рефераты бесплатно

МЕНЮ


Принцип разделения властей

признанию большинства авторов, хотя и далеко не в «законченном» виде.

Начиная от Дж. Локка и Ш. Монтескье, с именами которых связывают

активную разработку данной теории, и кончая нашими современниками -

экспертами в данной сфере, выработаны конкретные, универсальные положения,

составляющие основу рассматриваемой теории. Созданы фундамент и каркас

концепции разделения властей, которые, как представляется, можно

рассматривать в качестве «общего» для всех ее разновидностей и вариантов,

независимо от того, в какой стране и при каком политическом режиме она

применяется и как интерпретируется.

Среди такого рода общих, достаточно устоявшихся, универсальных

положений, составляющих основу теории разделения властей, можно выделить

следующие постулаты.

В каждой стране, именующей себя демократической, законодательная,

исполнительная и судебная власти не только тесно связаны между собой единым

государственным механизмом, но и относительно самостоятельны.[17]

Между высшими государственными органами, осуществляющими

законодательные, исполнительные и судебные функции, существует некий баланс

властей, действует система сдержек и противовесов.

Все три власти действуют, как правило, на постоянной правовой основе.

Поскольку законы, как писал в связи с этим Дж. Локк, «обладают постоянной и

устойчивой силой и нуждаются в непрерывном исполнении или наблюдении за

этим исполнением, то необходимо, чтобы все время существовала власть»,

которая следила бы за их исполнением.[18]

Однако не во всех современных государствах такая правовая база

существует. Не случайно некоторые американские авторы сетуют на то, что

«Верховный Суд США, несмотря на множество рассмотренных им дел и созданных

прецедентов, так и не смог в течение более чем двух столетий нашей истории

создать систему законодательства, касающуюся непосредственно разделения

власти».

Среди общих постулатов теории разделения властей следует выделить

также верховенство законодательной власти. Она сохраняется всегда, несмотря

на относительную самостоятельность других властей и существующие пределы ее

деятельности. «Ведь то, что может создавать законы для других, - поясняет

Дж. Локк, - необходимо должно быть выше их. А поскольку законодательная

власть является законодательной в обществе лишь потому, что она обладает

правом создавать законы для всех частей и для каждого члена общества,

предписывая им правила поведения и давая силу для наказания, когда они

нарушены, постольку законодательная власть по необходимости должна быть

верховной и все остальные власти в лице каких-либо членов или частей

общества проистекают из нее и подчинены ей».[19]

Основной и конечной целью осуществления на практике теории разделения

властей является предотвращение узурпации всей государственной власти одним

лицом или группой лиц и сохранение целостности государственного механизма и

всего общества. Несмотря на некоторые различия в понимании конечных целей

теории разделения властей, многие авторы едины во мнении о том, что если в

руках одного лица или органа сосредоточивается вся власть, «если один

человек может создавать право, применять его и судить о его нарушениях, то

в таких случаях свобода не может долго существовать». Конечно, «мы все еще

можем голосовать один раз в четыре года. Но эти выборы неизбежно

превратятся в формальный опрос, где единственным ответом в бюллетене будет

только «да».

Как применяются названные и иные положения, составляющие общую теорию

разделения властей, на практике? Какие факторы влияют на данный процесс?

Чем обусловливается национальная специфика процесса применения теории

разделения властей в той или иной стране? На эти и другие им подобные

вопросы в западной литературе единого ответа нет. Однако если попытаться

суммировать разноречивые ответы и отвечать на эти и им подобные вопросы

кратко, то ответ звучал бы примерно так: национальная специфика, равно как

и факторы, влияющие на процесс применения теории разделения властей в той

или иной стране, обусловливаются особенностями развития данной страны,

характером и уровнем развития ее государственного механизма, экономики и

общества.

Разумеется, наряду с такого рода объективными факторами не менее

важную роль играют и субъективные факторы. Ибо без них (в частности,

приверженности или, наоборот, неприятия теории разделения властей) просто

невозможно было бы вести речь о применении данной теории в той или иной

стране. Это очевидно, как, впрочем, и то, что от того, как понимается

теория разделения властей, какие ее положения выдвигаются на первый план, а

какие остаются незамеченными, чему уделяется первостепенное значение, во

многом зависят характер и особенности ее применения.

Если отвечать более обстоятельно на поставленные вопросы, то ответ

нужно искать в специфике объективных и субъективных факторов, существующих

в той или иной отдельно взятой стране, а иногда и в особенностях

международного окружения. Например, со значительной долей уверенности можно

сказать, что не будь на вооружении правящей элиты современных

высокоразвитых в промышленном отношении стран, оказывающих на

«пореформенную» Россию и другие бывшие союзные республики большое влияние,

принципа разделения властей, то вряд ли он был бы с такой высокой

готовностью воспринят новыми, в основном прозападными, политическими

элитами в этих «нарождающихся демократиях». Не следует забывать, что теория

разделения властей — это не только и даже не столько «формально-

юридическая», сколько политическая и идеологическая теория.

Степень и характерные особенности процесса реализации данной концепции

в той или иной стране во многом зависят от таких конкретных факторов, как:

а) форма правления государства. Президентская республика, каковой

являются, например, США, в гораздо большей степени тяготеет к разделению

властей, нежели конституционная монархия в Бельгии, Великобритании, Швеции

или любой иной стране;

б) форма государственного устройства. В федеративном государстве,

например, в отличие от унитарного значительный акцент по вполне понятным

причинам делается не только на разделение властей по «горизонтали» (между

центральными органами государства), но и по «вертикали» (между центром и

субъектами федерации);

в) политический режим. Современные демократические политические

режимы, как правило, прокламируют и придерживаются (по крайней мере

теоретически) принципа разделения властей. В то время как тоталитарные и

автократические режимы, даже тогда, когда заявляют о приверженности

принципу разделения властей, на деле имеет место лишь разделение властных

функций;

г) существующие исторические, национальные и политические традиции, а

также сложившаяся политическая практика в той или иной стране.[20]

Наряду с названными действуют и иные объективные и субъективные

факторы, влияющие на процесс реализации в разных странах теории разделения

властей. Их много. Они весьма разнообразны и многочисленны. О преимуществах

и недостатках каждого из них идут споры. Глубокое и разностороннее их

изучение позволит создать более полное представление не только об основных

положениях теории разделения властей, но и об особенностях национальной

практики их применения.

ГЛАВА III. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ

ГОСУДАРСВЕННО-ПРАВОВОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

“Государственная власть в Российской федерации осуществляется на

основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы

законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”.

Конституция РФ ст.10

Принцип разделения властей становится одним из эпицентров решения

вопроса о демократическом обустройстве общества Российского государства. В

этих условиях чрезвычайно знать, в чем значимость его для сегодняшней

Росси, как он реализуется и почему его сохранение и реализация — одна из

важнейших предпосылок продвижения Росси по пути демократии.

Нередко в объяснении трудностей, с которыми сталкиваются реформы в

России, приводятся ссылки на отсутствие у страны демократических традиций,

особенности ее исторического развития.[21] В противовес этому порой

указывают на то, что зачатки демократической организации власти были

известны еще в Древней Руси. В частности, договоры, которые заключались

отдельными городами с княжескими дружинами, как бы содержали в себе

элементы разделения властей. Возможно, такие проявления ограничения

княжеской власти действительно имели место. Им можно найти подтверждение и

в стародавних летописях, и в некоторых других источниках. К сожалению, эти

начинания не получили последующего развития. Княжеская междоусобица и

вражда не способствовали к каким бы то ни было устремлениям к

демократическому правлению. В еще большей мере не оставляло для этого

возможностей татаро-монгольское иго. Объединение русских земель и

последующего создания централизованного Русского государства происходило в

условиях, требовавших максимальной концентрации власти. Утверждение

русского самодержавия, даже если оно и было необходимым историческим

этапом, также исключило возможность разделения властей.

В период смуты и после нее Россия могла пойти по пути конституционной

монархии, но народ так устал от постоянно сменяющихся государей, что ему

уже было все равно кто и на каких условиях возьмет власть в свои руки.

Сейчас немало авторов, которые считают, сто Александр II, не погибни

от рук народовольцев, возможно даровал бы стране конституционное правление.

Возможно, а возможно и нет. Отнюдь не стал конституционным монархом и

Николай I. Подписав знаменитый указ “Об усовершенствование государственного

порядка”, он действительно даровал некоторые свободы. Он объявил о создании

Государственной Думы, наделенной ограниченными законодательными

полномочиями. Но надежды, естественно, не оправдались. Не один закон не мог

вступить в силу без высочайшего одобрения. Да и само существование Думы

зависело от царского усмотрения или, точнее, произвола.

В феврале 1917 года монархия пала. 1 сентября 1917 года состоялось

официальное провозглашение России республикой. Специальная комиссия при

юридическом совещании Временного правительства начала подготавливать проект

республиканской Конституции. Видимо, в ней впервые мог найти отражение

принцип разделения властей. Но в 1917 году к власти пришли большевики, и

все планы временного правительства рухнули.

II Всероссийский съезд Советов, провозгласив в ночь с 7 на 8 ноября

1917 года переход всей полноты власти на всей территории бывшей Российской

империи в руки Светов, положил начало существованию тоталитарного

государства.

Разделение властей было объявлено инструментом завоевания и

осуществления власти буржуазией. Концепция разделения властей, как

выражение интересов буржуазии, марксизмом отвергалось.

Документы, подписанный 8 декабря 1991 г. В Беловежской пуще тремя

государствами из четырех, учредивших в 1922 году СССР, положили конец его

существованию, как государству.

В отличие от других бывших союзных республик Россия не издавала

специальный акт о провозглашение независимости. В какой-то мере точкой

отсчета можно считать Декларацию о государственном суверенитете, которая

была одобрена российским парламентом 12 июня 1990 г. Уже на I Съезде

народных депутатов РСФСР была признана необходимость разработки и принятия

новой Конституции республики.

Первый “официальный” проект Конституции был существенно пересмотрен

после попытки августовского путча. В октябре 1991 г. был опубликован

второй, а марте 1992 г. — третий проект Конституции. Каждый из этих

проектов отражал изменения, происходившие в общественно-политической жизни

страны, новые подходы и новые видения того, как должны быть устроены

общество и государство в России.

Развернулась борьба между защитниками различных вариантов проектов,

поддержанными разными государственными структурами. Нарастала конфронтация

между исполнительной властью и парламентом. Каждый из институтов стремился

к законодательному закреплению своего доминирующего положения, а это

неизбежно должно было сказаться и на содержании основного закона.

24 июня 1993 года “Российская газета” публикует сразу два новых

официальных проекта. Один был внесен президентом РФ, другой — группой

народных депутатов. В целях подготовки единого согласованного проекта

основного закона Президент созвал Конституционное совещание.

Одобренный Конституционным совещанием проект Конституции был сразу же

без обсуждения отвергнут Верховным Советом. Создалась тупиковая ситуация,

т.к. в стране отсутствовал конституционно оформленный механизм разрешения

конфликта между основными ветвями власти.

После приостановки деятельности парламента было вновь созвано

Конституционное совещание, которое внесло коррективы в ранее подготовленный

проект. Они касались в основном двух главных моментов: уточнения принципов

построения РФ и реализации принципа разделения властей.

Окончательный проект новой Конституции Российской Федерации был

вынесен на всенародное обсуждение и референдум, состоявшийся 12 декабря

1993 года, и был одобрен 58,4% голосовавших.

Окончательный проект Конституции Российской Федерации, представленный

на референдум, в части, касающейся разделения властей, особых нововведений

не содержит. Принцип изложенный в ст. 10 достаточно лаконично, четко и ясно

определяет его структуру. Его продолжением и развитием служит ст. 11,

состоящая из трех частей. Часть первая подтверждает, какие именно органы

осуществляют государственную власть: Президент, парламент, Правительство и

суды. Часть вторая относится к ведению субъектов Федерации образования их

органов государственной власти. Наконец, третья часть устанавливает, что

разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной

власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации

осуществляется на основе Конституции, федеративных и иных договоров о

разграничении предметов ведения полномочий.[22]

К сказанному следует добавить, что Конституция признает и гарантирует

местное самоуправление в пределах его полномочий. Одновременно они

уточняют, что его органы не входят в систему органов государственной власти

(ст. 12). Из этого можно сделать вывод: принципы, положенные в основу

построения и деятельности органов государственной власти, не могут

автоматически распространяться на сферу местного самоуправления.

Конституция РФ. Согласно действующей Конституции, носителем

суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации

является ее многонациональный народ. Захват власти кем бы то ни было

противоправен. Власть может осуществляться народом либо непосредственно,

высшим выражением чего служат референдум и свободные выборы, либо через

посредство органов государственной власти и самоуправления (ст. 3).

Органами осуществления государственной власти на общефедеральном уровне

выступают Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство Российской

Федерации, суды РФ.

Органы государственной власти РФ строят свою деятельность на

принципах, составляющих основы конституционного строя Россия. Защита прав и

свобод человека — обязанность государства. Для исключения противоправной

узурпации власти и попрания прав и свобод, устанавливается принцип

разделения властей.

В Российской Федерации носителем законодательной власти и

представительным органом является Федеральное собрание. Исполнительной

властью наделено Правительство РФ. Правосудие осуществляют суды, а судебная

власть реализуется посредством конституционного, гражданского,

административного и уголовного судопроизводства. Вроде бы все ветви власти

имеют своих представителей, и Президент России оказывается как бы вне рамок

механизма разделения властей. В действительности это не так.

ПРЕЗИДЕНТ. Президент Российской Федерации, будучи главой государства,

является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в

международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных с

гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета,

независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен

необходимыми полномочиями и прерогативами.

Но государственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют

все ветви власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и

свойственными ей методами. Президент должен обеспечить координацию и

согласованность деятельности всех органов власти. Президент действует не

как указующая инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в

той или иной степени участие в каждой из них.[23]

Президент Российской Федерации участвует в осуществлении верховного

представительства страны. Это право вытекает из того, что его избирают

путем прямых выборов. Одно и то же лицо не может занимать должность

президента два срока подряд.

В сфере взаимодействия с парламентом Президенту РФ принадлежат весьма

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.