рефераты бесплатно

МЕНЮ


Предъявление обвинения

ответить на поставленные перед ним вопросы, что указать в ходатайствах и

жалобах. Закон требует формулировать обвинение предельно четко, чтобы

обвиняемый ясно представлял себе все фактические и юридические признаки

инкриминируемого преступления.

В постановлении о привлечении в качестве обвиняемого несовершеннолетнего и

некоторых других лиц, - считает Ю.И. Стецовский, - должны указываться

данные, характеризующие личность обвиняемого. Сведения о его возрасте,

настоящем и прошлом необходимы для обвинения и защиты от обвинения.

Согласно ст. 144 УПК в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого

должна содержаться ясная и конкретная формулировка обвинения, поскольку

понять суть обвинения и защищаться от него невозможно, если обвинение

сформулировано в неопределенных выражениях, не мотивировано. Требование

мотивировки означает, что обвинение (описательная часть) должна содержать

изложение конкретных фактических обстоятельств события преступления, а

также логические доводы, которые обосновывают квалификацию деяния по

конкретной статье (части, пункту) Уголовного кодекса и свидетельствуют о

совершении преступления именно тем лицом, которому предъявлено обвинение.

Привлекая лицо в качестве обвиняемого за совершение преступления по

признакам, относящимся к оценочным категориям (тяжкие или общественно

опасные последствия, крупный или значительный ущерб, значительный размер,

существенный вред и другие), следователь не должен ограничиваться ссылкой

на соответствующий признак. Он обязан привести в описательной части

постановления обстоятельства, анализ которых позволил сделать вывод о

наличии в содеянном указанного признака.

Важно помнить при этом, что все утверждения и выводы должны основываться на

материалах уголовного дела.

Степень детализации в постановлении обстоятельств может быть

различной. Однако в любом случае должны быть указаны все признаки,

существенные для данного состава преступления.

Не менее важна роль места, времени и способа совершения преступления. Они

также подлежат отражению в постановлении о привлечении в качестве

обвиняемого по каждому уголовному делу независимо от того, имеют эти

элементы значение для квалификации общественно опасного деяния (являются

обязательными признаками состава преступления) или нет.

Нельзя выносить постановление о привлечении в качестве обвиняемого без

подтверждения доказательствами следующих обстоятельств:

а) о том, что речь идет о человеке (физическом лице);

б) о том, что этот человек вменяем, достиг возраста, с наступлением

которого возможно привлечение его к уголовной ответственности за

совершение данного преступления;

в) о том, что данное преступление совершено именно им, а ни каким-

либо иным лицом;

г) о том, что обвиняемый действовал виновно, то есть умышленно или

по неосторожности;

д) о том, что обвиняемого можно отнести (если такой вопрос

возникает) к группе специальных субъектов.

Обычно лицо привлекается к уголовной ответственности, когда установлены

первые четыре из перечисленных признаков. Однако, вменяя лицу определенный

состав преступления, не всегда можно ограничиться только этими признаками.

По некоторым уголовным делам важно доказать, что лицо обладает так

называемыми признаками специального субъекта преступления (должностное

лицо, ответственное за пожарную безопасность, военнослужащий и т. д.), что

оно действовало в специфических условиях, например, преступление совершено

при нарушении условий правомерности задержания преступника, крайней

необходимости, обоснованного риска, исполнения приказа и т. п.

В некоторых случаях к обязательным признакам состава преступления относится

цель совершения общественно опасного деяния. Без корыстной цели не может

быть, к примеру, хищения. Именно, поэтому в случае совершения лицом какой-

либо из разновидностей хищения в фабуле постановления о привлечении в

качестве обвиняемого обязательно должно быть указано, что обвиняемый

действовал из корыстных побуждений.

Важным моментом является также установление размера ущерба, причиненного

преступлением, Возможно, имело место деяние, которое формально и подпадает

под признаки преступления, предусмотренного статьей Особенной части УК, но

не является таковым в силу своей малозначительности. Возникает вопрос,

вправе ли следователь выносить постановление о привлечении лица в качестве

обвиняемого.

Более того, от характера и размера ущерба в ряде случаев зависит решение

следователем ряда уголовно-правовых вопросов:

- о квалификации преступления (имеются или нет, к примеру, тяжкие

последствия - обязательный признак данного состава);

- об определении стадии реализации преступного умысла (имело место

покушение или оконченное преступление);

- о наличии смягчающего вину обстоятельства (оказание медицинской и

иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения

преступления, добровольное возмещение имущественного ущерба и

морального вреда, причиненных в результате преступления, иные

действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного

потерпевшему);

- о размере суммы, подлежащей взысканию с обвиняемого;

- о возможности прекращения уголовного дела в последующем по

нереабилитирующим основаниям.

Подлежащий доказыванию ущерб подразделяется на виды:

а) моральный (бесчестье, унижение достоинства, лишение возможности

пользования определенным благом и т. д.);

б) физический (вред здоровью, лишение жизни);

в) имущественный (материальные убытки).

Если преступление состоит из нескольких эпизодов, охватываемых общей

квалификацией, в постановлении должны быть отдельно изложены обстоятельства

каждого из эпизодов.

Когда обвиняемому вменяется несколько деяний, обстоятельства каждого

следует изложить отдельно и указать, по какому закону квалифицируется

первое, по какому - второе, третье и т. д. из них; какие конкретные

действия вменяются обвиняемому по каждой из статей уголовного закона. Если

деяние представляет собой совокупность нескольких составов преступлений,

должны быть указаны все статьи уголовного закона, которыми оно

предусмотрено. Если по делу привлекается несколько обвиняемых, в отношении

каждого из них должно быть составлено отдельное постановление о привлечении

его в качестве обвиняемого. При этом действия каждого из них должны быть

строго разграничены. В случае нарушения этих требований суды возвращают

дела для дополнительного расследования.

Когда решается вопрос о привлечении лица к уголовной ответственности по ст.

150 УК (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления), в

постановлении о привлечении в качестве обвиняемого наряду с другими

обстоятельствами совершения преступления должен быть указан способ

вовлечения несовершеннолетнего в преступную деятельность.

Закон не указывает на обязательность изложения в постановлении о

привлечении в качестве обвиняемого доказательств, обосновывающих обвинение.

Достаточно изложить сведения о фактических обстоятельствах деяния,

поскольку они устанавливаются материалами дела, и дать произошедшему

уголовно-правовую оценку. Однако все утверждения, содержащиеся в

постановлении, должны основываться на имеющихся в деле доказательствах, а

не на предположениях. Момент предъявления обвиняемому самих доказательств и

получение его объяснений определяет следователь. Необязательно предъявлять

доказательства одновременно с предъявлением обвинения.

Формулировка признаков объективной стороны составов ряда преступлений

должна дословно повторять содержание некоторых доказательств. Так,

например, когда речь идет о нарушении лицом, управляющим транспортным

средством, правил дорожного движения (ст. 264 УК), в описательной части

постановления о привлечении в качестве обвиняемого полностью приводится

содержание пункта (всех нарушенных пунктов) этих правил. Наличие такого

пункта в Правилах дорожного движения РФ подтверждается приобщаемым к

уголовному делу доказательством - выпиской из Правил дорожного движения РФ.

Но даже в этом случае неправильно было бы говорить, что в искомом

постановлении отражено доказательство. В рассматриваемом постановлении о

привлечении в качестве обвиняемого нет необходимости упоминания о выписке,

в нем подлежит фиксации только правило.

Резолютивная часть постановления

Согласно проекту УПК постановление должно содержать решение о привлечении

лица в качестве обвиняемого по расследуемому делу. Это требование прямо не

закреплено в действующем уголовно-процессуальном законе. Однако и в

настоящее время постановление о привлечении в качестве обвиняемого имеет

резолютивную часть.

Резолютивная часть постановления начинается после слова "постановил" и

представляет собой формулировку принимаемого решения: "привлечь" лицо

(фамилия, имя, отчество) "в качестве обвиняемого по настоящему делу,

предъявив ему обвинение в совершении преступлениями),

предусмотренного(ых)"; далее указываются статьи (части, пункты) УК,

предусматривающие ответственность за вменяемые лицу преступления.

В учебной литературе и в ведомственных нормативных актах иногда отмечается,

что постановление о привлечении в качестве обвиняемого, составленное лицом,

производящим дознание, утверждает начальник органа дознания. Причем

начальник, прежде чем его утвердить, обязан изучить материалы дела с тем,

чтобы лично убедиться в законности и обоснованности привлечения лица к

уголовной ответственности. Между тем следует помнить, что данное правило,

касающееся лица, производящего дознание, распространяется только на

должностных лиц (а не на учреждения), признанных законодателем органом

дознания (к примеру, на командиров воинских частей, начальников СИЗО). Так,

в утвержденной 1 августа 1994 года Главным военным прокурором инструкции

органам дознания Вооруженных Сил и иных воинских формирований Российской

Федерации говорится о том, что данное постановление подписывается

дознавателем и утверждается командиром воинской части. Более того, в

инструкции содержится предписание о предъявлении обвинения лишь после

согласования постановления о привлечении военнослужащего в качестве

обвиняемого с военным прокурором.

Если органом дознания является учреждение, то процессуальное значение

имеет подпись на постановлении любого лица, производящего дознание, в

должностные обязанности которого входит осуществление функций учреждения.

Постановление, вынесенное следователем (прокурором), никем не

утверждается и приобретает юридическую силу с момента его подписания

следователем (прокурором).

Особый порядок привлечения

к уголовной ответственности судей, депутатов

и некоторых других лиц

Законом установлен особый порядок привлечения к уголовной ответственности:

- судьи (ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской

Федерации");

- зарегистрированного кандидата в депутаты представительного органа

местного самоуправления, зарегистрированного кандидата на должность

выборного должностного лица местного самоуправления в субъекте Федерации

(ст. 24 Временного положения о проведении выборов депутатов

представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц

местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших

реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и

быть избранными в органы местного самоуправления);

- кандидата на должность главы администрации (ст. 26 Закона РСФСР

"О выборах главы администрации");

- депутата, члена выборного органа местного самоуправления,

выборного должностного лица местного самоуправления на территории

Муниципального образования (п. 7 ст. 18 Федерального закона РФ "Об общих

принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

- члена избирательной комиссии с правом решающего голоса в период

проведения выборов (ст. 12 Временного положения о проведении выборов

депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных

должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации,

не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской

Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления);

- члена Конституционного Суда Российской Федерации (ст. 15

Федерального конституционного закона РФ "О Конституционном Суде Российской

Федерации");

- председателя Счетной палаты, заместителя председателя Счетной

палаты, аудитора Счетной палаты (ст. 29 Федерального закона РФ "О Счетной

палате Российской Федерации");

- кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания

РФ (ст. 44 Федерального закона РФ "О выборах депутатов Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации");

- депутата Федерального Собрания РФ (ст. 18 Федерального закона РФ

"О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной

Думы Федерального Собрания РФ");

- кандидата на должность Президента РФ (ст. 37 Федерального закона

РФ "О выборах Президента Российской Федерации");

- Президента РФ (ст. 93 Конституции РФ);

- человека, выдаваемого другим государством для привлечения к

уголовной ответственности (ст. 66 Конвенции о правовой помощи и правовых

отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, некоторые

международные договоры др.). Тем самым закон гарантирует неприкосновенность

их личности и независимость при исполнении ими своих обязанностей.

Законодатель предусмотрел дополнительные условия, без соблюдения которых

никто не вправе привлечь указанных лиц к уголовной ответственности, а

значит, и предъявить им обвинение.

Данное требование не закреплено в действующем УПК, не содержит его и проект

УПК. В то же время это требование включено в другие нормативно-правовые

акты РФ.

Подвидами анализируемых гарантий неприкосновенности личности

являются случаи, когда для привлечения к уголовной ответственности

недостаточно наличия в распоряжении следователя необходимой для

предъявления обвинения совокупности доказательств. Для привлечения

должностного лица (кандидата на вступление в должность) к ответственности

необходимо еще иметь согласие определенного органа.

Нельзя предъявлять обвинение:

а) судье, когда отсутствует согласие соответствующей квалификационной

коллегии судей на привлечение его к уголовной ответственности;

б) члену Конституционного Суда РФ - в случае отсутствия согласия этого суда

на привлечение его к уголовной ответственности;

в) депутату Совета Федерации или депутату Государственной Думы, если

отсутствует согласие на привлечение к уголовной ответственности

соответствующей палаты Федерального Собрания РФ;

г) кандидату на должность главы администрации, когда окружная избирательная

комиссия не дала согласия на привлечение его к уголовной ответственности;

д) кандидату на должность Президента РФ, а также кандидату в депутаты

Государственной Думы Федерального Собрания РФ, когда не получено согласие

Генерального прокурора РФ;

е) депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному

должностному лицу местного самоуправления на территории муниципального

образования, зарегистрированному кандидату в депутаты представительного

органа местного самоуправления, а равно зарегистрированному кандидату на

должность выборного должностного лица местного самоуправления в субъекте

федерации - при отсутствии согласия прокурора субъекта РФ на привлечение

его к уголовной ответственности;

ж) члену избирательной комиссии с правом решающего голоса во время

проведения выборов Президента РФ, члену избирательной комиссии с правом

решающего голоса во время проведения выборов депутата Государственной Думы

Федерального Собрания РФ, члену комиссии по проведению референдума РФ с

правом решающего голоса во время подготовки и проведения референдума - в

случае невозможности получения согласия соответствующего прокурора на

привлечение названного лица к уголовной ответственности;

з) председателю Счетной палаты, заместителю председателя Счетной палаты,

аудитору Счетной палаты - при отсутствии соответствующего согласия той

палаты Федерального Собрания РФ, которая назначила их на должность в

Счетную палату.

Обычно порядок получения согласия на привлечение указанных лиц к уголовной

ответственности состоит в следующем. Следователь или иное лицо,

производящее расследование, обращается к прокурору и, если прокурор сам не

может дать согласие на привлечение к ответственности, он обращается в

соответствующий орган с представлением о даче согласия на привлечение лица

к уголовной ответственности.

Вопрос о привлечении заместителя председателя или аудитора Счетной палаты к

уголовной ответственности решается по представлению Генерального прокурора

РФ. После получения представления Комитет Совета Федерации по бюджету,

финансовому, валютному и кредитному регулированию, денежной эмиссии,

налоговой политике и таможенному регулированию совместно с Комитетом Совета

Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам

принимают по нему заключение и проект постановления Совета Федерации.

Только после этого вопрос выносится на обсуждение в верхней палате

Федерального Собрания РФ. Решение считается принятым, если за него на

заседании Совета Федерации проголосовало большинство от общего числа

депутатов.

Законом ограничена также возможность привлечения к уголовной

ответственности лиц, совершивших деяние, предусмотренное главой 23

УК(преступления против интересов службы в коммерческих и иных

организациях), если таковое не причинило вреда интересам других

организаций, а также интересам граждан, общества или государства (ст. 27.1

УПК). В отношении таких граждан постановление о привлечении в качестве

обвиняемого выносится с согласия на то руководителя данной организации.

Что касается предъявления обвинения Президенту РФ, то согласно Конституции,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.