Правовой статус Королевства Польского в составе Российской Империи
Число безземельных после реформы 1864 года уменьшилось с 1 340 тысяч
до 200 тысяч. Увеличилось число мелких хозяйств: 22% от их общего
количества составили хозяйства, имевшие до 1,7 га; 38% земель находилось во
владении зажиточных крестьян, имеющих свыше 8,4 га на хозяйство, но число
их вскоре стало уменьшаться, так как в Королевстве не был введен принцип
неделимости хозяйств между наследниками (как в Пруссии). Однако прослойка
среднеобеспеченных крестьян в Королевстве Польском была довольно большой, и
она задавала тон на селе.
«Аграрная эволюция XIX столетия,— пишет современный польский историк
Лепковский,— не привела к образованию цельной и последовательной модели
сельского хозяйства. В 70-х годах XIX столетия мы имеем дело в Польше с
полусовременным землевладельцем и полусовременным крестьянином» (Т.
Lepkowski, Polska — narodziny nowoczesnego narodu, 1764—1870, W. 1967,
S./58).
Глава VI
Польские земли на рубеже XIX и XX веков.
Деление и административное устройство польских земель.
Польское Королевство. В 1866 году состоялась реформа административного
деления Королевства. Были созданы 10 губерний и 85 уездов. Они составили
Варшавское генерал-губернаторство. Польское Королевство стали называть
Привислинским краем, чем подчеркивалась его инкорпорация с Империей. Это
деление с небольшими изменениями сохранилось до 1912 года, когда из части
Седлецкой губернии, которая была упразднена, и Люблинской создали новую
Хелмскую губернию, состоящую из восьми уездов. Она была исключена из
состава Варшавского генерал-губернаторства и подчинена непосредственно
Петербургу. Это вызвало протесты среди поляков.
Административное деление. Во главе Королевства Польского стоял
наместник, затем с 1874 года — генерал-губернатор по образцу управления
страной, существующему в Империи.
Положение генерал-губернаторов и наместников, а также надпрезидентов
провинций было самым высоким в административной иерархии страны
(провинции). Каждый из занимающих эти посты представлял императора и
правительство на своей территории. Это были влиятельные лица равно как в
силу занимаемого ими положения, так и в меру располагаемой ими власти. В
Королевстве позиция наместника и генерал-губернатора была наиболее сильной,
потому что он одновременно являлся командующим русскими войсками,
дислоцирующимися в стране. В его силах было осуществить далеко идущие
полицейские и судебные репрессии через посредство военных и военно-полевых
судов. Генерал-губернаторы также располагали полномочием, по которому
правовые предписания, как общегосударственные, так и местные, не
осуществлялись на подчиненных им территориях без учета их мнения.
Следующей единицей территориального управления в Королевстве были
сначала воеводства, а затем губернии.
Главными единицами местного управления повсюду были уезды (поветы) со
старостами, как в Пруссии и Галиции, и с начальниками уездов (поветов), как
в Королевстве, во главе.
Различным образом были организованы сельские и городские гмины Если
речь идет о первых, то в Пруссии и Галиции характерным явлением было
выделение так называемой поместной территории, на которой землевладельцы
осуществляли административную власть над домашней прислугой и челядью
имений Это служило исключительно интересам дворянства В Королевстве гминное
управление, подчиненной вышестоящим органам администрации, осуществляло
надзор и за помещиками
Существовала объединенная администрация, подчиненная непосредственно
генерал-губернатору и губернатору, и необъединенная администрация, органы
которой находились в непосредственном подчинении соответствующих
министерств Военная администрация, в частности, принадлежала командующим
армейских корпусов, комендантам гарнизонов в городах и т. д Финансовой
администрацией руководили палаты или финансовые дирекции, а в уездах--
финансовые управления. Выделенной была также таможенная администрация ее
органы. Окружные дирекции почт и телеграфа с подчиненными единицами
организовали свой отдел. Отдельно было организовано управление железных
дорог, подчиненное окружным дирекциям. К важнейшим выделенным
административным, отделам относилось попечительство учебного округа и
подчиненные ей органы инспекции.
Территориальное самоуправление. Не следует думать, что в
помещичье-буржуазном государстве территориальное самоуправление, как
хозяйственное, так и профессиональное, было целиком самостоятельным и не
зависимым от органов правительственной власти.
В Пруссии и в Галиции существовали территориальные самоуправления с
распорядительными, исполнительными и контролирующими органами. Органами
провинциального самоуправления в прусской Польше были провинциальные
сеймики с распорядительными полномочиями (локальный бюджет, штатное
расписание и т д) и консультативными в вопросах, поставленных органами
государственной власти (т.е. оговоренных специальными актами), также
провинциальные отделы с участием краевого директора как представителя
провинции и руководителя текущими делами. В регенциях не было органов
самоуправления, окружной совет, равно как и совет провинции, имел характер
консультативного органа при надпрезиденте, а также исполнял во второй
инстанции административное судопроизводство Сеймики же были организованы в
уездах на основе положения о выборах, которое обеспечивало приоритет
интересов правящих кругов. Их исполнительными органами были уездные отделы,
тесно связанные через посредство председателей, которыми были ландраты
(старосты), с правительственной администрацией.
В городах существовали городские советы как распорядительные органы и
магистраты — как исполнительные. В селах им соответствовали гминные
представительства (род советов) и шинные управления, состоящие из
начальника гмины и членов управления.
В Королевстве Польском, как уже упоминалось, сохранился только один
институт самоуправления (после широко задуманных реформ Велопольского), т.
е. объединенная сельская гмина с гминными собраниями (здесь не было
избираемых советов), войтом, гминным урядом и судами. В состав гмины
входили громады (как правило, одно село составляло громаду), с общим
собранием и исполнительным органом в лице громадского старосты (традиционно
называемым солтысом). Войт был наделен полицейскими функциями. Сельское
самоуправление подлежало надзору правительственных органов власти.
Народ и его общественные организации
Развитие народа. Польский народ, несмотря на препятствия, вызванные
разделами, не стоял на месте. Бурно развивалась народная культура, в
особенности литература. Важным фактором народного единства был
развивающийся и обогащающийся словами и понятиями польский язык. Прогрессу
цивилизации служили и уже упоминавшиеся органические труды. Пик развития
наступил в 1870—1914 гг.
Крупнокапиталистическая промышленность развивалась в Королевстве
Польском и в Горной Силезии, после того как они во второй половине XIX века
прошли этап промышленной революции, на нефтяных месторождениях в Галиции и
значительно в меньшей степени в некоторых других ее районах. Также во всех
частях Польши развивались различные отрасли сельскохозяйственной
промышленности. Усилились урбанистические процессы. Промышленность
Польского Королевства развивалась, опираясь на восточные рынки (Россия,
страны азии) и сельское хозяйство Великой Польши и Поморья; полезные
ископаемые и промышленность Горной Силезии удовлетворяли главным образом
потребности Германии. Существовали хозяйственные связи между польскими
землями, несмотря на разделяющие их границы.
Во второй половине XIX века сформировали новый общественный класс —
промышленный пролетариат. На рубеже столетий он насчитывал уже миллион
человек в том числе 250 тысяч рабочих, занятых на крупных промышленных
предприятиях. Население Королевства Польского во второй половине XIX река
увеличилось почти на 70%, а численность рабочего класса в этой части Польши
— на 38%. Существенную роль играла интеллигенция, прослойка, происходящая,
главным образом, из дворянства и мещан. Многим интеллигентам были
близкими идеи независимости, демократические и социалистические идеи.
Эмиграция. Отражением трудностей жизни в 1870—1914 гг. была большая
волна эмиграции из польских земель на заработки. В Соединенные Штаты
Америки за хлебом насущным выехало 2,6 млн. человек, прежде всего
крестьяне; в других странах обеих Америк находилось еще 200 тыс. поляков. В
германские страны, особенно в быстроразвивающуюся Вестфалию, уехало свыше
400 тыс. поляков, в другие страны Европы — около 100 тысяч. В разных частях
Российской империи работало 300 тыс. поляков. Польская эмиграция
способствовала развитию многих стран и континентов, но являлась утратой
«старым краем» ценного, энергичного и инициативного элемента.
Хозяйственные организации в Королевстве. Вместе с развитием
крупнопромышленного капитализма и концентрации производства в Королевстве
происходило на рубеже двух столетий преобразований предприятий в
акционерные общества, а затем создание картелей или союзов
предпринимателей, имеющих целью регулирование производства при сдерживании
конкуренции и определении как можно более высоких цен для увеличения
прибылей. Это происходило при довольно большом участии иностранного
капитала, в особенности немецкого, французского и бельгийского. создание
картелей повлияло на ликвидацию мелких предприятий и на установление
контроля над экономикой. Особенно сильно это обозначилось в угольной
промышленности и металлургии. Некоторые ткацкие и металлургические
предприятия Королевства входили в общероссийские синдикаты. Однако в
текстильной промышленности доминировала конкуренция с российской
промышленностью, называемая «борьбой Лодзи с Москвой». В сахарном
производстве практическим путем адаптировались торговля форма коммандитного
товарищества. В этом объединении по крайней мере одни из товарищей отвечал
по обязательствам в размере, оговоренном в соглашении, в связи с чем его
права были ограниченными.
Быстрый рост сахарного производства привел к вступлению предприятий
Королевства в общероссийский синдикат в Киеве Тенденции к картелизации
появились в возникающем химическом производстве и производстве строительных
материалов. В финансировании промышленности росла роль банков, среди
которых наибольшее значение получил Торговый банк в Варшаве.
Проблемы парцелляции и крестьянского хозяйства привели к новым
организационным формам. С одной стороны, в Королевстве большую роль играл
Общеимперский крестьянский банк, с другой — росла роль мелкого
кооперативного кредита. Наряду с гминными кассами, образуемыми властями,
развивались, но слабее, чем в других районах страны, кооперативные
кредитные товарищества (называемые по имени пионера этого международною
движения «Кассами Raiffeisena»). Первые сельскохозяйственные кооперативы,
занимавшиеся закупкой семян, оборудования и продажей урожая, возникли на
рубеже XIX и XX столетии.
В столкновении с русификацией. После восстания 1863 года в
Королевстве, а также в западных губерниях были проведены еще более сильные
и многочисленные, чем после восстания 1830-1831 гг., репрессии,
направленные против участников восстания и их семей. К каторге и ссылкам
присоединялась конфискация имущества. Это относилось также и к
католическому костелу.
После 1874 года российские власти даже в официальной номенклатуре
стали называть, как уже писалось, Польское Королевство Привислянским краем.
Это название отражало далеко идущую программу русификации. Ей подверглись
все школы, администрация и судопроизводство на каждом шагу подавлялись
признаки национальной жизни.
В результате революции 1905-1907 гг., которая в Польском Королевстве
имела свои собственные черты, особенно заметные в массовой забастовке
учащихся, польское общество получило некоторые свободы в области
просвещения, права на публичные собрания и объединения, либерализацию
цензуры. Эти послабления, а главным образом официально прокламируемые
свобода печати и собраний, имели для Королевства ограниченное значение,
поскольку и далее сохранялось чрезвычайное положение.
Существенными были для поляков императорские указы от 1905 года о
языковой и религиозной терпимости. Было отменено запрещение переходить из
православной веры в другие вероисповедания, что особенно способствовало
наплыву в лоно римско-католической церкви бывших униатов. На ряду с
вероучением, преподаваемым на польском языке, было допущено, хотя и в
ограниченных пределах, употребление польского языка в публичных школах.
Большие уступки относились к частным школам, где было допущено преподавание
на польском языке, за исключением трех предметов: русского языка, географии
и истории. В связи с этим возникло много частных школ. Тем не менее
свидетельства, выдаваемые по окончании этих школ, не имели официального
значения. Их выпускники, желая получить аттестат, должны были сдавать
экзамен в публичных русских школах. В государственных школах допускалось
изучение польского языка как отдельного предмета.
Большим достижением было право образования профессиональных союзов и
культурных обществ, действовавших под контролем администрации. Еще в 1862
году в Варшаве возник Музей Искусств. В 1875 году в Варшаве же на
общественные взносы был основан Музей промышленности и сельского хозяйства,
который являлся в то же время центром научных исследований.
В 1881 году была образована Касса им. Юзефа Мяновского (ректор Главной
школы) для поощрения научного творчества, но вплоть до революции 1905-1907
гг. все эти учреждения не имели должной правовой основы. Все зависело от
доброй воли властей. В 1907 году возродились Варшавское научное общество,
Торговые курсы, Свободный польский университет. В это же время в Варшаве
начали свое существование Товарищество любителей истории и Юридическое
общество. Широко задуманную программу стало осуществлять Краеведческое
товарищество. Однако в названии этих обществ было запрещено употреблять
слово «польское». В одной лишь Варшаве с 1906 по 1915 год власти
зарегистрировали 544 объединений и 67 профессиональных союзов.
Польский язык был допущен в гминах. В сношениях с властями
обязательным оставался русский язык.
Политические организации и их программы. Первой созданной в Польше
социалистической партией был «Пролетариат». Название это произошло от
названия издаваемого журнала. Партия стояла на позициях кассовой борьбы. В
программном обращении и других публикациях «Пролетариата» нашли место
определения «социалистическое государство», «рабочее государство»,
«свободное народное государство». Идентифицируя эти понятия с будущим
обществом, публикации выдвигали мысль об активной роли революционного
государства в общественно-экономическом развитии.
К важнейшим общественным достижениям конца XIX века, имеющим большое
значение для будущего, относятся формирование в этот период всех основных
польских политических и идейных течений.
Все польские группировки, игравшие какую-либо роль в период I мировой
войны, и все, которые действовали во II Речи Посполитой, вышли прямо или
косвенно из организаций конца прошлого века.
Польские партии. Созданная эмигрантами из Королевства в 1892 году в
Париже Польская социалистическая партия (ППС) продолжила традиции борьбы за
независимость, соединяя постулат основания независимого польского
государства с радикальными социальными переменами. Социалистическое
движение быстро распространилось на польские земли. В Галиции и Тешинской
Силезии с 1892 года действовала легальная Польская социал-демократическая
партия, программа которой была близка к программе ППС. Идеологом обращения
ППС к республиканским национальным традициям был историк и писатель
Болеслав Лимановский, автор двухтомной «Истории польской демократии».
Вторая рабочая партия – Социал-демократическая партия Польского
Королевства и Литвы – выступала против злоупотреблений идеей независимости
в целях правящих классов и за революционное преобразование общества рабочим
классом. Ведущим теоретиками и писателями СДКПиЛ были Роза Люксембург и
Юлиан Мархлевский.
В противоположность ППС, в частности ее правому крылу, деятели СДКПиЛ
занимали марксистскую позицию. Они обращали основное внимание на вопросы
классовой борьбы и интернационального союза с русским революционным
движением. В то же время партия не принижала права притесняемых народов на
защиту своих национальных политических и культурных интересов. Она верила,
что победа мировой социалистической революции как бы автоматически
ликвидирует всякое национальное угнетение.
Влияние на ремесленников, а также на часть рабочих имели также и
умеренные общественные организации. Так, в связи с правыми течениями и
католическим духовенством в Королевстве и в прусской Польше возникли
группировки, которые после I мировой войны положили начало Национальной
рабочей партии (НРП).
В 1903 году была выработана программа, которая соединяла крестьянский
вопрос с широко понимаемым национальным вопросом. Крестьянское движение
разделилось на две группировки: одна – радикальной, другие – умеренной
ориентации. Все они высказывались за независимость. В период революции 1905
года в Королевстве был создан Польский народный союз, а в период I мировой
войны Польская народная партия – Освобождение, которая охватывала и часть
радикальной интеллигенции.
Третьим массовым политическим движением, сформировавшимся в конце XIX
века, было «национально-демократическое». Оно нашло общественную опору в
правящих классах, мелкой буржуазии, среди части интеллигенции, а в
Королевстве и прусской Польше проникло также и в среду крестьян. По
названию издаваемого во Львове журнала «Всепольский обзор» сторонники этой
организации именовали себя «всеполяками». Национально-демократическая
партия (НД) возникла в Королевстве в 1897 году. Для нее был характерным
национализм, гиперболизирующий и абсолютизирующий «национальную идею».
Польские националисты, объединенные в НД, стремились к развитию страны,
однако главный путь к этому они видели во внутренней экспансии,
направленной против других народностей или этнических групп, а также во
внешней экспансии.
В годы революции 1905-1907 гг. НД активно боролось с социалистическим
движением, доходя до братоубийственной борьбы. Постепенно НД, становясь
основной партией польских правящих классов, приобрела клерикальный
характер, объединяя вокруг себя значительную часть духовенства, увлекая
дворянство, особенно в прусской Польше.
Справа были и немногочисленные. Но влиятельные группы польских
консерваторов. Большую роль они играли в Галиции и отчасти в Королевстве. В
политике они, будучи сторонниками сильных правительств, держались
«реальной» политики, т.е. сотрудничества с правительствами Австрии, России
и Пруссии.
Глава VII
Право и общественные отношения
Гражданское право
Рецепция Кодекса Наполеона в Польше. В Варшавском Княжестве, а в
наполеоновский период и в вольном городе Гданьске, затем в Польском
Королевстве и в период с 1815 до 1846 год – также и в вольном городе
Кракове особенно важным явлением был процесс адаптации к польским условиям
французского гражданского права, заключенного в Кодексе Наполеона. Здесь мы
сталкиваемся с классическим случаем рецепции права, так и его модификации,
обусловленной местными условиями. Значительное влияние на практическое
использование Кодекса Наполеона, а также на изменения в праве имели
польские политики и юристы.
Генезис Кодекса. В соответствии с положением Наполеона Кодекс был
введен в Варшавском Княжестве в соответствии с 69 параграфом его
Конституции. Было оговорено, что в Кодексе нельзя ничего изменить без
предварительного согласия Наполеона. Дворянство Княжества пыталось, было
противодействовать Кодексу с позиций интересов костела и своих собственных.
Выразитель дворянского стиля мышления того времени Фредерик Скарбек
определил введение Кодекса как «величайшее национальное несчастье».
Напротив, министр юстиции Феликс Любенский из противника быстро превратился
в ярого защитника Кодекса. Одно время большинство земляного дворянства
через посредство связанных с ним судей и чиновников противилось внедрению
Кодекса. Против светского брака выступил епископат. Результатом нажима
духовенства и дворянства было то, что браков без таинства было заключено до
1818 года только три, а разводов по суду состоялось лишь семь.
Борьба за изменение хотя бы некоторых частей Кодекса Наполеона
разыгралась в Польском Королевстве в конституционный период (1815-1830
гг.). На смену французским предписаниям об ипотеках пришло ипотечное право
1818 года, измененное в 1825 году и одобренное Сеймом Королевства. Книгу
первую и пятый титул книги третьей Кодекса Наполеона, трактующих о лицах,
семье и брачных соглашениях, заменил гражданский кодекс Польского
Королевства от 1825 года. Он восстановил обязательность церковного брака. В
1836 году все брачные вопросы были отнесены к исключительной компетенции
духовных судов четырех признанных в законе христианских вероисповеданий,
т.е. римско-католического, униатского, православного и протестантского.
Браки, в которые вступали как евреи, так и магометане, заключались по
соответствующему духовному обряду. Но с последующим занесением факта в акт
гражданского состояния. Связанные с браком споры разрешались и в этих
случаях государственными судебными органами.
После 1836 года в гражданском праве уже не происходили сколько-нибудь
существенные перемены. Из числа осуществленных следует назвать
урегулирование русскими законами вопросов о майорате, об оплате труда
рабочих, а также об улучшении судьбу внебрачных детей.
Сопротивляясь попыткам введения русского гражданского права в
Королевстве, поляки стали смотреть На кодекс Наполеона как на свое
собственное национальное право, которое следует защищать. Борьба за Кодекс
Наполеона увенчалась успехом, и он оставался действующим правом до 1946
года.
Торговое право
Торговые кодексы. Системы торгового права и связанного с ним
вексельного и чекового (здесь традиции были особенно давними), а также
банковского права, права, защищающего изобретателей, товарные образцы и
знаки, страхового права, морского и т.д. могли развиться лишь в XIX веке.
В 1809 году без сопротивления, в противоположность иным образцам, в
Варшавском Княжестве был введен французский торговый кодекс 1808 года.
Формально он действовал без изменений вплоть до введения во II Речи
Посполитой нового польского торгового кодекса. Изменения и дополнения,
произведенные в конституционный период Польского Королевства, вытекали из
новой организации купцов, предписаний о бирже, созданной для регулярных
встреч купцов и посредников, для оформления сделок ценными бумагами либо
массовыми и стандартными товарами через посредничество маклеров, а также из
предписаний 1825 года о ведении торговых книг. Дальнейшие изменения
производились по мере надобности через посредство судебных решений и
доктрины. В более позднее время самым лучшим торговым законом считался
немецкий торговый кодекс 1897 года, который являлся обязательным с 1900
года в прусской Польше.
Предписания торгового права XIX века, обязательны на территориях всех
разделов, допускали к торговой деятельности людей всех сословий, в
противоположность отношениям, действовавшим в Речи Посполитой шляхетской.
Нормы торгового права охватывают сферу торговли со стороны
частноправовой. С ними сосуществуют определенные нормы публичного права, от
конституционного до административного включительно. Сюда же относятся
нормы, которые имеют характер государственного регулирования торговли, как
это имело место в Польском Королевстве в конституционный период.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|