рефераты бесплатно

МЕНЮ


Политическое развитие Франции 1945 -1998

центры призвали трудящихся к демонстрациям и забастовкам протеста. Их

инициативу поддержала коммунистическая партия и другие левые группировки.

13 мая 1968 г. на демонстрацию протеста в Париже вышло около 600 тыс.

человек. Одновременно начались забастовки, которые быстро переросли во

всеобщую стачку огромного размаха. По всей стране трудящиеся прекращали

работу и занимали предприятия. Они требовали положить конец полицейским

репрессиям, повысить заработную плату, улучшить социальное обеспечение,

уважать демократические свободы. В течение мая – июня 1968 г. во Франции

бастовало около 10 млн. человек – фактически весь рабочий класс,

значительная часть интеллигенции и служащих. В течение многих недель

бездействовали высшие учебные заведения, занятые бастующими студентами.

Однако массовое движение не было единым и не имело единого руководства.

Левые силы раскололись. Коммунистическая партия призывала немедленно

удовлетворить требования бастующих и создать «народное правительство» с

участием коммунистов. Социалисты и другие левые группировки, объединившиеся

вокруг Миттерана и Мендес-Франса, отказывались поддержать коммунистов. Они

намеривались добиться отставки де Голля и сформировать свое правительство,

не считаясь с коммунистами. «Гошисты» утверждали, что во Франции сложилась

революционная ситуация и поэтому нужно захватить власть силой.

В действительности революционной ситуации во Франции не было.

Французская экономика находилась в фазе подъема. Президент де Голль

продолжал пользоваться большим авторитетом. Армия и полиция в основном не

были затронуты массовым движением и повиновались правительству. Большинство

трудящихся, вступив в забастовочную борьбу за удовлетворение своих насущных

экономических требований, не стремились к захвату власти. Правительство,

напуганное размахом забастовок, маневрировало, сочетая уступки с

репрессиями.

28 мая 1968 г. представители правительства, предпринимателей и

профсоюзов подписали протокол, удовлетворявший (хотя и не

полностью)основные требования трудящихся. Минимум заработной платы был

увеличен на 35 (, а сама зарплата – в среднем на 10(. Пособия по

безработице были повышены на 15(. Одновременно правительство готовилось

прибегнуть к военной силе. 30 мая 1968 г. де Голль выступил по радио и

заявил, что Франции будто бы угрожает «тирания» и диктатура коммунистов.

Ссылаясь на чрезвычайные обстоятельства, де Голль объявил о роспуске

парламента и проведении новых выборов. Он угрожал использовать «другие пути

для поддержания порядка», если будет сделана попытка помешать выборам.

Вблизи столицы были размещены готовые к действиям воинские части. Через

несколько дней правительство распустило «гошистские» организации и выслало

их лидеров из Франции.

В конце июня 1968 г. в обстановке контрнаступления правых сил и страха

перед гражданской войной состоялись парламентские выборы. Партия ЮНР,

переименованная в ЮДР («союз демократов в защиту республики»), выступала

как «партия порядка». Впервые в истории Франции она одна завоевала

абсолютное большинство мест в Национальном собрании. Коммунистическая

партия потеряла более 600 тыс. голосов, но сохранила около 20( избирателей

и осталась самой крупной партией оппозиции. Социалистическая партия,

радикалы и другие левые группы, объединившиеся вокруг Миттерана, понесли

значительные потери. Все «гошистские» организации, вместе взятые, собрали

меньше 5 ( голосов и не получили ни одного места в Национальном собрании1.

Не смотря на победу на выборах де Голль понимал, что события мая – июня

1968 г. свидетельствуют о глубоком недоверии масс, которое может привести к

новому взрыву. Он задумал ряд реформ, чтобы смягчить классовую борьбу и

заменить ее классовым сотрудничеством, предусматривающим участие трудящихся

в управлении предприятиями и учреждениями. Начало реформам должен был

положить законопроект о перестройке органов местного самоуправления,

составленный в духе «участия». Вместо 90 департаментов предполагалось

создать 21 район во главе с региональными советами, частично избираемыми, а

частично назначаемыми сверху. Главной функцией региональных советов должно

было стать осуществление классового сотрудничества между представленными в

них «социально-профессиональными группами» (рабочими, крестьянами,

ремесленниками, промышленниками, лицами свободных профессий).

Исполнительная власть оставалась в руках назначенных правительством

префектов, полномочия которых увеличивались. Чтобы подчеркнуть значение

законопроекта, де Голль внес его на референдум и объявил, что в случае его

отклонения он подаст в отставку. Все партии, за исключением ЮДР, выступили

против законопроекта. Левые партии считали предполагаемое участие

трудящихся в управлении недостаточным, а правые - ненужным и даже опасным.

В результате референдума, состоявшегося в апреле 1969 г., большинство

избирателей отвергло законопроект. Де Голль немедленно оставил пост

президента и удалился с политической сцены. В ноябре 1970 г. он умер.

2.5 Выборы 1969 г. Правительство Помпиду.

В результате отставки президента во Франции были проведены внеочередные

президентские выборы. Правящая партия выдвинула своим кандидатом бывшего

премьер-министра Ж. Помпиду. Правая оппозиция противопоставила ему

кандидатуру одного из лидеров «независимых», председателя сената А. Поэра.

Левые силы не смогли выдвинуть единого кандидата. Кандидатом компартии стал

секретарь ЦК ФКП Ж. Дюкло, кандидатом социалистов – Г. Деффер.

В первом туре выборов, состоявшихся в апреле 1969 г., Деффер собрал

всего лишь 5( голосов. За Дюкло проголосовал 21( избирателей, однако раскол

левых сил позволил Поэру опередить Дюкло и пройти во второй тур выборов

вместе с Помпиду. Считая, что Помпиду и Поэр одинаково проводят полтику

буржуазии и поэтому избиратели практически лишены выбора, компартия

призвала своих сторонников воздержаться от голосования во втором туре.

Собрав более 57( голосов, Помпиду был избран президентом Франции.

Основное направление своей политики в качестве президента Помпиду

определил словами «преемственность и диалог». Этим он хотел сказать, что

намерен продолжать политику президента де Голля, но готов идти на сближение

с теми буржуазными группировками, которые при де Голле находились в

оппозиции. Назначив премьер-министром видного деятеля ЮДР Ж. Шабан-

Дельмаса, Помпиду включил в состав правительства не только членов ЮДР и

«независимых республиканцев» во главе с Жискар д(Эстеном, но и некоторых

представителей правой оппозиции.

Учитывая уроки событий мая – июня 1968 г., правительство Помпиду -

Шабан-Дельмаса провозгласило главной задачей внутренней политики создание

«нового общества», в котором классовое сотрудничество должно прийти на

смену классовой борьбе. Правительство решило пойти на уступки трудящимся в

области заработной платы, пенсий и семейных пособий. Учитывая, что часть

буржуазии недовольна политикой дирижизма, правительство обещало

пересмотреть роль государства в руководстве экономикой в духе

«либирализации», то есть предоставить больше возможностей частному

капиталу. Однако попытки создать «новое общество» не имели успех. Профсоюзы

отвергли предложение отказаться от забастовок. Консервативная часть

буржуазии была недовольна политикой «нового общества», которую она считала

опасным социальным экспериментом. В 1972 г. Шабан-Дельмас, подвергавшийся

критике и справа и слева вынужден был подать в отставку. Пост премьер-

министра занял один из деятелей консервативного крыла ЮДР, противник

«нового общества» П. Месмер.

2.6 Сближение левых сил.

В 70-е годы значительно активизировалась деятельность левых сил.

Состоявшийся в 1970 г. 19-й съезд ФКП призвал к созданию

антимонополистического фронта левых сил для борьбы за передовую демократию,

открывающую путь к социализму. Коммунисты считали, что для установления

передовой демократии необходимо создать демократическое правительство,

которое осуществит глубокие преобразования экономической, социальной и

политической жизни, включая национализацию банков и основных отраслей

промышленности, будет проводить политику мира, национальной независимости и

дружбы между народами. Коммунистическая партия предложила всем левым силам,

в первую очередь социалистам, объединить усилия для совместной борьбы

против режима личной власти, за интересы трудящихся.

Социалистическая партия переживала в это время серьезный внутренний

кризис, вызванный событиями мая –июня 1968 г. и сокрушительным поражением

кандидата социалистов на президентских выборах 1969 г. Генеральный

секретарь партии Ги Молле вынужден был уйти в отставку. Чрезвычайный съезд

Социалистической партии, состоявшийся в 1968 г., а затем ее учредительный

съезд в 1969 г. принял решение обновить партию путем ее слияния с другими

близкими группировками, пересмотреть прежнюю политическую линию и сменить

руководство. Учредительный съезд новой Социалистической партии (ФСП)

заявил, что партия возьмет курс на единство левых сил и будет

воздерживаться «от союзов с политическими силами, представляющими

капитализм».

На съезде ФСП в 1971 г. ее первым секретарем был избран Франсуа

Миттеран, ранее принадлежавший к одной из близких к радикалам групп.

Возглавив Социалистическую партию, Миттеран высказался за «разрыв с

капитализмом» и за совместные действия с коммунистами. Он понимал, что без

помощи коммунистов Социалистическая партия не сможет победить на выборах и

прийти к власти. Кроме того, Миттеран надеялся в ходе совместной борьбы

увеличить влияние социалистов и опередить компартию. Он рассчитывал

осуществить «перебалансировку» левых сил в пользу Социалистической партии

так, чтобы 3 млн. из 5 млн. избирателей, обычно голосовавших за

коммунистов, перешли на сторону социалистов.

Считая необходимым объединение всех левых сил, компартия пошла на

соглашение с социалистами. 27 июня 1972 г. в преддверии очередных

парламентских выборов Коммунистическая и Социалистическая партии подписали

совместную правительственную программу. Вскоре к ней присоединилась

небольшая группа левых радикалов. В совместной программе говорилось, что

подписавшие ее партии стремятся одержать победу на выборах, чтобы положить

конец «несправедливостям и несообразностям существующего режима» и «открыть

путь к социализму»1. Программа обещала, что в случае победы левых партий на

выборах будет проведено повышение заработной платы, пособий и пенсий, а

также увеличение оплачиваемых отпусков. Она предусматривала демократизацию

государственных учреждений, проведение политики мирного сосуществования,

всеобщее разоружение, отказ от ядерного оружия. Программа предлагала

национализировать частные банки и 9 крупнейших финансово-экономических

групп, повысить налоги на прибыли и крупные состояния при одновременном

уменьшении налогового бремени трудящихся.

На парламентских выборах 1973 г. коммунисты, социалисты и левые

радикалы впервые выступили согласованно на основе совместной программы. Они

собрали 45( голосов избирателей, добившись наилучшего результата за всю

предшествующую историю Пятой республики, но при этом социалисты увеличили

число своих избирателей быстрее, чем коммунисты. Впервые за послевоенный

период они почти догнали коммунистов по количеству голосов избирателей (ФКП

– 21,3(, ФСП – 20,4( голосов)1.

2.7 Выборы 1974 г. Правительство Жискар д(Эстена.

В апреле 1974 г. президент Помпиду скончался. В мае состоялись

внеочередные выборы президента республики. В качестве единого кандидата

всех левых сил выступал Ф. Миттеран. Главными кандидатами правых партий

были бывший премьер-министр, видный деятель деголлевского движения Шабан-

Дельмас и лидер «независимых республиканцев» В. Жискар д(Эстен. В первом

туре выборов Жискар д(Эстен оставил позади Шабан-Дельмаса, а во втором туре

не на много опередил Миттерана. Собрав 50,8( голосов избирателей, он был

избран президентом Франции. Деголлевцы утратили этот важнейший

государственный пост, занимаемый ими с основания Пятой республики. Они

вошли в состав правительственной коалиции, и один из молодых лидеров - Жак

Ширак – занял пост премьер-министра, но важнейшие министерства оказались в

руках «независимых республиканцев».

Приступая к осуществлению своих полномочий, Жискар д(Эстен заявил. Что

Франция должна оставаться «либеральной страной» и осуществлять «перемены

при сохранении порядка» с целью создания «передового либерального

общества».

2.8 Кризис французского общества. «Биполяризация» партий.

В середине 70-х годов Франция, как и другие капиталистические страны,

вступила в полосу экономического кризиса. Правда, абсолютный объем

промышленного и сельскохозяйственного производства Франции сокращался

только в 1975 г., но ежегодные темпы экономического развития резко

снизились. Во Франции, как и во всем капиталистическом мире, обнаружилось

новое явление – «стагфляция», то есть сочетание стагнации экономики с

инфляцией. Со второй половины 70-х годов стало очевидным отставание

некоторых отраслей французской экономики от зарубежных конкурентов. Часть

нерентабельных предприятий была закрыта, объем производства сократился. Это

привело к усиленному росту безработицы. Массовая безработица и инфляция

значительно снизили жизненный уровень трудящихся. В обстановке кризиса

оживились расистские настроения. Расисты утверждали, что в массовой

безработице повинны рабочие-иммигранты, которые составляли 8( населения и

20( рабочей наемной силы. Появилась новая крайне правая расистская

организация, главой которой стал бывший пужадист и ультраколониалист,

милионер Ж.-М. Ле Пен. Присвоив себе наименование национального фронта, она

потребовала выслать из Франции всех иммигрантов, разжигала ненависть к ним,

устраивала нападения на негров и арабов.

В обстановке экономического кризиса усилился процесс «биполяризациии»

партий. Количество партий уменьшалось, центристские группировки ослабевали.

На парламентских выборах 1973 г., президентских выборах 1974 г.,

выборах в местные органы власти в 1976 и 1977 гг. коммунисты и социалисты

выступали совместно на основе общей программы. Количество избирателей левых

партий постепенно росло, но влияние социалистов увеличивалось быстрее, чем

влияние коммунистов. На выборах в местные органы власти в 1976 г.

Социалистическая партия впервые за весь послевоенный период опередила

компартию. Благодаря подписанию совместной программы, содержавшей

популярные в массах требования, социалисты восстановили и даже увеличили

свое влияние среди рабочих. Одновременно они сумели завоевать доверие

быстрорастущих средних слоев населения, которые в своем большинстве

отрицательно относились к коммунистам и гораздо охотнее голосовали за

социалистов. Таким образом, союз левых сил на основе совместной программы

оказался более выгодным для социалистов, чем для коммунистов.

Стремясь уточнить и конкретизировать свою политику, 12-й съезд ФКП,

состоявшийся в 1976 г., провозгласил необходимость мирного пути построения

демократического «социализма по-французски». Съезд постановил отказаться от

термина «диктатура пролетариата» и заменить его формулировкой «власть

рабочего класса и других категорий трудящихся». Съезд призвал не

ограничиваться союзом левых сил и создать на основе совместной программы

«союз французского народа», необходимый для победы на выборах, формирования

левого правительства и осуществления демократических перемен.

В 1977 г. компартия предложила «актуализировать» совместную программу,

дополнив ее более радикальными требованиями, в частности значительно

расширить количество предприятий, подлежащих национализации. Руководство

Социалистической партии и левых радикалов отклонило предложение

коммунистов, и союз левых сил на время перестал существовать.

Значительные изменения происходили и в лагере правых. Партия ЮДР,

утратив пост президента республики и прежнее влияние в правительстве,

переживала серьезный кризис. За один год (с 1974 по 1975) ее численность

упала с 200 до 60 тыс. человек. Влияние ЮДР среди избирателей сократилось

почти вдвое. Напротив возглавляемая Жискар д(Эстеном партия «независимых

республиканцев» укрепляла позиции. Она установила тесные контакты с

группировками бывшей правой оппозиции и сотрудничала с ними в

правительстве.

Чтобы предотвратить дальнейший упадок ЮДР, ее генеральный секретарь Ж.

Ширак решил уйти из правительства и заняться реорганизацией партии. В

августе 1976 г. он покинул пост премьер-министра. Его сменил близкий к

Жискар д(Эстену формально беспартийный профессор политической экономии Р.

Барр.

В декабре 1976 г. на чрезвычайном съезде ЮДР было принято решение ввиду

предстоявших в 1978 г. очередных парламентских выборов создать на основе

ЮДР новую партию, принявшую название «Объединение в поддержку республики»

(ОПР). Председателем ОПР стал Ж. Ширак. Лидеры ОПР объявили о намерении

хранить «основные ценности голлизма», повысить темпы экономического

развития, бороться с безработицей, а главное – не допусить победы левых сил

на выборах 1978 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.