Правовая культура
Правовая культура
ПЛАН
| |Стр. |
|Введение |2 |
1. Понятие и общая характеристика правовой культуры.
| |2 |
2. Структура и функции правовой культуры. |6 | |3. Роль юридической
литературы в правотворческой деятельности и в реализации норм права. |10 |
|4. Соотношение правосознания и правовой культуры. |12 | |5. Правовая
культура сотрудника ОВД как средство обеспечения законности. |15 | |6. Пути
повышения правовой культуры в российском обществе. |17 | |Заключение |18 |
|Список литературы |21 | |
Введение.
История показывает, что только тогда правотворческая и
правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих
процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное
место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При
изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и
правоприменении теория права формулирует тему правосознания и правовой
культуры. Действительно, в какой степени осмысленное, сознательное
отношение общества и индивидов к праву ведет к необходимому правовому
состоянию общества, к появлению новых правовых норм, в какой степени
эмоциональное отношение влияет на правомерное или правонарушительное
поведение?
Правовое сознание общества, отдельных групп, индивидов огранично
связано с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением,
функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, иными
сторонами правового бытия общества. Как таковое правосознание и его более
крупная социальная форма – правовая культура – изучаются именно в теории
права.
1. Понятие и общая характеристика правовой культуры.
Правовая культура есть особое социальное явление, которое может быть
воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества,
подлежащее структурированию по различным основаниям. Комплексное
использование накопленного в теории правовой культуры материала необходимо
прежде всего для того, чтобы обеспечить всестороннее изучение проблемы.
Вместе с тем в каждом конкретном случае на первый план выдвигается строго
определенный критерий в понимании данной разновидности культуры.
Так, при подходе с позиций повышения роли человека в правовой жизни, в
обеспечении становления цивилизации окажется необходимым в первую очередь
обратить внимание на функционально-содержательный аспект правовой культуры.
Здесь правовая культура общества предстает как разновидность общественной
культуры, отражающей определенный уровень правосознания и законности,
совершенства законодательства и юридической практики, охватывающей все
ценности, которые созданы людьми в области права.
В юридической литературе существуют самые разнообразные мнения о месте
правовой культуры в правовой надстройке общества: от признания ее элементом
одной из подсистем юридической надстройки, например, элементом правового
сознания, частью правового воспитания, до отождествления правовой культуры
с правовой надстройкой и даже выведения ее за пределы правовой надстройки.
Если первая точка зрения характерна в основном для раннего этапа изучения
правовой культуры, то вторая — появилась не так давно. Правовую культуру
стали определять достаточно широко, включая в нее право, правоотношения,
правосознание, законность и т. д. и отождествляя ее тем самым со всей
правовой надстройкой, что отмечают и сами авторы подобных определений. «При
таком подходе, — пишет В. П. Сальников, — речь идет о правовом феномене,
близком к пониманию всей юридической надстройки... Правовая культура
выступает здесь как особое социальное явление, охватывающее всю
совокупность важнейших компонентов юридической реальности...».[1] Очевидно,
что при таком понимании рассматриваемого понятия либо может быть высказано
сомнение в целесообразности существования особой категории «правовая
культура», коль скоро последняя заменима другими юридическими категориями,
либо должно быть более точно определено специфическое содержание понятия
правовой культуры, придающее ей самостоятельный категориальный статус. В
данном случае происходит смешение правовой разновидности культуры с
политической и другими ее разновидностями. Этот вывод можно сделать как из
приводимого автором перечня ценностей правовой культуры: принципы, формы и
институты народовластия, структура, механизм политической и правовой
системы социалистического общества и др., — так и из прямого его указания
на то, что существует «особая система правовой культуры социализма,
включающая основные правовые (и не только правовые) ценности...».[2]
Иногда правовую надстройку разводят с правовой культурой на основании
того, что понятия, обозначающие данные явления, принадлежат якобы к двум
различным теоретическим уровням — соответственно философскому (исторический
материализм) и конкретно-социологическому. Думается, что такие категории,
как правовая надстройка, правовая культура, государство, право и т. д.,
могут изучаться и на уровне исторического материализма, и на конкретно-
социологическом уровне; переход с первого на второй уровень анализа и
наоборот отнюдь не требует замены одной категории на другую, если
исследуется одно и то же явление. Правовая культура может и должна быть
подвергнута философскому анализу как одна из подсистем культуры в целом,
что, однако, не влечет за собой необходимости называть правовую культуру
юридической надстройкой точно так же, как анализ, например, права на уровне
исторического материализма не приводит к необходимости подыскивать понятию
«право» философскую замену другим термином.
В философской литературе отмечается, что «соотношение между обществом
и культурой выступает как соотношение не целого и части, а целого и его
качества».[3] Следовательно, правовая подсистема общества — правовая
надстройка и правовая культура соотносятся между собой как целое и его
качество. Это означает, что правовая культура характеризует качественное
состояние правовой надстройки, выражающееся в уровне развития как всей
правовой действительности, так и отдельных ее компонентов. Правовая
культура не является частью или областью правовой надстройки, но как ее
качественная характеристика присуща всем сферам правовой жизни общества,
пронизывает эти сферы и является известной атмосферой (например,
законности, правовой свободы, социальной справедливости, уважения к праву)
жизни этого общества. Следует оговориться, что правовая жизнь общества,
правовая действительность, правовая надстройка трактуются в данной работе
как предельно широкие и во многом близкие друг другу категории.
Представление обозначаемого ими объекта как системы позволяет говорить о
правовой системе общества, в которую мы включаем юридическую деятельность,
правовое сознание и субъекта правовой жизни общества.
2. Структура и функции правовой культуры.
В контексте общего определения правовую культуру можно представить как
совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм,
выполняющих функцию социоправовой ориентации людей в конкретном обществе
(цивилизации).
Правовая культура занимает обособленное место в социокультурном
пространстве. Полностью она не совпадает ни с одним видом культуры
(материальной, духовной, политической и т. д.), создавая своеобразное,
уникальное сочетание как материальных, так и идеальных, духовных
компонентов.
Определенные общие грани имеют правовая и политическая культуры, так как
деятельность государства, субъектов политических властеотношений выходит в
сферу правовых отношений, что, однако, не меняет природы этих отношений, не
поглощает и не исчерпывает их полностью политическими закономерностями.
Право—особая форма и вид материального и духовного творчества народа,
отдельных личностей — это пласт человеческого опыта, подчиняющийся своим
собственным закономерностям.
Какую роль играет правовая культура в жизни общества?
Во-первых, правовая культура — своеобразная форма гармоничного развития
человека, через которую достигается общесоциальный прогресс. Этот прогресс
связан как с созданием собственно правовых ценностей (способы и средства
разрешения социальных конфликтов, институты обеспечения прав человека и т.
д.), обогащающих личность, так и предоставлением обществу необходимых
юридических условий для спокойного и упорядоченного развития.
Право, юридические инструменты организуют благоприятную деятельностную
среду, исключающую насилие, произвол, разрушение материальных и духовных
благ, накопленных за тысячелетия обществом. Правовая культура выступает
именно той сдерживающей формой, в которой купируется, ограничивается и
вытесняется антиобщественное и потому антиправовое поведение.
Во-вторых, правовая культура является средоточием, «мемориалом»
накопленных человечеством юридических ценностей. Она — их хранитель,
селекционер, генератор и ретранслятор на иные сферы общественных отношений.
Правовая культура — живой организм, все элементы которого — нормы,
юридические акты, институты, процессы, режимы, статусы — обладают
качествами продуктов человеческого духа, кропотливого труда, исторического
отбора, жизненной апробации.
Поэтому бережное отношение к правовой культуре есть условие социального
прогресса, гарантия эффективности усилий по совершенствованию человеческой
личности. Продукты правовой культуры — юридические нормы, памятники права,
способы разрешения конфликтов, опыт юридической деятельности, народный
правовой фольклор — нуждаются в охране и защите не менее, чем традиционные
культурные ценности. Разрушение культурного слоя права чревато
невосполнимыми потерями в государственно-политическом самосознании нации,
способно породить хаос и произвол в общественных отношениях.
В-третьих, правовая культура — практически единственная глобальная
форма, через которую воспроизводится ценность и своеобразие национальных
правовых феноменов — государственности, правопорядка, правовой системы.
Культура несет в себе «генетический код» отечественных юридических явлений,
служит как средством их обогащения в процессе всемирного право-культурного
обмена, так и особым бастионом от чуждого инокультурного влияния,
разрушающего исходные предпосылки национальной правовой идентичности.
Интернациональный и одновременно национальный характер правовой культуры
позволяет сочетать и саморегулировать отечественные и иностранные источники
правового прогресса. Названные черты правовой культуры объясняют сложность
этого явления для познания, его неоднозначный гносеологический статус,
который в теории становится темой многочисленных взглядов, точек зрения,
доктрин правовой культуры.
Эти концепции, представления, позиции, расходясь в конкретных
интерпретациях понятия, содержания, структуры правовой культуры, как
правило, едины в понимании основных функций, которые сводятся прежде всего
к сохранению духовных ценностей в юридической области, передаче правового
опыта последующим поколениям, поддержанию механизмов воспроизводства
правового сознания народа и его влияния на жизненно важные сферы
взаимоотношений (государство, политика, экономика, международные отношения
и т. д.).
В зависимости от носителя правовой культуры различают:
|Правовую |правовую |правовую культуру |
|культуру |культуру |профессиональной |
|общества |личности |группы |
Правовая культура общества - часть общей культуры, представляющая
собой систему ценностей, накопленных человечеством в области права и
относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания,
режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, юридической
практики и др.
Правовая культура в каждый данный момент "присутствует" в каждой
данной точке правовой реальности, не совпадет с ней полностью, но
существует в ней как составная часть, которая способна выступать в виде
характеристики уровня развития этой реальности.
Культура общества является результатом социально-правовой активности
отдельных личностей, коллективов и других субъектов права. Она выступает
отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для
правовой культуры личности.
Правовая культура личности - это обусловленные правовой культурой
общества степень и характер прогрессивно - правового развития личности,
обеспечивающие ее правомерную деятельность.
В широком смысле слова правовая культура включает все правовые ценности
(высший уровень развития законодательства, правовоую науку, законность,
правопорядок и др.) и составляет часть культуры отдельного индивида. В
узком же смысле слова правовая культура отдельного индивида означает знание
им действующего законодательства, правильное понимание, соблюдение,
исполнение, применение и нетерпимое отношение к любым нарушениям
законности. Высокий уровень правовой культуры означает, что человек не
является посторонним наблюдателем общественных процессов, а проявляет
социально-правовую активность, использует свои правовые знания в целях
укрепления законности.
Итак, правовая культура - это одна из форм социально-значимой творческой
деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений.
Вопрос о структуре правовй культуры в отечественной юридической литературе
является дискуссионным. Некоторые, в частности В.П. Сальников (Правовая
культура. С.152) считает, что структурными элементами правовой культуры
выступают компоненты юридической действительности в их роли быть эталонами
поведения: "право, правосознание, правовые отношения, законность и
правопорядок, правомерная деятельность субъектов". Другие авторы включают в
число структурных элементов правовой культуры еще и правовые учреждения,
обеспечивающие правовой контроль, регулирование и исполнение права[4], а
также критерии политической оценки права и правового поведения, правовую
науку.[5] В уачестве элемента правовй культуры выделяют так же уровень
развития всей системы юридических актов (юридических документов).[6]
Суммируя данные компоненты, мы получим следующую структуру правовой
культуры: 1) правосознание, 2) право, 3) правовые отношения, 4) законность
и правопорядок, 5) правомерная деятельность субъектов, 6) государственные
правовые институты, 7) юридическая наука, 8) юридические акты.
По субъектам правовую культуру подразделяют на правовую культуру личности и
правовую культуру общества.
Под правовой культурой личности понимается знание, понимание, сознательное
выполнение требований права человеком в процессе его жизнедеятельности.
Правовая культура общества - это вся сфера материального и духовного
воспроизводства права, юридическая практика народа в конкретной
исторический период. Правовая культура общества характеризуется состоянием
и спецификой общественного правосознания, системой массовой правовой
информации, уровнем развития законодательства, правопорядком и состоянием
законности в стране.
В многонациональных государствах правовая культура общества очень сложна,
т.к. включает в себя состояние общегосударственной и национальной правовых
культур. Правовая культура отдельно взятого государства содержит как общие,
особенные, так и единичные признаки. Правовая культура личности - частица
правовой культуры нации, общества и т.д., зависящая от жизненного опыта
личности, уровня ее юридического образования, правовых навыков и влияющая
на ее юридически значимое поведение. Как и правосознание, правовая культура
личности имеет следующие уровни: обыденный, профессиональный,
теоретический, которые постоянно взаимодействуют. Они формируются в
процессе правового воспитания, которым должны заниматься государство и все
остальные институты политической системы общества (религиозные,
профсоюзные, военные и др. организации). Процесс передачи юридических
знаний и опыта осуществляет воздействие на сознание и поведение человека,
формирует у него позитивные представления, взгляды, ценностные ориентации,
чувства, эмоции. Все это способствует воспитанию законопослушности, влияет
на соблюдение, исполнение и использование индивидом юридических норм.
В данном процессе происходит реализация трансляции юридических знаний,
познавательно-преобразовательной, праворегулятивной, ценностно -
нормативной, право-социализаторской, коммуникативной и прогностической
функйии правовой культуры.
Праворегулятивная функция являет собой непрерывный процесс приведения
реального поведения личностей, коллективов, государственных и общественных
институтов в соответствие с действующими нормами права, которые утверждают
справедливость, служат на благо общества и граждан.
Познавательно-преобразовательная функция направлена на приобретение
юридических знаний, норм, законов, процессов, кодексов и т.д. и на
правильное применение их на практике.
Правосоциализаторская функция призвана контролировать и консолидировать
социально неоднородное общество, т.к. пока в определенной степенизаконы
отвечают всеобщим интересам, общество воспринимает их позитивно.
Предметом ценностно-нормативной оценки являются правоотношения, нормы и
т.д. На практике, прежде, чем вынести то или иное суждение и реализовать ту
или иную норму необходимо взвешивать значительное количество обстоятельств,
каждое из которых может побуждать нас к применению различных норм. Выбрать
Страницы: 1, 2
|