рефераты бесплатно

МЕНЮ


Проблемы лизинга в Украине

имущества со сроком его амортизации и, соответственно, затратам на его

инвестирование. Однако, емкость понятий финансового, оперативного и

действительного лизинга несравнимо больше и по существу они частично

перекрываются понятиями обычного лизинга, хайринга, рейтинга.

К финансовому лизингу относятся, как правило, контракты, предусматривающие

выплату в течение твердо установленного (основного или базового) срока

арендных платежей, сумма которых достаточна для полного возмещения расходов

лиссора, связанных с приобретением, имущества и реализацией прав

собственника, а также обеспечением ему определенной прибыли. Амортизация

при этом происходит в течение основного срока аренды. Существуют различные

мнения о том, что следует считать финансовым лизингом. Так, эксперты

британской «Ассоциации лизинга оборудования» считают, что финансовым

лизингом следует называть любую арендную операцию, главной целью которой

является финансирование используемого рентером имущества, в течение большей

части срока службы этого имущества, если выбор имущества и поставщика

осуществляется рентером. Такой подход, однако, не учитывает возможность

опциона на покупку оборудования и вариантов хайринговых сделок. Правильнее

было бы назвать финансовым лизингом сделку, в результате которой имущество

амортизируется в течение одного срока лизингования. Специфическими чертами

этой формы лизинга являются:

— исключительное право рентера на пользование имуществом в течение всего

срока лизинга;

" — наличие основного срока лизинга, в течение которого

стороны не вправе односторонне прекратить действие договора, а лиссор

возмещает свои затраты за операцию; — обслуживание, страхование и

ответственность за имущество лежат на рентере;

— опцион на покупку рентером имущества по остаточной цене после окончания

основного срока лизинга.

В отличие от финансового лизинга оперативный лизинг является формой сделки,

при которой не происходит полной окупаемости лизингуемого имущества в

течение одного периода лизингования. По своему характеру это кратко- и

среднесрочная аренда, применяемая в тех случаях, когда пользователю

экономически нецелесообразно нести весь риск, связанный с владением

имуществом. Диапазон срока аренды при | оперативном лизинге — от нескольких

часов до 3 - 5 лет. ; Характерными чертами оперативного лизинга являются:

—лишь частичная амортизация лизингуемого имущества в течение одного

срока лизингования;

— отнесение большей части обязанностей, связанных с ' обслуживанием

имущества, на счет лиссора;

— наличие возможностей кратного лизингования.

К оперативному лизингу можно отнести большинство лизинговых операций с

имуществом, имеющим высокие темпы морального старения и большинство сделок

рентингового типа.

Действительный лизинг занимает промежуточное положение между финансовым

и оперативным лизингом. С одной стороны, он предусматривает опцион на

покупку лизингуемого имущества, а с другой — предоставление лиссором

дополнительных услуг рентеру по содержанию и страхованию имущества.

Наиболее распространенные сроки действия лизинговых контрактов 4-5 лет. В

США этот вид лизинга иногда называют нормативным лизингом.

Таким образом, в первых 2-х строках схемы 2. представлены 6 основных

видов лизинговых операций. Термины, обозначающие эти операции, можно

назвать определителями, поскольку они определяют основные свойства

лизинговых сделок, но практически никогда не содержатся в названиях и

формах договоров. (Они подразумеваются, исходя из условий контракта).

В четырех нижних строках схемы 2 представлены названия видов операций,

которые можно назвать характеристическими, поскольку они представляют

специфическую особенность лизинговой сделки. Эти особенности зачастую

требуют фиксации и упоминаются в соглашениях.

Так, в зависимости оттого, кто был владельцем имущества, используемого

по лизингу до начала сделки, следует различать лизинг собственника,

доверительный и возвратный лизинг.

Когда говорится о лизинге собственника (продавца), называемом за

рубежом контрактом типа вендер-лиз (от англ. vender-lease) имеются ввиду

операции, при которых лизингу-емое имущество первоначально находилось у

предприятия-продуцента или торгового предприятия. Рентер в соответствии с

вендер-лиз контрактом получает имущество от лиссора (это может быть

сбытовой филиал производителя, диллерская фирма, независимый инвестор) и в

дальнейшем отношения между ними строятся на чисто арендных принципах.

Договора ливеридж-лиз (от анг. leverage-lease) можно назвать еще

доверительным лизингом. В отличие от вендор-лизинга лиссор здесь является

не просто посредником-инвестором. По условиям ливеридж-лиз контракта лиссор

и рентер создают доверительную компанию, которая, приобретя

производственные фонды у прежнего владельца, передают их в долговременное

пользование партнеру-рентеру. Таким образом, повышается заинтересованность

лиссора в бизнесе рентера.

Третий вид контрактов этого ряда — сделки лиз-бэк (от англ. sell-and-

back) являются сравнительно новыми в мировой экономической практике.

Лизинговые фирмы смогли к ним приступить, лишь получив значительный

финансовый резерв, либо контактируя с банками. Согласно этому типу

контракта, собственник продает свое имущество лиссору с условием в

дальнейшем арендовать его. При этом бывший собственник, а ныне рентер,

должен вернуть с процентами полученную от такой продажи сумму в виде

арендной платы, а также нести расходы по содержанию лизингуемого имущества.

Контракты лиз-бэк ныне составляют значительную часть операций, проводимых

лизинговыми фирмами с подержанным оборудованием. Этот тип операций является

удобной формой финансирования, позволяющей фирмам получать значительные

налоговые льготы.

Соглашения типа вендер-лиз, ливеридж-лиз и лиз-бэк охватывают по сути

все основные варианты посреднических арендных контрактов с промышленным

оборудованием, если характеризовать их в зависимость от характера отношений

собственности.

Четвертая строка схемы 2 представляет ряд известных названий лизинговых

сделок в зависимости от характера инвестора ( лиссора). Это, прежде всего,

прямой лизинг — операция, проводимая самостоятельно одним посредником-

лиссором. В США такой лизинг соответствует понятию «капитального лизинга»,

дополненного некоторыми другими условиями лизингового договора. Это также

групповой лизинг, при котором лиссор использует средства третьей стороны

для приобретения сдаваемого затем в аренду имущества. При этом лиссером

часто выступает группа акционеров, каждый из которых вносит свой пай, чем

уменьшает индивидуальный финансовый риск.

Еще более сложная форма — раздельный лизинг, который охватывает множество

лиц на стороне заимодавцев (финансирующих учреждений), лиссоров и рентеров

и оформляется с помощью брокеров как сделка «в пакете», с учетом интересов

всех ее участников, зачастую, путем создания подставного предприятия.

Обычно в сложном лизинге участвуют пять сторон: доверительный собственник

(лиссор), финансирующая организация, брокер, учредители подставного

предприятия и рентер.

Таковы ступени постепенного усложнения лизинговых сделок от наиболее

простых, с точки зрения состава участников, до крупных, имеющих сложную

организационную структуру. -

По характеру взаимодействия между лиссором и ренте-ром, наличию

обязательств и характеру их выполнения после заключения сделки, лизинговые

операции подразделяются на лизинг чистый, с услугами и типа «бай-бэк».

О чистом или нетто-лизинге следует говорить в том случае, если все

расходы, связанные с эксплуатацией имущества, реализацией прав

собственности (транспортировка, сборка, страхование), а также сбытом

продукции, несет рентэр. В этом случае арендные платежи, получаемые

рентером, являются «чистыми». В большинстве случаев сделки по финансовому

лизингу представляют собой нетто-лизинг.

Лизинг типа «бай-бэк» (от англ. buy-back) предусматривает уже более

сложный характер взаимоотношений между лиссором и рентером. Лиссор берет на

себя полностью или частично реализацию продукции, (услуг) произведенной

рентером на лизингуемом имуществе, причем принимает ее в качестве арендной

платы. Часто такие сделки содержат обязательства о предоставлении рейтеру

маркетинговых, информационных, инжиниринговых услуг.

Еще больше обязательств несет лиссор перед рентером при лизинге с

услугами. Здесь обычно различают лизинг с полным набором услуг и лизинг со

специальными услугами. Различия между этими видами лизинга рассматривались

нами ранее.

Наконец, по способу перехода имущества в собственность, лизинг, следует

подразделять на условный, сроковый и бессрочный.

Условный лизинг по сути является формой продажи имущества через

заключение арендной сделки и похож на продажу в рассрочку. Рентер, по

договору с лиссором, считается владельцем имущества с момента заключения

сделки, негласной целью которой является получение налоговых льгот.

Сроковый лизинг, называемый за рубежом контрактом типализ-оунэшип

(отангл. lease with owner-ship) или «арендой с владением». Согласно этому

контракту оборудование переходит в собственность рентера после выплаты всей

суммы арендной платы в течение определенного срока. По окончанию этого

срока имущество продается рентеру по незначительной остаточной стоимости

или передается бесплатно.

Бессрочный лизинг или ливоп-контракт (от англ. tease with option to

purchase-tewop) — лизинговый контракт с возможностью выбора времени

покупки. По такому контракту рентеру предоставлено право решать в какой

момент он может купить оборудование, юридическое право на которое растет с

каждым взносом. Оборудование при покупке приобретается по остаточной , либо

несколько превосходящей остаточную стоимости.

Таким образом четыре нижних строки схемы 2 дают достаточно полную

систематизацию, характеризующую различные стороны лизинговых сделок,

последовательно отвечая на вопросы: Кто был собственником имущества до

начала совершения лизинговой операции? Кто стал собственником -лиссором

имущества? На каких принципах имущество лизингуется и каковы

взаимоотношения между лиссором и рентером? Какова дальнейшая судьба

имущества, т.е. каковы условия его выкупа и прекращения лизинговых

отношений?

Если термины, обозначающие эти различные стороны лизинговых контрактов,

объединить в одной формуле названия лизинговой операции, то они достаточно

емко характеризуют ее суть. Очевидно, что, например, название

«доверительный прямой ливоп-контракт» типа «бай-бэк» с научной точки зрения

обладает большой степенью информативности и дает возможность быстро и

глубоко проанализировать какого рода данная лизинговая операция. На

практике, естественно используются более краткие обозначения. Так,

приведенная вышеоперация, в документах может называться «прямым бай-бэк

лизингом».

2.1. Лизинг в структуре мирового рынка.

Говоря о наиболее общих чертах современного лизинга, можно отметить его

тесную связь с уровнем промышленного развития и финансовым состоянием

государств, его универсальность по отношению к странам, видам продукции и

формам сделок, его международный характер.

В большинстве промышленно развитых стран лизинг стал неотъемлемой частью

экономической структуры. В 70-х годах среднегодовые темпы прироста объема

лизинговых операций в денежном выражении находились на уровне 20%. В 80-е

годы произошло снижение этого показателя до 15%, но тем не менее этот темп

превышает темпы экономического развития большинства стран.

Характерной чертой современного лизинга является тяготение его к

промышленным, стабильно развивающимся государствам. За периоде 1988 по

1993г.г. объем лизинговых операций в Италии увеличился в 3 раза, в ФРГ—2,7,

в Японии — в 2,5, в Великобритании и США—примерно в 2,4 раза. К 1993 г.

доля лизинга в капиталистических странах в машины и оборудование в США

составила — 33%, Австралии — 25%, Великобритании— 18%, ФРГ— 10%,

Японии—8,9%. Данные об объеме лизинговых операций в ряде стран представлены

в схеме 3.

В 1992 г. мировой объем лизинговых инвестиций в машины и оборудование

оценивался 280 млрд. долларов США. Из них на США приходилось более трети

мировых сделок по лизингу в сопоставимых ценах, на Японию — 17,1%, на

Великобританию и ФРГ — около 4%. В то же время страны Западной Европы,

долгое время скептически относившиеся к лизинговым операциям, с конца 70-х

годов начинают интенсивно наращивать свою деятельность в этой области.

Темпы прироста лизинговых инвестиций в Италии, Швеции, Швейцарии превышают

рост подобных инвестиций в таких странах, как США, Япония.

В настоящее время лизинговый рынок вполне насыщен. Об этом говорят такие

факты как рост сопутствующих лизингу услуг, постепенное снижение арендных

ставок и приближение их к ставкам банковским, практика лизинга все более

крупных объектов, частичное переключение лизинговых компаний на другие виды

услуг, увеличение международной деятельности лизинговых фирм.

В странах среднего уровня развития, (Арабский мир, Восточная Азия, Южная

Америка) интенсивность международного финансового лизинга также растет

более высокими темпами, чем в странах, где лизинг традиционно развит.

Лизинг средств производства непосредственно у производителей позволяет этим

странам частично обойти протекционистские барьеры и диктат международных

банков. Именно лизинговая передача технологий в направлении средне- и

Схема 3. Объемы лизинговых инвестиций по странам (млн. долларов США)

|Годы |1978 |1982 |1986 |1990 |1994* |

| | | | | | |

|Австралия |2900 |4500 |7250 |- |- |

|Австрия |115 |190 |617 |1720 |2100 |

|Бельгия |166 |220 |840 |- |- |

|Великобритания|2100 |5000 |10100|13270|15000 |

|Дания |65 |276 |470 |850 |1100 |

|Испания |285 |382 |1875 |2700 |3900 |

|Италия |600 |1800 |3608 |5320 |7400 |

|Канада |664 |760 |2539 |4790 |6800 |

|Нидерланды |558 |190 |366 |530 |800 |

|Норвегия |133 |430 |1027 |1500 |2200 |

|Португалия |- |8 |131 |280 |720 |

|США |26500|57600|89390|- |- |

|Финляндия |39 |311 |453 |780 |900 |

|Франция |2100 |3900 |5635 |8360 |9800 |

|ФРГ |3100 |7100 |8600 |11520|14200 |

|Швейцария |131 |361 |652 |990 |1300 |

|Швеция |199 |559 |1821 |2230 |2800 |

|Япония |4000 |9200 |14320|18200|22000 |

|- оценка | | | |

слаборазвитых стран, по-видимому, будет доминировать в международном

лизинге в предстоящие годы./15/

Международный лизинг развивается в настоящее время чрезвычайно высокими

темпами. Для некоторых стран ежегодный прирост международных лизинговых

контрактов в конце 80-х годов составляет 30-40%. Среди 4-5 тыс. фирм-членов

национальных лизинговых ассоциаций примерно половина в настоящее время

занимается международной арендной деятельностью.

Уже в настоящее время объем интерлизинговых операций по разным оценкам

составляет 18-20 млрд. долларов в год, т.е. около 3% мирового экспорта-

импорта техники. К концу века доля международных операций, осуществляемых

через лизинг, может достигнуть 6-10%.

Для наиболее развитых стран характерен, главным образом, лизинговый

экспорт, для стран со средним и низким уровнем экономического развития —

лизинговой импорт. Доминируют в международных арендных операциях США —

около 11 млрд. долларов (по данным 1990 г.), значительно уступают им

Япония—4,4 млрд. долларов, Великобритания— 0,8-1,8 млрд. долларов, ФРГ—0,8-

0,9 млрд. долларов./14/

Вместе с тем, международный лизинг сталкивается и с целым радом трудностей,

связанных с торгово-политическими режимами. В странах-импортерах нередко

существуют высокие, порой выходящие за рамки экономической выгоды, пошлины

на ряд ввозимых, в том числе и по аренде товаров, их квотирование,

ограничения на виды лизингуемых товаров. В странах с экономикой закрытого

типа возникают трудности с оплатой за рубеж арендных платежей, с переводом

их в конвертируемую валюту. В ряде стран правительства вводят квотирование

лизингового импорта и ограничивают его объемы, поскольку опасаются роста

внешней задолженности. Возникают и правовые сложности юридического порядка

при передаче арендуемого имущества в собственность и при переходе от одного

арендатора к другому. Все эти и ряд других факторов приходится учитывать

тем, кто хотел бы заключить контракты по аренде с инофирмами.

Лизинг, являясь в настоящее время одним из важнейших факторов мирового

товарообмена и международной инвестиционной политики, постоянно расширяет

сферу своего влияния как в плане географическом, так и в плане влияния

различных видов лизинговых операций на экономическую политику компаний и

стран.

По некоторым оценкам, к концу века уже около трети всей продукции будет

поступать на международный рынок. Причем, значительная ее часть будет

реализовываться благодаря лизинговым контрактам, либо контрактам,

содержащим элементы лизинга./5/

2.2. Качественные преимущества лизинга.

Лизинг как особая форма хозяйствования оказывает комплексное воздействие на

основные составные элементы производственного процесса: на средства труда и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.