Право как механизм функционирования правового государства
Право как механизм функционирования правового государства
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 5
1. Сущность права 5
2) Возникновение и развитие идеи правового государства 7
3) Связь правового государства и правовой системы 11
II. РЕАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ГОСПОДСТВА ПРАВА КАК
ПРИЗНАК ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 14
1) Основные характеристики правового государства 14
2) Система разделения властей в правовом государстве 16
3) Гражданское общество - неотъемлемая часть правового государства 19
4) Взаимная ответственность личности и государства 25
III. УКРАИНА И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО 29
1) Правовая система Украины 29
2)Коституционный строй и правовая ситуация в Украине на современном этапе
30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
ВВЕДЕНИЕ
Мы живем в стране, которая по Конституции является правовым
государством. Но то, что пишется в основном законе, не дает нам повода
утверждать, что это именно так. На мой взгляд, у нас еще не все полностью
осознают, что для создания правового государства необходимо возникновение
ряда определенных предпосылок, важнейшими из которых являются действующие
механизмы правового государства, гражданское общество, господство права в
общественной и политической жизни, то есть соответствующая зрелость
традиционного общества. А в Украине общество еще не совсем созрело, чтобы
обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои
разнообразные потребности и интересы. Наша психология опирается на то, что
именно государство должно позаботиться о благосостоянии своего народа. Но
ведь даже самое развитое правовое государство не способно предоставить
своим гражданам приемлемые блага для полного функционирования общества.
Иначе говоря, мы сами должны позаботиться о своей обеспеченности.
Украина идет по пути становления правового государства. Это путь, на
котором достижение верховенства права и признание человека высшей
социальной ценностью, несомненно, будет способствовать развитию институтов
защиты прав и свобод граждан и повышению авторитета Украины на
международной арене. И именно исходя из стремления быть правовым
демократическим государством, закрепленного Конституцией, государство
призвано гарантировать права и основные свободы человека, а не только
провозглашать их. А это прежде всего означает, что их (то есть права и
свободы) должны обеспечить органы власти, все государственные институты.
За годы независимости в Украине появилось довольно много работ, как
отечественных так и зарубежных авторов, посвященных различным правовым
вопросам и проблемам построения современного правового государства в
частности. В этой работе были использованы труды С.С. Алексеева
“Государство и право”[1], Р.З.Лившица “Теория права”[2], А.С.Пиголкин
“Общая Теория Права”[3], в которых на высоком профессиональном уровне
рассматриваются общие вопросы права и особенности формирования правовой
государственности на постсоветском пространстве. В монографии И.Ю.Козлихина
“Идея правового государства: История и современность” рассматриваются
вопросы зарождения идеи правового государства со времен античности,
современное состояние концепции правового государства, формулируются
предложения по совершенствованию отечественной правовой системы[4]. Также в
работе был использован учебник “Общая теория права” под общей редакцией
А.С.Пиголкина в котором рассмотрен широкий круг проблем: происхождение и
сущность права и государства, место права в системе социальных норм, его
связь с государством, экономикой и политикой. Широкий круг теоретических и
практических проблем рассматривается в сборнике тезисов докладов и научных
сообщений научно-практической конференции (проходившей в Киеве 7-8 октября
1993 года) “Правовая система Украины: теория и практика”. Проблемы
становления и развития политической системы современной Украины
рассматриваются в монографии “Політична система сучасної України:
Довідник”[5]. В работе использованы Конституция Украины, Комментарий к
конституции Украины, Концепция развития законодательства на 1997-2005 года,
статьи известных политиков В. Онопенко, В. Медведчука, а также отдельные
материалы по актуальным вопросам правоведения, опубликованные в украинской
прессе[6].
Актуальность выбранной темы “Право в механизме функционирования
правового государства” определяет сама ситуация в нашей стране. Несмотря на
большую работу проведенную нашими законодателями в последние годы (принятие
Конституции Украины в 1996 году, разработка концепции развития украинского
законодательства на 1997-2005 гг. и огромное количество законодательных и
нормативных актов принятых Верховной Радой) сохраняются проблемы в сфере
правовых отношений и необходима большая работа как правоведов, так и
законодателей по их решению.
Изучение права как одного из главнейших составляющих в механизме
функционирования правового государства необходимо также потому, что в нашей
стране продолжается работа по пересмотру и обновлению преобладающего
большинства Кодексов Украины.
Структура работы обусловлена характером изученного материала. Работа
состоит из трех частей: 1) Исторические условия формирования правового
государства в которой рассматриваются сущность права, возникновение и
развитие идеи правового государства, связь правового государства и правовой
системы; 2) Реальный режим господства права как признак правового
государства. В этом разделе мы рассматриваем основные характеристики
правового государства, систему разделения властей в правовом государстве,
гражданское общество - неотъемлемая часть правового государства, взаимную
ответственность личности и государства. Третья часть работы посвящена
правовой системе Украины, Конституционному строю и правовой ситуации в
Украине на современном этапе.
I. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
1. Сущность права
Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в
условиях цивилизации – в достижении на нормативной основе такой стабильной
организованности общества, при которой реализуются демократия,
экономическая свобода, свобода личности. Следовательно, сущность права
однотипна с сущностью государства, с тем лишь отличием от последней, что
жизнедеятельность общества как системы осуществляется не путем
использования власти, а путем нормативного регулирования.
Высшее общественное предназначение права – обеспечивать, гарантировать
в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость,
создавать оптимальные условия для преимущественного действия в обществе
экономических и духовных факторов, исключая произвол и своеволие из
общественной жизни, из жизни людей.
Право в этом отношении неотделимо от справедливости. “Право”,
“правовое”, “справедливое” – это один ряд близких по значению слов. Когда
мы говорим “право”, понимаем, что речь идет об общеобязательных юридических
нормах, о законах, при помощи которых в наши отношения вносятся строгость,
четкий порядок, законность, причем так, что торжествует справедливость[7].
Для права характерны начала согласия, оно направлено на то, чтобы
упорядочивать интересы, умерять столкновения страстей на основе доброй
воли, согласования позиций в соответствии с установленными законом
принципами, с твердыми критериями правового и неправого. Право, как и
государство, призвано служить людям, обществу, обеспечивать его нормальную,
“здоровую” жизнь.
Вместе с тем нужно учитывать и то, что право может не отвечать
потребностям общества, может быть использовано в реакционных целях. Скажем,
издаются не отвечающие требованиям жизни и даже реакционные, антинародные
законы, судебные органы принимают несправедливые решения. Право и суды
подчас становятся инструментом политики или, как утверждала марксистская
теория, “волей господствующего класса, возведенной в закон”. В такой
обстановке, связанной с классовым использованием права, злоупотреблением
государственной и судебной властью, оно во многом теряет свое общественное
предназначение, может само стать негативным фактором, реакционной силой.
Государство непосредственно связано с правом и проводит через него свои
установления. Право не существует без государства, оно является его
непосредственным продуктом; хотя оно и обусловлено экономикой, поражается
не ей, а государством в процессе особой государственной деятельности –
правотворчества.
Право осуществляет в обществе самостоятельные функции, направленные на
обеспечение нормального развития общества, поэтому способно выполнять и
выполняет по отношению к государству роль организующего фактора, закрепляя
структуру органов государства, их компетенцию, ответственность. Конечно,
право ни в коем случае не является универсальным средством организации
государственной власти. Решающее значение принадлежит политике, проводимой
государством.
Политика – это принципиальное направление деятельности государства
относительно существующих слоев общества, есть участие в делах государства,
направление государства, определение форм, задач, содержания его
деятельности. Общим для государственной политики и права является то, что
они формируются в соответствии с господствующим политическим сознанием,
складывающимся на основе политической идеологии господствующих политических
сил, находящихся у власти. Следовательно, право является инструментом
политики. Нормы права устанавливают такие методы правового регулирования
общественных отношений, которые соответствуют политике государства,
реализации стоящих перед ней целей и задач. Но нельзя считать равнозначными
масштабы воздействия на общественные отношения политики и права. Политика
охватывает всю совокупность отношений классов, социальных групп и наций. В
организаторской, идеологической и воспитательной работе используются как
правовые, так и неправовые методы: убеждение, разъяснение, воспитание,
организация. Это разнообразие придает политике способность воздействовать
на более широкие сферы общественной жизни по сравнению с правом. Право же
напротив относительно консервативно, формально определенно, менее подвижно
в своих методах, что не позволяет безгранично распространять его на те же
сферы, что и политику. Из сказанного можно сделать вывод, что политика
является основой права, определяет его главное содержание, опосредует
влияние всех иных факторов базиса и надстройки. Право – одно из важнейших
средств реализации политики, отражает экономические интересы политических
сил, стоящих у власти, не непосредственно, а через политику государства.
Требования политики невозможно полностью переложить на язык права, так как
это специфическое явление, обладающее особыми свойствами, присущими только
ему[8].
Право придает политике государственного аппарата четкую нормативную
конкретность. Несовершенство правовой регламентации способно ослабить
государство.
На современном этапе развития украинского общества совершенствование
правовой основы государственной и общественной жизни – одно из направлений
его демократизации, что означает возрастание организующей роли права в
отношении государства.
2) Возникновение и развитие идеи правового государства
Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о
совместимости государства с правом.
Правовое государство - это продукт нового времени. Ни древность, ни
средние века не знали правового государства. Хотя, как полагают некоторые
юристы, идея правового государства уходит своими корнями в античное
общество.
В древнем мире самой развитой правовой системой было римское право,
юриспруденция Древнего Рима.
Правовое государство - это такая форма организации и деятельности
государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и
их различными объединениями на основе норм права[9].
Представления о государстве как организации, осуществляющей свою
деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах
развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства
связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной
жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий,
Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и
государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное
функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее
разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при
которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.
Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченная
им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой
государственностью. “Там, где отсутствует власть закона,- писал Аристотель,-
нет места и (какой-либо) форме государственного строя”. Цицерон говорил о
государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем
правопорядке”. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и
Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних
прогрессивных учений о правовом государстве[10].
Рецепция римского права стала важнейшей составной частью формирования в
средневековой Европе романо-германской пpавовой системы, “правовой семьи”.
Свои ценности, особенности присущи правовой системе, сформировавшейся в
Англии и ставшей основой семьи общего права. На формирование индусского,
иудейского, а также мусульманского права решающее воздействие оказала
религия.
В основе современных концепций правового государства лежат идеи
немецкого философа Канта (1724-1804гг.), французского просветителя и
правоведа Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей ХVIII
и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж.Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж.Руссо.
Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому
государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством
произвола), должно прийти правовое государство, в основе которого лежит
идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами.
Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового
государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо
для правового государства характерно ограничение государственной власти,
связанность ее правом и законом.
Концепция правового государства у И.Канта сводятся к следующим
тезисам: источником нравственных и правовых законов выступает практический
разум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью,
если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в
целом; в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями
категорического императива, который сводится к следующему: “поступай так,
чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого
другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к
средству” и “поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать
всеобщим законом”; правом, основанным на нравственном законе, должны быть
определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление
одного лица не противоречило свободе других; право призвано обеспечить
внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; государство
- это соединение множества людей, подчиненных правовым законам. Или
“государство в идее, такое, каким оно должно быть” обязано сообразовываться
“с чистыми принципами права”; государство призвано гарантировать
правопорядок и строиться на началах суверенитета[11].
Рост производительных сил, изменение социальных и политических
отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают
новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных
дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации
государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица
или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом,
обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.
Наиболее известные идеи правовой государственности изложили
прогрессивные мыслители того времени Н. Маккиавелли и Ж. Боден. В своей
теории Маккиавелли на основе опыта существования государств прошлого и
настоящего объяснял принципы политики, осмыслял движущие политические силы.
Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и
обеспечении безопасности для каждого. Боден определяет государство как
правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача
государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.
В период буржуазных революций в разработке концепции правовой
государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Б.
Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие.
Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что формы
правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и
содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии -
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|