречие между
интегрирующей сущностью цивилизации - и дезинтегрирующей формой ее
функционирования в рамках целой серии общественно-экономических формаций.
Возникавшие классы для закрепления своего господства использовали уже
сложившиеся в процессе начавшегося перехода к цивилизации социальные
институты. Это стало возможным потому что:
. сами социальные институты в потенции содержали в себе возможность
отчуждения;
. возможность эта в тех исторических условиях не могла быть “приглушена”.
Для того, чтобы “приглушить” ее в зародыше, требуется зрелая
политическая культура общества и, прежде всего масс. На пороге же
цивилизации политическая культура (как и сфера политики в целом) только еще
возникала.
Классы, прибравшие к рукам социальные институты, тем самым получили
возможность наложить существенный отпечаток на многие другие
цивилизационные процессы и подчинить их своим корыстным классовым
интересам. (Поскольку же классы суть явления формационного порядка, их
воздействие на цивилизационные процессы выражает существенную сторону
сопряжения формационного и цивилизационного). Так получилось с процессом
отделения духовного производства от материального (привилегия занятий
умственным трудом была закреплена за эксплуататорами), с процессом
урбанизации (различия между городом и деревней превратились в
противоположность, характеризующуюся эксплуатацией деревни со стороны
господствующих классов города), с процессом кристаллизации личностного
элемента в истории (прозябание широчайших народных масс веками служило
фоном для деятельности выдающихся личностей из эксплуататорских слоев).
Таким образом, оба исторических процесса — переход к цивилизации и
переход к первой классовой формации самым существенным образом наложились
друг на друга и в совокупности составили такой переворот, который по своей
кардинальности можно сравнить только с происходящими ныне процессами
социализации в развитых, цивилизованных странах.
В этом и заключается синтез формационного и цивилизационного подхода к
периодизации истории.
Список использованной литературы.
1. Дьяконов И.М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней.
М., 1994.
2. [15] Освальд Шпенглер. Закат Европы,Новосибирск, 1993, ВО “Наука”
Сибирская издательская фирма.
3. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М, 1991.
4. История государства и права зарубежных стран. Часть 1, Учебник для
вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А., М, 1998,
Издательская группа НОРМА-ИНФРА.
-----------------------
[1] Дьяконов И.М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. М.,
1994.
[2] там же.
[3] Освальд Шпенглер. Закат Европы,Новосибирск, 1993, ВО “Наука” Сибирская
издательская фирма.
[4] там же
[5] там же
[6] там же
[7] там же
[8]Тойнби А.Дж. Постижение истории. М, 1991.
[9] там же
[10] там же
[11] там же
[12] там же
[13] там же
[14] там же.
Страницы: 1, 2, 3
|