рефераты бесплатно

МЕНЮ


Правовая культура

Правовая культура

ПЛАН

| |Стр. |

|Введение |2 |

1. Понятие и общая характеристика правовой культуры.

| |2 |

2. Структура и функции правовой культуры. |6 | |3. Роль юридической

литературы в правотворческой деятельности и в реализации норм права. |10 |

|4. Соотношение правосознания и правовой культуры. |12 | |5. Правовая

культура сотрудника ОВД как средство обеспечения законности. |15 | |6. Пути

повышения правовой культуры в российском обществе. |17 | |Заключение |18 |

|Список литературы |21 | |

Введение.

История показывает, что только тогда правотворческая и

правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих

процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное

место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При

изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и

правоприменении теория права формулирует тему правосознания и правовой

культуры. Действительно, в какой степени осмысленное, сознательное

отношение общества и индивидов к праву ведет к необходимому правовому

состоянию общества, к появлению новых правовых норм, в какой степени

эмоциональное отношение влияет на правомерное или правонарушительное

поведение?

Правовое сознание общества, отдельных групп, индивидов огранично

связано с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением,

функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, иными

сторонами правового бытия общества. Как таковое правосознание и его более

крупная социальная форма – правовая культура – изучаются именно в теории

права.

1. Понятие и общая характеристика правовой культуры.

Правовая культура есть особое социальное явление, которое может быть

воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества,

подлежащее структурированию по различным основаниям. Комплексное

использование накопленного в теории правовой культуры материала необходимо

прежде всего для того, чтобы обеспечить всестороннее изучение проблемы.

Вместе с тем в каждом конкретном случае на первый план выдвигается строго

определенный критерий в понимании данной разновидности культуры.

Так, при подходе с позиций повышения роли человека в правовой жизни, в

обеспечении становления цивилизации окажется необходимым в первую очередь

обратить внимание на функционально-содержательный аспект правовой культуры.

Здесь правовая культура общества предстает как разновидность общественной

культуры, отражающей определенный уровень правосознания и законности,

совершенства законодательства и юридической практики, охватывающей все

ценности, которые созданы людьми в области права.

В юридической литературе существуют самые разнообразные мнения о месте

правовой культуры в правовой надстройке общества: от признания ее элементом

одной из подсистем юридической надстройки, например, элементом правового

сознания, частью правового воспитания, до отождествления правовой культуры

с правовой надстройкой и даже выведения ее за пределы правовой надстройки.

Если первая точка зрения характерна в основном для раннего этапа изучения

правовой культуры, то вторая — появилась не так давно. Правовую культуру

стали определять достаточно широко, включая в нее право, правоотношения,

правосознание, законность и т. д. и отождествляя ее тем самым со всей

правовой надстройкой, что отмечают и сами авторы подобных определений. «При

таком подходе, — пишет В. П. Сальников, — речь идет о правовом феномене,

близком к пониманию всей юридической надстройки... Правовая культура

выступает здесь как особое социальное явление, охватывающее всю

совокупность важнейших компонентов юридической реальности...».[1] Очевидно,

что при таком понимании рассматриваемого понятия либо может быть высказано

сомнение в целесообразности существования особой категории «правовая

культура», коль скоро последняя заменима другими юридическими категориями,

либо должно быть более точно определено специфическое содержание понятия

правовой культуры, придающее ей самостоятельный категориальный статус. В

данном случае происходит смешение правовой разновидности культуры с

политической и другими ее разновидностями. Этот вывод можно сделать как из

приводимого автором перечня ценностей правовой культуры: принципы, формы и

институты народовластия, структура, механизм политической и правовой

системы социалистического общества и др., — так и из прямого его указания

на то, что существует «особая система правовой культуры социализма,

включающая основные правовые (и не только правовые) ценности...».[2]

Иногда правовую надстройку разводят с правовой культурой на основании

того, что понятия, обозначающие данные явления, принадлежат якобы к двум

различным теоретическим уровням — соответственно философскому (исторический

материализм) и конкретно-социологическому. Думается, что такие категории,

как правовая надстройка, правовая культура, государство, право и т. д.,

могут изучаться и на уровне исторического материализма, и на конкретно-

социологическом уровне; переход с первого на второй уровень анализа и

наоборот отнюдь не требует замены одной категории на другую, если

исследуется одно и то же явление. Правовая культура может и должна быть

подвергнута философскому анализу как одна из подсистем культуры в целом,

что, однако, не влечет за собой необходимости называть правовую культуру

юридической надстройкой точно так же, как анализ, например, права на уровне

исторического материализма не приводит к необходимости подыскивать понятию

«право» философскую замену другим термином.

В философской литературе отмечается, что «соотношение между обществом

и культурой выступает как соотношение не целого и части, а целого и его

качества».[3] Следовательно, правовая подсистема общества — правовая

надстройка и правовая культура соотносятся между собой как целое и его

качество. Это означает, что правовая культура характеризует качественное

состояние правовой надстройки, выражающееся в уровне развития как всей

правовой действительности, так и отдельных ее компонентов. Правовая

культура не является частью или областью правовой надстройки, но как ее

качественная характеристика присуща всем сферам правовой жизни общества,

пронизывает эти сферы и является известной атмосферой (например,

законности, правовой свободы, социальной справедливости, уважения к праву)

жизни этого общества. Следует оговориться, что правовая жизнь общества,

правовая действительность, правовая надстройка трактуются в данной работе

как предельно широкие и во многом близкие друг другу категории.

Представление обозначаемого ими объекта как системы позволяет говорить о

правовой системе общества, в которую мы включаем юридическую деятельность,

правовое сознание и субъекта правовой жизни общества.

2. Структура и функции правовой культуры.

В контексте общего определения правовую культуру можно представить как

совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм,

выполняющих функцию социоправовой ориентации людей в конкретном обществе

(цивилизации).

Правовая культура занимает обособленное место в социокультурном

пространстве. Полностью она не совпадает ни с одним видом культуры

(материальной, духовной, политической и т. д.), создавая своеобразное,

уникальное сочетание как материальных, так и идеальных, духовных

компонентов.

Определенные общие грани имеют правовая и политическая культуры, так как

деятельность государства, субъектов политических властеотношений выходит в

сферу правовых отношений, что, однако, не меняет природы этих отношений, не

поглощает и не исчерпывает их полностью политическими закономерностями.

Право—особая форма и вид материального и духовного творчества народа,

отдельных личностей — это пласт человеческого опыта, подчиняющийся своим

собственным закономерностям.

Какую роль играет правовая культура в жизни общества?

Во-первых, правовая культура — своеобразная форма гармоничного развития

человека, через которую достигается общесоциальный прогресс. Этот прогресс

связан как с созданием собственно правовых ценностей (способы и средства

разрешения социальных конфликтов, институты обеспечения прав человека и т.

д.), обогащающих личность, так и предоставлением обществу необходимых

юридических условий для спокойного и упорядоченного развития.

Право, юридические инструменты организуют благоприятную деятельностную

среду, исключающую насилие, произвол, разрушение материальных и духовных

благ, накопленных за тысячелетия обществом. Правовая культура выступает

именно той сдерживающей формой, в которой купируется, ограничивается и

вытесняется антиобщественное и потому антиправовое поведение.

Во-вторых, правовая культура является средоточием, «мемориалом»

накопленных человечеством юридических ценностей. Она — их хранитель,

селекционер, генератор и ретранслятор на иные сферы общественных отношений.

Правовая культура — живой организм, все элементы которого — нормы,

юридические акты, институты, процессы, режимы, статусы — обладают

качествами продуктов человеческого духа, кропотливого труда, исторического

отбора, жизненной апробации.

Поэтому бережное отношение к правовой культуре есть условие социального

прогресса, гарантия эффективности усилий по совершенствованию человеческой

личности. Продукты правовой культуры — юридические нормы, памятники права,

способы разрешения конфликтов, опыт юридической деятельности, народный

правовой фольклор — нуждаются в охране и защите не менее, чем традиционные

культурные ценности. Разрушение культурного слоя права чревато

невосполнимыми потерями в государственно-политическом самосознании нации,

способно породить хаос и произвол в общественных отношениях.

В-третьих, правовая культура — практически единственная глобальная

форма, через которую воспроизводится ценность и своеобразие национальных

правовых феноменов — государственности, правопорядка, правовой системы.

Культура несет в себе «генетический код» отечественных юридических явлений,

служит как средством их обогащения в процессе всемирного право-культурного

обмена, так и особым бастионом от чуждого инокультурного влияния,

разрушающего исходные предпосылки национальной правовой идентичности.

Интернациональный и одновременно национальный характер правовой культуры

позволяет сочетать и саморегулировать отечественные и иностранные источники

правового прогресса. Названные черты правовой культуры объясняют сложность

этого явления для познания, его неоднозначный гносеологический статус,

который в теории становится темой многочисленных взглядов, точек зрения,

доктрин правовой культуры.

Эти концепции, представления, позиции, расходясь в конкретных

интерпретациях понятия, содержания, структуры правовой культуры, как

правило, едины в понимании основных функций, которые сводятся прежде всего

к сохранению духовных ценностей в юридической области, передаче правового

опыта последующим поколениям, поддержанию механизмов воспроизводства

правового сознания народа и его влияния на жизненно важные сферы

взаимоотношений (государство, политика, экономика, международные отношения

и т. д.).

В зависимости от носителя правовой культуры различают:

|Правовую |правовую |правовую культуру |

|культуру |культуру |профессиональной |

|общества |личности |группы |

Правовая культура общества - часть общей культуры, представляющая

собой систему ценностей, накопленных человечеством в области права и

относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания,

режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, юридической

практики и др.

Правовая культура в каждый данный момент "присутствует" в каждой

данной точке правовой реальности, не совпадет с ней полностью, но

существует в ней как составная часть, которая способна выступать в виде

характеристики уровня развития этой реальности.

Культура общества является результатом социально-правовой активности

отдельных личностей, коллективов и других субъектов права. Она выступает

отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для

правовой культуры личности.

Правовая культура личности - это обусловленные правовой культурой

общества степень и характер прогрессивно - правового развития личности,

обеспечивающие ее правомерную деятельность.

В широком смысле слова правовая культура включает все правовые ценности

(высший уровень развития законодательства, правовоую науку, законность,

правопорядок и др.) и составляет часть культуры отдельного индивида. В

узком же смысле слова правовая культура отдельного индивида означает знание

им действующего законодательства, правильное понимание, соблюдение,

исполнение, применение и нетерпимое отношение к любым нарушениям

законности. Высокий уровень правовой культуры означает, что человек не

является посторонним наблюдателем общественных процессов, а проявляет

социально-правовую активность, использует свои правовые знания в целях

укрепления законности.

Итак, правовая культура - это одна из форм социально-значимой творческой

деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений.

Вопрос о структуре правовй культуры в отечественной юридической литературе

является дискуссионным. Некоторые, в частности В.П. Сальников (Правовая

культура. С.152) считает, что структурными элементами правовой культуры

выступают компоненты юридической действительности в их роли быть эталонами

поведения: "право, правосознание, правовые отношения, законность и

правопорядок, правомерная деятельность субъектов". Другие авторы включают в

число структурных элементов правовой культуры еще и правовые учреждения,

обеспечивающие правовой контроль, регулирование и исполнение права[4], а

также критерии политической оценки права и правового поведения, правовую

науку.[5] В уачестве элемента правовй культуры выделяют так же уровень

развития всей системы юридических актов (юридических документов).[6]

Суммируя данные компоненты, мы получим следующую структуру правовой

культуры: 1) правосознание, 2) право, 3) правовые отношения, 4) законность

и правопорядок, 5) правомерная деятельность субъектов, 6) государственные

правовые институты, 7) юридическая наука, 8) юридические акты.

По субъектам правовую культуру подразделяют на правовую культуру личности и

правовую культуру общества.

Под правовой культурой личности понимается знание, понимание, сознательное

выполнение требований права человеком в процессе его жизнедеятельности.

Правовая культура общества - это вся сфера материального и духовного

воспроизводства права, юридическая практика народа в конкретной

исторический период. Правовая культура общества характеризуется состоянием

и спецификой общественного правосознания, системой массовой правовой

информации, уровнем развития законодательства, правопорядком и состоянием

законности в стране.

В многонациональных государствах правовая культура общества очень сложна,

т.к. включает в себя состояние общегосударственной и национальной правовых

культур. Правовая культура отдельно взятого государства содержит как общие,

особенные, так и единичные признаки. Правовая культура личности - частица

правовой культуры нации, общества и т.д., зависящая от жизненного опыта

личности, уровня ее юридического образования, правовых навыков и влияющая

на ее юридически значимое поведение. Как и правосознание, правовая культура

личности имеет следующие уровни: обыденный, профессиональный,

теоретический, которые постоянно взаимодействуют. Они формируются в

процессе правового воспитания, которым должны заниматься государство и все

остальные институты политической системы общества (религиозные,

профсоюзные, военные и др. организации). Процесс передачи юридических

знаний и опыта осуществляет воздействие на сознание и поведение человека,

формирует у него позитивные представления, взгляды, ценностные ориентации,

чувства, эмоции. Все это способствует воспитанию законопослушности, влияет

на соблюдение, исполнение и использование индивидом юридических норм.

В данном процессе происходит реализация трансляции юридических знаний,

познавательно-преобразовательной, праворегулятивной, ценностно -

нормативной, право-социализаторской, коммуникативной и прогностической

функйии правовой культуры.

Праворегулятивная функция являет собой непрерывный процесс приведения

реального поведения личностей, коллективов, государственных и общественных

институтов в соответствие с действующими нормами права, которые утверждают

справедливость, служат на благо общества и граждан.

Познавательно-преобразовательная функция направлена на приобретение

юридических знаний, норм, законов, процессов, кодексов и т.д. и на

правильное применение их на практике.

Правосоциализаторская функция призвана контролировать и консолидировать

социально неоднородное общество, т.к. пока в определенной степенизаконы

отвечают всеобщим интересам, общество воспринимает их позитивно.

Предметом ценностно-нормативной оценки являются правоотношения, нормы и

т.д. На практике, прежде, чем вынести то или иное суждение и реализовать ту

или иную норму необходимо взвешивать значительное количество обстоятельств,

каждое из которых может побуждать нас к применению различных норм. Выбрать

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.