Правовое государство
Правовое государство
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
СТУДЕНТКИ 1 КУРСА
ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Тема : ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО.
МОСКВА 1998
ПЛАН.
1. Понятие и признаки правового государства.
2. Система разделения властей в правовом государстве.
3. Верховенство закона.
4. Права и свободы человека в системе ценностей.
5. Взаимная ответственность личности и государства.
6. Социальная и юридическая защищенность личности.
7. Практика становления правового государства в России.
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.
Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о
совместимости государства с правом. Правовое государство - это продукт
нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового
государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового
государства уходит своими корнями в античное общество. В основе современных
концепций правового государства лежат идеи немецкого философа
Канта (1724-1804гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689-
1755гг.) и других европейских просветителей ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго
Гроций, Спиноза, Дж.Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж.Руссо. Эти ученые полагали, что
на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма
(которое Кант называл государством произвола), должно прийти правовое
государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей
неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и
государственной власти в условиях правового государства принципиально иные,
нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства
характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и
законом.
Концепция правового государства у И.Канта сводятся к следующим
тезисам: источником нравственных и правовых законов выступает практический
разум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью,
если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в
целом; в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями
категорического императива, который сводится к следующему: "поступай так,
чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого
другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к
средству" и "поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать
всеобщим законом"; правом, основанным на нравственном законе, должны быть
определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное
волеизъявление одного лица не противоречило свободе других; право
призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения
между людьми; государство - это соединение множества людей, подчиненных
правовым законам. Или "государство в идее, такое, каким оно должно быть"
обязано сообразовываться "с чистыми принципами права"; государство
призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета.
Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что
формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух
законов и содержание законодательства; основываются на том, что принцип
демократии - это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что
к "правильной" форме государства относится демократия, при которой
верховная власть принадлежит всей массе народа и основные законы здесь
определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля
народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедует любовь
к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство
и умеренность состояний, охрану семейного достояния. Теоретическая
конструкция правового государства, сложившаяся в политико-правовой
доктрине ХVШ-ХХ вв., включает разделение властей на законодательную,
исполнительную и судебную, верховенство правового закона, взаимную
ответственность личности и государства, доминирование общедозволительного
типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом
"дозволено все, что не запрещено законом", установление реальных гарантий
прав и свобод личности.
Многие ключевые понятия прошлого повторяются на новом витке
исторического развития. Еще несколько лет назад словосочетание "правовое
государство" привычно ассоциировалось с теми разделами университетского
курса, где критиковались различные модификации западных доктрин с
аналогичным названием и провозглашалось "социалистическое правовое
государство". Вызывает сомнение научная осмысленность самого сочетания
"социалистическое правовое государство". Прилагательное "социалистический"
указывает на господствующую форму собственности и на определенную
идеологию. Между тем, идея правового государства неотделима
отмировоззрения, исключающего эту идеологию. Более того, идея правового
государства уже подразумевает антисоциалистичность, т.е. частную
собственность в качестве первичной и исходной. В нашем государстве
делается попытка не только возродить идею правового госудуарства, но и
претворить ее в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим, сложным и
противоречивым.
Для того, чтобы понять глубинную суть правового государства,
недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних
характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие
конституции), определенной системой принципов, институтов и норм. Суть
правового государства не в законопослушании, равно как и не в обилии
законодательных актов, и то и другое есть признаки не правового, а
полицейского государства. Суть государства правового - именно в характере
законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на
обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие
законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть
основное условие блеска его.
В наиболее развитом буржуазно-демократическом виде концепция
правового государства является социальной ценностью всего человечества,
удачным сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе
правового государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не
командно-казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних
стимулов к труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое
гражданское общество. Гражданское общество - система экономических,
духовных, культурных, нравственных, религиозных и других отношений
индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы,
корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и
интересов. Оно строится на принципе самоуправляемости, защищено
традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства
государства. Государство - лишь форма гражданского общества. В
антиправовом (тоталитарном, моновластном) государстве личность, общество и
народ противопоставлены государству как политическому аппарату власти,
отчуждены от него. Там нет граждан, есть подданые. Гражданское общество
предполагает наличие многочисленных независимых союзов, институтов и
организаций, которые служат барьером против монополизма и посягательств
государственных органов. Понятие гражданского общества подразумевает не
только "гражданственность", известную степень политической свободы, но и
"буржуазность", т.е. экономическую независимость человека, возможность
получить доход не из рук государства.
Развертывание всего комплекса институтов государства в демократическом
обществе устраняет доминирование политической власти, устраняет или
резко ограничивает проявления ее отрицательных сторон. Среди обширного
комплекса институтов, характерных для развитого государства в условиях
демократии, необходимо указать, в частности, на такие: мандат народа на
осуществление власти, прежде всего путем формирования представительных
органов, выполняющих законодательные и контрольные функции; наличие
муниципального самоуправления; подчиненность всех подразделений власти
закону; независимое и сильное правосудие; наличие государственной власти
в отдельных блоках, включая исполнительную власть.
В основе правовой экономики лежит принцип "от каждого по
способностям - каждому по труду. Это социально-правовой масштаб меры
регулирования труда и потребления. Чтобы восстановить правовые принципы в
экономике, следует возродить ряд свобод:
1) открыть простор всем видам собственности;
2) заменить административные приказы договорами, основанными на
равенстве сторон,
3) сделать главенствующим принцип "разрешено все, что не запрещено",
4) обеспечить эквивалентный характер обмена,
5) утвердить равноправие и добросовестность в выборе партнера,
6) не ограничивать инициативу и предприимчивость. Правовая
экономика и гражданское общество - переход от распределительного общества к
рыночному - это глубинные, сущностные предпосылки формирования правового
государства.
Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности
гражданского общества и правовой экономики, назначение которого -
обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому
обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом
соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за
правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо
духовным фундаментом его является признание прав человека.
Правовое государство - это демократическое государство, где
обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех
перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и
свободы человека и где в основу организации государственной власти положен
принцип разделений законодательной, исполнительной и судебной властей.
Современное правовое государство - это демократическое государство, в
котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении
власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий
уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В
правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать
и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение,
в частности в формировании и функционировании политических партий,
общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и
т.п. Признаки правового государства:
1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.
2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе
разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
3. Взаимная ответственность личности и государства.
4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная
защищенность.
5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном
функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих
в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений,
взглядов.
6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.
К числу дополнительных факторов и условий становления правового
государства, видимо, можно отнести следующие: преодоление правового
нигилизма в массовом сознании; выработка высокой политико-правовой
грамотности; появление действенной способности противостоять произволу;
разграничение партийных и государственных функций; установление
парламентской системы управления государством; торжество политико-
правового плюрализма; выработка нового правового мышления и правовых
традиций, в том числе:
а) преодоление узконормативного восприятия правовой действительности,
трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества;
б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося
законодательства;
в) преодоление декоративности и декларированности юридических
норм;
г) выход юридической науки из самоизоляции и использование
общечеловеческого опыта. Суверенная правовая власть должна быть
противопоставлена любым проявлениям огосударствления. Отторжение правовой
государственности возможно по двум каналам: государственно-властному и
законодательному. К политическим рычагам могут рваться различные
перерожденческие антиправовые структуры, своего рода политические аномалии
(авторитарная тирания, бюрократическая олигархия - реакционно
еставраторские силы, а также воинствующая охлократия, антигуманная
технократия - демагогически-популистские силы).
Правовое государство - путь к возрождению естественно-исторических
прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством,
общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие "правовое
государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же,
как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические
свободы, либерализм и другие. Суть идеи правового государства - в
господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной
правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и
функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации
политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный
доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям. В чем
же заключается отличие правового государства от государства как
такового? Государство как таковое характеризуется его всевластием,
несвязанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью
гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и
должностных лиц. В отличие от него правовое государство связано правом,
исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах,
установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед
гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан.
Вместе с тем правовое государство как и всякое государство обладает общими
чертами, которые сводятся к следующему:
1. Ему присуща государственная власть как средство проведения
внутренней и внешней политики.
2. Оно представляет собой политическую организацию общества,
основанную на соответствующем социально-экономическо базисе общества.
3. Располагает специальным государственным механизмом.
4. Обладает определенной административно-территориальной организацией
на своей территории.
5. Существует благодаря налогам и другим сборам.
6. Обладает государственным суверенитетом.
Особенности механизма правового государства заключаются в следующем.
Все его структурные части и элементы функционируют на основе принципа
разделения властей, строго в соответствии со своим целевым назначением.
Наделенные властными полномочиямми, структурные части и элементы правового
государства в своей специфической форме деятельности реализуют волю
общества. Структурные части и элементы правового государства всю свою
деятельность строго сообразовывают с действующим законодательством.
Должностные лица несут персональную ответственность за посягательство на
права и свободы граждан, гарантированные конституцией и другими
нормативно-правовыми актами. Права и свободы граждан обеспечиваются
органами правового государства. Механизм правового государства является
способом его существования. Функции правового государства реализуются с
помощью его механизма.
Таким образом в правовом государстве его механизм свободен от
бюрократизма и административно-командных методов управления. Его
демократический характер обусловлен ответственностью перед обществом на
службе которого он находится. Правовое государство есть концентрированное
выражение гражданского общества. В силу этого его этапы развития в
целом и общем совпадают с этапами развития гражданского общества. Вместе с
тем, поскольку всякое государство обладает известной самостоятельностью по
отношению к обществу, то этапам развития правового государства присущи
определенные особенности, отражающие его политический характер. Первый этап
развития правового гражданского общества - это становление рыночной
экономики, предпринимательства, гласности, свободы средств массовой
информации, социальной защищенности граждан; второй этап - утверждение
рыночной экономики различных форм предпринимательства, обеспечение
социальной защищенности граждан, наличие гласности, свободной деятельности
средств массовой информации.
Таким образом, рассмотрев понятие правового государства и его
основные признаки, необходимо непосредственно перейти к осуществлению
Страницы: 1, 2, 3
|