рефераты бесплатно

МЕНЮ


Предметы исключительного ведения РФ

страны, обеспечением безопасности, установлением гражданства РФ и т.п.,

являются предметами государственного регулирования на федеральном уровне.

Рассмотрим эти предметы ведения.

а) Российская Федерация принимает свою Конституцию, которая

устанавливает основы конституционного строя государства, характер

взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом и государством,

форму государственного устройства России и характер ее взаимоотношений с

другими суверенными государствами.

Пользуясь правом принимать свою Конституцию, Российская Федерация

правомочна вносить в нее необходимые изменения. Однако если поправки к

главам 3-8 Конституции может принимать Федеральное Собрание, то вступают

они в силу лишь после одобрения органами законодательной власти не менее

чем двух третей субъектов Федерации. Поэтому можно утверждать, что вопрос о

внесении изменений в главы 3—8 Конституции входит в компетенцию не только

Федерации, но и ее субъектов.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется

наличием единой федеральной правовой системы, важнейшим компонентом которой

являются федеральные нормативные правовые акты. Сердцевину этих актов

вместе с Конституцией Российской Федерации составляют ее законы —

федеральные конституционные и федеральные законы. Верховенство Конституции

и этих законов обеспечивает единство федеральной правовой системы,

взаимосвязь и взаимодействие всех нормативных правовых актов, действующих

на территории Российской Федерации.

Российская Федерация, как и любое другое государство, правомочна

принимать свои законы и вносить в них необходимые изменения.

Принимая Конституцию и федеральные законы, Российская Федерация не

может не проверять, как соблюдаются эти акты, как обеспечивается их

верховенство на всей территории Федерации. Именно поэтому такой контроль

является важной частью ее компетенции.

б) Федеративное устройство — понятие чрезвычайно широкое. Оно

охватывает большой круг вопросов, часть из которых, несомненно, не может

решаться исключительно Федерацией. Например, изменение статуса субъекта

Федерации производится по взаимному согласию Российской Федерации и ее

субъекта.

Однако, относя федеративное устройство к исключительному ведению

Российской Федерации, Конституция имеет в виду то обстоятельство, что, во-

первых, все основные вопросы федеративного устройства России могут решаться

только на федеральном уровне. Во-вторых, порядок разрешения тех вопросов

федеративного устройства, которые решаются Федерацией совместно с ее

субъектами или даже субъектами Федерации самостоятельно, также определяется

Федерацией. Так, хотя упоминавшееся уже ранее изменение статуса субъекта

Федерации возможно лишь по взаимному согласию Федерации и ее субъекта, оно

осуществляется «в соответствии с федеральным конституционным законом» (см.

комментарий к статье 66)[5].

Что касается территории Российской Федерации, то она складывается из

территории ее субъектов и включает в себя сушу, внутренние воды и

территориальное море, воздушное пространство над ними, которые образуют

материальное содержание государственного суверенитета России. Территория

Российской Федерации является пространственным пределом ее власти. На эту

территорию распространяется суверенитет Российской Федерации. Поэтому все

вопросы, связанные с территорией России, могут решаться только самой

Россией, только с ее согласия.

Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность

своей территории. Она устанавливает статус, режим и осуществляет защиту

Государственной границы, территориальных вод, воздушного пространства,

экономической зоны и континентального шельфа (см. комментарий к статье

67)[6].

в) В Российской Федерации человек, его права и свободы рассматриваются

как высшая ценность. Уважение к личности и ее защита — неотъемлемый атрибут

конституционного государства, его обязанность. Именно поэтому Конституция

Российской Федерации относит регулирование и защиту прав и свобод человека

и гражданина к ведению Федерации.

Отнесение этих вопросов к исключительному ведению Федерации не

означает, разумеется, что ее субъекты в своих нормативных правовых актах

вообще не вправе касаться этих вопросов. Наоборот, они могут расширять

права и свободы по сравнению с тем, как они определены федеральным

законодательством, но сужать их, ущемлять права граждан они не вправе.

Важным элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации

является единое гражданство России. Вопросы российского гражданства

регулируются Конституцией Российской Федерации и федеральным

законодательством. Российская Федерация определяет основания и процедуру

приобретения и прекращения гражданства, административный и судебный порядок

обжалования решений по вопросам гражданства, порядок разрешения споров

между Федерацией и ее субъектами по вопросам гражданства,

Наряду с гражданством Российской Федерации каждая из республик

Федерации имеет также свое гражданство. Гражданин республики является

вместе с тем гражданином Российской Федерации, а утрата этого гражданства

влечет за собой прекращение гражданства республики.

Наличие или отсутствие гражданства республики не оказывает влияния на

правовое положение гражданина Российской Федерации. Каждый ее гражданин

обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные

обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Республиканское законодательство о гражданстве не может противоречить

федеральному законодательству, которое не только регулирует федеральное

гражданство, но и служит основой для решения республиками вопросов своего

гражданства.

Российская Федерация осуществляет регулирование и защиту прав

национальных меньшинств. Она защищает права национальных меньшинств от

любых их нарушений, от кого бы они ни исходили, и осуществляет

регулирование этих прав в полном соответствии с нормами международного

права.

г) Важным компонентом конституционно-правового статуса Российской

Федерации является наличие общих для всей Федерации органов государственной

власти. Российская Федерация устанавливает систему федеральных органов

законодательной, исполнительной и судебной власти (см. комментарий к статье

11)[7].

Российская Федерация определяет порядок организации и деятельности

федеральных органов государственной власти (см. комментарии к статьям 81-

93, 95-109, 110-117. 118-128)[8] и осуществляет их формирование.

В системе, структуре и процедурах деятельности органов

законодательной, исполнительной и судебной власти отражена федеративная

природа России. Так, в Совет Федерации входят по два представителя от

каждого субъекта Федерации.

д) Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется

наличием федеральной государственной собственности. К объектам, являющимся

исключительно федеральной собственностью в соответствии с Постановлением

Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О

разграничении государственной собственности в Российской Федерации на

федеральную собственность, государственную собственность республик в

составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области,

автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную

собственность»[9] относятся: объекты, необходимые для обеспечения

функционирования федеральных органов государственной власти и решения

общероссийских задач; объекты оборонного производства; объекты отраслей,

обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и

развитие отраслей народного хозяйства, прочие объекты.

Статус земли, недр, вод, лесных и других федеральных природных

ресурсов определяется по взаимной договоренности федеральных органов

государственной власти и органов государственной власти субъектов

Федерации. В федеральной собственности находятся земельные участки и другие

природные объекты, предназначенные для обеспечения деятельности Президента

Российской Федерации, федеральных органов государственной власти,

Вооруженных Сил, пограничных, внутренних и железнодорожных войск Российской

Федерации.

Российская Федерация определяет не только те объекты государственной

собственности, которые относятся к федеральной собственности, но и порядок

управления федеральной собственностью.

От имени Российской Федерации права собственника осуществляют

федеральные органы государственной власти в рамках их компетенции,

установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 21

июля 1993 г[10]. о внесении изменений и дополнений в упоминавшееся ранее

Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г.,

управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за

исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской

Федерации, осуществляет Правительство Российской Федерации, которое может

делегировать министерствам и ведомствам указанные в Постановлении

полномочия в отношении подведомственных им объектов федеральной

собственности, Оно может также делегировать некоторые свои полномочия и

органам исполнительной власти субъектов Федерации в порядке, определяемом

законодательством Российской Федерации и Федеративным договором.

Имущество, находящееся в федеральной собственности, закрепляется за

государственными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного

ведения или оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом

РФ (Ст. 294, 296 ГК РФ).

е) В соответствии с комментируемым пунктом данной статьи Российская

Федерация устанавливает основы федеральной политики в области

государственного, экономического, экологического, социального, культурного

и национального развития России. Таким образом, Федерация имеет возможность

определять основные направления деятельности в этих сферах не только

федеральных органов государственной власти, но и органов государственной

власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления,

предприятий, учреждении и организаций различной подчиненности.

Свое отражение и конкретизацию политика Российской Федерации в

указанных областях находит в федеральных целевых программах, которые

определяют основные цели и задачи развития соответствующей отрасли или

сферы экономики, экологии, социальной защиты населения, очередность и сроки

исполнения намеченных мер, ресурсы, необходимые для этого, и т.п.

В настоящее время выполняются программы приватизации, конверсии военно-

промышленного комплекса, охраны природы, обеспечения прав вкладчиков и

акционеров, развития газификации, социально-экономического развития

различных регионов страны, космическая программа, программы охраны здоровья

населения, строительства жилья и многие другие.

ж) Провозглашенное Конституцией (см. комментарий к статье 8)[11]

единое экономическое пространство в Российской Федерации немыслимо без

единого рынка (что может быть обеспечено лишь установлением соответствующих

федеральных правил), без единого финансового, валютного, кредитного и

таможенного регулирования, без единых основ ценовой политики. Именно

поэтому все эти вопросы отнесены Конституцией к исключительному ведению

Федерации.

Согласно Конституции, в России установлена единая денежная единица,

которой является рубль (см комментарий к статье 75)[12]. Естественно

поэтому, что и денежная эмиссия должна быть сосредоточена в исключительном

ведении Федерации. Конституция возлагает денежную эмиссию на Центральный

банк Российской Федерации.

Реализация политики Российской Федерации в рассматриваемой сфере

требует также наличия федеральных экономических служб, включая и

федеральные банки.

з) Проведение федеральной политики в различных областях

государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства

требует соответствующего финансового обеспечения, организуемого через

федеральный бюджет, доходная часть которого пополняется за счет федеральных

налогов и сборов. С целью оказания федеральной материальной помощи

различным регионам создаются также федеральные фонды регионального

развития, средствами которых вправе распоряжаться только федеральные

власти.

Конституция Российской Федерации, относя к компетенции Федерации

федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, тем самым отвергает

существовавшую прежде единую бюджетную систему, при которой основные

ноказатели бюджета нижестоящего уровня включались в бюджет вышестоящего

уровня, что ограничивало возможности субъектов Федерации. Вместе с тем

Конституция отвергла и предлагавшуюся в свое время систему государственных

налогов и сборов, которая предусматривала их сосредоточение в руках

субъектов Федерации с последующим отчислением определенной части этих

средств в пользу федерации, что поставило бы Федерацию в финансовую

зависимость от ее субъектов.

и) В экономике Российской Федерации имеется ряд отраслей, которые

обеспечивают жизнедеятельность всего хозяйства страны в целом и являются

основой развития всех его отраслей. В их число входят федеральные

энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы,

федеральный транспорт, включающий железнодорожный, воздушный, морской,

речной, трубопроводный транспорт, пути сообщения, федеральная информация и

связь, деятельность в космосе. Все эти технико-экономические системы для их

нормального функционирования объективно требуют централизованного

управления. Кроме того, их финансирование может обеспечить только

Федерация. Именно в силу этих причин они и находятся в исключительном

ведении Федерации.

к) К числу основных элементов конституционно-правового статуса

Российской Федерации относится ее право на участие в международных

отношениях, реализуя которое она представляет и защищает как интересы всей

Российской Федерации, так и интересы каждого ее субъекта

Российская Федерация как суверенное государство обладает абсолютной

правосубъектностью. Она может заключать международные и межгосударственные

договоры и соглашения, участвовать в работе международных организаций, в

системах коллективной безопасности, в региональных государственных и

межгосударственных союзах.

Будучи суверенным государством, Российская Федерация обладает

исключительным правом объявлять войну и заключать мир

л) В Российской Федерации правом на внешнеэкономические отношения

пользуются как Федерация в целом, так и ее субъекты. Однако вступать в

такие отношения от имени всей Федерации — исключительное право Российской

Федерации, которая вместе с тем осуществляет координацию

внешнеэкономических связей ее субъектов

м) Обеспечение обороны и безопасности страны отнесено к

исключительному ведению Российской Федерации. Единые общефедеральные

вооруженные силы осуществляют защиту суверенитет территориальной

целостности государства. К ведению Российской Федерации относятся

определение структуры и организации Вооруженных Сил, разработка и

осуществление оборонной политики. Единство Вооруженных Сил предполагает

централизацию законодательства в области обороны и управления Вооруженными

Силами. Ныне действует Федеральный закон от 31 мая 1996 г. «Об

обороне»[13].

Осуществляя оборону страны, Российская Федерация сосредоточивает в

своих руках решение важнейших вопросов, непосредственно связанных с

обороной. В ее ведение входит оборонное производство, определение порядка

продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного

имущества.

Наряду с обороной к ведению Российской Федерации отнесено обеспечение

национальной безопасности, направленное на защиту национальных интересов и

национальных ценностей. Идея национальной безопасности тесно связана с

концепцией устойчивого демократического развития, выступает одновременно в

качестве ее неотъемлемой части и условия реализации. В связи с этим

обеспечение безопасности должно быть направлено не только на предотвращение

угроз государству и обществу, но и на осуществление комплекса мер по

развитию и укреплению прав и свобод личности, материальных и духовных

ценностей общества, конституционного строя, суверенитета и территориальной

целостности государства.

Основная задача политики национальной безопасности состоит в

обеспечении безопасности общества, укреплении российской государственности,

нынешних геополитических рубежей и территорий и в обеспечении достойной

роли и места России в мировой политике. На основе политики национальной

безопасности и во взаимосвязи с ней разрабатываются военная доктрина,

концепция внешней политики, концепция военного строительства, стратегия

экономической, информационной, экологической и других видов безопасности.

Укажем в этой связи на одобренную Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г.

Государственную стратегию экономической безопасности Российской

Федерации[14].

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.