рефераты бесплатно

МЕНЮ


Правовые проблемы регулирования деятелности хозяйственных обществ

Гражданского кодекса Украины, ст.8,11 Закона «О предпринимательстве», ст.

34, 36 Закона «О предприятиях в Украине», ст.19-22 «О хозяйственных

обществах», Законом «О восстановлении платежеспособности должника или

признании его банкротом».

Прекращение хозяйственного общества может осуществляться в результате

его реорганизации или ликвидации. При реорганизации права и

обязанности хозяйственного общества, которое прекращается,

переходят к иному юридическому лицу, а при ликвидации такое

правопреемство отсутствует – общество лишается прав юридического лица, а

его обязательства подлежат погашению в порядке, предусмотренном законом.

Прекращение деятельности хозяйственного общества может осуществляться

в добровольном или принудительном порядке. Добровольный порядок

означает, что высший орган общества (его участники) по собственной

инициативе и воле принимает решение о прекращении деятельности

общества путем его ликвидации или принудительном разделе принимает

уполномоченном государственный орган (чаще всего таким органом является

хозяйственный суд).

Прекращение деятельности хозяйственного общества может

осуществляться добровольном или принудительном порядке. Добровольный

порядок означает, что высший орган общества (его участники) по

собственной воле принимают решение о прекращении деятельности общества

путем ликвидации и реорганизации. В случае принудительного прекращения

хозяйственного общества решение о его ликвидации или

реорганизации. В случае принудительного прекращения хозяйственного

общества решение о его ликвидации или принудительном разделе принимает

уполномоченный орган (чаще всего таким органом является хозяйственный

суд).

Прекращение деятельности хозяйственного общества следует

отличать от ее приостановления (которое, исходя из положений ст.11

Закона «О предпринимательстве», часто называется временным прекращением).

В случае приостановления своей деятельности хозяйственное общество не

прекращает своего существования как субъект права, речь идёт об

определённом перерыве в осуществлении им своих предпринимательских функций.

При реорганизации права и обязанности хозяйственного общества, которое

прекращает свою деятельность, полностью переходят к другому юридическому

лицу (правопреемнику).

Реорганизация может происходить в форме:

- слияния, когда прекращается деятельность двух или более

юридических лиц (право предшественников) и вместо них образуется новое

юридическое лицо (правопреемник) к которому переходят все права и

обязанности прекратившегося общества;

- разделения – хозяйственное общество прекращает свое существование,

распадаясь на два или более юридических лица, к которым переходят по

разделительному балансу в соответствующих частях имущественные права и

обязанности реорганизованного общества;

- выделения – из хозяйственного общества выделяется одно и более

юридических лиц, к каждому из них, включая само хозяйственное общество,

переходят по разделительному балансу в соответствующих частях

имущественные права и обязанности реорганизованного хозяйственного

общества20.

20Реорганизованное путём выделения хозяйственное общество не прекращает

своего существования, а потому подобная форма реорганизации по существу не

относится к формам прекращения юридических лиц. Выделение следует отличать

от образования дочерних предприятий. Хозяйственное общество может принять

решение об образовании дочернего предприятия и утвердить его устав,

наделить предприятие капиталом, однако к дочернему предприятию не

переходят ни права, ни обязанности самого учредившего его общества.

- преобразование - хозяйственное общество изменяет свою организационно-

правовую форму, название или форму собственности, вследствие чего

возникает новое юридическое лицо, к которому переходят все права и

обязанности реорганизованного хозяйственного общества.

Основаниями для реорганизации могут быть:

1) решение высшего органа хозяйственного общества (для акционерного

общества, общества с ограниченной или дополнительной

ответственностью) или единогласное решение участников хозяйственного

общества (для полного и коммандитных обществ); в случаях ,предусмотренных

законом, на реорганизацию хозяйственного общества в форме слияния и

присоединения должно быть получено согласие Антимонопольного комитета

Украины21.

2) постановление Антимонопольного комитета о принудительном разделении

хозяйственного общества как монопольного образования, принятое в

соответствие со ст.16 Закона «Об ограничении монополизма» и недопущении

недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности».

Постановление Антимонопольного комитета Украины о принудительном

разделении предприятия не является решением о реорганизации. Постановление

подлежит исполнению самим обществом в установленный срок, который не

может составлять меньше 6 месяцев. Реорганизация хозяйственного

общества, подлежащему принудительному разделению, осуществляется по его

усмотрению при условии устранения монопольного положения общества на

рынке. Хозяйственное общество, которое не согласно

с вынесенным постановлением, может обратиться в хозяйственный суд с

заявлением о его недействительности.

3) определение хозяйственного суда об утверждении плана санации

должника, осуществляемой путем реструктуризации (реорганизации)

21П.4. Положения о контроле за экономической концепцией, утверждённого

распоряжением Антимонопольного комитета Украины от 18.02.2000 г. №31-р.

хозяйственного общества - должника, вынесенное в ходе рассмотрения дела

о банкротстве22.

Реструктуризация является одним из способов осуществления санации

неплатежеспособного должника (оздоровления его финансово- хозяйственного

состояния). Реструктуризация хозяйственного общества – должника может

проводится путем его раздела с переходом долговых обязательств к

юридическому лицу, которое в соответствии с планом санации не подлежит

санации, изменение формы собственности, управления, организационно-

правовой формы с целью финансового оздоровления должника, увеличения

объемов выпуска конкурентоспособной продукции, повышения эффективности

производства и удовлетворения требований кредиторов. Действия по

осуществлению реорганизации возлагаются на управляющего санацией.

В зависимости от того, в какой форме проводится реорганизация, она может

оформляться следующими документами:

1) соответствующим решением высшего органа общества; в случае выделения

или преобразования, происходящих в хозяйственном обществе с долей

государственной собственности в уставном фонде более 50 % , такое

решение принимается совместно с трудовым коллективом23.

2) определением хозяйственного суда о реорганизации хозяйственного

общества, вынесенного в ходе рассмотрения дела о банкротстве общества;

3) договором между юридическими лицами о реорганизации (присоединение,

слияние);

4) разделительным балансом (разделение, выделение) или передаточным актом

(слияние, присоединение, преобразование);

5) решением высшего органа общества об утверждении договора

присоединении или слиянии; об утверждении разделительного

баланса или передаточного акта.

22Ст. 18 Закона «О восстановлении платёжеспособности должника или признании

его банкротом» (Ведомости Верховной Рады Украины, 1999 г. №42-43, ст. 378)

23п.3 ст. 15 Закона «О предприятиях в Украине»

Реорганизация осуществляется в следующем порядке:

1) принятие уполномоченным органом решения о

реорганизации;

2) государственная регистрация возникших юридических лиц (юридического

лица, возникшего после слияния, выделившего или юридических лиц, возникших

вследствие раздела) или внесение изменений в учредительные

документы реорганизованных предприятий (их перерегистрация);

3) составление, подписание и утверждение передаточных или разделительных

балансов юридическими лицами - право предшественником и правопреемником;

4) исключение юридических лиц – право предшественников из государственного

реестра или их перерегистрация.

Особенность процедуры реорганизации является ситуация одновременного

осуществления в течение определенного сосуществования в течение

определенного периода реорганизуемого юридического лица – правопреемника.

Учредителями юридических лиц – правопреемников должны быть

учредители юридических лиц – право предшественников, но не сами эти

юридические лица (так как они прекращают своё существование). Сумма

размеров уставных фондов всех обществ до реорганизации должна быть

равной сумме размеров уставных фондов всех обществ, созданных путем

реорганизации. Соотношение долей участников в уставном фонде

(капитале) юридического лица – правопреемника должно

сохраняться, если иное не определено самими участниками.

Права и обязанности хозяйственного общества переходят к

правопреемнику со дня подписания передаточного или разделительного баланса.

Реорганизация обществ, имеющих кредиторскую задолженность, осуществляется

с соблюдением требований гражданского законодательства24.

Регистрация выпуска акций акционерных обществ, которые создаются

24Ст. ст.201,202 ГК Украины

в результате реорганизации, а также отмена регистрации выпуска

акций и акционерных обществ, которые создаются в результате

реорганизации, осуществляется Государственной комиссией по ценным бумагам

и фондовому рынку либо её территориальными органами в соответствии с

положением о порядке регистрации выпуска акций во время реорганизации

обществ, утверждённом решением ГКЦБФР от 30.12.19998 № 221, Положением о

порядке регистрации выпуска акций и облигаций предприятий и информации об

их эмиссии, утверждённые приказом Государственной комиссией по ценным

бумагам и фондовому рынку от 20.09.1996г. № 210, Положением о

порядке выпуска акций закрытыми акционерными обществами, утвержденное

решением ГКЦБФР от 12.02.1998г. № 41, Порядком отмены регистрации выпусков

акций и аннулирования свидетельств о регистрации выпуска акций,

утверждённым решением ГКЦБФР от 30.12.1998 г. № 222.

С целью защиты прав акционеров акционерное общество, принявшее

решение о реорганизации, обязано осуществить оценку и выкуп акций

тех акционеров которые этого требуют, в случае, когда эти

акционеры не голосовали за принятие общим собранием решения о

реорганизации, обязано осуществить оценку и выкуп акций тех

акционеров, которые этого требуют, в случае, когда эти акционеры не

голосовали за принятие общим собранием решения о реорганизации и

обратились к обществу с письменным заявлением о выкупе акций. Выкуп акций

осуществляется по цене, определяемой по договоренности сторон, но не ниже

чем номинальная стоимость акций.

Перед началом проведения реорганизации общества, общество направляет в

государственную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку и держателям

именных акций - персонально (предусмотренном уставом способом) сообщение,

включающее сведения о реорганизации в органах печати Верховной Рады

Украины, кабинета Министров Украины, Государственной комиссии по ценным

бумагам и фондовому рынку или официальном издании фондовой биржи.

В сообщении должны содержаться следующие сведения:

1) о форме выпуска акций (документарная или без документарная);

2) о наличии убытков;

3) перечень и результаты предыдущих эмиссий;

4) сведения относительно реорганизации общества: информация об обществах,

которые реорганизуются и создаются в процессе реорганизации; форме

реорганизации;

5) порядок обмена акций или долей в уставном фонде обществ,

которые реорганизуются на акции или доли в уставном фонде

обществ, которые создаются в процессе реорганизации;

6) условия такого обмена.

4.2. Ликвидация хозяйственных обществ.

Ликвидация хозяйственного общества – это прекращение его деятельности

без перехода прав и обязательства в порядке правопреемства.

Основания для ликвидации предусмотрены ч.4 ст. 19 Закона «О

хозяйственных обществах», ч.1,2 ст.34 Закона «О предприятиях в

Украине», статьях 8,11 Закона «О предпринимательстве», ст. 32 Закона «О

восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом».

Хозяйственное общество может быть ликвидировано:

1) По истечении срока, на который общество создавалось, или после

достижения цели, поставленной при его создании25.

Большинство обществ создается на неопределенный срок. Учредительными

документами или нормами действующего законодательства Украины может

быть установлен определенный срок прекращения деятельности общества или

указана цель, по достижении которой общество прекращает свое

существование. Положение об инвестиционных фондах и

25П.(А( ч.ст. 19 Закона «О хозяйственных обществах»

инвестиционных компаниях, утвержденное Указом Президента от 19.02.1994г.

№55/94, предусматривает, что закрытые инвестиционные фонды (в форме

закрытых акционерных обществ) создаются на определенный срок и осуществляют

расчеты по инвестиционным сертификатам по окончании срока деятельности.

2) По решению высшего органа общества, а полные и коммандитные общества- по

единогласному решению их участников26.

Участники хозяйственного общества могут принять решение о ликвидации

общества с соблюдением установленной законом процедуры. Во всех обществах,

кроме акционерного, подобное решение принимается единогласно. Для принятия

решения о ликвидации акционерного общества необходимо большинство 3/4

голосов акционеров, участвующих в общем собрании. Основания для

принятия участниками решения о ликвидации общества законом не

определяются, они могут быть любыми.

3) На основании решения суда или хозяйственного суда о

ликвидации по представлению органов, контролирующих деятельность

общества, в случае систематического или грубого нарушения им

законодательства (пункт «в» ч.4 ст.19 Закона «О хозяйственных обществах»).

Истцом по данной категории дел может быть орган, к компетенции

которого действующим законодательством отнесено осуществление контроля за

деятельностью ответчика. Систематически нарушающими законодательство

признаются хозяйственные общества, которые раньше дважды допускали

нарушение законодательства и совершили его вновь, независимо от того

привлекались ли они к ответственности за предыдущие нарушения. В качестве

исключения с учетом конкретных обстоятельств, связанных с характером

совершенного нарушения, причин его осуществления, длительности и

26Ч. 4 ст.19 Закона «О хозяйственных обществах»

последствий, систематически может быть признано и повторное нарушение

законодательства, которое свидетельствует о явном и умышленном

пренебрежении его требованиями со стороны общества (например, осуществление

предпринимательской деятельности без лицензии, починившее значительный вред

государству, физическим или юридическим лицами).

4) На основании решения хозяйственного суда об отмене государственной

регистрации общества как субъекта предпринимательской деятельности в

случае:

. признания недействительным или противоречащим законодательству

учредительных документов;

. осуществления деятельности, противоречащей учредительным документам и

законодательству;

. несвоевременного сообщения об изменении его названия, организационно-

правовой формы, формы собственности и местонахождения;

. признания банкротом;

. непредставление в течение года в органы государственной налоговой

службы налоговых деклараций, документов финансовой отчетности в

соответствии с законодательством27.

Иск о признании учредительных документов общества недействительными и

об отмене государственной регистрации может быть подан уполномоченным

государственным органом, прокурором, органом, осуществляющим

государственную регистрацию, любым предприятием или организацией, которое

считают свои права или интересы нарушенными в связи с созданием

хозяйственного общества.

Учредительные документы могут быть признаны недействительными в

случае их оформления с нарушениями действующего законодательства, влекущими

утрату юридической силы документов; указания в документах, ложных сведений

и др.

27Ст. 8 Закона Украины «О предпринимательстве» от 7.02.1991 г.

Иск об отмене государственной регистрации на основании осуществления

обществом деятельности, противоречащей учредительным документам или

действующему законодательству, может подаваться государственными органами,

контролирующими деятельность общества, а также иными юридическими

лицами.

Иски об отмене государственной регистрации общества в связи с

непредставлением в течение года в органы государственной налоговой службы

налоговых деклараций, документов финансовой отчетности в соответствии с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.