рефераты бесплатно

МЕНЮ


Правительство РФ: порядок образования, компетенция

В сфере науки, культуры, образования Правительство разрабатывает и

осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает

государственную поддержку фундаментальной науки, приоритетных направлений

прикладной науки, имеющих общегосударственное значение; обеспечивает

проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области

образования, определяет основные направления развития и совершенствования

общего и профессионального образования, развивает сферу бесплатного

образования; обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение

объектов культурного наследия общегосударственного значения и культурного

наследия народов России.

К компетенции Правительства в сфере природопользования и охраны

окружающей среды относятся следующие вопросы: обеспечение проведения единой

государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения

экологической безопасности; принятие мер по реализации прав граждан на

благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;

организация деятельности по охране и рациональному использованию природных

ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой

базы страны; координация деятельности по предотвращению, уменьшению

опасности и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф.

К компетенции Правительства относится также ряд вопросов, связанных с

обеспечением законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью:

Правительство участвует в разработке и реализации государственной политики,

направленной на обеспечение безопасности личности, общества и государства;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по

охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и

другими общественно опасными явлениями; разрабатывает и реализует меры по

укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы

правоохранительных органов; осуществляет меры по обеспечению деятельности

органов судебной власти.

В сфере обороны и государственной безопасности Правительство

осуществляет меры по обеспечению обороны и государственной безопасности

страны; организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение

материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил Российской

Федерации, других войск и военных формирований Российской Федерации;

обеспечивает выполнение государственных целевых программ подготовки граждан

по военно-учетным специальностям; обеспечивает социальные гарантии для

военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными

законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской

Федерации; принимает меры по охране Государственной границы; руководит

гражданской обороной.

К компетенции Правительства относится и сфера внешней политики и

международных отношений. В рамках реализации своих полномочий в этой сфере

Правительство осуществляем меры по обеспечению реализации внешней политики

Российской Федерации; обеспечивает представительство Российской Федерации в

иностранных государствах и международных организациях; в пределах своих

полномочий заключает международные договоры Российской Федерации,

обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным

договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками этих

договоров их обязательств; отстаивает геополитические интересы Российской

Федерации, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее

территории; осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере

внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-

технического и культурного сотрудничества.

Говоря о компетенции Правительства Российской Федерации нельзя обойти

вниманием принадлежащее ему право законодательной инициативы. Это право

Правительство реализует путем внесения в Государственную Думу

законопроектов. Формы участия Правительства в законодательной деятельности,

а также порядок подготовки и внесения Правительством в Государственную Думу

проектов законов определяются Временным положением о законопроектной

деятельности Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 г.

Правительство обладает правом направлять в Совет Федерации и

Государственную Думу свои официальные отзывы на рассматриваемые платами

проекты правовых актов и предложения о поправках к ним. Официальные отзывы

Правительства полежат обязательному оглашению при рассмотрении проектов в

соответствующих органах Государственной Думы и на заседаниях Совета

Федерации.

В соответствии со ст. 104 Конституции РФ Правительство дает заключения

по законопроектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты,

о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств

государства и другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые

за счет федерального бюджета. Заключения Правительства, поправки к

законопроектам и официальные отзывы Правительства на рассматриваемые

палатами Федерального Собрания законопроекты направляются им письмами

Правительства.

Члены Правительства обладают правом присутствовать на заседаниях палат

Федерального Собрания, комитетов и комиссий и быть выслушанными.

Для представления в палатах Федерального Собрания внесенного

Правительством законопроекта назначают официального представителя

Правительства. В целях защиты позиций Правительства по заключениям,

предлагаемым им поправкам к официальным отзывам, поручением Председателя

Правительства или его заместителя может быть направлен специальный

представитель, полномочия которого определяются в поручении. Представители

Правительства присутствуют на заседаниях палат Федерального Собрания при

рассмотрении соответствующих законопроектов и должны быть выслушаны.

Правительство РФ также осуществляет руководство работой министерств и

иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их

деятельность.

Помимо перечисленных выше функций Правительство Российской Федерации

может создавать для осуществления своих полномочий свои территориальные

органы и назначать соответствующих должностных лиц. Оно устанавливает

порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов

исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их

аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном

бюджете.

Правительство Российской Федерации вправе учреждать организации,

образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при

Правительстве РФ.

Правительство вправе отменять акты федеральных органов исполнительной

власти или приостанавливать действие этих актов.

В рамках своих полномочий Правительство Российской Федерации

координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов

Федерации. Это необходимо для обеспечения сочетания интересов Российской

Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения в сфере

исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации контролирует деятельность

федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, отнесенным к

ведению Российской Федерации и совместному ведению Федерации и ее

субъектов, также деятельность органов исполнительной власти субъектов

Федерации.

Важной ролью Правительства РФ является обеспечение соблюдения

федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной

власти субъектов Федерации и помощь их взаимодействию.

Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции

разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами

исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Для разрешения таких споров создаются специальные согласительные комиссии,

состоящие из представителей заинтересованных сторон.

Если акты органов исполнительной власти субъектов Федерации

противоречат Конституции РФ, федеральным законам, международным

обязательствам Российской Федерации или нарушают права и свободы человека и

гражданина, Правительство обращается к Президенту РФ с предложением о

приостановлении действия таких актов.

Свои полномочия Правительство реализует посредством принятия

постановлений и распоряжений по стратегическим и текущим вопросам

управления, а также используя право законодательной инициативы путем

разработки и внесения в Государственную Думу проектов законов, формирующих

необходимую правовую базу. Активное участие Правительства в

законотворческом процессе, обязательность его заключений по всем проектам,

предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, дают

возможность Правительству осуществлять возложенные на него функции и

намеченную экономическую программу.

Для обеспечения деятельности Правительства и организации контроля за

выполнением органами исполнительной власти принятых Правительством решений

образуется Аппарат Правительства. Он взаимодействует с Администрацией

Президента и аппаратами палат Федерального Собрания.

# # #

Как уже говорилось выше, свои полномочия Правительство Российской

Федерации реализует посредством своих актов – постановлений и распоряжений,

которые издаются на основании и во исполнение Конституции Российской

Федерации, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской

Федерации. Исполнение этих актов обеспечивает само Правительство.

Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в

Российской Федерации.

Существует две формы актов Правительства Российской Федерации: 1)

акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений; 2) акты

по оперативным и иным текущим вопросам, не имеющие нормативного характера,

издаются в форме распоряжений.

Порядок принятия актов Правительства Российской Федерации

устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с

Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормативными

указами Президента Российской Федерации.

Согласно Положению о подготовке проектов постановлений и распоряжений

Правительства Российской Федерации, утвержденному постановлением

Правительства РФ от 28.01.93, проекты актов Правительства могут быть

внесены в Правительство его членами, руководителями центральных органов

федеральной исполнительной власти, главами исполнительной власти краев,

областей, автономных образований, городов федерального значения.

Поступающие в Правительство предложения граждан, организаций и предприятий

о принятии решений Правительства направляются для предварительного

рассмотрения указанным органам исполнительной власти.

К проектам актов Правительства РФ, которые вносятся в Правительство,

прилагается пояснительная записка, содержащая обоснования и прогнозы

ожидаемых социально-экономических и иных последствий их реализации. Такие

проекты подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами

представительной и исполнительной власти, государственными, общественными и

другими организациями. Проекты актов Правительства РФ нормативного

характера должны обязательно согласовываться с Министерством юстиции РФ.

Если в Правительство вносятся предложения, требующие принятия закона

Российской Федерации или решения Президента РФ, то одновременно с

предложением представляются проекты соответствующих актов и необходимые

документы к ним.

Президент Российской Федерации определяет порядок опубликования и

вступления в силу актов Правительства РФ. Акты Правительства Российской

Федерации подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов

или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие

государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Официальным опубликованием актов Правительства РФ считается публикация их

текстов в «Российской Газете» и «Собрании законодательства Российской

Федерации».

Постановления Правительства, за исключением постановлений, содержащих

сведения, составляющие государственную тайну, или сведения

конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее

15 дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их

обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой

информации безотлагательно.

Постановления правительства, затрагивающие права, свободы и

обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их

официального опубликования. Иные постановления Правительства вступают в

силу со дня их подписания, если само постановление не предусматривает иной

порядок их вступления в силу.

Акты Правительства Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

Постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие

Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть

отменены Президентом.

# # #

В настоящее время в Российской Федерации существует и функционирует

довольно-таки сложная система исполнительной власти. Нельзя забывать о том,

что, прежде всего она является подсистемой государственной власти, ее

ветвью в структуре разделения власти как единого целого организационно-

правового механизма государственной организации общества и ведения его дел.

Эта подсистема имеет определенное структурное строение, включающее уровни

(строение по иерархической вертикали); звенья (одноуровневые образования

однородных органов); виды и формы органов исполнительной власти.

Правительство РФ, фактически являясь высшим органом исполнительной

власти в государстве, призвано обеспечивать слаженное функционирование всех

структурных единиц системы исполнительной власти.

От исполнительной власти, учитывая мобильность ее действий,

субординацию и подчиненность ее органов по вертикали, в решающей мере

зависят темпы социально-экономических преобразований и наше движение

вперед.

Важнейшая роль Правительства Российской Федерации как высшего

исполнительного органа государственной власти Российской Федерации

заключается в организации исполнения Конституции Российской Федерации,

федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных

договоров РФ, осуществлении систематического контроля за из их исполнением

федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

принятии мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.

Иными словами Правительство Российской Федерации в частности и

исполнительная власть в целом обеспечивают соблюдение режима законности в

государстве.

На Правительство Российской Федерации возложено также тяжелое бремя

решения насущных проблем государства: планирование бюджета, вопросы,

связанные со сбором налогов, выплата заработной платы, пособий и пенсий и

многие другие жизненно важные для страны вопросы. От того, насколько

эффективны действия правительства по решению этих проблем, зависит

благополучие населения.

Список использованной литературы:

1. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Издательство

БЕК, 1994. – 458 с.

2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е./Конституционное право России: Учебник.

– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1999. – 520 с.

3. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. /

Отв. Ред. Д-р юрид. наук Бачило И.Л. – М.: Юристъ, 1998. – 432 с.

4. Федеральный Конституционный Закон «О Правительстве Российской

Федерации» от 17.12.1997 г.

-----------------------

[i] Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. / Отв.

Ред. Д-р юрид. Наук Бачило И.Л. – М.: Юристъ 1998. – Стр. 29.

[ii] Ст. 111 п. 1 КРФ/ Комментарий к Конституции Российской Федерации. –

М.: Издательство БЕК, 1994. Стр. 340.

[iii] / Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Издательство

БЕК, 1994. Стр. 341.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.