Понятие государства
отличающихся развитой , в значительной мере саморегулируемой экономикой /
Турция , Финляндия и т.д. /. Российская Федерация ещё очень далека от
введения у себя данной формы правления.
Также существуют смешанные формы правления суперпрезидентская ,
полупрезидентская или полупарламентская республики. Следует также заметить
, что форма правления не может быть выбрана произвольно. Помимо иных
факторов она зависит от уровня сознания людей , проживающих в том или ином
государстве. /Рисунок №2 /.
Рисунок № 2 Форма правления.
5.Функции государства.
Функции государства – это основные направления его деятельности ,
выражающее сущность и назначение государства в обществе.
В функциях государства проявляется та реальная роль , которую оно играет в
решении основных проблем общественного развития и прежде всего в
удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции
государства устанавливаются в зависимости от основных задач , стоящих
перед государством на том или ином этапе его развития и представляют собой
средство реализации этих задач. Содержание же задач государства
определяется внутренним и внешним факторами. Функции государства охватывают
его реальность в целом. Таким образом , функции государства необходимо
отличать от видов государственной деятельности , нельзя отождествлять с
формами и методами их реализации. Различают внутренние и внешние функции
государства.
Внутренние функции – это основные направления государства по
управлению внутренней жизнью страны.
Экономические функция выражается в выработке и координации
государством стратегии и тактики развития страны в наиболее оптимальном
режиме. Экономическая деятельность государства проявляется в установлении
налогов , выдаче кредитов , инвестиций , определении льгот в отношении
некоторых товаров , в регулировании работы различных субъектов
хозяйственной деятельности , строительство инфраструктуры /дорог , мостов
, плотин , транспортных , энергетических , информационных и других систем /
, выработке программ экономического развития и т.п. Государство должно
создать правовые основы рынка , т.е. как бы разработать « правила игры »
для хозяйствующих субъектов различных форм собственности действующих на
рынке. Также государство может осуществлять непосредственное управление
предприятиями некоторых особо важных отраслей народного хозяйства /
энергетика , связь , атомная , оборонная промышленность , космонавтика ,
информатика и т. п. /. Здесь оно выступает собственником средств
производства , производителем материальных благ.
Политическая функция обусловлена необходимостью осуществления или
гармонизации различных социальных групп. Проведение референдумов ,
плебесцидов , выборов , позволяет государству определить действительную
расстановку социальных сил , учесть в своей политике интересы различных
социальных групп и не допустить их открытого столкновения. Особо важным
представляется процесс формирования парламента , который / в идеале /
должен представлять как бы срез общества. В Р.Ф. Государственная Дума
формируется в основном по партийным спискам. На всенародных выборах партии
должны преодолеть 5% барьер. В итоге по результатам выборов в
Государственной Думе Р.Ф. заседают несколько партий , а те партии за
которые проголосовало менее 5% населения остались без депутатских мандатов.
Т.е. мы получаем тот Парламент за который часть населения не голосовала и
соответственно изначально встаёт вопрос о легитимности Парламента. Далее ,
государство обеспечивает защиту конституционного строя , государственного
суверенитета , ведёт правотворческую деятельность и официально представляет
всё население страны как во внутренних , так и во внешнеполитеческих делах.
Социальная функция. Её выполнение позволяет обеспечить нормальные
условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их участия в
производстве материальных благ , а также от возраста , пола , здоровья и
т.п. Государство в законодательном порядке устанавливает : минимальный
уровень оплаты труда , пенсий , стипендий , пособий больным , инвалидам ,
пожилым людям , студентам , детям , матерям , безработным. В
государственном бюджете Р.Ф. предусмотрено выделение предусмотренных
средств на здравоохранение , культуру , образование и просвящение. Всё это,
позволяет людям вести достойную и активную жизнь , способствующие их
развитию. Однако и в этом деле нужна осторожность : социальная политика
проводится за счёт налогов и сборов , отчисляемых от предпринимательской
деятельности , и если они высоки , то у предпринимателей пропадает стимулы
работать. Население может деградировать. Нельзя также обеспечивать
социальное регулирование по принципу уравниловки т.к. это не обеспечивает
прогресс общества.
Правоохранительная функция , или функция по установлению и охране
правопорядка – эта деятельность государства по обеспечению точного и
полного выполнения положений законодательства всеми гражданами ,
организациями , государственными органами. Эта функция выполняется
различными методами. Среди них можно выделить метод правотворчества
/разработка и принятие законов и других нормативных актов / , метод
правоприменения / деятельность компетентных органов по применению мер
юридической ответственности / , организационно – правово й , осуществляемый
исполнительными органами / регулирование ценообразование , разрешение
митингов , демонстраций / и др. Борьба с правонарушениями – очень важная
сторона правоохранительной деятельности государства.
Она ведётся с помощью всей системы правоохранительных органов. В настоящее
время , действия этой системы не дают отдачи и преступность не снижается ,
правящая элита должна подумать над тем , эффективно ли она управляет
обществом.
Экологическая функция в силу своей значимости выдвигается в разряд
основных функций государства. Человечество в связи с энтенсивной
эксплуатацией природы и природных ресурсов , поставило себя под возможность
полного уничтожения. Государство обязано предусмотреть и обуздать этот
процесс своими установлениями / в Российской Империи :1/ постановление ,
закон /. /1/ Во многих странах разработано обширное природоохранное
законодательство , которое чётко регулирует деятельность людей и
организаций в области использования окружающей среды , а к его нарушителям
применяются суровые меры / начиная от предупреждений , солидных штрафов , и
кончая ликвидацией предприятий , являющихся источниками загрязнения
окружающей среды /.
Дополнительные функции : строительство дорог , обеспечение
национальной безопасности , ирригационных мелиорационных и иных
общественных систем , транспортная , борьба с последствиями стихийных
бедствий и др.
Внешние функции – это основные направления деятельности государства
на международной арене. Их выполнение обеспечивает полноправное
существование государства в современном мире , которой
становится всё более взаимосвязанным.
Функция обороны всегда имела первостепенное значение во все
времена. Международные организации берут на себя регулирование
территориальных претензий и разрешение конфликтов между государствами,
предупреждая их военное столкновение. Не смотря на это , даже развитые
страны , накопившие немалый опыт в мирном сосуществовании , предпочитают
держать свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности , поскольку еще
далеко не все правящие элиты прислушиваются к мировому сообществу , а
современное вооружение позволяет любым нецивилизованным правителям в
короткие сроки и на больших расстояниях наносить разрушительные удары.
Современный мир не стабилен. Примером того служит вооруженная агрессия
военного альянса НАТО , без мандата ООН , против Югославии. Данные
действия альянса является довольно опасным прецедентом в международном
праве. В настоящее время функция обороны является одной из самых главных.
Дипломатическая функция способствует поддержанию приемлемых отношений
со всеми странами независимо от того , какой идеологии они придерживаются ,
какую систему хозяйствования они используют. Нормальные добрососедские
отношения – это тот минимум общения на международной сцене , который
позволяет достичь стабильности и процветания всего человечества.
Внешнеэкономическая функция связана с развитием взаимовыгодного
сотрудничества государств которая проявляется в международном разделении
труда , специализации и кооперировании производства , обмене новейшими
технологиями , координации товарооборота , развитие
кредитно – финансовых связей. Экономическое сотрудничество эффективно между
странами , территориально связанными друг с другом / страны ЕЭС ,
СНГ , Лига арабских государств и т.д. / , а также между странами с единой
валютой / евро /.
Поддержка мирового правопорядка / внешнеполитическая функция /
заключается в политическом сотрудничестве государств с тем , чтобы
исключить глобальные вооруженные конфликты. ООН является основным
международным органом , координирующим политические интересы существующих
государств. Также Совет Безопасности – постоянный орган ООН занимается
вопросами политического урегулирования конфликтов. Содействуют поддержанию
политической стабильности и безопасности в мире и региональные
международные организации /Лига арабских государств Организация
африканского единства , Организация американских государств и др ./.
Культурное сотрудничество между странами осуществляется на основе
двухсторонних и многосторонних договорах между государствами ,
неправительственными организациями / Международный союз архитекторов,
Международный шахматный клуб , Олимпийский комитет и др./. В ООН
культурную деятельность координирует ЮНЕСКО /образование , наука и культура
/.
Сотрудничество государств в решении глобальных проблем
современности / рациональное использование природных ресурсов , охрана
окружающей среды , сохранение энергии поддержка мира , контроль над
нераспостранением двойных технологий , проведение демографической политики
и др.
Внешняя деятельность государств в современном мире тогда будет
эффективной , когда она базируется на общечеловеческих ценностях ,
международно – правовых актах , учитывает национальные , экономические ,
культурные и религиозное особенности и интересы всех народов , входящих в
мировое сообщество / рисунок № 3 /.
экономическая обороны
политическая
дипломатческая
социальная
внешнеэкономическая
правоохранительная поддержка
мирового порядка
экологическая
культурного сотрудничества
обеспечение национальной сотрудничество
государств
безопасности в решении
глобальных проблем
строительство объектов
общественного назначения экологическая
транспортная
информационная
информационная
борьба с последствиями стихийных
бедствий
Рисунок № 3 Функции государства.
6.Заключение
Мощные геополитические разломы конца ХХ века наложились на целый
комплекс давно ждущих своего решения глобальных проблем человечества ,
которые можно подразделять на четыре основные группы :
. проблемы преимущественно социально – политического характера :
предотвращения ядерной войны ; прекращение гонки вооружений , разрешение
региональных , межгосударственных конфликтов ; строительство ненасильного
мира , на основе утверждения доверия между народами , упрочнения системы
всеобщей безопасности ;
. проблемы преимущественно социально – экономического характера :
преодоления слаборазвитости и связанных с нею нищеты и культурной
отсталости ; обеспечение эффективного производства и воспроизводство
мирового валового продукта ; поиск и пути решения энергетического ,
сырьевого и продовольственного кризисов ; оптимизация демографической
ситуации , особенно в развивающихся странах ; освоение в мирных целях
околоземное пространства и Морового океана ;
. социально – экологические проблемы , обусловленные дальнейшим ухудшением
природной среды обитания людей. С особой остротой встала необходимость
проведения мероприятий по улучшению газовой оболочки атмосферы ; по
гармоничному развитию живой и неживой природы ; по рациональному
использованию естественного потенциала планет ; по предотвращению
вредного воздействия на природу военной деятельности;
. проблемы человека , включая человеческие измерение общественного
прогресса ; соблюдение социальных , экономических и индивидуальных прав и
свобод ; ликвидацию голода , эпидемических заболеваний , невежества ;
духовное развитие личности ; преодоление отчуждения человека от природы ,
общества , государства , других людей и результатов собственной
жизнедеятельности.
Вопрос о месте России в мировом сообществе , в том геополитическом
пространстве , которое образовалась после распада СССР , весьма непрост,
отзываются болью в национальном сознании. В этом плане показательна
полемика в российской прессе по вопросу о статусе России в мировом
сообществе , её месте в системе международных отношений. Одна из
высказываемых точек зрения заключается в том , что Россия , признанная
официальной преемницей СССР , сохранив за собой место постоянного члена
Совета Безопасности ООН , обладая мощным ядерным потенциалом , обречена
быть «великодержавной». Оппоненты этой точки зрения , оперируя реальными
показателями сократившейся базы ресурсного обеспечения страны на
международной арене / 76 % по территории , 60 % - по населению, 50 % - по
ВНП от показателей СССР 1985 года / , низводят Россию лишь до уровня
региональной державы. Самоидентификация России в современном мире
происходит в труднейших условиях.
Во – первых , страна переживает глубокий кризис и всеохватывающий
социально – политический и духовный кризис. Идёт острая дискуссия вокруг
вопросов о стратегии модернизации , средствах и методах её реализации ;
общество расколото социально и политически , не способно сформировать
сколько – нибудь общепринятое понимание общероссийских национально –
государственных интересов , в том числе и реализуемых на международной
арене.
Во – вторых , фактом является незавершенность становления России
как
суверенного государства современного типа. Признание Р.Ф. правопреемницей
СССР в международных делах в известной степени «затуманило» несколько
самоочевидных вещей : что государственность новой России не может
выводиться из советской государственности. Её нынешние лидеры , внеся
определённый вклад в ликвидацию СССР , тем самым отвергли связующие
моменты с российской государственностью / в том числе периода существования
царской империи /. Борясь до обретения независимости в декабре 1991 г.
против центра , Россия во многом боролась и против себя , так как лишилась
преимуществ и возможностей единого хозяйственного комплекса.
В – третих, с разделом СССР Россия была как бы оттеснена дальше в
северную и восточную часть Европы , лишена удобных выходов в Мировой океан
, ослаблена инфраструктурно , так как вместе с Украиной , Белоруссией и
Прибалтикой от неё отошли и наиболее развитые в этом отношении регионы.
Россия отделена от Западной и Центральной Европы поясом суверенных
государств и выходит к Тихому океану наименее развитой своей частью.
Как новая Россия справится с проблемами которые перед ней поставила
жизнь зависит и то какое будет государство.
7.Литература
1. Большой Юридический словарь. Издательство Инфра-М
город Москва 1998 г.
2. Основы Российского права. Издательство Инфра-М – НОРМА.
город Москва 1997 г.
Т.В. Квашнина. А.А. Кашанин.
3. Теория государства и права. Издательство Интерстиль.
город Москва 1998 г.
-----------------------
Признаки государства
Дополнительные
Основные
Парламент
Монарший
двор
Парла- мент
Монар-ший
двор
Монарший двор
Парламе- нтарная
Дуалистичес-кая
Параламентская
Полупрезидентская
/ полупарламентская /
Суперпрезидентская
Президентская
Ограниченная
Абсолютная
Республика
Монархия
Форма правления
Внешние функции
Функции государства
Внутренние функции
Страницы: 1, 2, 3
|