Правоведение
соответствии с Конституцией судьи несменяемы.
По своему статусу к федеральным судам относятся Конституционный Суд
РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. Согласно ст.5 Конституции
РФ свое законодательство имеют: республики, края, области, города
федерального значения, автономные области и автономные округа. На этом
уровне возможно образование так называемых местных судов, которые
руководствуются не только федеральными законами, но и региональными.
Возможны мировые и окружные суды, действующие в качестве судов первой
инстанции. В переходный период пока сохраняется ныне действующая судебная
система: Верховный Суд РФ, Верховные суды республик в составе Федерации,
краевые, областные, городские суды, суды автономных областей и автономных
округов, районные (городские) народные суды, военные суды. Все они, кроме
военных судов относятся к судам общей юрисдикции. Конституцией запрещено
образование чрезвычайных судов, т.е. никто не может быть лишен права на
рассмотрение его дела в суде, в ведение которого оно отнесено законом.
35.ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Важное место в системе конституционного права занимает институт, нормы
которого закрепляют основы правового статуса личности. Они воплощены в
главе 2 Конституции РФ под названием "Права и свободы человека и
гражданина". В ее нормах закреплена одна их основ конституционного строя РФ
сформулированной так "Человек, его права и свободы являются высшей
ценностью". Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и
гражданина — обязанность государства". Кроме К нормы данного института
закреплены системой нормативных правовых актов, в которых детально
раскрывается содержание и порядок реализации. К таким актам относятся
законы: "О гражданстве РФ", "О праве граждан на свободу передвижения,
выбора места пребывания и жительства в пределах РФ", "О свободе совести и
вероисповеданий" и т.д.
Этот институт "прав и свобод человека и гражданина" существенно
определяет положение человека в обществе и государстве, принципы их
взаимоотношений. В этих взаимоотношений человек и гражданин выступает как
субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей, которые определены
нормами права. Правовое положение человека и гражданина характеризуется
совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделен как субъект
правоотношений. Каждая отрасль права закрепляет правовое положение человека
и гражданина в определенной сфере общественных отношений: имущественных,
трудовых, семейных, финансовых и т.д. В конституционном праве (в отличие от
остальных отраслей права) закреплены основы правового статуса личности
(ст.64) и включают:
1. Права, связанные с гражданством и регулирование отношений по поводу
гражданства. Гражданство — один из основных элементов правового статуса
лица, определяющий взаимоотношения личности и государства. Гражданство —
это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в
совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная
на признание и уважение достоинства, основных прав и свобод человека.
Важным моментом является защита государством прав гражданина и человека.
2. Закрепление общих принципов статуса личности, которые проявляются во
всех сферах, независимо от того какой отраслью права регулируются данные
отношения. Речь идет о равенстве прав и свобод человека и гражданина,
обязанность государства защищать эти права и свободы, признание
приоритета международных норм права и международных договоров.
3. Основные права, свободы и обязанности, т.е. те, которые неотделимы от
человека, гражданина, составляют неотъемлемое право, принадлежат ему от
рождения, защищаемы государством и составляют ядро правового статуса
личности. Этим правам посвящена целая глава К, включающая 48 статей.
Конституционные права и свободы принято делить на три группы — личные,
политические и социально-экономические:
. Личные права и свободы являются по существу правами человека, т.е.
Каждого, и не связаны с гражданством. Эти права не отчуждаемы и
принадлежат каждому от рождения. Это: право на жизнь, на охрану
государством достоинства личности, неприкосновенность личности, жилища,
частной жизни, тайну переписки, телефонных разговоров и иных сообщений,
свобода передвижений и выбора места жительства, право свободно выезжать и
возвращаться в РФ, право определять и указывать национальность, свобода
совести и вероисповеданий, свобода мысли и слова, право свободно искать,
получать, производить и распространять информацию любым законным
способом.
. Политические права в отличие от личных связаны с гражданством. Также как
и личные государство признает политические права и защищает право на них.
Эти права вытекают из суверенитета народа как единственного источника
власти в РФ. Политические права включают: право выбирать и быть избранным
в государственные органы, участвовать в государственном управлении
непосредственно и через своих представителей, право на объединение и
политическую деятельность через участие в партиях, право собираться
мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия,
пикетирования.
. Социально-экономические права касаются прав в таких сферах, как
собственность, трудовые отношения, отдых, здоровье, образование, и
призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие
социальные потребности личности. К ним относятся: свобода
предпринимательства, право частной собственности, право на труд, отдых,
охрану семьи, право социального обеспечения, право на жилище, на охрану
здоровья, благоприятную окружающую среду, образование, свобода творчества
и т.д.
36.АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА. СУЩНОСТЬ, СИСТЕМА, ИСТОЧНИКИ
Административное право — это отрасль российской правовой системы,
представляющей собой совокупность правовых норм, предназначенных для
регулирования общественных отношений в связи и по поводу реализации
исполнительной власти (в процессе осуществления государственно-
управленческой деятельности).
Административное право — это одна из самых объемных по содержанию
отраслей права, т.к. регулирует вопросы организации и деятельности
разветвленного аппарата управления, т.е. всех звеньев системы органов
исполнительной власти и управления всех сфер экономического и социального
развития.
Административное право — отрасль российского права имеющее свой
предмет, метод, систему и источники административного права.
Административное право оказывает влияние на общественные отношения в
сфере государственного управления, придавая им упорядоченный характер. Т.е.
предметом АП являются общественные отношения в сфере государственного
управления, которые складываются: между субъектами исполнительной власти,
между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами местного
самоуправления, между субъектами исполнительной власти и гражданами,
организациями, предприятиями, общественными объединениями, социально-
культурными объединениями.
С учетом федеративного устройства России это могут быть — отношения
между центральными органами федеральной исполнительной власти и
исполнительными органами субъектов федерации (республик, краев, областей),
между органами исполнительной власти различных субъектов федерации, и т.д.
как и любая другая отрасль права АП использует в качестве средств правового
регулирования три юридические возможности: предписание, запрет, дозволение.
Источники АП многообразны. К ним относятся, прежде всего:
1. Конституция РФ от 1993г, определяющая основы формирования и деятельности
органов исполнительной власти, разграничение предметов ведения.
2. Административно-правовые нормы, содержащиеся в законодательных актах.
Наибольшее значение при этом имеют законы РФ (принимаемые Федеральным),
постановления, принимаемые его палатами (Государственной Думой и Советом
Федерации).
3. Нормативные указы президента РФ и положения.
4. Нормативные постановления Правительства РФ.
5. Нормативные акты государственных комитетов и министерств РФ — в
отраслевом и межотраслевом масштабе.
6. Конституции республик, их законодательства, президентские и
правительственные нормативные акты и нормативные акты министерств и
ведомств — на республиканском уровне.
7. Законодательные акты, уставы субъектов федерации, а также издаваемые
органами государственной власти этих образований нормативные правовые
акты — на уровне субъектов РФ.
8. Нормативные акты представительных и исполнительных органов местного
самоуправления — на местном уровне.
9. Административно-правовые нормы в межгосударственных соглашениях.
10. Нормативные акты руководителей корпораций, концернов, объединений,
предприятий и учреждений — они действуют только на уровне этих субъектов
АП.
11. Постановления Конституционного Суда и Верховного суда РФ (разъяснения
по вопросам толкования права) одни авторы относят к источникам правы,
другие считают, что суды призваны применять право, а не творить его.
Многообразие источников АП ставит вопрос его систематизации кодификации. АП
относится к числу самых несистематизированных отраслей. В настоящее время
создан Кодекс об административных правонарушениях, объединивший нормы
материального и процессуального АП. Многие управленческие проблемы
регламентированы в кодификационных актах других отраслей российского права
— в Земельном, Таможенном Кодексах РФ.
37.АДМИНИСТРАТИВНАЯ ВЛАСТЬ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ СЛУЖБА
Административная власть есть специфическое средство, обеспечивающее
следование воли управляемых воле управляющих. С помощью нее происходит
волевое регулирование поведения людей в условиях государственной
организации общественной жизни. Административная власть реализуется через
целенаправленное упорядоченное воздействие субъекта на объект в сфере
общественных отношений в связи и по поводу реализации исполнительной власти
(в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).
Административная власть реализуется на основе административного права,
которое регулирует вопросы организации и деятельности разветвленного
аппарата управления, т.е. всех звеньев системы органов исполнительной
власти и управления всех сфер экономического и социального развития.
Административная власть оказывает влияние на общественные отношения в
сфере государственного управления, придавая им упорядоченный характер. Т.е.
предметом регулирования являются общественные отношения в сфере
государственного управления, которые складываются: между субъектами
исполнительной власти, между субъектами исполнительной власти и
исполнительными органами местного самоуправления, между субъектами
исполнительной власти и гражданами, организациями, предприятиями,
общественными объединениями, социально-культурными объединениями. Действия
административной власти многоплановы, они направлены и на создание
благоприятных экономических, правовых и организационных условий
деятельности коммерческих и некоммерческих организаций,
предпринимательства. Но не предполагают непосредственное вмешательство
государственных органов в производственную или финансовую деятельность,
протекающую в рамках закона. Реализуется административная власть через:
. нормативное регулирование путем установления общих правил (например,
налогового законодательства),
. путем его оперативной корректировки в соответствие с реальными задачами
(например, ставки налогов могут корректироваться путем изменения
законов),
. контроль за исполнением правовых норм, регулирующие отношения в этой
сфере (например, контроль за деятельностью коммерческих банков
осуществляет ЦБ РФ),
. государственную защиту прав и интересов участников общественных отношений
(например, интересы прав потребителей),
. координацию и общее направление их деятельности,
. содействие ее успешному осуществлению,
. определение приоритетов (например, в сфере производства на каком-то этапе
становится приоритетным производство продуктов питания или средств
производства),
. государственные контракты (например, аэрокосмическая промышленность
развивается через государственные контракты),
. регистрацию (все коммерческие и производственные организации, как и
остальные, подлежат регистрации в органах исполнительной власти на уровне
РФ или ее субъектов или органов местного самоуправления),
. лицензирование (для осуществления многих видов деятельности необходимо
иметь лицензию, например на производство или торговлю медикаментами).
Административная власть осуществляется через органы исполнительной
власти, другие органы управления, входящие в разветвленную сеть механизма
осуществления исполнительной власти. Все органы административной власти
действуют на основе административного права.
Административное право, прежде всего, регулирует следующие вопросы:
1. Исполнительной власти — организации, деятельности, задачи, функции,
полномочия, взаимоотношения органов федеральной исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов федерации, исполнительных органов
местного самоуправления, администрации предприятий, учреждений и
организаций.
2. Государственной службы — принципы и прохождение государственной службы,
классификация служащих, права, обязанности, ответственность и поощрение
служащих.
3. Правовых актов управления — классификация актов исполнительной власти,
подзаконный характер актов управления, процесс подготовки и принятия
актов.
4. Управленческих договоров — особенности договоров в сфере управления,
виды договоров, субъекты договорных отношений, предмет договора,
ответственность сторон.
5. Обеспечения законности в управлении — гарантии законности, порядок
приостановления и отмены актов управления, судебный контроль в сфере
управления.
6. Административной ответственности — признаки административных
правонарушений, их виды, виды и меры ответственности, процедуры
применения этих мер.
7. Методов управления — виды методов управления (убеждение, организация,
регистрация и разрешения, регулирование, пресечение, контроль, надзор,
принуждение).
8. Административного процесса — нормы, регламенты и процедуры
административного процесса.
9. Государственного управления в сфере экономики — предметы ведения и
полномочия РФ и ее субъектов в этой сфере, их взаимоотношения, проблемы
управления федеральной собственностью, регистрация и определение статусов
предприятий и других субъектов экономической сферы.
10. Государственного управления в социально-культурной сфере —
разграничение полномочий и предметов ведения РФ и ее субъектов, система
органов исполнительной власти в социально-культурной сфере, их
полномочия, виды управления, государственная поддержка, стимулирование,
отраслевое законодательство.
11. Государственного управления в политической сфере — полномочия РФ и ее
субъектов в политической сфере, компетенция федеральных органов
исполнительной власти в области международных отношений, обороны, охраны
границы; компетенция органов субъектов федерации в области охраны
правопорядка, статус специальных структур и должностных лиц, отраслевое
законодательство.
Административная служба (принципы и прохождение государственной службы,
классификация служащих, права, обязанности, ответственность и поощрение
служащих) регламентируется административным правом и другими отраслями
права. Она налагает определенные обязанности, например, запрет для
некоторых категорий на совмещение государственной службы с коммерческой
деятельности. Некоторые виды административной службы гарантируют
определенные уровень материального обеспечения со стороны государства
(например, для членов Правительства РФ). Но вся деятельность
административных служащих должна проходить в рамках законов (как законами,
так и подзаконными актами) и контролируется со стороны государства,
находится под административным надзором (в том числе и прокурорским).
38.АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАН
Административная ответственность — вид юридической ответственности,
которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным
лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.
Все правонарушения по степени общественной опасности подразделяются на
два вида — проступок и преступление:
. Проступки – это такие правонарушения, которые характеризуются меньшей
степенью общественной опасности по сравнению с преступлениями. К ним
относятся дисциплинарные, административные и гражданские правонарушения.
Разграничение проступков: а) дисциплинарные проступки—правонарушения,
которые совершаются в сфере служебных отношений (например, нарушение
распорядка рабочего дня); б) административные проступки – правонарушения,
посягающие на установленный законом общественный порядок, на отношения в
сфере исполнительной и распорядительной деятельности органов государства;
в) гражданский проступок – правонарушения, совершаемые в сфере
имущественных и неимущественных отношений, которые составляют духовную
ценность.
. Преступление отличается от проступка повышенной степенью общественной
опасности, и причиняют более тяжелый вред личности, государству,
обществу.
Административная ответственность обладает общими признаками юридической
ответственности и специфическими. Т.е. административная, как и юридическая
ответственность означает применение к правонарушителю санкций правовых
норм, указанных в них определенных мер ответственности. Основанием для
административной ответственности является административное правонарушение.
Если поведение субъекта не попадает под определение правонарушения, то не
может быть и административной ответственности.
Основные черты административной ответственности:
. административная ответственность устанавливается как законами, так и
подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях.
Следовательно, она имеет свою нормативно-правовую основу. Нормы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|