Принципы права
Принципы права
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Понятие и роль принципов права. 5
Глава 2. Классификация принципов права. 12
2.1. Общеправовые принципы. 12
2.2. Межотраслевые и отраслевые принципы права. 21
Заключение 25
Введение
В основе любой осознанной деятельности человека лежат определенные
принципы. Смысловое значение слова “принцип” в русском языке - “руководящее
начало” или “основополагающая идея”. Законодательство, будучи социальным
явлением, создаваемым людьми с целью юридического закрепления нормативно-
правовых предписаний, направленных на урегулирование общественных
отношений, также основано на определенных принципах.
В юридической литературе предметом научного исследования обычно
становятся принципы права. Например, С.С. Алексеев под принципами права
понимает выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала,
характеризующие его создание, его основы, закрепленные в нем закономерности
общественной жизни[1]. Заметим, что эта проблема в юридической литературе
достаточно хорошо исследована.
Принципы права представляют собой основные идеи, исходные положения или
ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования.
Отражаясь, прежде всего в нормах права, принципы пронизывают всю
правовую жизнь общества, всю систему страны. Они характеризуют не только
сущность, но и содержание права, отражают не только его внутреннее
строение, статику, но и весь процесс его применения, его динамику. Принципы
права оказывают огромное влияние на весь процесс подготовки нормативных
актов, их издания, установления гарантий соблюдения правовых требований.
Принципы права выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на
основе которой покоятся и реализуются не только нормы, институты или
отрасли, но и вся его система. Принципы служат основным ориентиром всей
правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности
государственных органов. От степени их соблюдения в прямой зависимости
находится уровень слаженности, стабильности и эффективности правовой
системы. Имея общеобязательный характер, принципы права способствуют
укреплению внутреннего единства и взаимодействия различных его отраслей и
институтов, правовых норм и правовых отношений, субъективного и
объективного права.
В этом мы видим актуальность данного вопроса.
Принципы права не являются произвольными по своему характеру, а
объективно обусловлены экономическим, социальным, политическим строем
общества, существующим в той или иной стране, социально-классовой природой
государства и права, характером господствующего в стране политического и
государственного режимов, основными принципами построения и
функционирования политической системы того или иного общества.
Целью нашего исследования является изучение принципов права.
Для достижения данной цели мы поставили следующие задачи:
. Анализ понятия принципов права и их роли;
. Изучение их видов в соответствии с предложенной классификацией.
Глава 1. Понятие и роль принципов права.
Понятие принципов права является одной из актуальных проблем
современной юридической науки. И это не случайно, так как именно в
принципах права наиболее ярко отражена его сущность во всем многообразии
составляющих ее сторон и закономерностей. Кроме того, важность данной
проблемы определяется тем, что сложившееся в отечественной науке
представление о принципах сформировалось в основном на базе
узконормативного правопонимания и имеет существенные недостатки. Во-первых,
под принципами права обычно подразумевают лишь те основополагающие идеи,
которые получили официальное закрепление в нормах законодательства.
Логическим следствием стали утверждения, что принципы могут обнаруживаться
только в содержании указанных норм и к их числу нельзя отнести руководящие
идеи правосознания, получившие общественное признание и реализуемые в
правоотношениях, но не зафиксированные в нормативно-правовых актах. Другим
негативным моментом является сужение значимости принципов и ограничение
сферы их действия рамками правотворчества и правоприменения, причем в
правотворчестве им отводится роль теоретической базы, определяющей
содержание конкретных норм, а в правоприменении их функция ограничивается
лишь потребностью в толковании все тех же норм[2].
По существу, руководящие положения при таком подходе низводятся до
вспомогательных элементов, предназначенных исключительно для обслуживания
нужд, связанных с созданием и использованием нормативного массива и не
приспособленных для непосредственного регулирования общественных отношений.
Отсюда вытекает и их характеристика в качестве определенных требований к
системе юридических норм, а не к реальному поведению субъектов
правоотношений. Но, как известно, требования можно адресовать только людям,
а не абстрактным правилам поведения.
Исследование принципов не может ограничиваться формально-юридическими
вопросами. Нормы права - это лишь одна из абстрактных форм его бытия, к
которым принадлежит и правосознание. Конкретным проявлением права, главным
свидетельством его существования выступают не они, а правоотношения.
Поэтому, не отрицая значимости воплощения принципов в содержании
юридических норм и их законодательной фиксации, нельзя оставить без
внимания их связей с правосознанием и правоотношениями.
Сложное многогранное содержание права, которое не может быть сведено к
законодательству, требует комплексного подхода к его принципам. Такой
подход предполагает их анализ в нескольких аспектах, условно обозначенных
как генетический, гносеологический, онтологический и функциональный. При
этом термины “принципы права”'', “юридические принципы”, “основополагающие
идеи”, “отправные начала”, “руководящие положения” используются как
синонимы.
Генетическая характеристика принципов права заключается в рассмотрении
детерминированности их содержания объективными социальными
закономерностями. Согласно материалистическому пониманию отправных начал
они являются отражением важнейших сторон практической деятельности
субъектов общественных отношений. “Не природа и общество сообразуются с
принципами, а наоборот, принципы верны лишь постольку, поскольку они
соответствуют природе и истории”. Основополагающие идеи права выступают не
произвольными конструкциями человеческого разума, а особой формой выражения
объективных социальных закономерностей. Фиксируя в своем содержании
необходимые и существенные связи, имеющиеся в обществе и в праве, они
позволяют установить такой порядок общественных отношений, который в
наибольшей степени способствует их упрочению и развитию[3].
В принципах права отображаются социальные закономерности двух видов:
распространяющие свое действие на общество в целом и свойственные только
праву как особому регулятору человеческого поведения. Первые отражаются в
содержании руководящих положений, получивших название общесоциальных
(социально-политических) принципов. В них сконцентрированы существенные
черты общественных отношений, являющихся предметом правового воздействия.
Важнейшей особенностью этих отношений является то, что существовать и
нормально развиваться они могут лишь в правовой форме (например, отношения
собственности и политической власти). Общесоциальными началами современного
права выступают принципы разделения властей, защиты собственности,
демократизма, гуманизма и др. В них выражаются экономические, политические,
нравственные устои существующего общественного строя.
Социальные закономерности, присущие только праву, преломляются в
содержании другой группы принципов, именуемых специально-юридическими. Они
выражают особенности правового регулирования, показывают его отличие от
иных социальных регуляторов, а потому могут быть определены как принципы
правового регулирования. К ним относятся принципы свободы, справедливости,
юридического равенства, ответственности за вину, единства юридических прав
и обязанностей, законности, единства объективного и субъективного права,
государственной гарантированности[4].
Общесоциальные и специально-юридические начала права могут действовать
эффективно лишь во взаимодействии друг с другом, так как только в этом
случае происходит надлежащее согласование существенных свойств объекта
регулирования и его регулятора.
Гносеологический аспект исследования принципов обусловлен их
идеологичностью, детерминированностью не только объективными социальными
закономерностями, но и абстрагирующей деятельностью сознания человека,
творческой активностью его разума. Содержание руководящих положений
напрямую зависит от способности юридического мышления проникнуть в сущность
общественных процессов, выявить здесь главное, необходимое, основное.
Полученные результаты формулируются в виде фундаментальных правовых
понятий, которыми и становятся в гносеологическом плане юридические
принципы.
Безусловно, необходимые и существенные стороны и связи социальной
действительности в определенной степени отражаются и конкретными нормами
права. В противном случае последние утратили бы способность положительно
воздействовать на общественные отношения. Однако в отличие от принципов
существенное представлено в них в неразрывном единстве с несущественным,
главное - с второстепенным, необходимое - со случайным. К тому же
конкретные юридические нормы по воле законодателя могут являться
сознательным искажением объективных социальных закономерностей, как это
произошло, например, со свободой труда в бывшем советском законодательстве,
нивелированной установлением обязанности трудиться, обеспеченной мерами
административного и уголовного принуждения. Специфика же основополагающих
идей права как гносеологических феноменов проявляется именно в том, что они
наиболее правильно, адекватно, без умышленных искажений выражают
необходимое и существенное в социальной действительности в соответствии с
достигнутым в обществе на данный момент уровнем ее познания.
Другой отличительной чертой руководящих положений в гносеологическом
плане по сравнению с конкретными юридическими нормами выступает значительно
большая их зависимость от состояния правовых знаний. Они возникают лишь на
определенном этапе правогенеза, непосредственно связанном с появлением
развитого юридического мышления, в то время как конкретные нормы права
возникали и во многих случаях продолжают и сегодня зарождаться стихийно, в
ходе повседневной практической деятельности людей. Исторически принципы
права появились значительно позже иных его норм, первоначально
существовавших в виде юридических обычаев и не содержавших теоретических
обобщений социальных процессов на уровне их сущности. «От фактического к
нормативному - вот процесс, вот линия развития, в рамках которых
формируется право и результатом которых являются нормы». Вследствие этого
для обычая как для нормативности, формировавшейся стихийно, норма служит
характеристикой фактического положения вещей, а не является абстрактным
эталоном поведения. Типизацией и абстрагированием отличался позднейший
период правогенеза, примером чего может служить уголовное право, где
вначале сформировалась особенная часть и лишь после этого и много позднее
общая часть, включавшая в себя его принципы[5].
Переход от казуальной к абстрактной форме правового регулирования
вызывается не только развитием человеческого мышления, но и движением,
изменением общественных отношений. Они достигают такой ступени прогресса,
на которой возникает объективная потребность в их упорядочении на основе
фундаментальных руководящих положений, поскольку стихийный процесс
возникновения юридических норм уже не позволяет достичь необходимого
правового воздействия - оно малоэффективно, связано с дополнительными,
зачастую излишними затратами сил и средств. Принципы права позволяют
придать правовому регулированию научность и значительно повысить его
результативность. Обладая высшей степенью абстрактности по сравнению с
конкретными юридическими нормами, они способствуют юридическому закреплению
не только того, что уже сложилось в социальных отношениях, но и направляют
правовое регулирование ``вперед'', дают государству возможность сознательно
и планомерно воздействовать на деятельность людей. Поэтому отправные
начала, являясь закономерным результатом социального прогресса, в силу их
гносеологических особенностей становятся атрибутом лишь достаточно развитых
правовых систем.
Гносеологический аспект руководящих положений нельзя абсолютизировать,
отождествляя их с понятиями науки, элементами теории. Познавательный момент
подчинен в них главной функции - регулятивной, в связи с чем они обладают
рядом особенностей, обусловленных общеобязательностью и иными свойствами
права, фиксацией в юридических предписаниях и воплощением в
правоотношениях. Рассмотрение данной стороны принципов позволяет дать их
онтологическую характеристику, предусматривающую выявление основных форм их
бытия[6].
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации
общепризнанные принципы международного права являются составной частью
правовой системы России, принципами российского права. Общепризнанность же
отправных начал международного права не означает их обязательного
закрепления в международных договорах и иных формальных источниках
юридических норм. Кроме того, законодательная, в том числе и
конституционная, фиксация руководящего положения еще не означает его
окончательного перехода из сферы правосознания в практическую плоскость.
Если оно масштабно игнорируется субъектами, к которым обращено, то
принципом права в полной мере назвать его еще нельзя, поскольку отсутствует
элемент его общего признания в качестве такового в правоотношениях.
Можно сделать вывод о том, что принципами права являются не только те,
которые закреплены в законодательстве и иных источниках правовых норм, но и
основополагающие идеи правосознания, получившие общее признание в
деятельности органов правосудия, иных субъектов внутригосударственного и
международного права, несмотря на отсутствие их формальной фиксации в
объективном праве.
Функциональный аспект характеристики отправных начал раскрывает их
практическое предназначение. Можно констатировать наличие у них двух
функций: внутренней и внешней. Внутренняя состоит в воздействии на систему
юридических норм, обеспечивающем ее непротиворечивость и согласованность.
Все нормативные предписания должны логически вытекать из содержания
принципов и точно им соответствовать. Это позволяет осуществлять правовое
регулирование на единых началах и обеспечить его максимальную
эффективность. Реализуя внутреннюю функцию, руководящие положения
обслуживают нормативный массив, и их воздействие на общественные отношения
происходит опосредованно - через определяемые ими конкретные юридические
нормы[7].
Внешняя функция принципов права заключается в непосредственном
регулировании поведения субъектов общественных отношений. Причем она не
ограничивается только рамками правоприменения при пробелах в
законодательстве или при противоречии отправным началам его конкретных
норм. Непосредственное регулятивное воздействие проявляется и тогда, когда
у субъектов имеется возможность реализовать требования принципов, не
прибегая к правоприменению.
Глава 2. Классификация принципов права.
2.1. Общеправовые принципы.
Принципы права - это исходные, определяющие идеи, положения,
установки, которые составляют нравственную и организационную основу
возникновения, развития и функционирования права. Принципы права есть то,
на чем основаны формирование, динамика и действие права, что позволяет
определить природу данного права как демократического или, напротив,
тоталитарного.
С одной стороны, принципы права отражают его объективные свойства,
обусловленные закономерностями развития данного общества, всей гаммой
исторически присущих ему интересов, потребностей, противоречий и
компромиссов различных классов, групп и слоев населения. С другой стороны,
в принципах права воплощается его субъективное восприятие членами общества,
их нравственные и правовые взгляды, чувства, требования, выражаемые в
различных учениях, теориях, направлениях правопонимания. Поэтому принципы
права должны рассматриваться с учетом, как единства, так и особенностей
обеих отмеченных сторон, с позиций сложившегося в юридической и философской
науках общего представления об объективном и субъективном в праве[8].
Принципы права выражают главное, основное в праве, тенденции его
развития, то, на что право должно быть ориентировано, устремлено. В
сравнении с правовыми нормами, соответствующими той или иной эпохе,
определенному историческому периоду, принципы права отличаются большей
устойчивостью, остаются неизменными в течение длительного времени[9].
В юридической науке сложилось деление принципов права на общие
(общеправовые), межотраслевые и отраслевые.
Общие принципы права характеризуются тем, что относятся к праву в
Страницы: 1, 2
|