Правовое государство в России
Правовое государство в России
Содержание
Введение 2
Глава I - Идеи правового государства в России 4
Глава II. Взаимосвязь государства и права как фактор становления и
саморазвития правового государства. 13
Глава III. Угроза правовому государству и конституционным основам
демократии в России 20
Заключение 25
Библиографический список 26
Введение
Сложилось так, что вопросы, связанные с правовым государством, всегда
вызывают глубокий интерес. Они актуальны в современных условиях, на них
замыкаются непростые отношения, которые лежат в самом явлении государства -
в его расколе на большие основные части, противоречий, развиваемых каждой
из них, в огромных возможностях каждой из этих частей оказывать постоянное
воздействие не только друг на друга, но и на властные структуры. Ситуация
длительных и сложных преобразований несомненно вызывает интерес. По
существу, создание любой общетеоретической концепции изучения правового
государства не может обойтись без предварительного сравнительного изучения
сопоставления и анализа имеющегося опыта. С практической точки зрения
изучение явления правового государства может показать путь, формы, методы,
которые целесообразно использовать в сложившейся ситуации при создании
правового государства в России.
Существуя в рамках огромного исторического времени, правовое
государство не было, конечно, застывшим. Оно изменялось и развивалось,
отражая процессы, происходившие в этих социальных структурах. Этот подход,
в частности, предполагает глубокое переосмысление наших принципиальных
позиций по отношению к правовому государству, его влияния в сфере прав и
свобод человека. В течение длительного времени данная область деятельности
была ареной ожесточенной и бесплодной политической и идеологической
конфронтации. В ходе противоборства часто забывались сами цели -
благородные и высокие цели правового государства.
Тема работы, в частности, касается фундаментальных, основополагающих
представлений о государстве и праве, законности и конституции,
правотворчестве и правоприменении, правомерном поведении и о жизни общества
в политической системе. Тут были рассмотрены вопросы, касающиеся функций,
выполняемых правовым государством в жизни общества и его реальной ролью по
отношению к государству. В этом контексте необходимо определить, меняются
ли функции и роль правового государства применительно к разным типам
общества или остаются неизменными.
Следует также отметить что государство и право не только зависимы друг
от друга, но в то же время и сохраняют определенную самостоятельность.
Означает ли это, что такая взаимосвязь и взаимозависимость относится лишь к
определенному типу государства и не имеет общего фундаментального
характера? Нет, не означает. Независимо от типа, формы или просто
преходящих обстоятельства по отношению к государству и обществу право
всегда выступает прежде всего как регулятор. Отчасти оно регулирует в
обществе экономические, политические и иные отношения.
В этом заключается одна из его функций и назначений. Устанавливая
конкретные право и обязанности сторон (граждан, должностных лиц), право
вносит определенный порядок в общество и государство, создает юридические
предпосылки для его активности и эффективности. Это своеобразная форма
контроля, которые весьма разносторонни - от изучения лиц уполномоченных
государством до рассмотрении дел о нарушении прав.
Но плачевным является и тот факт, что на практике общество знакомо с
ролью и функциями права лишь понаслышке, по этому, возвращаясь к
вышесказанному, хотелось отметить, что право по отношению к любому
обществу, к различным сторонам его жизни, а так же к государствам,
выполняет разнообразные роли.
Кроме того, цель данной работы - изучить лишь одну из составляющих,
коим является правовое государство - это его становление и развитие в
России. Современная Российская действительность, со всей присущей ей
консервативностью и довольно постоянной по своему характеру, указывает на
необходимость скорейшего радикального пересмотра ряда ранее сложившихся
подходов к рассмотрению правового государства и проблем, связанных с ним.
Это с одной стороны. А с другой - безотлагательного исследования новых
явлений и процессов, появляющихся в общественной жизни за последние годы.
Степень изученности данной проблемы весьма низка. Так автору пришлось
столкнуться с нехваткой материала. Данный вопрос очень скудно свешен как у
отечественных, так и у зарубежных ученых. Например, безотлагательного
рассмотрения требуют проблемы легитимности государственной власти и ее
преемственности и ряд других вопросов. В основном необходимая информация
была почерпнута из правовой периодики.
Тем не менее, нельзя не отметить работу: Соколов А.Н. Правовое
государство. Идея, теория, практика. Курск, 1994, в которой освещены многие
из поставленных вопросов, отличающуюся как значительным количеством
практического материала, так и высокой убедительностью теоретического
анализа.
Глава I - Идеи правового государства в России
За последние годы проблемы правового государства выдвинулись на первый
план теоретических разработок в отечественной юридической науке. Как
известно, советская правовая доктрина долгое время отвергала идею правового
государства, считая ее выражением немарксистских взглядов. Ситуация
коренным образом изменилась в период перестройки. Многие юристы обратились
тогда к теоретическому осмыслению вопроса и построению модели правового
государства применительно к условиям России. В связи с этим заметно возрос
интерес к проблемам формирования и развития концепции правового государства
в истории политической мысли, их состояния в западной политологии.
Следует сказать, что с конца XIX в. популярность идей правового
государства значительно возросла. Тому способствовало несколько
взаимосвязанных между собой причин. Утверждение отношений, свойственных
зрелому капитализму, сопровождалось углублением общих противоречий и резкой
поляризацией социально-политических позиций, особенно по поводу того,
какими путями и способами эти противоречия могут быть разрешены. Первая
половина XX в. прошла под знаком явного преобладания конфронтационной
идеологии. В 30-е годы подавляющая часть Европы была окрашена в коричневые
тона фашистских диктатур, а в нашей стране установился не менее одиозный
сталинский режим. Как реакция на эти процессы в общественном сознании
возрос интерес к проблемам прав человека, демократии и гуманизма. Идеи
правового государства наполняются общедемократическим содержанием,
направленным против авторитаризма и тоталитаризма. В нашей стране и других
странах бывшего социального лагеря борьба с авторитаризмом затянулась на
более длительные сроки. Первыми за утверждение общепризнанных прав человека
здесь выступили различные группы правозащитников; к настоящему времени эти
идеи нашли отражение в программных документах многих политических партий и
законодательных актах.
Рассматривая современное состояние идей правового государства, следует
избегать преувеличения их роли и степени распространения. В настоящее время
правовое государство выступает идеалом, своего рода лозунгом,
конституционным принципом и не получает своего полного воплощения в какой-
либо стране. Реальная политическая практика государств, провозгласивших
себя правовыми, нередко расходится с нормами конституции.
Существовали государства, в которых каждый шаг граждан, каждое их
действие попадало или могло попасть под надзор чиновников. Наше советское
государство, особенно в сталинский период, было именно таким. Там гражданин
должен был, если велено, требовать смерти ни в чем не повинных людей,
вступать в различные общества, отдавать часть зарплаты взаймы, и так далее.
И уж ни в коем случае открыто не осуждать действие власти, партии. Известно
немало примеров, когда подобную полицейскую роль государства с успехом
заменяла церковь, либо феодал. Словом, человек как личность до конца XVII -
XVIII веков, почти нигде, за отдельными исключениями, не обладал свободой,
защищенной законом, а произвол властей или других сил был огромен.
В XVIII-XIX веках постепенно формировалось то, что называется
гражданским обществом, в некоторых странах Европы и США. В настоящий момент
суть этого понятия можно описать так: Государство не регулирует всю жизнь
общества с помощью приказов чиновников, а только строго обусловленную
законом сферу.
Соотношение между правовым обществом и государством во многом
напоминает связь последнего с экономикой. И это не случайно. Ведь среди
прочих, право беспрепятственно заниматься хозяйственной деятельностью,
заключать любые не запрещенные сделки. В гражданском обществе, власть несет
ответственность перед избирателями и налогоплательщиками, которые имеют
возможность влиять на нее через средства массовой информации, организации,
путем различных акций. В этом обществе огромную роль играют самодеятельные
объединения граждан. Например, организации потребителей не надеются только
на государственных чиновников. Следовательно, чем больше проблем могут
разрешить сами граждане, их коллективы, организации и тому подобное - тем
меньше забот у государства. И неслучайно в подобном обществе колоссальную
роль играет суд. Это, конечно, государственная организация. Именно через
суд граждане и организации разрешают многочисленные споры между собой и
даже оспаривают действия должностных лиц. В прежние времена в СССР люди
заваливали миллионами жалоб ЦК КПСС и другие властные органы, поскольку
очень много вопросов решалось только злой или доброй волей чиновников. В
правовом государстве с гражданским обществом это немыслимо. В России уже
немало сделано для перехода от государства, необъятного в своих полномочиях
и обязанностях, тоталитарного к гражданскому обществу (свобода выезда и
въезда, слова и мнения). Но с другой стороны, люди и организации все еще
ждут, что их проблемы за них решит власть.
Практика формирования правовой государственности всюду имеет свои
особенности. Можно, однако, выделить и общие черты, определяемые тем, что
граждане стран, в которых достигнуты успехи в строительстве правового
общества, стремились к свободе, подлинному праву, обеспечению своих прав и
свобод, приоритету права над государством.
Формирование правового государства в той или иной мере сопряжено с
наличием необходимых для этого условий. Среди них важное значение имеет
достаточно высокий уровень развития экономики, культуры, нравственности,
духовного потенциала общества.
Правовое государство - политическое оформление гражданского общества,
сферы общественной жизни, где действуют развитые демократические институты,
имеют место самоуправление, инициатива и активность граждан и их
организаций. Эта сфера ограждена законами от произвольной регламентации ее
со стороны властных органов. В таком государстве соблюдаются права и
свободы человека и общества; право приоритетно по отношению к государству;
признается и соблюдается независимость суда как защитника гражданина в его
отношениях с государством. Население характеризуется определенной
способностью к саморегулированию, готовностью подчиняться общим правилам и
интересам [2, с.10]. Гражданское общество представляет собой общество
равноправных людей, свободно проявляющих свою индивидуальность и творческую
инициативу [3, с.34].
В правовом государстве реализуется принцип разделения властей.
Советская юридическая наука исходила из марксистского тезиса о механизме
государственной власти как "работающей корпорации" - и
законодательствующей, и исполняющей законы одновременно. Власть
рассматривалась в плане разделения труда по ее осуществлению,
характеризовалась в структурно-функциональном "ключе". Отрицалась сама
целесообразность исследования законодательной, исполнительной и судебной
властей по отдельности.
Правовая государственность невозможна без разделения властей, ибо
именно эта, изобретенная цивилизованным человечеством, система сдержек и
противовесов позволяет обществу защищать себя от попыток узурпации власти,
от злоупотреблений.
В Конституции Российской Федерации (ст.10) закреплен принцип, согласно
которому государственная власть осуществляется на основе разделения на
законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из этих ветвей
представлена соответствующими органами, действующими самостоятельно.
Законодательная осуществляется Федеральным Собранием, другими
аналогичными государственными органами. Они избираются непосредственно
народом и иным путем формироваться не могут. Решения законодательной власти
обязательны к исполнению соответствующими субъектами права.
Большой объем работы в сфере управления государственными делами
возложен на исполнительные органы. Они должны действовать строго в пределах
компетенции, определяемой Конституцией и другими законами, в целях
организации исполнения актов законодательной власти и других нормативных
правовых актов.
О последовательном проведении в жизнь принципа разделения властей
можно говорить лишь в том случае, если наряду с законодательной и
исполнительной достаточно активно себя проявляет и пользуется
независимостью судебная власть.
Конституция Российской Федерации признает самостоятельность и право
органов судебной власти действовать независимо от других. В систему ее
федеральных органов включаются: Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший
Арбитражный Суд, иные федеральные суды. Судебные органы и судьи действуют
на основе закона.
По мере продвижения России по пути демократических реформ и
преобразований принцип разделения властей в стране все более наполняется
реальным содержанием. Так, в становлении судебной власти большую роль
предстоит сыграть Закону о судебной системе Российской Федерации [4].
Пробивает себе дорогу в отечественной юридической науке и практике
отвечающий реалиям правовой государственности подход к характеристике права
как системы, воплощающей в себе общепринятые принципы и демократические
ценности [5 с.89]. Это - взгляд, пришедший на смену господствовавшей в
советской юридической науке концепции права как нормативно-классового
явления. Все более осознается необходимость разграничения права и закона.
В России пройдены важные шаги по пути ее превращения в правовое
государство. Существующая, хотя и не совершенная, концепция ведет к
разделению властей, возможности обжаловать неправомерные действия,
декларированные фундаментальные права. Но все же основы конституционного
строя России дают возможность полагать, что упоминание о "пройденных шагах"
не голословно. Так следует рассмотреть главу I конституции, в которой
излагаются основы конституционного строя России (6 статей). Наиболее
значимые, собственно основополагающие положения из этих статей следующие:
1. Россия есть демократическое федеративное правовое государство с
республиканской формой правления (статья 1).
2. Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью (статья 2).
3. Единственным источником власти в Российской Федерации является ее
многонациональный народ (статья 3).
4. Государственная власть в России разделяется на законодательную,
исполнительную, и судебную, органы, которых самостоятельны (статья
10).
5. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют: президент
РФ, федеральное собрание (совет федерации и государственная дума),
правительство РФ, суды РФ (статья 11).
6. Конституция РФ имеет высшую силу, прямое действие и применяется на
всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в
Российской федерации, не должны противоречить конституции РФ (статья
15).
Но для того, чтобы государство стало правовым, мало только законов.
Для этого требуется так же: действенное их применение, чтобы не возникало
ситуации, когда законы пишут не для всех, когда можно уйти от наказания.
Нужны реформы суда и особенно системы исполнения судебных решений, без чего
все превращается в пустой звук.
Сегодня судебная система в Российской Федерации - единая система всех
судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, имеющие
общие задачи, организованных и действующих на единых демократических
принципах. Судебная система установленная конституцией Российской
Федерацией (глава 7) и федеральным конституционным законом. Создание
чрезвычайных судов не допускается (статья 118 Конституции РФ).
В судебную систему входят:
1. Конституционных суд Российской Федерации;
2. Суды общей компетенции, осуществляющие судопроизводство по уголовным,
гражданским, административным и иным делам, относящимся к их
подсудности, во главе системы которых стоят Верховный суд Российской
Федерации;
3. Арбитражные суды, осуществляющие разрешение экономических споров и
иных подсудных дел.
В целом судебная система строится в соответствии с национально-
государственным устройством и административно-территориальным делением
Страницы: 1, 2
|