Понятие, сущность и основные черты Конституции РФ
преодоленной. В отличие от официального толкования неофициальное толкование
Конституции и ее норм, осуществляемое различными органами и должностными
лицами, а также учеными, практическими работниками, гражданами, нередко
обладая высоким авторитетом и воздействуя на общественное и индивидуальное
правосознание и поведение субъектов конституционного права, формальных
юридических последствий не порождает.
Официальное толкование, даваемое решением Конституционного Суда,
обязательно на всей территории Российской Федерации, для зарубежных органов
внешних сношений РФ, а также отечественных юридических и физических лиц,
пребывающих за рубежом. Любой правоприменитель обязан руководствоваться тем
пониманием положений Конституции Российской Федерации, которое содержится в
постановлении Конституционного Суда. Даваемое Судом толкование Конституции
и ее норм неотделимо от интерпретируемых положений Конституции. Оно не
ограничено временем, в будущем может дополняться или уточняться и разделяет
судьбу истолкованной нормы или положения Конституции.
Сущность Конституции РФ.
Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют
ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано
с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю
конституция выражает.
По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории
придерживаются неодинаковых взглядов.
Одним из распространенных представлений является трактовка сущности
конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены
общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких
основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно
таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление
его единой воли.
Теологическая теория видит сущность конституции в воплощении в ней
божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и
считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума.
Некоторые представители школы естественного права полагают, что сущность
конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно
складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают,
по этой концепции, в отличие от "революционных" конституций, которые
составляются в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и
заимствовании чужого опыта.
Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и
связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом
рассматривается как самоограничение государственной власти: поскольку
возможности государственной власти безбрежны, то, чтобы не допустить
произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы
этого ограничения в конституции.
Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической основой
советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в
том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только
волю господствующего класса, то есть является классовой по своей сущности.
Конституции можно классифицировать по различным основаниям.
В зависимости от способа объективирования государственной воли
господствующего класса или всего общества конституции подразделяются на
писанные, т.е. составленные в виде единого документа и не писанные -
состоящие из законов парламента, содержащих нормы конституционного
характера, судебных прецедентов и правовых обычаев.
По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции можно
классифицировать на жесткие и гибкие. Жесткими являются конституции, для
принятия и изменения которых установлена более сложная процедура, чем для
обычных законов государства. К гибким конституциям относятся те, которые
принимаются и изменяются в упрощенном порядке, т.е. в порядке,
установленном для обычных парламентских законов.
По форме закрепления политической власти различаются монархические и
республиканские конституции.
По формам закрепления государственного устройства конституции
подразделяются на федеральные и унитарные. Федеральная конституция
закрепляет принципиальные устои образования федеративного государства: цели
объединения субъектов в единый государственный союз, государственно-
правовой статус целого и частей (федерации и субъектов), разграничение
полномочий между ними. Федеральными являются конституции США, Германии,
России, Индии, - унитарными - конституции Италии, Испании, Китая, Франции,
республик в составе России.
В зависимости от соответствия или несоответствия тем фактическим
общественным отношениям, которые сложились и господствуют в обществе,
конституции подразделяются на фиктивные и действительные. Фиктивные
конституции не выражают общественные отношения, которые функционируют в
стране. Они оторваны от действительности и сугубо формальны.
Действительные же конституции являются адекватным выражением и воплощением
фактических общественных отношений, которые сложились в обществе. Именно
они служат правовым критерием социальной природы политической власти и
государства, способа их организации и деятельности на соответствующей
территории, фактического статуса человека и гражданина.
Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и
особое место в системе современного демократического государства, от всех
других правовых актов отличают следующие черты.
Прежде всего, необходимо отметить, что Конституция в современном
значении этого понятия является актом, который принимается народом или от
имени народа. Характерно, что возникновение в XVII веке самой идеи о
необходимости такого акта, как конституция было связано именно с этой ее
чертой.
Эта сущностная черта конституции и поныне признается доминирующей в
конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства
демократических государств мира начинаются словами: "Мы, народ … принимаем
(провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию".
Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую
сущностную черту конституции - ее учредительный характер. Поскольку народ
в демократическом государстве есть носитель суверенитета и единственный
источник власти, только он обладает и ее высшим проявлением --учредительной
властью. В содержании последней вкладывается именно право принимать
конституцию и посредством ее учреждать те основы государственного
устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная
власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы
устройства общества и государства.
Учредительная природа конституции проявляется и в том, что ее
предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это
означает, что для установления положений конституции не существует никаких
правовых ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая не могла
бы быть включена в конституцию по признаку того, что она не соответствует
какому-либо правовому данного государства.
Важной чертой, характеризующей конституцию является особый предмет
конституционного регулирования, то есть специфика того слоя общественных
отношений, которые она регулирует и закрепляет.
Конституционное воздействие отличается всеохватывающим характером, чего
не имеет никакой другой нормативный правовой акт. Конституция затрагивает
все сферы жизни общества - политическую, экономическую, социальную,
духовную и другие, регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы
общественных отношений.
Конституцию отличают и особые юридические свойства. Они производны от
перечисленных выше сущностных черт и выражаются:
1. в верховенстве конституции
2. в ее высшей юридической силе
3. в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права
4. в особой охране конституции
5. в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее
поправок
Эти юридические свойства Конституции РФ будут рассмотрены более
подробно в рамках главы V.
Этапы развития Конституции Российской Федерации.
На изменение конституции влияют многие факторы - интересы различных
социальных групп, преобразование формы правления или государственного
устройства, господствующие в обществе официальные взгляды и воззрения на
государство, право, их общественную роль.
Потребность в новой конституции в любой стране возникает после каких-
либо масштабных событий общественно-политического характера: революции,
завоевание независимости, распада государства, образование нового
государственного единства, изменение формы правления и политического
режима.
Каждая новая конституция обобщает конкретный опыт истории и обогащает
его новым содержанием.
Предыстория конституции в России берёт свое начало в начале Х1Х века.
Либеральные конституционные идеи пробивали себе дорогу в борьбе с доктриной
самодержавия. Русская либерально-правовая мысль исходила из того, что
конституция - это учредительный закон, устанавливающий основные начала
государственного устройства страны. В лекциях и публикациях либеральных
профессоров государственного права Московского и Санкт-Петербургского
государственных университетов в конце 50-х - начале 60-х годов Х1Х (А.С
Алексеева, М.М. Ковалевского, Ф.Ф. Кокошкина, С.А. Котляревского, Н.И.
Лазаревского и др.) стала проводиться идея конституционной монархии.
Сторонниками конституционного правления были представители наиболее
прогрессивной дворянской аристократии. Они предлагали посредством
конституционных реформ осуществить переход к конституционной монархии,
обосновывали целесообразность ограничения власти монарха народным
представительством, ратовали за установление демократической формы
правления и режим законности, избавление России от произвола чиновников и
полиции. К числу первых конституционных проектов в России можно отнести
"План государственного преобразования" графа М.М. Сперанского (1809) и
"Государственную уставную грамоту Российской империи" Н.Н. Новосильцева
(1818). Сперанский в своем проекте выдвигал идею конституционной монархии,
ограниченной парламентом, и постепенной отмены крепостного права. Под
конституцией он понимал государственный закон "определяющий первоначальные
права и отношения всех классов государственных между собой".
Интерес представляют конституционные воззрения декабристов, выраженные
в "Русской правде" П.И. Пестеля и конституционном проекте Н.М. Муравьёва, а
также "Манифесте к русскому народу" Северного общества (Х1Х). Согласно
конституционному проекту Н.М. Муравьева, формой государства признавалась
конституционная монархия. Законодательная власть передавалась Народному
вече, исполнительная - наследственному монарху; судебная - Верховному
судилищу. Россия становилась федерацией, Закреплялось равенство всех перед
законом, свобода слова, печати, собраний, союзов, вероисповедания, отмена
сословных различий.
Однако прогрессивные идеи конституционных преобразований в России того
времени остались нереализованными, так как не имели ни социально-
экономических, ни политических предпосылок. Законы Российской империи
выражали идею самодержавия, а конституция повлекла бы ограничение царской
власти.
Конституции, которую подготовил царь-реформатор Александр II,
даровавший в 1861 году крестьянам волю, не суждено было появиться на свет
из-за его убийства.
Первым шагом на пути перехода от монархии к республике в России стало
оформление конституционной монархии путем принятия Манифеста от 6 августа
1905 года, который учредил Государственную Думу - первый русский парламент
с совещательными функциями, и провозгласил избирательные права российских
подданных. Манифест от 17 октября 1905 года "Об усовершенствовании
государственного порядка" шел ещё дальше. Государственная Дума наделялась
законодательными функциями. Провозглашались неотъемлемые гражданские права:
неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов,
избирательные права. Манифест от 19 октября 1905 года учреждал в России
правительственный орган - Совет Министров.
Конституционное значение имели "Учреждение Государственной Думы" от 20
февраля 1906 года; Указ "О переустройстве учреждения Государственного
совета" от 20 февраля 1906 г, Основные государственные законы от 23 апреля
1906 года.
Известный русский государствовед Н.И. Лазаревский отмечал, что в силу
актов 1905-1906 г.г. в России учреждался конституционный строй, который
ограничивал основы самодержавия парламентом. Однако конституционный
процесс, начавшийся в дооктябрьской России, был прерван Октябрьской
революцией 1917 года.
Послеоктябрьское конституционное развитие характеризовалось ломкой
имперской государственной системы и формированием основ новой
государственности. В этот период принимаются декреты 11 и 111 Всероссийских
Съездов Советов: "Рабочим, солдатам и крестьянам!"(Обращение 11
Всероссийского Съезда Советов от 7 ноября (25 октября) 1917 года; "О мире",
"О земле", "О полноте власти Советов", "Об учреждении Совета Народных
Комиссаров", датированное 8 ноября 1917 г., Декларация прав народов России
от 15 ноября (2)1917 г,. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого
народа от 25(12) января 1918 г., Резолюция 3-его Всероссийского Съезда
Советов "О федеральных учреждениях Российской Республики от 28(15) января
1918 г. и др. Этими актами провозглашалась диктатура пролетариата и
закреплялось полновластие Советов.
Декреты первых лет послереволюционного периода отражали ликвидацию
капиталистической системы хозяйства, национализацию крупной собственности,
помещичьих земель, отмену частной собственности; слом старого
государственного аппарата - администрации, суда, армии, полиции, земства.
Конституционные акты послеоктябрьского периода в России базировались на
утопических представлениях о тенденциях мирового революционного процесса,
ожидании близкой победы социализма во всех странах и установление
коммунизма. В этих актах воплощена идеологизированная, классовая
направленность диктатуры пролетариата. Так, Декларация прав трудящегося и
эксплуатируемого народа, ставшая органической частью первой Конституции
РСФСР 1918 г., выражала решимость "вырвать человечество из когтей
финансового капитала и империализма". Исторической задачей Советской власти
провозглашалось "беспощадное подавление эксплуататоров".
Начиная от первых декретов Октября конституционное законодательство России
прошло довольно длительную эволюцию: от конституций 1918, 1925, 1937,1978
годов до Конституции Российской Федерации 1993 года.
Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов
10 июля 1918 г. Это был Основной закон государства переходного периода от
капитализма к социализму. Её сущность состояла в юридическом закреплении
диктатуры пролетариата. Верховным носителем власти провозглашалось всё
рабочее население страны, объединенное в городских и сельских Советах
(ст.10), Конституция 1918 г. оформила систему представительной демократии в
лице Советов.
Признавались равные права граждан независимо от их расовой и
национальной принадлежности. Объявлялись незаконными какие-либо привилегии
или преимущества и на этом основании какое бы то ни было угнетение
национальных меньшинств или ограничение их равноправия(ст.20). В то же
время, идеологизированная направленность Конституции проявлялась в лишении
избирательных прав непролетарских слоёв населения - представителей так
называемого "эксплуататорского класса", духовенства, бывших служащих
полиции, особого корпуса жандармерии и охранного отделения, членов
царствующего дома. При формировании Советов всех уровней рабочим
представлялись определенные преимущества по сравнению с крестьянами. Одной
из главных целей государства диктатуры пролетариата провозглашалось
беспощадное подавление эксплуататоров.
Конституция РСФСР от 1918 года закрепила федеративное устройство
России. Предусматривалось, что Советы областей, отличающихся особым бытом и
национальным составом, могли объединяться в автономные областные союзы,
входившие на началах федерации в РСФСР (ст.11). Устанавливалась единая
взаимосвязанная система центральных и местных органов государственной
власти.
С образованием Союза ССР в 1922 году конституционное развитие России,
как и других союзных республик, утрачивает свою самостоятельность,
оригинальность. Республиканская Конституция в значительной степени копирует
Союзную.
Вторая Конституция РСФСР, принятая 11 мая 1925 года, вслед за
Конституцией СССР 1924 г, отразила смягчение политической и экономической
обстановки в стране, происшедшее в связи с окончанием гражданской войны и
образованием СССР. Эта Конституция юридически оформила новый государственно-
правовой статус России как союзной республики в составе СССР.
Конституционно закреплялось федеративное устройство России. Статья 2
Конституции РСФСР 1925 года гласила "Российская Республика есть
социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе
Страницы: 1, 2, 3, 4
|