Правовое государство
Правовое государство
[pic]
Содержание
стр:
1. Возникновение и развитие идеи правового государства
3
2. Экономическая, социальная и нравственная основы правового
государства.
5
3. Понятие и признаки правового государства.
6
4. Принцип организации деятельности правового государства.
11
5. Система разделения властей в правовом государстве.
12
6. Верховенство закона.
15
7. Взаимная ответственность личности и государства.
20
8. Практика становления правового государства в России.
21
Список используемой литературы
23
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ
ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.
Правовое государство - это такая форма организации и деятельности
государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и
их различными объединениями на основе норм права.
Представления о государстве как организации, осуществляющей свою
деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах
развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства
связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной
жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий,
Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и
государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное
функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее
разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при
которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.
Государственная власть, признающая право и, одновременно,
ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой
государственностью. “Там, где отсутствует власть закона,- писал Аристотель,-
нет места и (какой-либо) форме государственного строя”. Цицерон говорил о
государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем
правопорядке”. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и
Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних
прогрессивных учений о правовом государстве.
Рост производительных сил, изменение социальных и политических
отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают
новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных
дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации
государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица
или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом,
обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.
Наиболее известные идеи правовой государственности изложили
прогрессивные мыслители того времени Н. Маккиавелли и Ж. Боден. В своей
теории Маккиавелли на основе опыта существования государств прошлого и
настоящего объяснял принципы политики, осмыслял движущие политические силы.
Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом
и обеспечении безопасности для каждого. Боден определяет государство как
правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача
государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.
В период буржуазных революций в разработке концепции право-
вой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Б.
Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие.
Надо отметить, что среди русских философов идеи правового государства
тоже нашла отражение. Они излагались в трудах П. И. Пестеля, Н. Г.
Чернышевского, Г. Ф. Шершеневича.
Так, Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные
параметры правового государства: 1) для устранения произвола необходимо
установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы
каждого и ограничивают одни интересы от других, в том числе и
государственной организации,- отсюда идея господства права в управлении; 2)
если личная инициатива требует простора, то государству достаточно
ограничиться охраной субъективных прав; 3) чтобы новый порядок не нарушался
самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних,
отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив
самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в законодательстве
выборные общественные элементы.
В послеоктябрьский период в нашей стране в силу объективных и
субъективных факторов идеи правового государства вначале были поглощены
требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из
реальной жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении реальной власти в
руках партийно- государственного аппарата, отрыв этой власти от народа
привели к полному отрицанию в теории и на практике правовой организации
общественной жизни на началах справедливости и в конечном счете к
установлению тоталитарной государственности.
Советская государственность в период тоталитаризма не воспринимала
идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально
противоположной классовой концепции государства.
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ И НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.
Экономической основой правового государства являются производственные
отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах
собственности (государственной, коллективной, арендной, частной,
кооперативной, частной и других) как равноправных и в одинаковой мере
защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит
непосредственно производителям и потребителям материальных благ;
индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего
личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при
наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически
обеспечивают господство права, равенства участников производственных
отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.
Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся
гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей
общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится
человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных
связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином
своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений,
личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к
правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной
деятельности государства. Прочная социальная основа государства
предопределяет стабильность его правовых устоев.
Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие
принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности.
Конкретно это выражается в демократических методах государственного
управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод
личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства,
терпимости к различным религиозным мировоззрениям.
Правовое государство - это суверенное государство, которое
концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих
страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность
власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений,
основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан.
Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права,
ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие. государство применяет
силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его
суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного
человека, если его поведение угрожает свободе других людей.
3. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО
ГОСУДАРСТВА.
Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о
совместимости государства с правом. Правовое государство - это продукт
нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового
государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового
государства уходит своими корнями в античное общество. В основе современных
концепций правового государства лежат идеи немецкого философа
Канта (1724 - 1804 гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье
(1689 - 1755 гг.) и других европейских просветителей XVIII и ХIХ вв. таких,
как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж.Руссо. Эти ученые
полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи
абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно прийти
правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности,
обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности
и государственной власти в условиях правового государства принципиально
иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства
характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и
законом.
Концепция правового государства у И.Канта сводятся к следующим
тезисам: источником нравственных и правовых законов выступает практический
разум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью,
если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в
целом; в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями
категорического императива, который сводится к следующему: "поступай так,
чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого
другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к
средству" и "поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать
всеобщим законом"; правом,
основанным на нравственном законе, должны быть определены границы
поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не
противоречило свободе других; право призвано обеспечить внешне
благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; госудаство - это
соединение множества людей, подчиненных правовым законам. Или
"государство в идее, такое, каким оно должно быть" обязано
сообразовываться "с чистыми принципами права"; государство призвано
гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета.
Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что
формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух
законов и содержание законодательства; основываются на том, что принцип
демократии - это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что
к "правильной" форме государства относится демократия, при которой
верховная власть принадлежит всей массе народа и основные законы здесь
определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля
народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедует любовь
к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство
и умеренность состояний, охрану семейного достояния. Теоретическая
конструкция правового государства, сложившаяся в политико-правовой
доктрине ХVIII-ХХ вв., включает разделение властей на законодательную,
исполнительную и судебную, верховенство правового закона, взаимную
ответственность личности и государства, доминирование общедозволительного
типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом
"дозволено все, что не запрещено законом", установление реальных гарантий
прав и свобод личности.
Многие ключевые понятия прошлого повторяются на новом витке
исторического развития. Еще несколько лет назад словосочетание "правовое
государство" привычно ассоциировалось с теми разделами университетского
курса, где критиковались различные модификации западных доктрин с
аналогичным названием и провозглашалось "социалистическое правовое
государство". Вызывает сомнение научная осмысленность самого сочетания
"социалистическое правовое государство". Прилагательное "социалистический"
указывает на господствующую форму собственности и на определенную
идеологию. Между тем, идея правового государства неотделима от
мировоззрения, исключающего эту идеологию. Более того, идея правового
государства уже подразумевает антисоциалистичность, т.е. частную
собственность в качестве первичной и исходной. В нашем государстве
делается попытка не только возродить идею правового госудуарства, но и
претворить ее в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим, сложным и
противоречивым.
Для того, чтобы понять глубинную суть правового государства,
недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних
характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие
конституции), определенной системой принципов, институтов и норм. Суть
правового государства не в законопослушании, равно как и не в обилии
законодательных актов, и то и другое есть признаки не правового, а
полицейского государства. Суть государства правового - именно в характере
законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на
обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие
законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть
основное условие блеска его.
В наиболее развитом буржуазно-демократическом виде концепция
правового государства является социальной ценностью всего человечества,
удачным сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе
правового государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не
командно-казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних
стимулов к труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое
гражданское общество. Гражданское общество - система экономических,
духовных, культурных, нравственных, религиозных и других отношений
индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы,
корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и
интересов. Оно строится на принципе самоуправляемости, защищено
традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства
государства. Государство - лишь форма гражданского общества. В
антиправовом (тоталитарном, моновластном) государстве личность, общество и
народ противопоставлены государству как политическому аппарату власти,
отчуждены от него. Там нет граждан, есть подданые. Гражданское общество
предполагает наличие многочисленных независимых союзов, институтов и
организаций, которые служат барьером против монополизма и посягательств
государственных органов. Понятие гражданского общества подразумевает не
только "гражданственность", известную степень политической свободы, но и
"буржуазность", т.е. экономическую независимость человека, возможность
получить доход не из рук государства.
Развертывание всего комплекса институтов государства в демократическом
обществе устраняет доминирование политической власти, устраняет или
резко ограничивает проявления ее отрицательных сторон. Среди обширного
комплекса институтов, характерных для развитого государства в условиях
демократии, необходимо указать, в частности, на такие: мандат народа на
осуществление власти, прежде всего путем формирования представительных
органов, выполняющих законодательные и контрольные функции; наличие
муниципального самоуправления; подчиненность всех подразделений власти
закону; независимое и сильное правосудие; наличие государственной власти
в отдельных блоках, включая исполнительную власть.
В основе правовой экономики лежит принцип "от каждого по
способностям - каждому по труду. Это социально-правовой масштаб меры
регулирования труда и потребления. Чтобы восстановить правовые принципы в
экономике, следует возродить ряд свобод: 1) открыть простор всем видам
собственности; 2) заменить административные приказы договорами,
основанными на равенстве сторон, 3) сделать главенствующим принцип
"разрешено все, что не запрещено", 4) обеспечить эквивалентный характер
обмена, 5) утвердить равноправие и добросовестность в выборе партнера,
6) не ограничивать инициативу и предприимчивость. Правовая экономика и
гражданское общество - переход от распределительного общества к рыночному -
это глубинные, сущностные предпосылки формирования правового государства.
Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности
гражданского общества и правовой экономики, назначение которого -
обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому
обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом
соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за
правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо
духовным фундаментом его является признание прав человека.
Правовое государство - это демократическое государство, где
Страницы: 1, 2, 3
|