рефераты бесплатно

МЕНЮ


Правовая реформа в 1990-х годах

По сведениям Министерства юстиции РФ около 20 % законов и иных нормативных

правовых актов субъектов РФ противоречат Конституции РФ и федеральным

законам.

16. Соотношение федерального и регионального права. Договора между

центром и регионами.

Статья 4 устанавливает, что Конституция РФ и федеральные законы имеют

верховенство на всей территории РФ. По предметам ведения РФ принимаются

федеральные конституционные законы и федеральные законы; по предметам

совместного ведения – федеральные законы и в соответствии с ними законы и

другие НПА субъектов РФ; вне предметов ведения РФ и совместного ведения –

законы и иные НПА субъектов РФ, а федеральные законы не принимаются, а в

случае их принятия практически не могут действовать ( ст.76 ч.6 )

Начиная с 1994 года, началось подписание договоров между органами

государственной власти РФ и органами государственной власти отдельных

субъектов РФ о разграничении предметов ведения и полномочий (

внутрифедеративных договоров ), к настоящему времени такие договоры

подписаны почти со всеми субъектами РФ. Подписываются также соглашения по

отдельным вопросам.

Федеральный закон «О прокуратуре РФ» устанавливает право и обязанность

прокуроров опротестовывать любые правовые акты, не соответствующие

федеральному закону. По сложившейся правоприменительной практике прокуроры

субъектов РФ опротестовывают с последующим обращением в федеральные суды

общей юрисдикции законы субъектов РФ по предметам совместного ведения, не

соответствующие федеральным законам. В настоящее время эта практика

находится на рассмотрении Конституционного Суда РФ.

17. Реформа органов государственной власти в субъектах РФ.

Согласно Конституции РФ система органов государственной власти в

субъектах РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами

конституционного строя и федеральным законом об общих принципах организации

представительных и исполнительных органов государственной власти, но такого

закона не было до 1999 года. Субъекты РФ на основе Конституции и договоров

о разграничении принимали Уставы, которые зачастую противоречили

Конституции РФ.

Почти во всех республиках РФ была президентская форма правления,

Президенты избирались населением. Главы органов исполнительной власти

назначались Президентом, выборы проводились лишь с его разрешения в порядке

исключения. Но согласно закону 1995 года о порядке формирования Совета

Федерации выборы должны быть завершены до конца 1996 года.

В 1996 году Конституционный Суд РФ рассмотрел «Алтайское дело».

Уставом Алтайского края была установлена даже не парламентарная, а

«суперпарламентская», почти советская форма правления. Краевое

законодательное собрание сосредоточило в своём ведении большую часть

полномочий без каких-либо «сдержек и противовесов». Законодательное

собрание назначало и освобождало от должности Главу Администрации и многих

должностных лиц Администрации. Администрация была подконтрольна по всем

вопросам Законодательному собранию. Законы края подписывались Председателем

Законодательного Собрания. Конституционный суд признал все эти положения

неконституционными по принципу разделения властей. Глава Администрации

должен избираться населением, подписание и опубликование законов должен

осуществлять Глава Администрации, и недопустимо ставить исполнительную

власть в подчинённое положение по отношению к законодательной, постановил

КС. Субъекты РФ должны в основном исходить из федеральной схемы

взаимоотношений исполнительной и законодательной власти.

В 1999 году в обход Совета Федерации был принят Федеральный закон «Об

общих принципах организации законодательных (представительных) органов

государственной власти в субъектах РФ». Он окончательно закрепил принцип

выборности высшего должностного лица ( главы высшего исполнительного органа

), установил принципы принятия, подписания и обнародования законов,

основания роспуска законодательного органа и отставки высшего должностного

лица, главы высшего исполнительного органа и другие общие принципы. Закон

не делает каких-либо различий между республиками и другими субъектами РФ.

Закон установил переходный период для приведения законодательства субъекта

РФ в соответствии с ним – два года. Если рассматривать республики в составе

РФ как государства, то установленную общую для всех форму правления (

если вообще корректно говорить о форме правления субъекта РФ ) можно

охарактеризовать как президентскую республику с незначительными чертами

парламентарной ( а в других субъектах РФ – как «губернаторскую» с чертами

«думской» ).

Необходимо отметить также, что в субъектах РФ также действуют

полномочные представители Президента РФ, территориальные органы федеральных

органов исполнительной власти, федеральные суды, органы прокуратуры, кое-

где конституционные и уставные суды. В пределах ведения и полномочий РФ

федеральные и региональные органы исполнительной власти образуют единую

систему исполнительной власти (ст.77 ч.2).

18. Муниципальная реформа.

Ещё до принятия Конституции РФ Президент РФ инициировал муниципальную

реформу, упразднил местные советы и передал исполнительно-распорядительные

полномочия местным администрациям. Статьёй 12 Конституции РФ установлена

самостоятельность в пределах своих полномочий. Органы местного

самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Статья

8, глава 12 Конституции РФ и Федеральный закон от 28 августа 1995 года №

154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» стали

правовой базой местного самоуправления.

Местное самоуправление определяется как признаваемая и

гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под

свою ответственность деятельность населения

по решению непосредственно или через органы местного

самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов

населения, его исторических и иных местных традиций.

Указанный федеральный закон определяет предметы ведения органов

местного самоуправления, основы деятельности представительного органа

местного самоуправления, главы муниципального образования, схода граждан,

территориальные, экономические и финансовые основы местного самоуправления,

гарантии местного самоуправления ( судебная защита, запрет на ограничение

прав местного самоуправления ). Структура органов местного самоуправления

определяется населением самостоятельно на основе общих принципов,

установленных федеральным законом и законом субъекта РФ. Население

городского или сельского поселения независимо от численности населения не

может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.

Установлена ответственность как перед государством за нарушение закона, так

и перед населением за утрату доверия.

Ряд субъектов РФ предпринимает неконституционные попытки ограничить

права местного самоуправления, а то и подчинить местное самоуправление

региональным властям. Так, законами Удмуртской Республики ряд муниципальных

образований был преобразован в административно-территориальные единицы,

подчинённые власти Удмуртии. Президент РФ передал эти законы на

рассмотрение Конституционного Суда, многие их положения признаны

неконституционными. До сих пор не приведён в соответствии с федеральным

законом Устав города Москвы, по которому Московские городские власти

вмешиваются деятельность районных управ: назначают глав управ, определяют

структуру местного самоуправления. Подобные нарушения наблюдаются во многих

субъектах РФ.

19. Закрепление и реформа избирательной системы.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через

органы государственной власти и органы местного самоуправления (

ч.2 ст.3 ). Высшим непосредственным выражением власти народа являются

референдум и свободные выборы (ч.3 ст.3). Граждане Российской Федерации

имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и

органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме ( ч.2

ст.30 ).

Федеральный закон 1994 года «Об основных гарантиях избирательных прав

граждан РФ» закрепил и собрал воедино основные принципы избирательного

права, «разбросанные» по другим законодательным актам: всеобщее и равное

избирательное право, добровольное участие, прямые выборы, тайное

голосование, выборы на альтернативной основе, периодичность выборов,

общественный контроль за выборами ( присутствие наблюдателей, в том числе

международных ). Центральная избирательная комиссия и избирательные

комиссии субъектов РФ из временных органов, создаваемых под конкретные

выборы и референдумы, преобразованы в постоянные. Федеральный закон также

закрепил основные принципы предвыборной агитации, финансирования выборов,

голосования, определения итогов, основания ответственности и т.д. Основания

регистрации кандидата – сбор подписей избирателей, а избирательные цензы

пассивного избирательного права сведены к минимуму. Введение дополнительных

избирательных цензов законами субъектов РФ неоднократно рассматривалось

Конституционным Судом РФ, такие законы признавались неконституционными.

В 1995 году принят ФКЗ «О референдуме РФ», о референдумном праве речь

впереди.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на

участие в референдуме граждан РФ» более подробно регламентировал все стадии

избирательного процесса на всех уровнях ( федеральном, региональном,

местном ). А изменения 1999 года к закону ввели такие новшества, как

избирательный залог, предоставление сведений об имуществе и доходах

кандидата. А сведения о неснятой судимости и о двойном гражданстве должны

были содержаться во всех документах о кандидате, в том числе в

избирательном бюллетене. Сведения о кандидатах проверяются. Санкция за

предоставление недостоверных сведений, за нарушение закона при проведении

предвыборной агитации и её финансировании – отказ в регистрации либо отмена

регистрации кандидата.

В последние годы выборы в России проводятся в установленные законом

сроки, на альтернативной основе, в присутствии наблюдателей, в том числе

международных, и, по-видимому без массовой фальсификации результатов.

Однако остаются частыми нарушения избирательного законодательства при

проведении предвыборной агитации: злоупотребление служебным положением,

недобросовестная агитация ( вплоть до грубой клеветы в СМИ ), незаконное

финансирование ( в обход избирательных фондов ) и другие нарушения. В 1999

году было отказано в регистрации многим кандидатам в депутаты

Государственной Думы, представившим о себе недостоверные сведения.

20. Реформа в сфере общественных объединений.

Основа правовой реформы в сфере общественных объединений –

преобразование однопартийной системы в многопартийную.

В СССР была одна политическая партия – КПСС, а все основные

общественные объединения были подконтрольны КПСС. В 1990 году после

изменения статьи 6 Конституции и принятия Закона СССР «Об общественных

объединениях» другие общественные объединения, в том числе политические

партии, получили право на существование, было положено начало

многопартийности.

В 1991 году КПСС была запрещена (7). Конституционный Суд подтвердил

законность запрета КПСС в той части, в какой она являлась частью

государственного аппарата, но подтвердил возможность воссоздания партии

коммунистической ориентации в рамках Конституции РФ. Такой партией стала

КПРФ.

Развитию многопартийности содействовали и проводимые с 1993 года

выборы половины состава Государственной Думы по спискам политических

партий, движений и блоков. Однако устойчивая двухпартийная или

многопартийная система до настоящего времени не сложилась.

Согласно Конституции РФ 1993 года и Федеральному закону 1995 года «Об

общественных объединениях» в РФ признаются политическое и идеологическое

многообразие, многопартийность, общественные объединения равны перед

законом, не может устанавливаться государственная или обязательная

идеология. За действия, запрещенные Конституцией РФ (ч.5 ст.13) законом

предусматривается ликвидация общественных объединений в судебном порядке.

21. Свобода совести.

По Конституции СССР 1977 года гражданам гарантировалась свобода

совести и вероисповедания, государство и государственное образование были

отделены от церкви. Законы 1990 года, 1997 года и Конституция РФ 1993 года

в различных формах последовательно подтверждали эти положения.

Закон РСФСР 1990 года «О свободе вероисповедания» установил

равноправие религиозных объединений, заявительный порядок их регистрации,

широкие права и минимальные ограничения их деятельности. В РФ действуют как

традиционные, так и новые конфессии.

Закон также устанавливает тайну исповеди.

Активизация деятельности тоталитарных сект вынудила государство пойти

на ограничения деятельности религиозных объединений, в 1997 году был принят

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Религиозные организации могут быть зарегистрированы как юридические лица

только после продолжительной деятельности религиозных групп. Установлено

более десяти оснований для судебной ликвидации, в частности: нарушение

общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности

государства, создание вооруженных формирований; пропаганда войны,

разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни,

человеконенавистничества, принуждение к разрушению семьи, посягательство на

личность, права и свободы граждан; нанесение ущерба нравственности и

здоровью граждан, склонение к самоубийству, воспрепятствование получению

обязательного образования, принуждение к отчуждению имущества в пользу

религиозного объединения; противодействие выходу, побуждение к совершению

противоправных действий.

22. Реформа в сфере массовой информации.

Гласность и свобода массовой информации – одно из демократических

завоеваний периода перестройки. Законом СССР «О печати и других средствах

массовой информации», Законом РФ 1992 года «О средствах массовой

информации» установлены свобода массовой информации и запрет цензуры, права

на поиск, получение, производство и распространение массовой

информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование

и распоряжение ими. Одновременно установлен запрет на злоупотребление

свободой массовой информации, то есть на использование СМИ для

противозаконной деятельности, а с учётом поправки 1995 года также на

пропаганду порнографии, культа насилия и жестокости, а также

ответственность за злоупотребления свободой массовой информации вплоть до

закрытия в судебном порядке.

В 1995 году принят Федеральный закон «О рекламе», упорядочивший

правовое регулирование рекламной деятельности. В связи с развитием

компьютерных телекоммуникационных сетей общего пользования ( Всемирной Сети

«Интернет» и других ) обсуждается необходимость принятия федерального

закона о глобальных компьютерных сетях.

23. Общие характеристики новой правовой системы.

Новая правовая система включает следующие виды нормативных правовых

актов:

(1) Конституцию РФ,

(2) Федеральные конституционные законы, федеральные законы

(3) Федеративный договор и другие договоры о разграничении предметов

ведения и полномочий

(4) Указы и распоряжения Президента РФ

(5) Постановления и распоряжения Правительства РФ

(6) Постановления Совета Федерации и Государственной Думы по вопросам

их ведения

(7) Правовые акты федеральных органов исполнительной власти и других

федеральных государственных органов

(8) Конституции, уставы и законы субъектов РФ

(9) Подзаконные правовые акты субъектов РФ

(10) Уставы и другие правовые акты муниципальных образований

Правовая система также включает следующие источники права:

(1) Общепризнанные нормы и принципы международного права

(2) Международные договоры, ратифицированные и не ратифицированные РФ

(3) Референдумные нормы

(4) Постановления Конституционного Суда РФ

(5) Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ по вопросам

правоприменительной практики

(6) Другие судебные решения

(7) Общеправовые принципы

(8) Правовые обычаи

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам,

предусмотренным Конституцией РФ. Федеральные законы не должны противоречить

федеральным конституционным законам.

Конституция РФ установила принцип открытости правовой системы. Все

законы, а также любые нормативные правовые акты, затрагивающие права,

свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально

опубликованы для всеобщего сведения, в противном случае они не должны

применяться. Официальным опубликованием федерального закона считается

первая публикация полного текста в «Собрании законодательства РФ»,

«Российской газете» или «Парламентской газете», однако некоторые статьи

законов о бюджете вопреки Конституции РФ засекречиваются.

Российская правовая система практически не признаёт судебный прецедент

в качестве источника права за двумя исключениями. Во-первых – обобщение

судебной практики и руководящие разъяснения пленумов Верховного и Высшего

Арбитражного судов. Во-вторых, положения, воспроизводящие признанные

Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ, не могут

применяться судами и другими правоприменяющими органами.

Законодательство России признает аналогию закона (

применение закона, регулирующего сходные отношения ) и аналогию права (

общие начала и смысл законодательства, требования добросовестности,

разумности, справедливости ), но не во всех отраслях ( Ст.6 ГК РФ, Ст.11

АПК РФ, Ст.3 УК РФ ).

Признаёт закон и правовой обычай ( Ст.5 ГК РФ «Обычаи делового

оборота» ), но он не применяется, если противоречит законодательству.

24. Свойства Конституции РФ.

Юридические свойства Конституции РФ:

(1) Верховенство Конституции РФ на всей территории РФ (ст.4).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.