рефераты бесплатно

МЕНЮ


Прохождение государственной службы в субъектах Российской Федерации (на примере Орловской области)

повышение квалификации. На аттестационную комиссию возложено также

проведение государственного квалификационного экзамена для присвоения

классного чина, квалификационного разряда.

Принципиально важно, что Положением предусмотрено право аттестуемого

заявить о несогласии с представленным отзывом о нём и перенесении

аттестации на очередное заседание комиссии (п. 8 Положения). В то же время

требуют дальнейшего уточнения вопросы правового обеспечения прав служащих

на должностное и профессиональное развитие, меры против использования

аттестации для расправы с неугодными работниками. Отсутствуют правовые

нормы, связанные с планированием карьеры.

В интересах обеспечения профессионализма государственных служащих и

выбора наиболее эффективных путей управления персоналом важное значение

имеет законодательное закрепление принципа стабильности кадров

государственной службы. При условии добросовестного выполнения своих

обязанностей государственный служащий должен быть гарантирован от потери

работы. Создание таких правовых основ решит проблему стабильного

функционирования всего государственного аппарата, плавной и постепенной

преемственности при переходе от одной политической программы к другой.

Постоянный контингент государственных служащих сможет обеспечивать

компетентное руководство государством, внутреннюю стабильность

соответствующего государственного органа. Конкретная на определённый срок

или на срок не более 5 лет система приёма на службу закреплённая в

федеральном законе «Об основах государственной службы Российской

Федерации», может оттолкнуть от государственной службы наиболее

квалифицированных специалистов.

Совершенствованию нормативно-правовой базы государственной службы,

реализации государственными служащими своего опыта, знаний и деятельности

при исполнении различных государственных должностей способствует активное

использование других категорий и институтов прохождения государственной

службы – личного дела, стажа государственной службы, трудового договора,

служебного места, резерва кадров и др.

Нормативно-правовая база государственной службы включает также правила

её прекращения. Это право предоставлено руководителю государственного

органа, в связи с увольнением по инициативе руководителя или в связи с

достижением предельного возраста, выходом на пенсию.

В настоящее время особое внимание органов государственной власти

привлекает проблема профессиональной подготовки служащих. Секретариат

Организации Объединённых Наций отнёс эту проблему, наряду с мобильностью и

системой служебной аттестации, к важнейшим элементам карьеры и управления

людскими ресурсами.*

Развитие нормативно-правовой базы подготовки, переподготовки и

повышения квалификации государственных служащих осуществляется в

соответствии с принципом их профессионализма и компетентности. Федеральным

законом определены также требования к уровню профессионального образования

с учётом группы и специализации должностей (ст. 6), введены

квалификационные разряды как показатель соответствия уровня

профессиональной подготовки служащих квалификационным требованиям к

должностям соответствующих групп. Кроме того, на служащего возложена

обязанность поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения

своих должностных полномочий (ст. 10). В связи с этим ему гарантируется

подготовка и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на

период обучения (ст. 15). На кадровые службы государственных органов

возложена обязанность анализировать уровень профессиональной подготовки

государственных служащих (ст. 28).

Нормативно-правовая база государственной службы содержит ряд норм

относительно организации учёбы государственных служащих. Особое значение

здесь имеют установления, которые содержатся в Положении Правительства РФ о

государственном заказе. В Положении определён порядок формирования,

размещения и исполнения государственного заказа на переподготовку и

повышение квалификации государственных служащих, взаимодействия между

федеральными органами по поводу заказа, а также их взаимоотношения с

соответствующими образовательными учреждениями.

Нормативно-правовая база государственной службы пополнилась нормами,

установленными Правительством РФ, о сроках учёбы государственных служащих.

Повышение квалификации проводится не реже одного раза в пять лет. При этом

в зависимости от групп должностей и форм обучения устанавливаются следующие

сроки повышения квалификации: от двух до шести недель – с отрывом от

государственной службы и от шести недель до шести месяцев – без отрыва от

этой службы.

Что касается переподготовки, то она организуется руководителем

соответствующего органа при необходимости назначения на государственную

должность иного профиля и проводится в следующие сроки: от трёх до шести

месяцев – с отрывом от государственной службы и от шести месяцев до одного

года – без отрыва от этой службы.

Для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти

Правительства РФ в 1995 г. утвердило Межведомственную комиссию по

переподготовке и повышению квалификации государственных служащих. Одной из

её задач является подготовка предложений по формированию системы нормативно-

правового обеспечения обучения кадров на основе государственного заказа.

В нормативно-правовую базу государственной службы входят также Указы

Президента РФ «О мерах по усилению социальной защищённости работников

центральных органов федеральной исполнительной власти и повышению их

профессионального уровня» (1993 г.), «О Положении о повышении квалификации

и переподготовке федеральных государственных служащих, увольняемых из

аппаратов органов государственной власти РФ в связи с ликвидацией или

реорганизацией этих органов, сокращением штата» (1994 г.), «О

квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной

государственной службы» (1996 г.).

В ближайшие годы требуется пополнение нормативно-правовой базы в части

прохождения государственной службы, прежде всего проведения

квалификационных экзаменов, присвоения квалификационных разрядов и

сохранения их при переводе на иные государственные должности; требуют

правового регулирования критерии оценки качества работы государственных

служащих и условия продвижения по службе, порядок внесения предложений

государственными служащими по совершенствованию государственной службы,

порядок продвижения по службе и увеличения денежного содержания

государственного служащего, порядок обращения в государственные органы для

разрешения споров, связанных с прохождением государственной службы.

Представляется, что дальнейшее укрепление нормативно-правовой базы

государственной службы следует осваивать на пути повышения правового

статуса органов управления государственной службой и кадровых служб

государственных органов, установления чётких правил, обеспечивающих увязку

должностных перемещений государственных служащих с результатами труда,

обучения и использования полученных знаний.

Порядок прохождения государственной службы в Российской Федерации

Поступление на государственную службу

Право поступления на государственную службу имеют, по общему правилу,

граждане Российской Федерации, достигшие восемнадцатилетнего возраста (не

моложе 18 лет), владеющие государственным языком, имеющие профессиональное

образование и отвечающие установленным законодательством РФ о

государственной службе требованиям. При поступлении на государственную

службу, а также при её прохождении не допускается установления каких бы то

ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от

расы, национальности, языка, пола, происхождения, имущественного и

должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия

гражданства субъектов Российской Федерации, отношения к религии, убеждений,

принадлежности к общественным организациям и профессиональным союзам,

созданным в установленном Конституцией РФ и другими законами порядке, а

также и других обстоятельств для граждан, профессиональная подготовка

которых отвечает требованиям по соответствующей государственной должности.

В Указе Президента РФ от 30 июня 1996 года №1005 «О повышении роли

женщин в системе федеральных органов государственной власти субъектов РФ»*

ставится особо вопрос о возможности введения минимальной квоты для

замещения женщинами государственных должностей федеральной государственной

службы. Рекомендовано органам государственной власти субъектов РФ и органам

местного самоуправления разработать систему повышения роли женщин в органах

государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления.

Таким образом, необоснованным будет являться любой отказ в приёме на

государственную службу, если он не основан на деловых качествах работника.

Исключение из этого общего правила составляют случаи, прямо предусмотренные

законом. К таким случаям относятся различия, исключения, предпочтения и

ограничения при приёме на работу, которые определяются свойственными

данному виду труда требованиями либо обусловлены особой заботой государства

о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Это

положение прямо касается государственных служащих.

Закрепляя право каждого гражданина Российской Федерации поступать на

государственную службу, законодательство о государственной службе вместе с

тем устанавливает ряд дополнительных по сравнению с КЗоТ, требований,

необходимых для реализации этого права. Одним из таких дополнительных

требований является знание государственного языка лицом, претендующим на

государственную службу.

Поскольку в соответствии со ст. 68 Конституции РФ государственным

языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык,

гражданин, поступающий на государственную службу, должен знать русский

язык. Знание русского языка необходимо при поступлении на государственную

службу в любой государственный орган – федеральный орган государственной

власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, иные

государственные органы, образованные в соответствии с Конституцией

Российской Федерации.

Требование о владении государственным языком относится не только к

государственному языку Российской Федерации, но и к государственному языку

той или иной республики, если в соответствии с ч. 2 ст. 68 Конституции РФ в

этой республике установлен свой государственный язык. Иначе говоря,

государственные служащие органов государственной власти этой республики

наряду с русским должны знать язык, признанный государственным в данной

республике.

Особые требования законодательство предъявляет к возрасту

государственных служащих. В отличие от КЗоТ, который, как общее правило,

допускает приём на работу с 15 лет, законодательство о государственной

службе устанавливает более высокий возраст поступления на государственную

службу. Для основной категории государственных служащих он составляет 18

лет. При поступлении на государственную службу в отдельные государственные

органы установлены более высокие требования в отношении возраста. Так, на

службу в органы налоговой полиции принимаются граждане не моложе 20 лет

(ст. 8 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции). На

должности прокуроров города, района, приравненных к ним прокуроров

назначаются лица не моложе 25 лет, а на должности прокуроров субъектов

Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров – не моложе 30 лет (ст.

40 Закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Повышение возраста, необходимого для поступления на государственную

службу, по сравнению с общими требованиями, установленными КЗоТ,

обусловлено как спецификой трудовой деятельности государственных служащих и

повышенной их ответственностью за исполнение возложенных на них

обязанностей, так и специальными требованиями, предъявляемыми к лицам,

претендующим на государственную службу, а также тем, что в ряде случаев

государственная служба связана со значительными физическими и

психологическими нагрузками, с необходимостью применения оружия и др.

В отличие от КЗоТ, законодательство о государственной службе

предусматривает и предельный возраст поступления на государственную службу.

По общему правилу, установленному законом об основах государственной

службы, он составляет 60 лет. В отдельных государственных органах

предельный возраст поступления на государственную службу значительно ниже.

Так, на службу в органы внутренних дел принимаются граждане не старше 40

лет (на службу в милицию – не старше 35 лет).

Государственный служащий для замещения той или иной государственной

должности должен отвечать определённым квалификационным требованиям. Они

касаются:

- уровня профессионального образования с учётом группы и специализации

государственных должностей государственной службы;

- стажа и опыта работы по специальности;

- уровня знаний Конституции Российской Федерации, федеральных законов,

конституций, уставов и законов субъектов Российской Федерации

применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

Уровень профессионального образования, необходимый для поступления на

государственную службу, зависит от государственной должности на которую

претендует гражданин.

В соответствии с Законом об основах государственной службы

государственные должности государственной службы подразделяются на пять

групп:

высшие государственные должности (5-я группа);

главные государственные должности (4-я группа);

ведущие государственные должности (3-я группа);

старшие государственные должности (2-я группа);

младшие государственные должности (1-я группа).

Для замещения высших и главных государственных должностей

государственный служащий должен иметь: высшее профессиональное образование

по специализации государственных должностей государственной службы или

образование, считающееся равноценным, с дополнительным высшим

профессиональным образованием по специализации государственных должностей

государственной службы.

Для замещения ведущих и старших государственных должностей – высшее

профессиональное образование по специальности «государственное управление»

либо по специализации государственных должностей государственной службы или

образование, считающиеся равноценным.

Для замещения младших государственных должностей – среднее

профессиональное образование по специализации государственных должностей

государственной службы или образования равноценным принимается федеральным

органом по вопросам государственной службы.

В зависимости от государственной должности установлены требования и в

отношении стажа и опыта работы по специальности. Эти требования до принятия

соответствующего федерального закона определены в Указе Президента РФ от 30

января 1996 г. «О квалификационных требованиях по государственным

должностям федеральной государственной службы». В соответствии с названным

Указом для замещения высшей государственной должности необходимо иметь стаж

государственной службы на главных государственных должностях не менее двух

лет или стаж по специальности не менее пяти лет.

Для замещения главной государственной должности – стаж государственной

службы на ведущих государственных должностях не менее двух лет или стаж

работы по специальности не менее трёх лет.

Для замещения ведущей государственной должности – стаж государственной

службы на старших государственных должностях не менее двух лет или стаж

работы по специальности не менее трёх лет.

Для замещения старшей государственной должности – стаж работы не менее

трёх лет. Требований к стажу работы для замещения должности прокурора

города, района, приравненных к ним прокуроров необходимо наличие стажа

работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трёх лет,

а прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров – не менее пяти

лет.

Замещение государственной должности означает, что гражданин стал

субъектом должностных прав, обязанностей, ограничений, запретов и правовой

ответственности. Общие положения о равенстве прав граждан на замещение

должностей не исключают некоторых ограничений, которые касаются особых

случаев. Так, гражданин не может быть принят на государственную службу и

находиться на государственной службе в случаях:

. признания его недееспособным или ограничительно дееспособным решением

суда, вступившим в законную силу;

. лишения его судом права занимать государственные должности в течение

назначенного срока;

. наличия в соответствии с заключением медицинского учреждения заболевания,

препятствующего выполнению должностных обязанностей;

. близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сёстры,

сыновья, дочери, а также братья, сёстры, родители и дети супругов) с

государственными служащими, если их государственная служба связана с

непосредственной подчинённостью или подконтрольностью одного из них

другому и в других случаях, установленных нормативными актами Российской

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.